Решение Арбитражного суда Костромской области
от 10 июля 2007 г. N А31-1376/2007-7
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 января 2008 г. N А31-1376/2007-7 настоящее решение оставлено без изменения
Администрация сельского поселения муниципального района Костромской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области (далее - Управление, Росприроднадзор) от 23.03.2007 г. N 03/13-07 о привлечении к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент финансов Костромской области, Комитет охраны окружающей природной среды и природопользования администрации Костромской области.
В судебном заседании Администрация заявленные требования поддержала.
Росприроднадзор против заявленных требований возражает, считает привлечение Администрации к административной ответственности законным и обоснованным, подробно изложив свои доводы в отзыве на заявление (л.д. 24-26).
Департамент финансов Костромской области по вопросу реализации областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Костромской области на 2006-2010 годы", включающей ремонт плотины на р. Ликша, пояснил, что одобренная постановлением губернатора области от 01.11.2005 N 689 программа Костромской областной Думой не утверждена, в связи с чем, не была включена в перечень областных целевых программ, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2006 и 2007 год и как следствие в законах области об областном бюджете на 2006 и 2007 годы денежные средства на ее реализацию не предусматривались, финансирование не осуществлялось.
Представитель Комитета охраны окружающей природной среды и природопользования Администрации Костромской области поддержал выступление Департамента финансов.
Исследовав представленные доказательства, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд установил.
23 марта 2007 года Управлением Росприроднадзора по Костромской области была проведена целевая, плановая проверка соблюдения Администрацией сельского поселения Галичского муниципального района требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) - плотины на р. Л у д. Н Галичского района Костромской области.
В результате проверки было выявлено, что администрацией сельского поселения нарушены требования: статей 8, 9, 15, 19 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ, пунктов 2, 3 Положения "Об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации, либо не имеющего собственника", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 N 237, а именно, не обеспечено и не организовано:
- проведение регулярных обследований ГТС, в том числе паводковых и визуальных обследований технического состояния гидротехнического сооружения;
- квалификация работников, прошедших обучение в специальных учебных центрах, занятых эксплуатацией ГТС;
- финансовое обеспечение мероприятий (финансовые и материальные резервы) по безопасной эксплуатации ГТС, по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС;
- ведение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий: отсутствуют журналы контрольных наблюдений, отсутствует проектная, техническая и исполнительная документация, не ведется наблюдения за уровнем воды в водохранилище;
- разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии плотины, в том числе не проводятся мероприятия по подготовке гидротехнического сооружения к пропуску весеннего половодья (укреплению плотины, ремонту, подготовке водосбросного сооружения, нет ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС и др. организационно-технических мероприятий, предназначенных для обеспечения безопасности ГТС н предотвращения аварии);
- страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений;
- разработка и согласование в установленном порядке Правил эксплуатации по безопасности ГТС.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 23.03.2007 N 03/13-07 и протоколе об административном правонарушении от 23.03.2007 N 3/13-07.
23 марта 2007 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области вынесено постановление N 03/13-07 о привлечении Администрации сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Посчитав принятое постановление незаконным, Администрация обжаловала его в арбитражный суд, требуя отмены. В обоснование заявленных требований она указала, что администрация сельского поселения не имеет возможности ни сделать технический паспорт ГТС, ни принять на работу специалиста в отсутствие указанной должности в штатном расписании, ни провести обучение требуемой квалификации специалиста по эксплуатации ГТС в виду дефицитности бюджета поселения и отсутствия финансирования на указанные цели; ГТС не эксплуатировалось со времен ее постройки, угрозы для затопления плотина не представляет.
Рассмотрев заявление, суд приходит к выводу об его удовлетворении.
Статьей 9.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения.
Согласно статье 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований, в том числе обеспечение необходимой квалификацией работников, обслуживающих гидротехническое сооружение (статья 8 Федерального закона).
Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация (статья 15 Федерального закона).
Соответствующие обязанности, аналогичные вышеназванным, собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации установлены в пункте 3 Положения "Об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 N 237.
В соответствии с пунктом 2 названного Положения эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми по согласованию с органом государственного надзора.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела гидротехническое сооружение - плотина на р. Л, д. Н Галичского района была построена колхозом в 1977 году с целью искусственного орошения пахотных земель, лугов, пастбищ скота и отдыха жителей близлежащих населенных пунктов. С момента строительства плотина не использовалась и с 1998 года стала бесхозной, о чем свидетельствуют паспорт водохранилища (л.д. 43-52), письма Комитета по водному хозяйству Костромской области от 19.05.1998 N 536-538 (л.д. 55), Комитета природных ресурсов по Костромской области от 12.02.2002 N 334 (л.д. 54).
21 марта 2003 года глава самоуправления Галичского района своим распоряжением N 90-р закрепил бесхозное гидротехническое сооружение за МП ЖКХ администрации района (л.д. 40).
Далее распоряжением главы самоуправления Галичского района от 10.06.2003 N 192-р плотина балансовой стоимостью 50164 рубля принята в муниципальную собственность района и передана муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства администрации района на праве хозяйственного ведения с постановкой на баланс (л.д. 52).
В соответствии с Законом Костромской области от 15.08.2006 N 63-4-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом "городское поселение", "сельское поселение" указанный объект передан распоряжением главы администрации Галичского муниципального района от 28.09.2006 N 444-р в муниципальную собственность сельского поселения (л.д. 11). 30 ноября 2006 года плотина по акту приема-передачи здания (сооружения) передана из ведения МП ЖКХ Галичского района Администрации сельского поселения.
Согласно справке Администрации Галичского муниципального района от 30.05.2007 N 433 и N 434 технической документации на гидротехническое сооружение, расположенное на р. Л у д. Н, не имеется, денежных средств на его содержание не выделялось (л.д.79, 80). В период с сентября 2002 года по ноябрь 2006 работы по содержанию ГТС из-за отсутствия денежных средств не проводились, что подтверждается письмом муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Галичского района Костромской области от 22.05.2007.
На основании части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении заявления судом установлено, что у Администрации отсутствует финансовая возможность по соблюдению норм и правил безопасности по содержанию переданного ей имущества - гидротехнического сооружения (плотины) на р. Л. Так бюджет сельского поселения на 2007 год предусматривает общий объем поступлений доходов по основным источникам в размере 1735030 рублей, при этом расходная часть бюджета утверждена в сумме 1827830 рублей, то есть бюджет является дефицитным. При этом расходы на содержание плотины в местном бюджете не предусмотрены.
Как следует из проекта областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Костромской области на 2006-2010 годы", одобренной губернатором Костромской области постановлением от 01.11.2005 N 689 на разработку проектно-сметной документации на ремонт плотины на р. Л, д.Н и сам ремонт плотины предусматривалось финансирование программы за счет средств областного и федерального бюджетов в сумме соответственно 0,5 млн. рублей и 15,4 млн. рублей, что почти в десять раз превышает бюджет сельского поселения. Таким образом, реальной возможности, в том числе финансовой по содержанию плотины в надлежащем состоянии Администрация не имеет и указанное бремя для нее является непосильным, также у нее отсутствуют квалифицированные специалисты по обслуживанию ГТС. Согласно письму первого заместителя губернатора Костромской области от 28.05.2007 N 2065-30-1 (л.д. 78) в Костромской области отсутствуют областные специализированные организации по эксплуатации ГТС.
Суд учитывает также, что с момента застройки плотины до ее передачи администрации сельского поселения ни ее собственники, ни эксплуатирующая организация не осуществляли деятельности по ремонту и поддержанию надлежащего состояния и безопасности ГТС. Денежные средства из областного бюджета на указанные цели также не выделялись, что подтвердил в судебном заседании представитель Департамента финансов Костромской области. Согласно акту комиссионного обследования ГТС от 08.06.07. (л.д.77), в том числе с участием представителя ГО и ЧС района: гидротехническое сооружение (плотина) на р.Л не используется по прямому назначению (орошение полей); не представляет ценности для администрации Галичского муниципального района и сельского поселения. (не востребована); не представляет угрозы затопления для близлежащих населенных пунктов д.Н и д.П.
Управлением Росприроднадзора не представлено доказательств наличия у Администрации возможности соблюдения правил и норм, предусмотренных статьей 9.2 КоАП РФ.
Данные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности органом надзора вины заявителя в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Невиновность лица в совершении административного правонарушения свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ. Требования заявителя подлежат удовлетворению, а постановление Управления Росприроднадзора от 23.03.2007 N 03/13-07 о привлечении его к административной ответственности - признанию незаконным.
Доводы Управления о нарушении Администрацией срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, установленный ст. 30.1 КоАП РФ отклоняется судом в виду следующего. 23.03.2007 Администрация сельского поселения обратилась в Галичский районный суд с жалобой на постановление Роспироднадзора N 03/13-07 от 23.03.2007. Определением судьи Галичского районного суда Костромской области от 26.03.2007 материалы дела об административном правонарушении направлены по подведомственности в Арбитражный суд Костромской области. Арбитражным судом заявление Администрации оставлялось без движения, и после устранения установленных при подаче заявления нарушений принято им к своему производству. Таким образом, суд считает причины пропуска срока уважительными.
Судебные расходы не распределялись, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, суд решил:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области от 23.03.2007 г. N 03/13-07 о привлечении Администрации сельского поселения муниципального района Костромской области к административной ответственности, предусмотренной в статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в апелляционную инстанцию через Арбитражный суд Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 10 июля 2007 г. N А31-1376/2007-7 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Костромской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 января 2008 г. N А31-1376/2007-7 настоящее решение оставлено без изменения