Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Костромской области
от 21 сентября 2009 г. N 327-а
Программа
дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Костромской области на 2009 год
I. Паспорт Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Костромской области на 2009 год
1. Наименование Программы - "Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Костромской области на 2009 год" (далее - Программа).
2. Основания разработки Программы - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
3. Государственный заказчик Программы - администрация Костромской области.
4. Основной разработчик Программы - департамент государственной службы занятости населения Костромской области.
5. Координатор Программы - департамент государственной службы занятости населения Костромской области.
6. Исполнители программных мероприятий:
1) департамент государственной службы занятости населения Костромской области;
2) департамент образования и науки Костромской области;
3) областные государственные учреждения - центры занятости населения;
4) работодатели - организации;
5) учебные заведения профессионального образования.
7. Цель Программы - принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Костромской области.
8. Задачи Программы:
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой массового увольнения;
2) стимулирование создания рабочих мест;
3) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
9. Сроки и этапы реализации Программы - 2009 год, реализуется в два этапа:
1) 1 этап - март-июнь 2009 года;
2) 2 этап - июль-декабрь 2009 года.
10. Основные мероприятия Программы:
1) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников);
2) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы по полученной профессии (специальности) либо родственным направлениям профессиональной деятельности безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников общеобразовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;
3) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
11. Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования составляет 420008,0 тыс. руб., в том числе:
средства федерального бюджета, поступающие в форме субсидий бюджету Костромской области - 399008,0 тыс. руб.;
средства областного бюджета - 21000,0 тыс. руб.
12. Ожидаемые конечные результаты Программы:
1) прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии) - не менее 668 работников, находящихся под угрозой массового увольнения;
2) создание временных рабочих мест при организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы для 24132 граждан;
3) содействие организации малого предпринимательства и самозанятости не менее 305 безработных граждан.
13. Социально-экономическая эффективность Программы выразится в недопущении роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,0%-2,2% в среднегодовом исчислении, запланированного на конец 2009 года.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
14. Программа является дополнением к Программе содействия занятости населения Костромской области на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 16 февраля 2009 года N 63-а "О Программе содействия занятости населения Костромской области на 2009-2010 годы", и направлена на обеспечение занятости более 25 тыс. человек.
15. Рынок труда Костромской области в 2008 году развивался под влиянием складывающейся социально-экономической ситуации, которая характеризуется показателями, указанными в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Основные экономические и социальные показатели (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
N п/п |
Показатели | 2008 год | 2009 год январь-июнь |
1. | Валовой региональный продукт | 102,0 1) | х |
2. | Индекс промышленного производства | 101,2 | 73,5 |
3. | Инвестиции в основной капитал | 95,0 | 48,3 2) |
4. | Ввод жилья | 106,1 | 113,4 |
5. | Продукция сельского хозяйства (все категории хозяйств) |
96,9 | 96,3 |
6. | Оборот розничной торговли | 114,8 | 96,7 |
7. | Объем платных услуг населению | 102,5 | 91,6 |
8. | Среднемесячная заработная плата одного работника: номинальная реальная |
126,5 110,5 |
110,3 3) 96,8 3) |
Примечание:
1) оценка
2) данные за январь-май 2009 г. по крупным организациям
3) данные за январь-май 2009 г.
Таблица 2
Индекс промышленного производства по Костромской области в 2009 году (нарастающим итогом, в % к аналогичному периоду предыдущего года)
N п/п |
Показатели | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Индекс промышленного производства (*) |
71,2 |
73 |
72,9 |
72,9 |
71,9 |
73,5 |
2 | Индекс производства по видам экономической деятельности: |
||||||
3 | Добыча полезных ископаемых - С | 18 | 17 | 26,2 | 17 | 40,1 | 51,3 |
4 | Добыча топливно - энергетических ресурсов |
140 |
|||||
5 | Добыча полезных ископаемых, кроме топливно - энергетических |
18 |
17 |
26,2 |
17 |
40,1 |
46,3 |
6 | Обрабатывающие производства - D | 64,9 | 67,5 | 68 | 68,5 | 67,9 | 70,2 |
7 | Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак |
101,9 |
93 |
90,8 |
90,4 |
90,3 |
91,5 |
8 | Текстильное и швейное производство | 41 | 46,3 | 48,9 | 50,1 | 48,6 | 50 |
9 | Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
51,5 |
62,1 |
77 |
98,1 |
110,6 |
116,1 |
10 | Обработка древесины и производство изделий из дерева |
77,6 |
84,4 |
79,2 |
74,8 |
74 |
75,3 |
11 | Целлюлозно - бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
61,1 |
58,8 |
68,5 |
73,9 |
72,5 |
78,2 |
12 | Химическое производство | 71,3 | 76,8 | 92,4 | 94,7 | 105,2 | 99,1 |
13 | Производство резиновых и пластмассовых изделий |
61,3 |
62,8 |
71,1 |
74,2 |
79,8 |
81,6 |
14 | Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
54,7 |
60,2 |
63,4 |
65,3 |
62,3 |
65,6 |
15 | Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
62,4 |
79,4 |
81,3 |
85,4 |
88,1 |
86,3 |
16 | Производство машин и оборудования | 26,8 | 32,3 | 31,8 | 37,8 | 39 | 42,2 |
17 | Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
37,9 |
38,5 |
49,2 |
57,8 |
63,3 |
64,7 |
18 | Производство транспортных средств и оборудования |
30,3 |
47,9 |
66,8 |
67,4 |
66 |
78,8 |
19 | Прочие производства | 97,1 | 81,2 | 84,1 | 78,5 | 72,8 | 72,9 |
20 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - Е |
83,3 |
84,1 |
84,2 |
84,8 |
84 |
84,3 |
Основными причинами нестабильной ситуации в экономике Костромской области явились:
1) в обрабатывающих производствах - снижение спроса на продукцию, отсутствие заказов на изготовление металлоизделий, совершенствование структуры управления производством, проведение мероприятий по оздоровлению финансового положения предприятий, сокращение сбыта продукции, высокие ставки по кредитам, сложная ситуация с обеспеченностью оборотными средствами;
2) в строительстве - снижение объёмов работ, снижение заказов, несвоевременность расчётов;
3) на транспорте - снижение объёмов перевозок.
17. Обстановка, сложившаяся на рынке труда Костромской области в 2008 году, характеризуется следующими показателями.
В течение 2008 года органами службы занятости Костромской области были признаны безработными 10,5 тыс. чел., из них 5,6 тыс. чел. (53,5%) уволенных по собственному желанию и сокращению численности или штата. При содействии службы занятости нашли работу 26,5 тыс. человек, в том числе 7,4 тыс. учащихся 14-17 лет в свободное от учебы время. В общественных работах участвовали 2,8 тыс. человек. Направлены на профобучение 1,5 тысяч безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда. В 2008 году государственную услугу по содействию самозанятости получили 55 безработных граждан, из них 25 человек получили финансовую помощь. Организовали самозанятость 29 безработных граждан.
В 2008 году пособия по безработице получали 13,7 тыс. человек, стипендии - 1,5 тысяч человек из числа безработных, проходивших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости. 155 безработных граждан направлены на пенсию досрочно по предложению органов службы занятости (из-за отсутствия возможности их трудоустройства).
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на начало 2008 года, составляла 4,3 тыс. чел., уровень официально регистрируемой безработицы - 1,15%. На конец 2008 года численность зарегистрированных безработных граждан составила 4,3 тыс. чел., уровень официально регистрируемой безработицы - 1,14%. В связи с кризисными явлениями в экономике, начиная с ноября 2008 года, стала возрастать численность граждан, уволившихся из организаций области по различным основаниям (сокращение численности или штата, собственное желание, соглашение сторон) и обращающихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Наибольший удельный вес (46%) среди граждан, признанных безработными, составили работники промышленных предприятий, 13% - работники предприятий оптовой и розничной торговли.
За 2008 год количество вакансий сократилось в 2,6 раза и на конец года составило 2,5 тыс. единиц.
18. Прогнозная оценка состояния рынка труда Костромской области на предстоящий период основывается на том, что нестабильная ситуация экономики будет оказывать отрицательное влияние на объемы производства, инвестиционную активность и динамику занятости. Итоги еженедельного мониторинга на рынке труда Костромской области показывают сохранение напряженности на рынке труда в 2009 году.
Под угрозой увольнения на начало 2009 года находилось 4300 человек. Основными причинами принятия работодателями решений об увольнении работников, введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) являлись: снижение объемов производства, отсутствие спроса на выпускаемую продукцию, отсутствие заказов, снижение объемов перевозок, введение новой системы оплаты труда, сезонность работы, отсутствие сырья, свертывание инвестиционных проектов по обновлению и реконструкции предприятий. С начала октября 2008 года до 1 июля 2009 года с предприятий и организаций области уволено 5331 чел. По итогам 1 полугодия 2009 года численность граждан, находящихся под угрозой увольнения сократилась, но остаётся достаточно большой - 11905 человек, из них: предполагается к увольнению в ближайшие 3 месяца - 1429 чел., работают в режиме неполного времени 9266 чел., находятся в простое -1018 чел., в отпусках без сохранения заработной платы 192 чел.
В 2009 году ожидается постепенное снижение численности занятых в организациях большинства видов экономической деятельности. Значительные увольнения работников ожидаются в г. Костроме (ОАО "Костромской завод "Мотордеталь", ОАО "Фанплит", ООО "Стромнефтемаш"), г. Мантурово (ОАО "Мантуровский фанерный комбинат"), г. Нерехте (ООО "Нерехтская льняная мануфактура", НПП "Нерехтский механический завод" филиал ФГУП "ГНПП "Базальт"), ЗАО "Буйлес". Сохранится тенденция увеличения среди безработных граждан лиц предпенсионного возраста, мужчин (уволенных с предприятий обрабатывающего производства), молодежи.
Пик регистрируемой безработицы в количестве 8429 человек, был отмечен по состоянию на 1 мая, уровень безработицы составлял 2,24%. Как следствие реализации Программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда на 2009 год, с 1 апреля до 17 июля (создано 8282 рабочих места, в том числе для работников, находящихся под риском увольнения 5128) , в июне - июле 2009 года остановился рост численности безработных. По состоянию на 17 июля численность безработных составляет 8125 человек, уровень безработицы 2,16 %.
Регистрируемый рынок труда могут пополнить граждане из числа общей численности безработных, рассчитанной по методологии международной организации труда, численность которых остаётся достаточно высокой - 19,2 тыс.чел.
Кроме того, в июле-сентябре 2009 года на рынок труда области выйдут свыше 9 тысяч выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и, по предварительной оценке, около 2 тысяч человек из них будут нуждаться в трудоустройстве.
Ожидается, что в 2009 году численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости области, в среднемесячном исчислении может составить около 7 тыс. чел. Уровень официально регистрируемой безработицы на конец 2009 года не превысит 2,2%.
19. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на рынке труда Костромской области, по следующим направлениям:
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения;
2) организация опережающего обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, по профессиям, востребованным на рынке труда, что будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях области;
3) организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой массового увольнения, что будет способствовать сохранению кадрового состава организаций, а также стажировки выпускников учреждений профессионального образования по полученной профессии (специальности) или родственным направлениям профессиональной деятельности в целях приобретения опыта работы.
4) стимулирование развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, направленное на развитие предпринимательства Костромской области и обеспечение занятости граждан в сфере малого бизнеса.
20. Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда, квота для Костромской области на привлечение иностранной рабочей силы снижена на 22% (с 6,7 тыс. человек до 5,2 тыс. человек). Кроме того, администрацией Костромской области даны предложения в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о дополнительном снижении квоты до 4943 человек ( на 5,6% или на 295 человек).
21. Для консолидации указанных направлений разработана Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Костромской области на 2009 год.
III. Система мероприятий Программы
22. Система мероприятий Программы, согласно приложению N 10 к настоящей Программе, разработана по трем основным направлениям:
1) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения согласно приложению N 4 к настоящей Программе.
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения осуществляется до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем и направлено на смягчение социальной напряженности на территориальном рынке труда.
В соответствии с заявками предприятий (организаций), расположенных на территории Костромской области, представивших их в департамент государственной службы занятости населения Костромской области, спланировано опережающее обучение 668 работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов Костромы, Волгореченска, Шарьи, Галича, Мантурово, города Нерехты и Нерехтского района, города Неи и Нейского района, Павинского, Вохомского, Шарьинского районов. Из них более 70% планируется трудоустроить с сохранением рабочего места на предприятии (организации), принявшем решение о сокращении численности или штата работников организации.
Данные по организации опережающего профессионального обучения по видам экономической деятельности приведены в таблице 3.
Таблица 3
Организация опережающего профессионального обучения по видам экономической деятельности
N п/п |
Наименование вида экономической деятельности |
Численность работников, направленных на обучение |
|
чел. | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Текстильное и швейное производство | 110 | 16,5 |
2. | Производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
120 | 18,0 |
3. | Обработка древесины и производство изделий из дерева, полиграфия |
180 | 27,0 |
4. | Строительство | 20 | 3,0 |
5. | Сельское и лесное хозяйство | 15 | 2,2 |
6. | Жилищно-коммунальное хозяйство | 13 | 1,9 |
7. | Транспорт и связь | 80 | 12,0 |
8. | Другие виды экономической деятельности | 130 | 19,4 |
Итого: | 668 | 100 |
В целом по области средняя продолжительность профессионального обучения составит 480 часов или 3 месяца, средняя стоимость обучения 1 гражданина составит 9567,4 руб.
Структура расходов на опережающее обучение одного обучаемого приведена в таблице 4.
Таблица 4
Структура расходов на опережающее профессиональное обучение одного обучаемого
N п/п |
Структура расходов | Затраты на 1 чел., тыс.руб. |
1 | 2 | 3 |
1. | Заработная плата с начислениями преподавательского состава, мастеров производственного обучения, квалифицированных рабочих и специалистов, непосредственно осуществляющих теоретическое и производственное обучение, исходя из объемов (количества часов), образовательных профессиональных программ образовательных учреждений |
5,3 |
2. | Оплата содержания учебно-производственных площадей | 0,5 |
3. | Содержание оборудования |
0,9 |
4. | Прочие расходные материалы и предметы снабжения |
2,9 |
Итого: | 9,6 |
2) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников общеобразовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
В рамках этой задачи предусматривается:
организация общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников общеобразовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, для 22132 человека согласно приложению N 5 к настоящей Программе;
стажировка 2000 выпускников учреждений профессионального образования в целях приобретения опыта работы по полученной профессии (специальности) или родственным направлениям профессиональной деятельности согласно приложению N 8 к настоящей Программе;
3) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 305 безработных граждан согласно приложению N 7 к настоящей Программе.
23. Система мероприятий предусматривает также общепрограммные мероприятия по организации мониторинга и информационной деятельности, которые относятся к каждому мероприятию Программы, согласно приложению N 10 к настоящей Программе.
IV. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения
Глава 1. Общие положения
24. Реализация Программы осуществляется в рамках Соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, заключаемого администрацией Костромской области с Федеральной службой по труду и занятости, определяющего численность участников и объемы финансирования по каждому направлению Программы.
25. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в бюджет Костромской области в форме субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, а также средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели по соответствующим кодам бюджетной классификации.
26. При изменении участников мероприятий Программы и видов работ, указанных в приложениях N 4, N 5, N 7, N 8, N 11 к настоящей Программе, внесение изменений в настоящую Программу не требуется, при этом дополнительные перечень участников мероприятий и виды работ Программы утверждается уполномоченным органом по обеспечению реализации Программы.
27. Формы документов, необходимых для реализации программных мероприятий, утверждаются уполномоченным органом по обеспечению реализации Программы.
Глава 2. Порядок организации опережающего профессионального обучения
28. Опережающее профессиональное обучение работников с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда может быть организовано в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников) (далее - опережающее профессиональное обучение работников).
29. В рамках программных мероприятий опережающее профессиональное обучение работников осуществляется на базе учреждений профессионального образования или образовательных подразделений предприятий и организаций (далее - образовательные учреждения). Опережающее профессиональное обучение работников производится до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем и направлено на смягчение социальной напряженности на территориальном рынке труда, снижение уровня безработицы.
30. Для организации опережающего профессионального обучения работников работодатель заключает соглашение с областным государственным учреждением центр занятости населения (далее - центр занятости) об организации опережающего обучения работников.
31. В соответствии с соглашением об организации опережающего обучения:
1) работодатель формирует и направляет в центр занятости заявку на организацию опережающего обучения с поименным списком работников, находящихся под угрозой массового увольнения и нуждающихся в опережающем профессиональном обучении;
2) центр занятости:
проводит профориентационные мероприятия с работниками (по групповой и индивидуальной формам) по выбору сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
предоставляет работодателям реестр образовательных учреждений, на базе которых планируется организация опережающего профессионального обучения их работников;
направляет работников в образовательные учреждения на опережающее обучение на основании заявки работодателя.
32. При организации опережающего обучения за счет средств федерального бюджета, поступающих в бюджет Костромской области в форме субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, центр занятости заключает договоры с образовательными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
33. По договору между центром занятости и образовательным учреждением об опережающем профессиональном обучении образовательное учреждение осуществляет опережающее профессиональное обучение работников по профессии, специальности в соответствии с поименной заявкой центра занятости.
34. Центр занятости возмещает образовательному учреждению затраты на опережающее профессиональное обучение работников при представлении образовательным учреждением следующих документов:
1) учебного плана и сметы затрат на организацию опережающего профессионального обучения работников;
2) копии приказа образовательного учреждения о зачислении на обучение работников с указанием даты начала и окончания обучения;
3) копии приказа образовательного учреждения об отчислении работников с указанием даты окончания обучения;
4) копии протокола квалификационной комиссии о присвоении квалификации, разряда;
5) акта приема - сдачи образовательных услуг.
35. При организации опережающего профессионального обучения за счет средств областного бюджета департамент государственной службы занятости населения Костромской области представляет департаменту образования и науки Костромской области сводную заявку работодателей на опережающее профессиональное обучение с поименным списком работников, находящихся под угрозой массового увольнения и нуждающихся в опережающем профессиональном обучении.
Департамент образования и науки Костромской области, с учетом рекомендаций центра занятости и заявок работодателей, определяет образовательное учреждение, на базе которого будет осуществляться опережающее профессиональное обучение соответствующих работников, по результатам чего между департаментом государственной службы занятости населения Костромской области, департаментом образования и науки Костромской области, образовательным учреждением заключается трехсторонний договор, в соответствии с которым:
1) департамент государственной службы занятости населения Костромской области через центры занятости направляет в образовательное учреждение для опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, согласно заявке работодателя;
2) департамент образования и науки Костромской области возмещает образовательному учреждению затраты на опережающее профессиональное обучение работников на основании утвержденной сметы затрат и поименного списка обучающихся работников;
3) образовательное учреждение осуществляет опережающее профессиональное обучение работников, определенных департаментом образования и науки Костромской области, по профессии, специальности в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебным планом и программой, сроками и стоимостью обучения.
36. При организации опережающего профессионального обучения за счет средств областного бюджета департамент образования и науки Костромской области возмещает образовательному учреждению затраты на опережающее профессиональное обучение работников при представлении образовательным учреждением следующих документов:
1) учебного плана и сметы затрат на организацию опережающего профессионального обучения работников, которые представляются до заключения договора;
2) копии приказа образовательного учреждения о зачислении на обучение работников с указанием даты начала и окончания обучения;
3) копии приказа образовательного учреждения об отчислении работников с указанием даты окончания обучения;
4) копии протокола квалификационной комиссии о присвоении квалификации, разряда;
5) акта приема - сдачи образовательных услуг.
37. В смету затрат на опережающее профессиональное обучение работников включаются затраты, связанные непосредственно с организацией опережающего профессионального обучения, в том числе:
1) заработная плата преподавательского состава, мастеров производственного обучения, квалифицированных рабочих и специалистов, непосредственно осуществляющих теоретическое и производственное обучение, исходя из объемов (количества часов), образовательных профессиональных программ образовательных учреждений;
2) начисления на заработную плату преподавательского состава, мастеров производственного обучения, квалифицированных рабочих и специалистов, непосредственно осуществляющих теоретическое и производственное обучение, исходя из объемов (количества часов), образовательных профессиональных программ образовательных учреждений;
3) прочие расходные материалы и предметы снабжения (расчеты даются в пояснительной записке к смете);
4) содержание оборудования;
5) содержание учебно-производственных площадей.
38. Центры занятости и департамент образования и науки Костромской области вправе отказать образовательному учреждению в возмещении затрат на опережающее профессиональное обучение работников в случае несоответствия поименного списка обучающихся списку работников, указанных в приказах образовательного учреждения о зачислении на обучение.
Глава 3. Порядок организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки
39. Реализация мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения, в 2009 году осуществляется:
1) в форме сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работником и работодателем по постоянному месту работы;
2) в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работником и работодателем, создающим временные рабочие места;
3) в форме создания временных рабочих мест для незанятых граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости населения (включая граждан, официально зарегистрированных в качестве безработных), на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работником и работодателем, создающим временные рабочие места.
Для организации временных и общественных работ для безработных и ищущих работу граждан работодатель представляет центру занятости населения сведения о потребности в работниках по определенной профессии (специальности) и определенной квалификации, наличии вакантных рабочих мест, должностей.
Представленные вакансии вводятся в банк заявленных в центр занятости населения вакансий.
40. Реализация мероприятий по организации стажировки выпускников в целях приобретения опыта работы в 2009 году осуществляется:
1) в форме создания временных рабочих мест на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работником и работодателем, создающим временные рабочие места;
2) в форме замещения вакантных рабочих мест на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работником и работодателем, а также ученических договоров между работником и работодателем;
41. При организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, на основе договора, заключенного между центром занятости населения и работодателем, работодателю производится частичное возмещение затрат на заработную плату с учетом начислений на фонд оплаты труда.
42. Основанием для заключения договора между центром занятости населения и работодателем является предоставление работодателем в центр занятости следующих документов:
1) нотариально заверенной копии регистрационного свидетельства (либо копии, содержащей запись "копия верна", дату, фамилию, инициалы, должность и подпись уполномоченного представителя работодателя, осуществившего её заверение);
2) заявки на участие в организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы.
43. Частичное возмещение затрат работодателю на заработную плату с учетом начислений на фонд оплаты труда ежемесячно не должно превышать одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, с начислениями на фонд оплаты труда на каждого работника в течение срока действия договора, но не более шести месяцев.
44. Для участия во временных, общественных работах, стажировке работодателем, организующим перечисленные мероприятия:
1) заключается срочный трудовой договор - с безработными и ищущими работу гражданами;
2) заключается срочный трудовой договор на условиях совместительства - с работниками, находящимися под угрозой массового увольнении, или издается приказ о временном переводе работников на другую работу;
3) заключается трудовой договор на неопределенный срок и ученический договор - с выпускниками образовательных учреждений.
45. В течение срока действия договора увольнение по инициативе работодателя работников, работающих на временных, общественных работах, стажирующихся, допускается с согласия центра занятости населения, при этом образующиеся вакансии заполняются другими гражданами, находящимися под угрозой массового увольнения, безработными и ищущими работу гражданами или выпускниками образовательных учреждений.
46. Работодатель ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в центр занятости населения:
1) акт о выполнении договорных обязательств;
2) табель учета рабочего времени по участию во временных, общественных работах, стажировке;
3) расчетную ведомость по заработной плате участников временных, общественных работ, стажировки, а также расчет начислений на фонд оплаты труда.
47. Работодатель в недельный срок после получения средств на частичное возмещение затрат на заработную плату представляет в центр занятости населения:
1) платежную ведомость участников временных, общественных работ, стажировки (или копии документов о перечислении заработной платы на лицевые счета в кредитные организации, через почтовые отделения связи с отметкой соответствующих организаций, подтверждающих перечисление; или копии платежных поручений с отметкой банка, или другие документы, подтверждающее целевое расходование средств);
2) копии платежных поручений с отметкой банка о перечислении единого социального налога;
3) акт о целевом использовании средств.
48. Средства на возмещение затрат работодателю перечисляются центром занятости на расчетный счёт работодателя в сроки и на условиях, определенных договором. Выделение работодателю наличных средств запрещается.
49. В платежных поручениях на перечисление средств на возмещение затрат работодателю центр занятости указывает целевое направление их расходования.
50. Перечисление финансовых средств прекращается, а договор расторгается центром занятости населения в одностороннем порядке в случаях:
1) нарушения работодателем условий договора о совместной деятельности по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;
2) нецелевого использования работодателем средств;
3) непредставления в установленные сроки документов, предусмотренных договором;
4) признания факта несостоятельности (банкротства) организации.
Глава 4. Порядок организации мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
51. Реализация мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости и безработными гражданами.
52. В рамках мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан гражданам, признанным в установленном порядке безработными и желающим организовать предпринимательскую деятельность (самозанятость), центры занятости предоставляют:
1) организационно-консультационные услуги по вопросам организации предпринимательской деятельности, самозанятости безработных граждан (проведение тестирования, содействие в подготовке бизнес-планов, предоставление возможности использования каналов связи и средств оргтехники);
2) информацию:
о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства, видах и условиях оказываемых ими услуг;
о возможностях и условиях обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела;
о порядке и условиях предоставления безвозмездной субсидии на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости;
3) субсидии на развитие предпринимательской деятельности и самозанятости по договору на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях финансирования целевых расходов, связанных с открытием собственного дела.
53. При недостатке у потенциального предпринимателя знаний или отсутствия необходимой профессии он может быть направлен центром занятости на обучение. В этом случае с ним заключается договор, в котором центр занятости обязуется направить безработного на обучение с соответствующей выплатой стипендии за время обучения. Договор о содействии организации предпринимательской деятельности в этом случае заключается до направления безработного гражданина на профессиональное обучение.
54. Субсидия предоставляется безработному гражданину на основании приказа центра занятости.
55. Необходимыми условиями предоставления безвозмездной субсидии являются:
1) регистрация гражданина в качестве безработного в центре занятости по месту жительства с правом на получение пособия по безработице;
2) достижение гражданином 18-летнего возраста;
3) наличие положительного заключения центра занятости о бизнес-плане организации собственного дела, который предусматривает организацию гражданином собственного дела не более чем в месячный срок с момента поступления на его лицевой счет, открытый в кредитной организации;
4) заключение договора о содействии организации предпринимательской деятельности между центром занятости и гражданином, который предусматривает осуществление гражданином организованной предпринимательской деятельности не менее одного года;
5) получение гражданином свидетельства о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о регистрации юридического лица;
6) субсидия предоставляется гражданину впервые.
56. Центр занятости перечисляет субсидию на лицевой счет гражданина, открытый в кредитной организации, в десятидневный срок после предоставления гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
В платежных поручениях на перечисление суммы субсидии гражданину центры занятости указывают целевое направление ее расходования - на организацию предпринимательской деятельности (самозанятости).
57. Размер субсидии на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости определяется договором на основании разработанного бизнес-плана и не может превышать 12-кратную максимальную величину пособия по безработице.
58. Указанные расходы производятся гражданином до истечения 30 дней со дня поступления субсидии на лицевой счет гражданина, открытый в кредитной организации.
59. Безработный гражданин, заключивший с центром занятости договор о содействии организации предпринимательской деятельности, считается занятым и снимается с учета в центре занятости с момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя, или с момента зачисления в образовательное учреждение.
60. Безработный гражданин в месячный срок после поступления субсидии на его лицевой счет в кредитной организации в соответствии с договором предоставляет в центр занятости документы, подтверждающие целевое расходование субсидии.
61. При нецелевом расходовании средств субсидия подлежит возврату в полном объеме в бюджет Костромской области в добровольном или судебном порядке.
Глава 5. Отчетность и контроль за ходом выполнения Программы
62. Центры занятости ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в департамент государственной службы занятости населения Костромской области отчет об использовании выделенных средств по форме, установленной департаментом государственной службы занятости населения Костромской области.
63. Департамент образования и науки Костромской области не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в департамент государственной службы занятости населения Костромской области отчет об использовании выделенных средств по форме, установленной департаментом государственной службы занятости населения Костромской области.
64. Департамент государственной службы занятости населения Костромской области ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета Костромской области, направленных на реализацию мероприятий Программы, по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
65. Департамент государственной службы занятости населения Костромской области, департамент образования и науки Костромской области, образовательные учреждения и центры занятости несут ответственность за целевое использование бюджетных средств и достоверность представляемой отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
66. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется уполномоченным органом по обеспечению реализации Программы, департаментом финансов Костромской области, контрольным управлением администрации Костромской области.
67. Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет уполномоченный орган по обеспечению реализации Программы.
V. Финансирование мероприятий Программы
68. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в форме субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, а также средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели по соответствующим кодам бюджетной классификации.
69. Средства областного бюджета, предъявляемые к софинансированию в рамках иных программ, в качестве источников финансирования мероприятий Программы не указываются.
70. Общий объем финансирования Программы из бюджетов всех уровней в 2009 году составит 420 008,0 тыс. рублей, в том числе:
1) субсидия федерального бюджета - 399 008,0 тыс. рублей (95,0% от общего объема финансирования);
2) средства областного бюджета - 21 000,0 тыс. рублей (5,0% от общего объема финансирования).
71. Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приводится в приложении N 3 к настоящей Программе.
72. Основные направления расходования средств:
1) на опережающее профессиональное обучение 668 работников, находящихся под угрозой массового увольнения, в размере 6391,0 тыс.рублей;
2) на организацию общественных работ, временного трудоустройства для 22132 человек, стажировки для 2000 человек в размере 395 605,0 тыс. рублей;
3) на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 305 безработных граждан в размере 18 012,0 тыс. рублей.
VI. Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы
Глава 1. Расходование субсидий из федерального бюджета
73. Получателями средств, поступающих в бюджет Костромской области из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Костромской области, являются центры занятости, которые направляют финансовые средства в соответствии с настоящей Программой:
1) образовательным учреждениям - на опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения;
2) работодателям (организациям) - на частичное возмещение затрат на заработную плату с учетом начислений на фонд оплаты труда;
3) безработным гражданам - на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости;
4) кредитным организациям - в части оплаты банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Костромской области.
74. Центры занятости в соответствии с заключенными договорами в рамках мероприятий Программы:
1) определяют сумму выплаты по договору. При этом ежемесячная сумма возмещения затрат на заработную плату не может превышать 4330 рублей на каждого работника. Работодателям ежемесячно компенсируются и соответствующие начисления на фонд оплаты труда. В случае, когда начисленная заработная плата ниже 4330 рублей, возмещение затрат работодателя на заработную плату с учетом начислений на фонд оплаты труда производится работодателю в полном объеме;
2) предоставляют в департамент финансов Костромской области платежные поручения и документы, подтверждающие факт осуществления услуг;
3) в пределах выделенных ассигнований на основании представленных документов осуществляют:
оплату образовательному учреждению оказанных услуг по опережающему профессиональному обучению;
частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату (с учетом начислений на фонд оплаты труда);
перечисление субсидии на лицевой счет безработного гражданина, открытый в кредитной организации.
Глава 2. Расходование средств областного бюджета
75. Расходование средств осуществляется в порядке, установленном для получателей средств областного бюджета.
76. Распорядителями средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы являются:
1) департамент образования и науки Костромской области - в части опережающего профессионального обучения;
2) департамент государственной службы занятости населения Костромской области - в части организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки, а также содействия организации предпринимательской деятельности (самозанятости).
77. Получателями средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы являются:
1) государственные образовательные учреждения, подведомственные департаменту образования и науки Костромской области, - в части опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения;
2) центры занятости - в части организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки, а также содействия организации предпринимательской деятельности (самозанятости).
78. Центры занятости в соответствии с заключенными договорами в рамках мероприятий Программы:
1) определяют сумму выплаты по договору. При этом ежемесячная сумма возмещения затрат на заработную плату не может превышать 4330 рублей на каждого работника. Работодателям также ежемесячно компенсируются соответствующие начисления на фонд оплаты труда. В случае когда начисленная заработная плата ниже 4330 рублей, возмещение затрат работодателя на заработную плату с учетом начислений на фонд оплаты труда производится работодателю в полном объеме.
2) предоставляют в департамент финансов Костромской области платежные поручения и документы, подтверждающие факт осуществления услуг;
3) в пределах выделенных ассигнований на основании представленных документов осуществляют:
частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату (с учетом начислений на фонд оплаты труда);
перечисление субсидии на лицевой счет безработного гражданина, открытый в кредитной организации.
79. Образовательное учреждение предоставляет в департамент финансов Костромской области платежные поручения и документы, подтверждающие факт осуществления услуг по договору.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
80. Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под угрозой массового увольнения, ищущих работу, и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
81. В результате реализации Программы будет обеспечена занятость 25199 человек:
668 человек - после прохождения опережающего профессионального обучения;
22132 человека - на временных рабочих местах в рамках организации общественных работ с целью трудоустройства работников, находящихся под угрозой массового увольнения;
не менее 2000 выпускников профессиональных учебных заведений - при прохождении стажировки на новом рабочем месте;
305 человек - в сфере малого бизнеса и самозанятости.
82. Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в регионе:
1) общая численность безработных граждан к концу 2009 года не превысит 18,8 тыс. человек;
2) численность официально зарегистрированных безработных не превысит 8300 человек;
3) уровень регистрируемой безработицы не превысит 2,2% от численности экономически активного населения;
4) уровень занятости населения составит 60,5%;
5) уровень общей безработицы составит 5,1%;
6) коэффициент напряженности на рынке труда составит 3,1 не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, на одну заявленную вакансию.
VIII. Сроки реализации Программы
83. Срок реализация мероприятий Программы - 2009 год.
84. Этапы и объемы реализации мероприятий Программы, с учётом специфики - сроки проведения конкурсных процедур по опережающему обучению, организационные мероприятия по организации общественных работ, самозанятости указаны в таблице 5.
Таблица 5
Этапы и объемы реализации мероприятий Программы
Мероприятие | Объёмы реализации мероприятий | |||
I этап (март - июль 2009 года) |
II этап (август - декабрь 2009 года) |
|||
тыс. чел. | тыс. руб. | тыс. чел. | тыс. руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения - всего, в том числе: субсидии федерального бюджета областной бюджет |
0,400 |
3153,0 1630,0 1523,0 |
0,268 |
3238,0 953,0 2285,0 |
Организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников, находящихся под угрозой массового увольнения, - всего, в том числе: субсидии федерального бюджета областной бюджет Организация стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений, всего, в том числе: субсидии федерального бюджета областной бюджет |
7,350 - - - |
82870,0 80549,0 2321,0 - - - |
14,782 2,0 2,0 - |
293046,0 267777,0 12171,0 32787,0 32787,0 - |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан - всего, в том числе: субсидии федерального бюджета областной бюджет |
0,035 |
1977,0 1421,0 556,0 |
0,27 |
16035,0 13891,0 2144,0 |
ИТОГО: | 7,785 | 88 000,0 | 17,32 | 332 008,0 |
85. Общая сумма финансирования Программы - 420 008,0 тыс. руб.
86. На 1 этапе реализации Программы планируется освоение средств в сумме 88000,0 тыс.руб., в том числе:
1) субсидии федерального бюджета - 83 600,0 тыс.руб.;
2) средства областного бюджета - 4 400,0 тыс. руб.
87. На 2 этапе объем расходов составит 332 008,0 тыс.руб., в том числе:
1) субсидии федерального бюджета - 315 408,0 тыс.руб.;
2) средства областного бюджета - 16 600,0 тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.