Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нумерация приложения приводится в соответствии с источником
Приложение N 2
к Соглашению
Социальный проект "Кадры для национальной экономики"
В условиях рыночной экономики наиболее важным фактором ее развития становятся квалифицированные трудовые ресурсы, а ее выход на качественно новый - инновационный путь развития невозможен без создания эффективного механизма управления кадровым потенциалом региона. Однако в настоящее время в Костромской области в данной сфере существуют определенные проблемы. Прежде всего, это сложная демографическая ситуация, сложившаяся в регионе на протяжении ряда лет. В целом за 2005-2007 годы естественная убыль населения составила порядка 20 тысяч человек, за 10 месяцев 2008 года - около 4,0 тыс. человек. В условиях негативного развития процессов естественного воспроизводства в формировании численности населения, возрастает роль миграционных процессов, но в Костромской области на покрытие естественных потерь населения миграция в настоящее время существенно не влияет. Так, за 9 месяцев 2008 года миграционный прирост составил 96 человек, что компенсирует естественную убыль населения за данный период лишь на 2,7 процента.
Сложившаяся демографическая ситуация негативным образом влияет на трудовой потенциал региона и является серьезным сдерживающим фактором при реализации инвестиционных проектов, особенно в отдаленных районах и сельской местности.
Существенные трудности в настоящее время испытывает региональный рынок труда. Это, прежде всего, проявляется в несоответствии потребностей работодателей в кадрах, как по профессиям, так и по уровню квалификации, и предложением специалистов, состоящих на учете в государственных органах службы занятости.
Достаточно сложной остается ситуация в сфере оплаты труда работников. В настоящее время она характеризуется как недостаточно высоким уровнем заработной платы (в 1,8 раза ниже, чем в среднем по регионам ЦФО), так и наличием просроченной задолженности по ее выплате (по состоянию на 01.12.2008г. - 76 млн.рублей).
В результате воздействия названных процессов Костромская область, хотя и занимает 5 место среди регионов ЦФО по относительному показателю трудового потенциала, обеспечивает его использование лишь на 70 процентов.
С целью решения обозначенных проблем требуется усиление контроля за численностью, структурой и качеством трудовых ресурсов в регионе, а также за оплатой труда работников со стороны администрации области, исполнительных органов государственной власти области, профсоюзных организаций и объединений работодателей. Это приобретает особое значение в условиях нестабильной фазы развития экономики.
1. Проблемы в области управления кадрами для национальной экономики Костромской области
1.1. Необходимость повышения профессионального уровня управленческих кадров и квалификации рабочих
Одним из важнейших элементов обеспечения конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий и организаций является профессионально-квалификационный уровень руководящего состава высшего и среднего уровня управления, а также основного производственного персонала. Для успешного решения экономических и социальных проблем необходимы высококвалифицированные управленческие кадры, знания, опыт и навыки которых позволяют адаптироваться в условиях постоянных изменений, происходящих как в стране и мире в целом, так и в экономике региона. В условиях инновационного развития экономики необходимы рабочие с высоким уровнем теоретических и практических знаний и навыков, которые необходимы также и для решения задачи повышения производительности труда.
Указанная проблема приобретает особую актуальность в связи с особенностями функционирования экономики в условиях нестабильности, поэтому основными путями ее решения являются:
- повышение активности в реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров на территории региона;
- заключение хозяйствующими субъектами целевых контрактов с образовательными учреждениями области о повышении квалификации их рабочих специалистов;
- координация работы и взаимодействие всех заинтересованных структур по вопросам развития и управления персоналом и обеспечения организаций области квалифицированными кадрами.
1.2. Необходимость приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда
В условиях рыночной экономики одной из основных задач является подготовка специалистов по профессиям, востребованным на рынке труда. С этой целью необходимо ежегодно разрабатывать и корректировать прогноз потребности организаций и учреждений Костромской области в кадрах рабочих и специалистов с учетом реализации инвестиционных проектов.
С одной стороны, это будет способствовать устойчивому росту экономики области за счет наиболее полного удовлетворения потребностей работодателей в кадрах, с другой - улучшению социальной обстановки в регионе за счет сокращения количества безработных.
1.3. Безработица
Одной из социальных проблем в Костромской области является безработица. На конец октября 2008 года на учете в органах государственной службы занятости в качестве безработных состояло 3,3 тыс. человек (0,9 процента экономически активного населения). Однако уровень общей безработицы существенно выше и в 2007 г. составил 12,3 тыс. человек (3,3 процента экономически активного населения).
Существенное расхождение уровней общей и зарегистрированной безработицы сохраняется на протяжении последних лет и объясняется тем, что значительная часть безработных предпочитает вести поиск работы самостоятельно, не вставая на учет в государственных органах службы занятости.
Наличие безработицы создает социальную напряженность в области, снижает качество и уровень жизни населения, поэтому необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение занятости граждан области.
Актуальность данной проблемы увеличивается в условиях массового высвобождения работников, что обусловлено последствиями нестабильной фазы экономического развития, когда большинство предприятий столкнулись с такими явлениями, как снижение объемов производства из-за трудностей со сбытом готовой продукции, задержки платежей со стороны заказчиков, увеличения процентных ставок по вновь предоставляемым кредитам и др.
1.4. Обеспечение достойного уровня заработной платы работников
В условиях нестабильной фазы развития экономики особую актуальность приобретает задача обеспечения достойного уровня заработной платы и своевременности ее выплаты. Для ее решения необходимо проводить адресную работу и еженедельный мониторинг каждого хозяйствующего субъекта по данным вопросам.
1.5. Диспропорции спроса и предложения на рынке труда
В настоящее время на региональном рынке труда наблюдаются негативные тенденции, связанные с наличием диспропорций спроса и предложения рабочей силы. Вместе с тем, растущая экономика области нуждается в дополнительном притоке кадров, в том числе для реализации на территории области инвестиционных проектов, создания новых и модернизации существующих производств.
Основными причинами данной ситуации являются:
- недостаточный уровень квалификации трудовых ресурсов для обслуживания оборудования, приобретенного в рамках модернизации производства;
- неукомплектованность рабочих мест, по которым работодателями предлагается достаточно низкая заработная плата.
Сложившийся дисбаланс сокращается за счет привлечения на территорию области иностранной рабочей силы.
Иностранные работники не оказывают существенного влияния на напряженность на рынке труда. В то же время за счет иностранной рабочей силы, в первую очередь, замещаются вакансии с относительно низким уровнем оплаты труда, которые не востребованы у российских работников.
Кроме того, реализация на территории области инвестиционных проектов, связанных с внедрением нового специализированного оборудования, не имеющего аналогов в России, обуславливает необходимость привлечения на территорию области иностранных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний в данной сфере.
1.6. Сокращение численности трудовых ресурсов
Сложная демографическая ситуация в области, связанная с отрицательной динамикой численности постоянного населения, недостаточной ролью миграционных процессов в воспроизводстве населения, привела к существенному сокращению общей численности трудовых ресурсов. Вместе с тем, в условиях экономического роста, потребности региона в квалифицированных трудовых кадрах все более возрастают.
Это проводит к тому, что около 30 процентов пенсионеров региона, получающих трудовые пенсии по старости, продолжают работать. Без учета фонда рабочего времени, отработанного пенсионерами, уровень использования трудового потенциала Костромской области снизился бы с 70,25 до 62,1 процента.
Кроме того, на показатели дефицита кадров оказывают отрицательное влияние лица в трудоспособном возрасте, которые не заняты ни работой, ни учебой, ни ведением домашнего хозяйства, и в то же время не имеют желания работать. Их численность ежегодно увеличивается. Потери рабочего времени по данной категории граждан составляют порядка 3 процентов трудового потенциала региона.
В данной ситуации наиболее приемлемым решением являются:
- вовлечение в процесс экономического воспроизводства граждан в трудоспособном возрасте, которые не заняты ни работой, ни учебой, ни ведением домашнего хозяйства;
- создание условий и стимулирование процесса переселения соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья, обладающих общим историческим прошлым, уважающим культурные традиции и ценности Российской Федерации, владеющих русским языком и желающих обустроить свою жизнь в России;
- расширение межтерриториального взаимодействия по трудоустройству российских граждан за счет организации привлечения рабочей силы из трудоизбыточных районов Российской Федерации (в т.ч. близлежащих субъектов Российской Федерации с высоким уровнем безработицы).
2. Основные направления работы в рамках социального проекта "Кадры для национальной экономики"
Основными направлениями являются:
1. Повышение качества подготовки руководящего состава организаций Костромской области в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2012/13 учебных годах, а также повышение квалификации рабочих кадров.
2. Формирование прогноза потребности организаций и учреждений Костромской области в кадрах рабочих и специалистов с целью определения объема и структуры приема обучающихся в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.
3. Реализация прав граждан на защиту от безработицы через содействие занятости, обеспечение потребностей работодателей в кадрах путем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с целью их последующего трудоустройства в организациях Костромской области.
4. Адресная работа с хозяйствующими субъектами области по вопросу обеспечения достойного уровня оплаты труда работников.
5. Регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников с учетом перспективных потребностей экономики социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство.
6. Дополнительный приток трудовых ресурсов в Костромскую область в рамках реализации Областной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом, а также расширения межрегионального взаимодействия по трудоустройству российских граждан.
Социальный проект реализуется в рамках Соглашения о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, федерацией организаций профсоюзов Костромской области и работодателями Костромской области на 2009-2010 годы.
3. План мероприятий в рамках реализации социального проекта "Кадры для национальной экономики"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1. Необходимость повышения профессионального уровня управленческих кадров и квалификации рабочих | |||
1. |
Организация информирования отраслей народного хозяйства и органов исполнительной власти Костромской области, общественности через СМИ о направлениях подготовки управленческих кадров |
в течение года |
администрация Костромской области, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области |
2. |
Организация и проведение конкурсного отбора специалистов для организаций народного хозяйства области к прохождению подготовки в соответствии с квотами, установленными для области в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров |
ежегодно (в сроки, определенные Федеральной комиссией) |
администрация Костромской области, областная комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства (далее - областная комиссия), конкурсная комиссия, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области |
3. |
Формирование и ведение базы данных специалистов области, проходивших подготовку в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров |
в течение года |
администрация Костромской области, областная комиссия, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области |
4. |
Создание системы оперативного обмена информацией для информационного обеспечения и взаимодействия выпускников и других участников Президентской программы подготовки управленческих кадров |
в течение года |
администрация Костромской области, областная комиссия, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области |
5. |
Участие в разработке рекомендаций по совершенствованию программ обучения специалистов |
в течение года |
администрация Костромской области, областная комиссия, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области |
6. |
Освещение результатов реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров на территории области в СМИ |
постоянно |
администрация Костромской области, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, департамент по информационной политике Костромской области |
7. |
Привлечение специалистов хозяйствующих субъектов области к разработке образовательных программ подготовки управленческих кадров по отраслевому признаку |
в течение года |
администрация Костромской области, областная комиссия, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области |
8. |
Совершенствование системы частно-государственного партнерства в форме финансовой поддержки разработки и исполнения образовательных программ подготовки управленческих кадров |
в течение года |
комиссия при губернаторе Костромской области по формированию и подготовке резерва управленческих кадров |
9. |
Включение выпускников Президентской программы в резерв управленческих кадров Костромской области в соответствии с положением о резерве управленческих кадров Костромской области |
по результатам конкурса |
комиссия при губернаторе Костромской области по формированию и подготовке резерва управленческих кадров |
10. |
Разработка макета коллективного договора, включая раздел "Развитие персонала". Выработка и направление в организации области рекомендаций по включению в коллективные договоры, локальные нормативные акты разделов по подготовке кадров и развитию персонала |
июнь 2009 года |
департамент по труду Костромской области, работодатели, профсоюзы |
11. |
Определение в коллективных договорах порядка и условий повышения профессионального уровня управленческих кадров и квалифицированных работников |
в течение года |
профсоюзы, работодатели |
12. |
Проведение обучающих семинаров по вопросам совершенствования работы кадровых служб организаций области |
в течение года |
департамент по труду Костромской области, профсоюзы |
13. |
Организация профессионального обучения и повышения квалификации рабочих кадров, в том числе путем участия работодателей в образовательном процессе учреждений профессионального образования: - разработка содержания профессиональных образовательных программ с учетом требования производства; - участие в государственной (итоговой) аттестации выпускников; - организация производственной и преддипломной практики обучающихся на предприятиях; - организация повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин на предприятиях |
в течение года |
департамент образования и науки Костромской области, образовательные учреждения, работодатели |
14. |
Создание в печатных СМИ специальных рубрик, направленных на повышение престижа рабочих профессий и освещение вопросов социального партнерства и внутрифирменного обучения, выпуск информационных бюллетеней на уровне предприятий |
в течение года |
департамент по труду Костромской области, департамент образования и науки Костромской области, работодатели, профсоюзы |
15. |
Обеспечение правовых гарантий работодателям, оплачивающим профессиональное обучение и повышение квалификации работникам, обязывающих последних отработать на предприятии не менее 2 лет после окончания обучения |
2009 год |
департамент образования и науки Костромской области, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, объединения работодателей |
2. Необходимость приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда | |||
1. |
Формирование прогноза потребности организаций и учреждений Костромской области в кадрах рабочих и специалистов на 5 лет с учетом реализации инвестиционных проектов |
ежегодно, до 15 января |
департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области совместно с отраслевыми департаментами |
2. |
Участие в процессе формирования заказа на подготовку и переподготовку кадров для отраслей экономики |
в течение года |
профсоюзы |
3. |
Формирование объема и структуры приема в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования на основании прогнозной потребности отраслей экономики в кадрах с участием отраслевых рабочих групп |
ежегодно, до 15 марта |
департамент образования и науки Костромской области, департамент здравоохранения Костромской области, департамент культуры Костромской области, отраслевые департаменты Костромской области |
4. |
Открытие новых профессий и специальностей в учреждениях профессионального образования в соответствии со структурой промышленного производства муниципальных районов и городских округов и реализуемых инвестиционных проектов |
ежегодно |
департамент образования и науки Костромской области, департамент здравоохранения Костромской области, департамент культуры Костромской области, федеральные образовательные учреждения |
5. |
Развитие системы целевой контрактной подготовки кадров в учреждениях высшего, среднего, начального профессионального образования |
ежегодно |
Департамент образования и науки Костромской области, отраслевые департаменты Костромской области, органы местного самоуправления - заказчики кадров |
6. |
Организация профессиональной подготовки со сроком от 3 до 6 месяцев, профессиональной переподготовки и повышения квалификации различных категорий взрослого населения: - граждан из числа взрослого населения в возрасте до 40 лет, имеющих начальное профессиональное образование, по профессиям и специальностям, наиболее востребованным на рынке труда; - женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет и находящихся в отпуске по уходу за ребенком; - граждан, уволенных с военной службы по призыву, в течение 6 месяцев после ее завершения; - граждан, подлежащих массовому высвобождению из организаций (опережающее обучение); - граждан, изъявивших желание работать в сфере предпринимательства |
ежегодно |
департамент образования и науки Костромской области, департамент государственной службы занятости населения Костромской области |
7. |
Мониторинг трудоустройства выпускников государственных учреждений профессионального образования и закрепления их на предприятиях области |
ежегодно |
департамент образования и науки Костромской области, департамент государственной службы занятости населения Костромской области, отраслевые департаменты Костромской области, образовательные учреждения |
8. |
Создание 6 многоуровневых, многопрофильных отраслевых центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации различных категорий населения: Костромской колледж бытового сервиса, Костромской автодорожный колледж, Костромской машиностроительный техникум (на базе профессионального лицея N 20), Костромской строительный техникум (на базе профессионального лицея N 6), профессиональный лицей N 29 г.Костромы и ЦОПК Кострома/Северный Рейн-Вестфалия |
2009 - 2011 |
департамент образования и науки Костромской области, образовательные учреждения |
9. |
Создание 7 межмуниципальных многоуровневых, многопрофильных отраслевых центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации различных категорий населения, центров с разветвленной сетью филиалов: Галичский индустриальный колледж, профессиональный лицей N 23 п. Анфимово Чухломского района, профессиональное училище N 12 г. Мантурово, профессиональное училище N 25 п. Вохма, профессиональный лицей N 4 г. Шарьи, профессиональное училище N 27 г. Нерехты, профессиональное училище N 30 п. Красное-на-Волге |
2009 - 2011 |
департамент образования и науки Костромской области, образовательные учреждения |
3. Безработица | |||
1. |
Оказание услуг по информированию о ситуации на рынке труда |
в течение года |
департамент ГСЗН Костромской области |
2. |
Оказание услуг по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения (ежегодно около 13500 чел.) |
в течение года |
департамент ГСЗН Костромской области |
3. |
Профессиональное обучение безработных граждан с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда (ежегодно около 1500 чел.) |
в течение года |
департамент ГСЗН Костромской области |
4. Обеспечение достойного уровня заработной платы работников | |||
1. |
Проведение встреч с руководителями хозяйствующих субъектов области |
в течение года (в соответствии с утвержденным графиком) |
исполнительные органы государственной власти Костромской области |
2. |
Закрепление в Соглашении о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2009-2010 годы обязательств работодателей по обеспечению достойного уровня оплаты труда работников |
при разработке Соглашения |
департамент по труду Костромской области, работодатели |
3. |
Внесение изменений в нормативные правовые акты области, регламентирующие порядок выделения хозяйствующим субъектам средств из областного бюджета, а также поощрения наградами Костромской области их руководителей, в части расширения перечня критериев условиями отсутствия у них просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам, а также обеспечения достойного уровня оплаты труда |
2008 - 2009 г.г. |
администрация области, исполнительные органы государственной власти области |
4. |
Организация переговоров с работодателями внебюджетной сферы о включении в коллективные договоры, территориальные и отраслевые соглашения обязательств по оплате труда работников, принятых в настоящем проекте |
в течение года |
профсоюзы |
5. |
Обеспечение контроля и защиты прав работников в части своевременной выдачи им заработной платы, оплаты листков нетрудоспособности, расчета при увольнении, пособий, иных начислений и выплат |
в течение года |
исполнительные органы государственной власти области, профсоюзы во взаимодействии с прокуратурой Костромской области, государственной инспекцией труда в Костромской области |
6. |
Принятие мер по предупреждению коллективных трудовых споров (конфликтов) по вопросам оплаты труда. Содействие созданию и деятельности в организациях комиссий по трудовым спорам. Защита интересов, прав членов профсоюзов в судебных, государственных и других органах |
в течение года |
Департамент по труду Костромской области, профсоюзы |
7. |
Осуществление общественного контроля за установлением оплаты труда в организациях внебюджетной сферы в размере, установленном в Соглашении о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2009 - 2010 годы |
в течение года |
профсоюзы |
5. Диспропорции спроса и предложения на рынке труда | |||
1. |
Проведение заявочной кампании среди работодателей с целью подготовки предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Костромской области на очередной год, а также корректировки утвержденных объемов квот |
в течение года |
департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области |
2. |
Регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников на предприятия области на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство |
в течение года |
департамент ГСЗН Костромской области |
3. |
На основе анализа социально-экономического развития области формирование на очередной календарный год для Костромской области квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в форме соответствующих предложений в адрес Минздравсоцразвития России |
ежегодно, до 15 июля |
департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области |
4. |
При необходимости проведение мероприятий по корректировке утвержденных для Костромской области квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности |
в течение года |
департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области |
6. Сокращение численности трудовых ресурсов | |||
1. |
Разработка и реализация Областной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом |
в течение года |
департамент экономического развития, промышленности и торговли области, области, департамент государственной службы занятости населения Костромской области, исполнительный органы государственной власти области, управление по работе с муниципальными образованиями администрации области, органы местного самоуправления во взаимодействии с управлением ФМС России по Костромской области |
2. |
Обеспечение условий для повышения мобильности рабочей силы посредством размещения свободных рабочих мест в областном и Российском банке вакансий в целях трудоустройства граждан в районы, испытывающие недостаток рабочей силы |
в течение года |
департамент ГСЗН Костромской области |
3. |
Разработка и утверждение "Программы содействия занятости населения Костромской области на 2009 - 2010 г.г." |
1 квартал 2009 г. |
департамент ГСЗН Костромской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.