Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Собрания депутатов
Красносельского муниципального района
Костромской области
от 17 июля 2009 г. N 459
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления Красносельского муниципального района
1. Общие положения
1) Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (далее по тексту - Порядок) устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы решений Собрания депутатов Красносельского муниципального района, постановлений и распоряжений главы Красносельского муниципального района, постановлений и распоряжений администрации Красносельского муниципального района, их проектов и иных документов органов местного самоуправления Красносельского муниципального района, в том числе технических заданий на их разработку и вносимых поправок в тексты проектов (далее по тексту - нормативные правовые акты и иные документы), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
2) Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения, предупреждения и выявления при подготовке и принятии проектов нормативных правовых актов и иных документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
3) Уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов является юридический отдел администрации Красносельского муниципального района.
4) Органы местного самоуправления Красносельского муниципального района (разработчики проектов) обеспечивают подготовку проектов нормативных правовых актов и иных документов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего Порядка, в том числе несут ответственность, предусмотренную законодательством, за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов и иных документов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки проектов нормативных правовых актов и иных документов органы местного самоуправления Красносельского муниципального района осуществляют обязательное визирование проектов нормативных правовых актов и иных документов и обеспечивают отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2. Основные требования и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и иных документов, и их проектов
1) Коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2) Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
3) Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы документа и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
4) По результатам проведения экспертизы на коррупциогенность в экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов, в том числе не относящиеся к таковым в рамках настоящего Порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, которые указываются в заключении.
5) Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляется юридическим отделом администрации Красносельского муниципального района на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные Регламентом Собранием депутатов Красносельского муниципального района, Регламентом администрации Красносельского муниципального района и иными правовыми актами органов местного самоуправления Красносельского муниципального района.
6) Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов и иные документы, которые регулируют общественные отношения в сфере:
а) муниципальной собственности;
б) муниципальной службы, статуса лиц, замещающих муниципальные должности;
в) бюджетного, налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и законодательства о недрах.
Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов и иные документы, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные полномочия органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (муниципальных служащих) во взаимоотношениях с гражданами и не муниципальными юридическими лицами, а также утверждающие административные регламенты исполнения муниципальных (переданных государственных) функций и административные регламенты предоставления муниципальных услуг.
7) Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов Собрания депутатов Красносельского муниципального района, принимается Собранием депутатов Красносельского муниципального района.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов главы Красносельского муниципального района, принимается главой Красносельского муниципального района.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов администрации Красносельского муниципального района, принимается главой администрации Красносельского муниципального района.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления и должностных лиц Красносельского муниципального района, неуказанных# в настоящем пункте, принимается руководителем органа или должностным лицом, ответственным за разработку документа.
8) При выявлении в рамках правовой экспертизы и правового мониторинга квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих нормативных правовых актах и иных документах, принятых в период до введения настоящего Порядка, в том числе, связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению заведующего юридического отдела администрации Красносельского муниципального района проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения в соответствующие органы местного самоуправления Красносельского муниципального района Костромской области.
Органы местного самоуправления Красносельского муниципального района при получении заключения юридического отдела Красносельского муниципального района, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты о внесении изменений и дополнений либо признании утратившими силу действующих нормативных правовых актов и иных документов.
9) В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов по методике, определенной в настоящем Порядке.
10) Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления Красносельского муниципального района;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
11) Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления Красносельского муниципального района, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления Красносельского муниципального района, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в нормативном правовом акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
12) Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
13) Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления Красносельского муниципального района (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
14) В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению заведующего юридическим отделом администрации Красносельского муниципального района могут привлекаться представители разработчиков нормативных правовых актов и иных документов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы по нормативным правовым актам и иным документам, и их проектов, направление заключений в органы местного самоуправления и должностным лицам Красносельского муниципального района
1) В правовых заключениях юридического отдела администрации Красносельского муниципального района по нормативным правовым актам и иным документам в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы по иным документам в соответствии с настоящим Порядком оформляется самостоятельное заключение.
2) При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов и при выявлении в них коррупционных факторов в заключении юридического отдела администрации Красносельского муниципального района проводится их описание, а также предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе указываются сведения:
- по основаниям для проведения антикоррупционной экспертизы;
- по перечню выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим Порядком.
3) Заключение экспертизы по проектам нормативных правовых актов и иным документам оформляется на бланке администрации Красносельского муниципального района и подписывается заведующим юридическим отделом в соответствии с Положением об администрации Красносельского муниципального района, Положением об юридическом отделе администрации Красносельского муниципального района.
4) Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, направляется в соответствующие органы местного самоуправления и должностным лицам Красносельского муниципального района.
Доработанные проекты нормативных правовых актов и иных документов направляются в юридический отдел администрации Красносельского муниципального района для повторной антикоррупционной экспертизы, при отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются заведующим юридическим отделом администрации Красносельского муниципального района без заключения и возвращаются органам местного самоуправления и должностным лицам Красносельского муниципального района, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение Собрания депутатов Красносельского муниципального района, главы Красносельского муниципального района, администрации Красносельского муниципального района к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
4. Независимая экспертиза на коррупциогенность
1) Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определенными Антикоррупционным Советом при главе Красносельского муниципального района, которые в инициативном порядке обращаются в аппарат главы Красносельского муниципального района.
Антикоррупционный Совет при главе Красносельского муниципального района в течение 30 дней рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" на официальном сайте Красносельского муниципального района в разделе "Перечень независимых экспертов".
Основные требования и условия включения в перечень независимых экспертов для проведения экспертизы на коррупциогенность являются:
а) для юридических лиц - наличие в уставных документах вида экономической деятельности - деятельность в области права, наличие в штате не менее 3 сотрудников, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет;
б) для физических лиц - наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее 5 лет.
2) Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность орган местного самоуправления Красносельского муниципального района (разработчик проектов) размещает проект нормативного правового акта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" на официальном сайте Красносельского муниципального района в разделе "Независимая экспертиза" в течение рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование в соответствующие органы.
3) При размещении проекта нормативного правового акта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" на официальном сайте Красносельского муниципального района в разделе "Независимая экспертиза" разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами, который не может быть менее периода (срока) установленного пунктом 5 раздела 2 настоящего Порядка.
По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" на официальном сайте Красносельского муниципального района в разделе "Независимая экспертиза".
4) К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие в орган местного самоуправления Красносельского муниципального района экспертные заключения независимых экспертов. В случае, если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области от 17 июля 2009 г. N 459 "О порядке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.