Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
13. В настоящее время реализация мер, направленных на стимулирование товаропроизводителей к повышению уровня качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, их безопасности и конкурентоспособности, осуществляется в виде разрозненного пакета мер через различные областные целевые программы: "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области", "Энергоэффективная экономика", "Профилактика правонарушений в Костромской области" и др. Ряд направлений находится в разработке. Так, планируются к реализации меры по повышению качества и безопасности питьевой воды в рамках проекта программы "Чистая вода".
Вместе с тем, проблемы качества, безопасности, конкурентоспособности продукции и услуг должны рассматриваться комплексно, а подход к их решению носить системный межотраслевой характер с единой координацией действий всех исполнительных органов государственной власти Костромской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области. Координацию действий в данной сфере призван обеспечить межведомственный Совет по качеству, безопасности, конкурентоспособности и защите прав потребителей в Костромской области. Этим объясняется важность и актуальность разработки областной программы "Качество, безопасность, конкурентоспособность и защита прав потребителей на территории Костромской области на 2010-2014 годы".
14. Положение дел в сфере качества и безопасности товаров и услуг характеризуют данные УВД по Костромской области. За пять лет количество только выявленных преступлений в сфере потребительского рынка увеличилось почти в 6 раз, а административных правонарушений - на 30%. При этом количество правонарушений, связанных с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возросло почти в 2 раза, а количество продаж товаров, выполнения работ, оказания населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил не только остается на высоком уровне, но и возросло на 14%.
Виды нарушений |
годы |
||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
1) количество выявленных преступлений (возбужденных уголовных дел), в т.ч.: |
111 |
310 |
402 |
484 |
619 |
мошенничество |
50 |
101 |
90 |
129 |
109 |
нарушение авторских и смежных прав |
- |
2 |
18 |
36 |
29 |
производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности |
- |
80 |
153 |
78 |
71 |
причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием |
- |
1 |
8 |
26 |
82 |
незаконное распространение порнографических материалов или предметов |
- |
2 |
3 |
1 |
- |
2) количество выявленных административных правонарушений, в том числе: |
7487 |
7681 |
9160 |
9418 |
9737 |
нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; |
469 |
521 |
735 |
693 |
863 |
нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения; |
13 |
9 |
64 |
85 |
95 |
нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; |
69 |
95 |
123 |
102 |
68 |
осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации им без специального разрешения (лицензии); |
1117 |
1527 |
1735 |
1377 |
1260 |
незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена; |
108 |
137 |
102 |
159 |
271 |
продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; |
2363 |
2369 |
2569 |
2814 |
2693 |
продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности; |
289 |
366 |
565 |
671 |
691 |
обман потребителей, в том числе введение в заблуждение относительно потребительских свойств; |
95 |
104 |
109 |
139 |
101 |
нарушение правил продажи отдельных видов товаров. |
998 |
951 |
1525 |
1856 |
2201 |
15. Одним из негативных проявлений рынка является нарушение антимонопольного законодательства. По данным управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Костромской области, увеличилось количество возбужденных дел в 2,5 раза. Возросла доля возбужденных дел по факту рассмотренных заявлений с 7,8% до 17,6%:
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
1) рассмотрено заявлений |
90 |
65 |
49 |
60 |
85 |
из них возбуждено дел |
7 |
6 |
4 |
8 |
15 |
2) доля возбужденных дел из числа рассмотренных заявлений, % |
7,8 |
9,2 |
8,2 |
13,3 |
17,6 |
3) всего возбужденных дел, в том числе по результатам инициативных проверок УФ АС |
24 |
23 |
10 |
98 |
60 |
из них принято решений о наличии нарушений |
18 |
17 |
8 |
40 |
22 |
4) выдано предписаний |
5 |
16 |
7 |
40 |
22 |
из них не исполнено предписаний |
1 |
10 |
1 |
17 |
2 |
Приведенные показатели, характеризующие потребительский рынок Костромской области, показывают важность планомерной и комплексной работы по защите прав потребителей, улучшению качества, безопасности и конкурентоспособности товаров, работ и услуг.
16. Конкурентоспособность продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка. Конкурентоспособность товара (работ, услуг) - это совокупность таких его характеристик, сопутствующих его продаже и потреблению и отличающих данный товар от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей покупателя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям покупателей и его способность быть проданным.
17. Необходимым условием создания конкурентоспособной продукции является современная техника и технология производства. Проблемы состояния материально-технической базы предприятий Костромской области характеризует высокая степень износа основных фондов (%):
Износ основных фондов в отраслях экономики, % |
годы |
||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
57,3 |
54,8 |
51,7 |
50,9 |
49,1 |
2) рыболовство, рыбоводство |
44,4 |
45,5 |
45,9 |
45,9 |
46,0 |
3) добыча полезных ископаемых |
64,6 |
67,6 |
69,4 |
71,3 |
73,0 |
4) обрабатывающие производства |
28,0 |
31,6 |
30,1 |
30,1 |
30,2 |
5) строительство |
32,2 |
66,0 |
65,2 |
64,1 |
64,2 |
6) оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
49,2 |
49,5 |
45,1 |
45,1 |
35,1 |
7) гостиницы и рестораны |
27,3 |
31,8 |
38,1 |
35,1 |
33,2 |
8) транспорт и связь |
54,6 |
59,0 |
60,2 |
60,8 |
61,0 |
Как следует из представленных данных, по основным базовым отраслям экономики наблюдается устойчивая тенденция к росту степени износа основных производственных фондов: по обрабатывающим производствам она увеличилась за последние 5 лет на 2,2%, в строительстве - на 32,2%, в сфере гостиниц и ресторанов - на 5,9%, в транспорте и связи - на 5,4%. Вместе с тем, по ряду отраслей наблюдалось снижение данного показателя: по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству - на 8,2%, оптовой и розничной торговле - на 14,1%.
18. Перед производителями продукции возникают задачи планирования, управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации процесса обеспечения качества. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии. При этом борьба за повышение качества продукции не должна быть самоцелью. Затраты должны не только окупаться, но и приносить дополнительную прибыль, которую можно будет направлять на дальнейшую модернизацию основных фондов. Работу по улучшению качества продукции необходимо четко ориентировать на изучение спроса покупателей, основываться на серьезных маркетинговых исследованиях и строго подчиняться выработанной стратегии, программам и планам.
19. В настоящее время в Российской Федерации формируются правовые, организационные и финансовые условия, направленные на повышение качества во всех сферах производственной деятельности и государственном управлении. С целью устранения необоснованных препятствий и снижения административного давления на производителей, продавцов, поставщиков продукции и услуг вводится система технических регламентов и добровольной сертификации, государственный контроль (надзор) переносится из сферы производства продукции в сферу ее обращения, возрастает роль саморегулируемых организаций. Для предприятий и организаций Костромской области применение стандартов качества и систем менеджмента качества становятся жизненно необходимым.
20. Повышение качества продукции и услуг, внедрение систем управления качеством должно стать приоритетным направлением стратегии социально-экономического развития Костромской области. По данным ФГУ "Костромской центр стандартизации, метрологии и сертификации", 24 предприятия Костромской области по состоянию на 2009 год внедрили системы менеджмента качества: ЗАО "ФК" (г.Буй), ЗАО "Экохиммаш", Костромское ПКТБ-филиал ОАО "Элеюпроцентромонтаж", ОАО "Буйский химический завод", ОАО "Газпромтрубинвест", ОАО "Галичский автокрановый завод", ОАО "Калориферный завод", ОАО "Концерн "СТРОМНЕФТЕМАШ", ОАО "Костромской завод Мотордеталь", ОАО "Фанплит", ОАО "Электромеханический завод "Пегас", ООО "БКЛМ - Актив", ООО "Концерн "Медведь" Производственный участок N 7", ООО "Неман", ООО Научно-производственная фирма "Костромская медтехника", Торгово-промышленная палата Костромской области, ФГУ "Костромской ЦСМ", ООО "Котлетная компания" и ИП Александров С.А., ООО "Холодильный комплекс", ООО "Кроностар", ЗАО "Галичское" по птицеводству, ООО "ВолгаСтрап", ФГОУ СПО "Костромской автотранспортный техникум", ЗАО "Инжиниринговая компания "Волгореченск".
Опыт показывает, что трудности при внедрении международных стандартов связаны не только с высокими требованиями к организации материально-технического снабжения, финансирования, программного обеспечения, но и с препятствиями социально-психологического характера, вызванными стереотипами старого мышления. Предприятия, внедряющие стандарты, сталкиваются с непониманием необходимости осуществления этой работы. Условия, принципы и требования, закрепленные в уже действующих стандартах, на практике выполняются не в полном объеме, что противоречит системному подходу в решении задач качества. Причины невыполнения состоят в нестабильности производственных, сбытовых, экономических процессов, происходящих на предприятии. Большую трудность представляет организация маркетинговой деятельности и прогнозирование необходимого уровня качества изделия.
21. Наблюдается спад интереса предприятий к разработке каталогов своей продукции. По данным ФГУ "Костромской ЦСМ", в настоящее время зарегистрирован 481 каталожный лист. При этом количество ежегодно регистрируемых каталожных листов снижается.
22. Несколько лучше обстоят дела в сфере сертификации продукции и услуг. ООО "Костромской центр по сертификации и мониторингу" (орган по сертификации) выдал предприятиям Костромской области за период 2005-2008 гг. 2041 сертификат соответствия на продукцию и услуги:
Показатель |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
1) количество зарегистрированных каталожных листов |
100 |
92 |
86 |
60 |
2) количество выданных сертификатов соответствия, всего ,в том числе: |
450 |
515 |
477 |
599 |
на продукцию |
388 |
431 |
418 |
538 |
на услуги |
62 |
84 |
59 |
61 |
23. Одним из важнейших критериев определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности также является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах.
24. Безопасность товара (работы, услуги) по определению Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" означает безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Первоочередное внимание с точки зрения безопасности следует обратить на производимые и реализуемые пищевые продукты, поскольку они оказывают непосредственное влияние на подверженность заболеваниям, отравлениям, что напрямую сказывается на продолжительности и качестве жизни населения либо угрожает самой жизни.
25. Одним из факторов, влияющих на продолжительность и качество жизни населения, является загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов. Основными путями загрязнения являются: использование неразрешенных пищевых добавок или применение их в повышенных дозах; загрязнение сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства пестицидами, используемыми для борьбы с вредителями растений и в ветеринарной практике для профилактики болезней животных; нарушение правил использования в растениеводстве удобрений, оросительных и сточных вод; использование в животноводстве неразрешенных кормовых добавок, стимуляторов роста, медикаментов; миграция токсических веществ из пищевого оборудования, посуды, инвентаря, упаковки; эндогенные токсичные соединения, образующиеся при тепловой обработке продуктов; токсиканты, поступающие из окружающей среды.
26. В настоящее время важной проблемой является соответствие гигиеническим нормативам по химическим и микробиологическим показателям находящихся на потребительском рынке биологически активных добавок (БАД), а также наличие генетически модифицированных организмов (ГМО) в пищевых продуктах. Данные таких исследований в Костромской области отсутствуют, что обостряет проблему оценки безопасности потребляемых на территории Костромской области пищевых продуктов и БАД.
Территория Костромской области, как большинство территорий Российской Федерации, относится к регионам с недостаточным содержанием в воде и почве йода и других микронутриентов. Недостаточное поступление микронутриентов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на физическом развитии, успеваемости, способствует постепенному развитию хронических заболеваний и, в конечном итоге, препятствует формированию здорового поколения и ведет к снижению интеллектуального потенциала населения Костромской области. Увеличение производства и реализации пищевых продуктов, обогащенных йодом и другими микронутриентами, является важнейшим направлением, связанным с профилактикой йоддефицитных состояний и заболеваний, связанных с дефицитом микронутриентов, например, таких как анемия, кариесы.
27. Значительный вред здоровью населения Костромской области наносит реализация лекарственных средств и медицинских препаратов, не соответствующих требованиям качества и безопасности. За последние пять лет на территории Костромской области выявлено забракованных или фальсифицированных лекарственных средств - 531, а других медицинских препаратов - 31.
28. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, европейская часть России характеризуется самым высоким уровнем потребления алкоголя, который превышает среднемировые показатели более чем в 2 раза. Употребление алкоголя является одной из важнейших причин смертности и инвалидности населения. В нашем регионе около 6 % всех случаев преждевременной смерти связано с алкогольной интоксикацией и ее последствиями. В 2009 году по этой причине в Костромской области умерло 208 человек.
Осуществляемые меры по контролю качества алкогольной продукции приносят определенные результаты. Так, в 2009 году в результате проверок качества реализуемой алкогольной продукции забраковано и не допущено на прилавки магазинов 252 тыс. единиц недоброкачественной алкогольной продукции общим объемом 17,4 тыс. дал. По сравнению с показателем 2008 года, на 24% уменьшилась смертность от отравлений алкоголем и его суррогатами. Однако потребление алкоголя остается третьим по значимости фактором риска смертности и инвалидности в Костромской области. Алкогольная угроза требует целого ряда мер не только экономического и административного, но и просветительского, воспитательного характера.
29. Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на здоровье и уровень жизни в целом, является соответствие потребляемой населением воды требованиям качества в соответствии с ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая". Если учесть, что в целом по области степень износа водопроводных сетей составляет около 70 %, а половина населения Костромской области использует для хозяйственно-питьевых целей воду, не соответствующую гигиеническим требованиям по различным показателям (высокое содержание железа, азотсодержащие соединения, минерализация, мутность, цветность, бактериальная загрязненность), то проблему качества и безопасности питьевой воды следует признать особо актуальной и значимой.
30. Высокое качество и безопасность продукции и услуг не могут быть обеспечены только административными мерами. Необходима разъяснительная работа среди населения по формированию здорового образа жизни, умению защищать свои потребительские интересы. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей укрепляет уверенность в том, что на потребительском рынке осуществляется определенный контроль. Без такого регулирования рынки останутся ограниченными и неэффективными.
Защита прав потребителей стала существенным фактором внешней среды, оказывающим влияние на деятельность коммерческих предприятий в сфере производства, торговли и бытового обслуживания населения в России только в последние годы. Поддержание баланса интересов производителей, продавцов и потребителей осуществляется на фоне самоорганизации и самоуправления предпринимательских структур, что требует соответствующей активизации потребителей.
31. В настоящее время в Костромской области назрела необходимость воссоздания системы потребительского образования и просвещения, вовлечения всех учащихся, студентов, слушателей программ дополнительного образования в процесс изучения прав и ответственности потребителей.
32. Исходя из целей потребительской политики, система потребительского образования должна состоять из нескольких этапов, быть непрерывной и охватывать весь период обучения. Только тогда может появиться качественно новое действующее лицо - цивилизованный потребитель, без которого невозможно превращение сегодняшнего рынка в цивилизованный рынок и увеличение на нем количества добросовестных предпринимателей.
Система потребительского образования должна состоять из следующих этапов в зависимости от возрастных особенностей и уровня образования:
1) общеобразовательная школа:
1-3 классы - привитие детям первичного потребительского внимания и потребительского любопытства (методические разработки впервые в стране выполнены костромскими учителями, опубликованы и с успехом апробированы во вторых и третьих классах двух школ г. Костромы);
4-7 классы - привитие ученикам более широкого набора навыков потребительского поведения по мере взросления (опыт показал эффективность таких занятий до 20 мин. один раз в неделю в рамках классного часа);
8-9 классы - формирование у учеников основ культуры цивилизованного потребительского поведения и приобретение ими навыков собственных действий по защите нарушенных потребительский прав (можно проводить занятия в рамках хорошо себя показавших самостоятельных курсов "Культура потребительского поведения" или "Защита прав потребителей" по опубликованным учебным программам и учебникам, которые требуют доработки в свете изменений законодательства; либо в рамках дисциплин: экономика, основы безопасности жизнедеятельности или других предметов по междисциплинарной программе);
10-11 классы - закрепление учениками правовых потребительских знаний и формирование у учеников культуры добросовестного предпринимательского поведения (лучше всего это реализуется в рамках проведения различных конкурсов по потребительской тематике с участием в разных ролях всех учеников; для наиболее активных - проводить факультативные занятия, есть опыт трех учебных программ; проведение внутришкольных, городских, районных, областных олимпиад по защите прав потребителей).
2) профессиональная школа:
первый курс - изучение основ защиты прав потребителей с целью закрепления у учащихся и студентов культуры цивилизованного потребительского поведения (разработано, опубликовано, внедрено или опробовано с положительным результатом 8 учебных программ);
старшие курсы всех специальностей (кроме специальностей по экономике, юриспруденции, государственному и муниципальному управлению, а также педагогических специальностей) - получение специальных знаний по будущей работе с потребителями в рамках как самостоятельного предмета по потребительской тематике, так и потребительских тем в других специальных курсах (разработано, опубликовано, внедрено или опробовано с положительным результатом свыше 30 учебных программ);
для специальностей по экономике, юриспруденции, государственному и муниципальному управлению - ведение разработанных и хорошо себя показавших самостоятельных дисциплин "Потребительская и конкурентная политика" или "Потребительское и конкурентное право";
для педагогических специальностей - изучение отдельного курса "Методика потребительского образования в общеобразовательной школе" (программу необходимо разработать).
3) повышение квалификации и дополнительное образование:
для руководителей и специалистов предприятий - изучение курса "Потребительское и конкурентное право" или отдельные темы в других курсах (разработано, опубликовано и внедрено 9 учебных программ);
для государственных и муниципальных служащих - изучение курса "Потребительское и конкурентное право" (учебная программа разработана, опубликована и внедрена);
для специалистов по защите прав потребителей, руководителей и специалистов общественных организаций - изучение курсов "Организация защиты прав потребителей" либо "Осуществление потребительской правозащиты" (программы разработаны, опубликованы и внедрены);
для учителей школ, не проходивших соответствующее обучение в ВУЗе, - ведение отдельного курса "Методика потребительского образования в общеобразовательной школе" в Костромском институте повышения квалификации (программу необходимо разработать);
для учителей школ, изучавших курс "Методика потребительского образования в общеобразовательной школе", - ведение курса "Новое в законодательстве и практике реализации по защите прав потребителей" (учебные программы разрабатываются в каждом отдельном случае в зависимости от педагогической специальности слушателей и характере состава учебной группы).
Для всех вышеназванных курсов необходимы разработка и издание соответствующих учебных пособий и материалов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.