Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Эффективность реализации программы
33. Результаты реализации программы определяются количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности и сопоставимости.
Основные целевые индикаторы программы и их значение по годам показаны в таблице 8.
Согласно расчетам, при развитии отрасли по инерционному сценарию, то есть при незначительной поддержке государства по бюджету действующих обязательств, поголовье коров продолжает сокращаться. Надой на корову будет возрастать, но это ведет к низким темпам роста валового производства.
Достижение программной цели позволит увеличить в сравнении с уровнем 2008 года:
поголовье коров в 2012 году на 10,7%;
объем производства молока в 2012 году на 27,9%;
надой молока на корову в 2012 году на 31,3%.
Объем производства молока в 2012 году составит 200,0 тыс. тонн.
34. Общая оценка вклада программы в достижение цели.
Реализация программы позволит наполнить внутренний рынок области качественным молоком и молочными продуктами.
Реализация программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в этой отрасли до 2012 года в объеме 200,0 тыс. тонн или на душу населения до 286 кг в год.
35. Социальные и экономические последствия реализации программы: кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами, реализация программы обеспечит дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней за четыре года в сумме 639,6 млн. рублей (таблицы 4, 5).
Таблица 4
Расчет экономической и социальной эффективности реализации программы
Наименование эффекта и единицы измерения |
Результат по годам |
За 4 года |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Основные индикаторы Эффект от повышения производительности труда (рост продуктивности коров и сокращение числа рабочих мест) человек. |
20 |
20 |
10 |
10 |
80 |
Прирост производства молока, тыс. тонн. |
3,3 |
11,3 |
9 |
20 |
43,6 |
Прямые затраты труда на производство молока, среднегодовых работников, тыс. часов |
35 |
116 |
91 |
192 |
434 |
Генерация в среднем 4,5 рабочих места на 1 прямого работника в скотоводстве в других сферах (переработка, сервис, другие отрасли сельского хозяйства), рабочих |
62 |
204 |
160 |
338 |
764 |
Дополнительные налоговые поступления в бюджет всех уровней за год, млн. руб. |
119,8 |
141 |
168,8 |
210 |
639,6 |
Таблица 5
Расчет индикаторов экономической эффективности программы
Показатели |
Годы |
2009-2012 |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Основные индикаторы Поголовье молочных коров, тыс. голов |
40,8 |
41,7 |
42,6 |
43,5 |
168,6 |
Удой на корову в год, кг |
3915 |
4190 |
4488 |
4805 |
4215 |
Валовое производство молока, тыс. тонн |
160,3 |
171,0 |
180,0 |
200,0 |
711,3 |
Вспомогательные индикаторы Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
1756,7 |
1966,5 |
2160 |
2500 |
8383,2 |
Валовой доход отрасли, млн. руб. |
2076,1 |
2342,7 |
2610 |
3060 |
10088,8 |
Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
319,4 |
376,2 |
450 |
560 |
1705,6 |
Начисление налогов, млн. руб. |
119,8 |
141 |
168,8 |
210 |
639,6 |
Рабочие места, тыс. |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
4,8 |
36. К основным рискам программы, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
вступление России в ВТО;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
2) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняты по производству молока на корову и выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров.
Таблица 6
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации программы в части объемов производства молока, млн. рублей в ценах соответствующего года
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
157 |
168 |
180 |
192 |
От невыхода на плановое производство молока, тыс. тонн |
12,6 |
14,1 |
15,2 |
16,5 |
Общая оценка рисков: от невыхода на плановый валовой надой молока в год, млн. руб. (в ценах 2008 г. - 11736 руб/тонна) |
147,8 |
165,4 |
178,4 |
193,6 |
Расчеты показали (таблица 6), что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
37. Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока.
Таблица 7
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе
Показатели | Ед. изм. | Годы | Всего за 4 года |
||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||||
Ежегодный прирост валового производства молока, тыс. т |
тыс. тонн | 3,3 | 10,7 | 9,0 | 20,0 | 43,0 | |
То же в стоимостном выражении (ВП) |
млн. руб. | 41,3 | 146,9 | 126 | 280 | 594,2 | |
Ежегодный прирост налогов от отрасли к уровню 2007 года |
млн. руб. | 6,1 | 21 | 17,6 | 41 | 85,7 | |
Финансирование на продукцию из областного бюджета федерального бюджета |
млн. руб. |
195,5 14,7 |
295 |
336 |
380 |
1206,5 14,7 |
|
Показатели эффективности |
Эобщ. | % | 10,6 | 24,9 | 18,8 | 36,8 | 24,6 |
Эб | % | 88,7 | 78,1 | 90,5 | 101,0 | 90,5 |
Как видно из таблицы 7, значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 24,6%. Степень возмещения общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли в среднем составит 4 года (100 : 24,6 = 4 года).
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств Эб составляет 49,2%, что позволит создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу. Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения программы минимум 3-4 года, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает указанные сроки.
38. Оценку эффективности реализации программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественного молока, численности молочного скота и качественных показателей развития отрасли молочного скотоводства, приведенных в таблице 8.
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования программы предлагается проводить по годам.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.
Таблица 8
Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам
Целевой индикатор |
Единицы измерения |
2007 г. |
2008 г. |
Значение индикатора |
||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||
|
% к 2008 г. |
|||||||
Поголовье молочных коров во всех категориях хозяйств |
тыс. голов |
43,1 |
39,3 |
40,8 |
41,7 |
42,6 |
43,5 |
110,7 |
в т.ч. в сельхозпредприятиях |
тыс. голов |
32,5 |
30,4 |
31,1 |
31,9 |
32,9 |
33,9 |
111,5 |
Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
3579 |
3659 |
3915 |
4190 |
4488 |
4805 |
131,3 |
в т.ч. в сельхозпредприятиях |
кг |
3160 |
3223 |
3450 |
3692 |
3955 |
4232 |
131,3 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
167,8 |
157,0 |
160,3 |
171,0 |
180,0 |
200,0 |
127,4 |
в т.ч. в сельхозпредприятиях |
тыс. тонн |
102,9 |
101,1 |
107,4 |
115,2 |
126,2 |
139,0 |
137,5 |
Производство молока на душу населения |
кг |
240 |
224 |
228 |
244 |
257 |
286 |
127,7 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
тыс. гол. |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
2,5 |
2,0 |
2,5 |
416,7 |
Выход телят на 100 коров |
гол. |
79 |
77 |
80 |
81 |
81 |
82 |
106,5 |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
13,6 |
13,8 |
13,8 |
14,0 |
15,0 |
18,0 |
+4,2 |
Реализация племенного молодняка |
тыс. гол. |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1,2 |
1,5 |
1,7 |
283,3 |
в т.ч. к предыдущему году |
% |
|
120 |
133 |
150 |
125 |
113 |
х |
Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству с/х животных |
штук |
|
|
2 |
4 |
4 |
8 |
|
<< Глава 6. Механизм реализации программы (п.п. 30-32) |
||
Содержание Постановление администрации Костромской области от 24 ноября 2009 г. N 384-а "Об областной целевой программе "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.