Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
13. Формирование рынка доступного жилья является одним из приоритетов государственной социально-экономической политики Костромской области на ближайшие годы. Достойное жилье, являясь одной из базовых ценностей, затрагивающих жизненно важные интересы граждан нашей страны, обеспечивает не только комфортные условия проживания, но также экономическую стабильность и безопасность. Возможность приобретения, строительства, найма жилья стимулирует граждан к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирует их отношение к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.
Основные определения, используемые в настоящей Программе, представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
14. При анализе потребности в строительстве жилья выявлено, что объем вводимого жилья на территории области не удовлетворяет потребность в жилье для всех категорий нуждающихся.
Общий объём жилищного фонда в Костромской области, по состоянию на 1 января 2010 года, составляет 16,5 млн. кв. м, в том числе:
11,6 млн. кв. м - в многоквартирных жилых домах;
4,6 млн. кв. м - в индивидуальных жилых домах.
В 2010 году в Костромской области было введено в эксплуатацию 151,4 тыс. кв. м жилья (84,0 процента к уровню 2009 года), из них 74,3 тыс. кв. м индивидуальных жилых домов (72,8 процента к уровню 2009 года), что составило 49,0 процента от общего ввода жилья.
Динамика ввода жилья в Костромской области в период 2002 - 2010 годов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Ввод в действие жилых домов в Костромской области в 2002 - 2010 годах (тыс. кв. м)
"Рисунок 1. Ввод в действие жилых домов в Костромской области в 2002-2010 годах (тыс. кв. м)"
Обеспеченность жильем на душу населения, по состоянию на 01.01.2011, составляет 24 кв. м (при среднем значении по Российской Федерации 22,4 кв. м), ввод жилья на одного проживающего в 2010 году составил 0,23 кв. м при среднем российском значении 0,42.
Динамика изменения обеспеченности жильем населения Костромской области в период 2005 - 2010 годов представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Обеспеченность населения Костромской области жильем в 2005 - 2010 годах, кв. м на чел.
"Рисунок 2. Обеспеченность населения Костромской области жильем в 2005-2010 годах, кв. м на чел."
Структура ввода жилья в Костромской области за период 2002-2010 годов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура ввода жилья в Костромской области
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Ввод жилья, тыс. кв. метров |
112 |
105 |
82 |
117 |
109 |
140 |
149 |
180 |
151 |
Многоэтажные здания |
62,5% |
46,7% |
32,9% |
47,8% |
60,5% |
39,9% |
33% |
43,4% |
44,2% |
Малоэтажные здания |
37,5% |
53,3% |
67,1% |
52,2% |
39,5% |
60,1% |
67% |
56,6% |
55,8% |
Строительство малоэтажного жилья получило свое развитие на волне экономического подъема 2003-2007 годах и, несмотря на последствия кризисной ситуации в экономике, остается одним из деятельных видов на рынке строительства жилья. Сформировалась тенденция устойчивого роста объемов малоэтажного строительства: в 2007 году объемы ввода составили 84,4 тыс. кв. м, в 2008 году - 99,8 тыс. кв. м, в 2009 году - 68,0 тыс.кв.м.
Удельный вес индивидуальных жилых домов в общем объеме ввода жилья в разрезе муниципальных образований Костромской области (далее - муниципальные образования) представлен в таблице 2.
Таблица 2
Удельный вес индивидуальных жилых домов в общем объеме ввода жилья по районам области, %
|
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
По области |
16,7 |
21,5 |
52,1 |
39,4 |
60,1 |
67,0 |
55,8 |
49,0 |
города: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кострома |
18,4 |
10,4 |
24,5 |
15,2 |
41,2 |
50,8 |
37,4 |
33,2 |
Волгореченск |
- |
41,4 |
100 |
8,1 |
100 |
100 |
100 |
0 |
районы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Антроповский |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Буйский |
6,0 |
60,3 |
18,1 |
19,0 |
56,9 |
68,6 |
9,5 |
5 |
Вохомский |
28,4 |
41,0 |
100 |
100 |
63,1 |
100 |
100 |
100 |
Галичский |
19,3 |
26,0 |
95,7 |
92,7 |
71,3 |
100 |
100 |
34,5 |
Кадыйский |
- |
72,6 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Кологривский |
8,1 |
55,1 |
87,4 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Костромской |
10,4 |
94,3 |
95,1 |
92,0 |
100 |
100 |
99,2 |
46,5 |
Красносельский |
35,4 |
87,4 |
100 |
100 |
98,8 |
73,6 |
68 |
100 |
Макарьевский |
31,5 |
79,8 |
89,5 |
100 |
97,1 |
100 |
100 |
100 |
Мантуровский |
13,6 |
89,8 |
82,3 |
100 |
100 |
98,0 |
100 |
100 |
Межевской |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Нейский |
21,8 |
33,0 |
100 |
100 |
75,6 |
100 |
100 |
100 |
Нерехтский |
44,7 |
54,6 |
60 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Октябрьский |
- |
27,7 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Островский |
14,6 |
89,6 |
85,1 |
100 |
100 |
100 |
92,0 |
46,9 |
Павинский |
- |
68,0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
37,9 |
100 |
Парфеньевский |
- |
- |
100 |
95,2 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Поназыревский |
- |
100 |
100 |
- |
100 |
100 |
256 |
100 |
Пыщугский |
61,5 |
80,7 |
19,2 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Солигаличский |
12,9 |
56,5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Судиславский |
2,4 |
41,0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Сусанинский |
- |
- |
100 |
87,7 |
100 |
100 |
14,4 |
100 |
Чухломский |
64,0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Шарьинский |
22,1 |
43,5 |
48,8 |
62,3 |
80,1 |
73,2 |
81,7 |
100 |
15. Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования.
В Костромской области 24 муниципальных района, 6 городских округов, 12 городских поселений, 156 сельских поселений, в состав которых входят 3494 населенных пунктов.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо было разработать следующие документы территориального планирования:
схему территориального планирования Костромской области;
24 схемы территориального планирования муниципальных районов;
6 генеральных планов городских округов;
12 генеральных планов городских поселений;
133 генеральных планов сельских поселений.
Разработка документов территориального планирования Костромской области осуществляется в соответствии с областной целевой программой "Разработка проектов нормативных правовых актов в сфере градостроительства и документов территориального планирования Костромской области на период 2006 - 2011 годы", утвержденной постановлением Костромской областной Думы от 8 ноября 2006 года N 1066. Программа разработана в целях совершенствования правовых механизмов регулирования градостроительной деятельности и создания системы стратегического градостроительного планирования развития территории области, обеспечивающей формирование благоприятной среды жизнедеятельности, устойчивое развитие территории области и ее муниципальных образований, улучшение условий проживания населения.
В соответствии с областной целевой программой в Костромской области сформирована нормативно-правовая база в части подготовки и разработки документов территориального планирования.
Разработаны и утверждены постановлением администрации Костромской области от 01 октября 2010 года N 344-а "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области" региональные нормативы градостроительного проектирования Костромской области.
Схема территориального планирования Костромской области разработана и проходит процедуру согласования в Министерстве регионального развития Российской Федерации.
Разработаны и утверждены схемы территориального планирования всех муниципальных районов Костромской области.
Разработаны и утверждены генеральные планы городских округов: г. Кострома, г. Буй, г. Мантурово, г. Волгореченск. Находятся на утверждении генеральные планы г. Галичи и г. Шарьи.
Утверждены генеральные планы г. Солигалича, г. Макарьева, п. Кадый. До конца 2011 года будут разработаны генеральные планы 9-ти городских поселений.
В Костромской области необходимо разработать 133 генеральных планов сельских поселений, из которых разрабатываются 49, утверждены 10. В течение 2011 года запланирована разработка остальных 74 генеральных планов сельских поселений.
Разработаны и утверждены правила землепользования и застройки г. Шарьи, г. Буя, г. Волгореченска, п. Судиславль, г. Костромы.
Согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации с января 2012 года наличие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки будет являться необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство. Поэтому, учитывая недостаточное в связи с экономическим кризисом, бюджетное финансирование градостроительной деятельности, приоритетной задачей в этой сфере становится завершение в 2011 году разработки генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений Костромской области.
16. Среди основных проблем в сфере жилищного строительства вопрос подготовки земельных участков под строительство жилья является одним из ключевых как с точки зрения сокращения сроков строительства, так и с точки зрения возможного снижения его стоимости. В настоящее время наличие земельных ресурсов, свободных от прав третьих лиц и возможных для использования в целях строительства жилья на территории области, составляет более 300 гектаров.
Всего за 2008 - 2010 годы на территории Костромской области предоставлено в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам для жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство и комплексное освоение в целях жилищного строительства, 1759 земельных участков общей площадью 301,02 га, в том числе для индивидуального жилищного строительства - 1694 земельных участка (96 процентов от общего количества земельных участков, предоставленных для жилищного строительства) общей площадью 220,07 га (73 процента от общей площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства). При этом ежегодно в органы местного самоуправления поступает около 900 заявлений граждан на предоставление земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. Данный факт обуславливает необходимость опережающего формирования земельных участков в границах населенных пунктов или поиск новых площадок для дальнейшего их формирования и предоставления гражданам - заявителям.
Иная ситуация происходит в городах и крупных районных центрах, где ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан.
Это требует вовлечения в оборот новых земель из пригородной зоны, как правило, земель сельскохозяйственного назначения. Проблема усугубляется еще и фактором инфраструктурной неразвитости малых городов и поселений, которая ведет к миграции населения в крупные города.
Выход на освоение площадок в пригородной зоне порождает, прежде всего, инфраструктурные проблемы - необходимо решение вопросов подведения к районам застройки магистральных инженерных сетей и автомобильных дорог, на что у органов местного самоуправления нет достаточных ресурсов. Если же решение этих вопросов перекладывать на самих застройщиков, то существенно возрастает себестоимость строящегося жилья, а, следовательно, снижается его доступность для населения и проект становится убыточным уже в начальной стадии его реализации.
Эти же факторы сдерживают и застройку территорий, которые были в последние годы включены в границу населенных пунктов области с целью дальнейшего развития строительства. Но помимо отсутствия технической и финансовой возможности обеспечить новые территории коммуникациями, отсутствует как таковой и системный контроль за использованием земель на уровне органов местного самоуправления. Так, на основании решений администрации Костромской области в течение 2007-2010 годов из состава земель сельскохозяйственного назначения в черту населенных пунктов были включены 21 земельный участок общей площадью 224,4 га, часть территории которых представляет собой реальный резерв для обеспечения жилищного строительства. Из них под жилую застройку в настоящее время используется 16 земельных участков площадью 168,8 га (т.е. меры по жилой застройке территорий, включенных в черту населенных пунктов из состава земель сельхозназначения, предпринимаются в отношении 75 процентов площадей из потенциально возможных).
В целях формирования организованной системы контроля за использованием земель на муниципальном уровне и построения перспектив развития жилищного строительства распоряжением администрации Костромской области от 22 декабря 2009 года N 404-ра "Об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства на территории Костромской области в 2010-2012 годах" утвержден Перечень земельных участков, предназначенных для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства на территории Костромской области в 2010 - 2012 годах.
Одной из проблем для органов местного самоуправления является отсутствие финансовых возможностей произвести градостроительную подготовку территорий, земельных участков для аукциона, то есть действия по формированию земельных участков (производству землеустроительных работ), проведению государственного кадастрового учета подготовленных и сформированных земельных участков, переводу земельных участков из состава земель иных категорий в земли населенных пунктов (при необходимости), обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, проведению аукционов по предоставлению подготовленных и сформированных земельных участков в целях комплексного освоения. Строительство сетей и объектов инженерно-технического обеспечения за пределами земельного участка является затратным, что препятствует освоению новых территорий.
В приложении N 2 к настоящей Программе представлен сетевой график формирования и освоения земельных участков, необходимых для достижения планируемых объемов ввода жилья в 2011 - 2020 годах и включающих в себя земельные участки под реализацию проектов комплексного освоения и развития территорий, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, а также площадки под строительство жилья сотрудникам предприятий на вновь созданных рабочих местах в рамках реализации крупных инвестиционных проектов.
С учетом ежегодной корректировки настоящей Программы перечень площадок под жилую застройку и сетевые графики строительства подлежат уточнению. Сетевые графики освоения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, также будут корректироваться с участием Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства при принятии Правительственной комиссией соответствующих решений по конкретным участкам (порядок, сроки и форма составления таких графиков установлены Соглашением, заключенным между Костромской областью и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства).
17. Анализ состояния жилищного фонда показал высокую степень его износа.
По состоянию на 01 января 2011 года, доля аварийного и ветхого жилья в Костромской области составляет 619,4 тысяч квадратных метров жилья или 3,8 процентов от всего жилищного фонда области, в том числе в г. Костроме - 63,0 тысячи квадратных метров жилья ветхого и 10,8 тысяч квадратных метров аварийного жилья.
Реализация областной целевой программы "Переселение граждан Костромской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы" обеспечила бесплатное переселение в 2003-2010 годы в благоустроенное жилье 1 324 человек. Финансирование программы осуществлялось как за счет бюджетных средств (федерального, областного, местного), так и за счет внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий в 2003 - 2010 годах составило 207 285,6 тыс. руб. Безвозмездно жителям предоставлено 23 441,61 кв.м благоустроенного жилья.
Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2008 - 2010 годах осуществлялось софинансирование программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Костромской области, в том числе:
1) по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 16 марта 2009 года N 112-а "Об утверждении региональных адресных программ", объем финансирования составил 158 258,667 тыс. руб., снесено 50 аварийных многоквартирных домов и переселено в новое благоустроенное жилье 372 человека;
2) по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2008 - 2010 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 15 января 2008 года N 3-а "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2008 - 2010 годы", объем финансирования составил 194 738,957 тыс. руб., снесено 50 аварийных многоквартирных домов и переселено 434 человека;
3) по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Костромской области на 2009 - 2010 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 13 января 2009 года N 1-а "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Костромской области на 2009 - 2010 годы"", объем финансирования составил 286 110,716 тыс. руб., при этом ликвидировано 9138,7 квадратных метров аварийного жилья, приобретено 231 жилое помещение общей площадью 11151,2 кв.м. Переселено 566 человек.
Общие показатели реализации на территории Костромской области программ по ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда в период 2003 - 2010 годов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты реализации в Костромской области программ по ликвидации ветхого и аварийного жилья в 2003 - 2010 годах
Годы |
Привлеченные средства |
Площадь предоставленных жилых помещений |
Предоставлено квартир |
Всего переселено |
(тыс. руб.) |
(кв.м.) |
(ед.) |
(чел) |
|
2003 |
77 767 |
9 123.60 |
197 |
499 |
2004 |
17 826 |
3 957.44 |
85 |
227 |
2005 |
30 896 |
2 306.90 |
59 |
132 |
2006 |
8 924.40 |
2 558.80 |
61 |
145 |
2007 |
50 331 |
3 490.60 |
83 |
199 |
2008 |
16 115 |
1 383.50 |
37 |
82 |
2009-2010 |
565 276,723 |
19 486,33 |
501 |
1183 |
Итого: |
767136,123 |
42307,17 |
1023 |
2467 |
По состоянию на 01 апреля 2011 года, в сводном реестре аварийных жилых домов числится 669 строений общей площадью 130,1 тыс. кв. м. При выделении средств государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) и выполнению обязательств по софинансированию со стороны бюджета Костромской области планируется продолжить мероприятия по расселению граждан, проживающих в аварийных жилых домах.
График ликвидации аварийного жилищного фонда представлен в таблице 4.
Таблица 4
Мероприятия по ликвидации аварийных жилых домов в 2011-2012 годах
|
2011 год |
2012 год |
Всего |
Ликвидация аварийных жилых домов, тыс. кв. м. |
9,0 |
9,0 |
18,0 |
Количество переселяемых семей |
240 |
240 |
480 |
Потребность в строительстве жилья, тыс. кв.м. |
9,0 |
9,0 |
18,0 |
Потребность в финансировании для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, млн. руб, в том числе: |
241,377 |
241,377 |
482,754 |
- средства Фонда ЖКХ |
179,770 |
179,770 |
359,54 |
- средства областного бюджета |
61,597 |
61,597 |
123,194 |
Объемы финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в 2011 - 2012 годах на строительство жилья в рамках переселения граждан из аварийного жилого фонда подлежат уточнению с учетом размера лимита, установленного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также размера увеличения имущества Фонда за счет имущественного взноса Российской Федерации.
18. Одной из категорий населения, нуждающегося в обеспечении жильем, являются льготные категории граждан, доходы которых не позволяют построить или приобрести жилье за счет собственных средств.
По данным Костромастата, на конец 2009 года число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 19,1 тысяч семей, из них:
11,7 тысяч семей или 61 процент от общего количества очередников состоят в очереди на получение жилья 10 и более лет;
3,9 тысяч семей или 20 процентов от общего количества очередников проживают в коммунальных квартирах;
0,9 тысяч семей или 4,7 процента от общего количества очередников проживают в общежитиях;
2,3 тысячи семей или 12 процентов от общего количества очередников проживают в ветхом и аварийном жилфонде.
По итогам 2010 года коэффициент доступности жилья для жителей области увеличился в 1,7 раза по сравнению с уровнем 2007 года и составил 4,59 лет, что соответствует уровню среднероссийского показателя в размере 4,5 года за аналогичный период.
За 2005 - 2010 годы за счет средств федерального, областного и местного бюджетов смогли улучшить свои жилищные условия 5 268 семей, в том числе:
61 семья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
268 молодых семей;
115 семей инвалидов и ветеранов;
348 семей граждан, отнесенных к отдельным категориям.
Ежегодное количество граждан, улучшающих жилищные условия за счет бюджетных средств, составляет 5,5 процентов от общего количества очередников.
Анализ форм приобретения жилья показал, что 88 процентов семей из указанного выше числа приобрели жилье в рамках жилищных программ и мероприятий, реализуемых в Костромской области, 4 процента по социальному найму и около 5 процентов в рамках ипотечного кредитования.
В результате изучения потребности населения в улучшении жилищных условий и их предпочтений было выявлено, что более 60 процентов респондентов не удовлетворены своими жилищными условиями и хотели бы их улучшить, при этом лишь незначительная часть из общего числа опрошенных имеет возможность для улучшения жилищных условий.
Результаты социологических исследований необходимости улучшения жилищных условий населения Костромской области показаны на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты социологических исследований необходимости и возможности улучшения жилищных условий населения Костромской области
"Рисунок 3. Результаты социологических исследований необходимости и возможности улучшения жилищных условий населения Костромской области"
Результаты опроса показывают, что существенная часть респондентов имеющих реальную возможность улучшить свои жилищные условия, вероятнее всего, сразу приобретут жилье на собственные средства либо с использованием банковского кредита как дополнение к собственным средствам на покупку жилья.
Обратная ситуация наблюдается среди респондентов, которые не имеют возможности для улучшения жилищных условий, для этой категории населения наиболее вероятным способом приобретения квартиры является предоставление им социального жилья, а также ипотечные программы.
С учетом сложившегося на конец 2010 года количества граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, потребность в строительстве социального жилья составляет 1002,7 тыс. кв. м. жилья.
Потребность в строительстве жилья для граждан Костромской области, состоящих в списках нуждающихся в жилых помещениях, представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.
За счет бюджетных средств финансируется строительство жилья только для отдельных категорий граждан, установленных федеральным и областным законодательством, - это дети-сироты, многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, уволенные с военной службы, и т.д. С учетом количества граждан указанных категорий, включенных в те или иные федеральные и областные программы и мероприятия, за счет бюджетных средств может быть профинансировано строительство 259,8 тыс. кв. м. Расчетные данные по формированию спроса на строительство жилья в Костромской области в 2011 - 2015 годах представлены в приложении N 4 к настоящей Программе.
Сравнительный анализ предпочтений граждан при выборе типа жилья представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Потребительские предпочтения на рынке жилья Костромской области
"Рисунок 4. Потребительские предпочтения на рынке жилья Костромской области"
Из респондентов, выбравших индивидуальный жилой дом, большинство предпочли, чтобы их дом находился в рамках организованного поселка, и лишь десятая часть остановила свой выбор на индивидуальном доме в виде обособленного строения. Последние свой выбор мотивировали дороговизной жилья в организованных поселках, поэтому у такой группы населения будет пользоваться наиболее высоким спросом самое недорогое жилье, но в рамках организованных поселков, что возможно в рамках комплексной малоэтажной застройки эконом-класса.
В результате опроса были выявлены предпочтения населения по типу жилья в многоквартирных домах. Так, большая часть опрошенных предпочли бы для своей семьи улучшенное жилье, типовое же жилье пользуется у населения вдвое меньшим спросом, чем улучшенное. Однако среди граждан, не имеющих возможности улучшить жилищные условия, существует большая доля готовых переехать в типовое жилье.
Анализ предпочтений граждан по типу несущих конструкций жилого дома представлен на рисунке 5.
Рисунок 5. Предпочтения населения Костромской области по конструктивным материалам жилья
"Рисунок 5. Предпочтения населения Костромской области по конструктивным материалам жилья"
Согласно результатам опроса 60 процентов респондентов предпочли бы приобрести жилье с чистовой отделкой. При этом данная пропорция распространяется на всю совокупность респондентов независимо от возможности приобретения жилья.
19. Наряду с собственными средствами организаций и граждан перспективной формой финансирования жилищного строительства является ипотечное жилищное кредитование. При этом в области на данный момент отсутствует реальная эффективная система ипотечного кредитования, включающая взаимодействие кредитных организаций региона, исполнительных органов государственной власти, строительных, оценочных и страховых организаций.
На сегодняшний день в Костромской области на рынке ипотечного жилищного кредитования осуществляют свою деятельность шесть кредитных организаций, имеющих собственные ипотечные программы: АКБ ЗАО "Газпромбанк", ЗАО "ВТБ-24", ОАО "Сбербанк", ОО КБ "Евротраст" ЗАО в городе Костроме, ЗАО "Волжский ипотечный дом", Филиал "Костромской инвестиционный торговый банк".
За период 2006 - 2010 годов населению области выдано 5 951 ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 5 243,8 млн. рублей, в том числе:
2006 год - 1185 кредитов на сумму 896,3 млн. рублей;
2007 год - 1705 кредитов на сумму 2015,3 млн. рублей;
2008 год - 1512 кредитов на сумму 1359,5 млн. рублей;
2009 год - 612 кредитов на сумму 351,3 млн. рублей;
2010 год - 1514 кредитов на сумму 996,2 млн. рублей.
Статистика последнего периода говорит о том, что на рынке наблюдается оживление ипотечных сделок. Если влияние кризиса в конце 2008 года - 1-ом полугодии 2009 года сказалось таким образом, что объем сделок по ипотеке сократился в области в 3,9 раза (в 2007 года - 2015,3 млн. рублей, в 2008 году - 1359,5 млн. рублей, в 2009 году - 351,3 млн. рублей), то динамика 2010 года говорит о том, что объем сделок 2010 года в 2,5 раза превысил объем сделок за 2009 год.
Основным препятствием для развития ипотечного жилищного кредитования в области являлось отсутствие регионального оператора, действующего по стандартам ОАО "АИЖК". На территории области отсутствует система рефинансирования ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья с привлечением средств ОАО "АИЖК", не обеспечен приток инвестиционных ресурсов в сферу недвижимости и строительного комплекса.
20. Уровень доступности жилья для граждан во многом зависит от уровня и динамики цен на рынке жилья, которая в 2002 - 2010 годах в области была неоднозначной.
В 2002 - 2007 годах наблюдалось повышение цен как на первичном, так и на вторичном рынках жилья, интенсивность которого в разные годы был различной - наиболее значительно выросли цены в 2006 году (на первичном рынке - в 1,8 раза, на вторичном рынке - в 1,9 раза), минимальный прирост цен на первичном рынке жилья отмечен в 2003 году (на 6,2 процента), на вторичном рынке - в 2005 году (на 16,5 процентов). В период 2008 - 2010 годов на рынке жилья Костромской области наблюдался незначительный рост стоимости жилья. Анализ индекса цен на первичном и вторичном рынке жилья в области в период 2002 - 2010 годов представлен в таблице 5.
Таблица 5
Индексы цен на рынке жилья Костромской области (на конец периода; в процентах к концу предыдущего года)
|
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Первичный рынок |
1132,1 |
1106,2 |
1123,3 |
1114,5 |
1181,9 |
1121,8 |
992,4 |
990,6 |
993,8 |
Вторичный рынок |
1131,4 |
1117,9 |
1140,6 |
1116,5 |
1188,3 |
1138,2 |
996,5 |
885,2 |
997,5 |
Начиная с 2006 года, средняя цена на вторичном рынке жилья области стала превышать цены на первичном рынке жилья, что связано с появлением в продаже реконструированных квартир, тогда как на первичном рынке осуществлялась продажа квартир без отделки, доля которых в последующие годы доминировала в объеме продаж.
Аналогичное изменение соотношения цен на первичном и вторичном рынках жилья было характерно для многих регионов России - в среднем по Российской Федерации в 2000 - 2005 годах более высокий уровень цен наблюдался на первичном рынке жилья, начиная с 2006 года - выше цены на вторичном рынке жилья.
Динамика цен на рынке жилья складывается под влиянием многих факторов, основным из которых является изменение стоимости строительства.
Сведения о средней фактической стоимости строительства 1 кв.м. общей площади жилых домов в Костромской области представлены в таблице 6.
Таблица 6
Средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых домов в Костромской области (рублей)
|
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего по области |
12995 |
14979 |
21640 |
27662 |
26880 |
27465 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
городская местность |
13183 |
15096 |
21759 |
27714 |
27384 |
28313 |
сельская местность |
4535 |
1239 |
7600 |
16967 |
14602 |
23667 |
Средняя фактическая стоимость строительства в городах и поселках городского типа в области значительно выше, чем в сельской местности, что обусловлено низким уровнем благоустройства жилья на селе.
Рост стоимости строительства является основным фактором увеличения цен на первичном рынке жилья.
Одним из факторов увеличения стоимости строительства является удорожание строительно-монтажных работ и строительных материалов и конструкций, используемых строительными организациями для основного производства.
21. В 2000 - 2010 годах темпы роста цен производителей строительной продукции в области были выше темпов инфляции - при повышении цен на потребительском рынке в 2,7 раза (декабрь 2010 года к декабрю 2000 года) цены на строительную продукцию увеличились в среднем в 3,0 раза.
Наиболее значительное увеличение цен отмечено на работы, связанные непосредственно со строительством, - цены на прочие работы и затраты увеличились в 4,0 раза, на строительно-монтажные работы - в 3,4 раза, на машины и оборудование, используемые в строительстве, - в 2,3 раза.
В 2000 - 2010 годах (декабрь 2000 года к декабрю 2010 года) в области цены на основные строительные материалы и конструкции, приобретаемые строительными организациями, выросли в среднем в 3,3 раза.
За рассматриваемый период из наблюдаемых видов строительных материалов наиболее значительное повышение цен отмечено на товарный раствор (в 4,9 раза), электроэнергию (в 4,4 раза), товарный бетон (в 4,1 раза), щебень (в 3,9 раза), цемент (в 3,8 раза), бензин и сортовую сталь (в 3,4 раза)
В меньшей степени выросли цены на краски и плитки керамические глазурованные облицовочные (соответственно на 28,4 процента и на 32,3 процента), рубероид (на 54,7 процента) и строительный песок (в 1,7 раза).
22. Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов является существенным фактором развития экономики, строительного комплекса и социальной сферы Костромской области.
Основные задачи в сфере развития отрасли промышленности строительных материалов коррелируют с основными направлениями развития, определяемыми проектом Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и Концепцией промышленной политики Костромской области до 2020 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 31 августа 2009 года N 279-ра "Об утверждении Концепции промышленной политики Костромской области до 2020 года".
Костромская область обладает развитой базой промышленности строительных материалов, которая включает в себя 74 предприятия, в том числе 14 крупных заводов по производству железобетона, товарного бетона и раствора, стеновых материалов, а также 9 предприятий по производству быстровозводимого жилья из местных строительных материалов.
В приложении N 5 к настоящей Программе представлен перечень предприятий промышленности строительных материалов на территории Костромской области.
Строительство промышленных и гражданских объектов, а также производство строительных материалов нераздельно связано с добычей полезных ископаемых (глина, песок, щебень, известь). Для обеспечения строительной отрасли данными ископаемыми необходима разработка новых месторождений полезных ископаемых, при этом нельзя забывать о рациональном использовании существующих месторождений и рекультивации отработанных карьеров.
В Костромской области Государственным балансом учтено и разведано 122 месторождения общераспространенных полезных ископаемых (строительные материалы), в том числе:
суглинков и глин - 22 месторождения (запас 41188.9 тыс. м3);
песчано-гравийного материала - 26 месторождений (запас 210258.6 тыс. м3);
песка - 70 месторождений (запас 88 993,4 тыс. м3);
известняков - 1 месторождение (запас 12 620,5 тыс. м3).
Таблица 7
Запасы общераспространенных полезных ископаемых на территории Костромской области
N п/п |
Наименование полезного ископаемого |
Количество осваиваемых месторождений |
Объем запаса тыс.м3 |
1. |
Суглинки и глины |
22 |
41188,9 |
2. |
Песчано-гравийный материал |
26 |
210258,6 |
3. |
Песок |
70 |
88993,4 |
4. |
Известняк |
1 |
12620,5 |
В 2010 году отметился спад добычи общедоступных полезных ископаемых, данное падение обусловлено снижением объемов строительно-монтажных работ.
Следует отметить, что, несмотря на большой запас инертных строительных материалов, в песке, добываемом в карьерах Костромской области, содержится большое количество илистых и глинистых примесей (8 - 11 процентов), что не соответствует требованиям ГОСТ (3 процента). Применение песка в производстве строительных материалов и приготовлении растворов и бетонов без предварительной обработки (промывка, шихтовка, обогащение) не представляется возможным.
Щебень, добываемый на территории Костромской области, не отвечает требованиям по прочности: Столбовское месторождение марка 600 и Кузнецовское месторождение марка 800 МПа отличаются повышенной лещедностью, что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции. Для многих строительных работ и производства строительных материалов марка по прочности должна быть не менее 1200 - 1400 МПа. Щебень с данными прочностными характеристиками завозится в основном из Ленинградской и Карельской областей речным и железнодорожным транспортом.
К большинству карьеров, где ведется добыча полезных ископаемых, нет подъездных железнодорожных веток. Доставка готовой продукции осуществляется автомобильным транспортом, износ автотранспорта и техники используемой при разработке карьеров составляет от 80 - 90 процентов. Для содержания техники в рабочем состоянии требуются значительные капитальные вложения на ремонт, что тоже сказывается на себестоимости готовой продукции.
Местоположение области, обеспеченность лесными ресурсами предопределяет высокую долю деревянного домостроения в общем объеме вводимого жилья (25 процентов). На территории региона действуют средние и малые предприятия, осуществляющие выпуск готовых домокомплектов суммарной мощностью 90 - 100 тыс. кв. м и деталей к ним, изготавливаемых из местных строительных материалов.
Перечень предприятий Костромской области по производству быстровозводимого жилья (малоэтажных жилых домов) из местных строительных материалов представлен в приложении N 6 к настоящей Программе.
Анализируя текущее состояние промышленности строительных материалов Костромской области за 2010 год, можно говорить о том, что промышленность обеспечивает потребности региона:
по стеновым материалам на 217 процентов;
по конструкциям и деталям сборным железобетонным на 137 процентов;
по панелям и другим конструкциям для крупнопанельного домостроения на 150 процентов;
по нерудным строительным материалам (щебень, гравий, песок и др.) на 75 процентов;
по теплоизоляционным материалам но основе вспененных полимеров на 94 процентов;
по материалам мягким кровельным на 178 процентов;
по металлочерепице и другим металлическим кровельным материалам на 96 процентов.
Промышленность строительных материалов Костромской области обеспечивает потребности строительного комплекса в полном объеме - по бетону, раствору, бетонным и железобетонным конструкциям, стеновым материалам, материалам мягким кровельным. Полно
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.