Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Перечень программных мероприятий
20. Разделы (направления реализации) программы содержат задачи по каждому направлению, количественные показатели результативности реализации направления, анализ ситуации и описание региональных подходов к решению задач в рамках направления, комплекс мероприятий по реализации направления.
Перечень программных мероприятий, направленных на реализацию цели Программы, увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Направление 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда
Задачи направления:
1) внедрение практики анализа рынков труда и совершенствование системы прогнозирования потребности организаций в трудовых ресурсах в профессионально-квалификационном разрезе в соответствии со стратегическими направлениями и программами социально-экономического развития Костромской области и Центрального федерального округа, обеспечивающей их учет и развитие;
2) формирование перечня востребованных региональной экономикой профессий, специальностей, направлений подготовки, систематизированного по укрупненным группам специальностей;
3) реализация процедур согласования объемов и направлений подготовки кадров между работодателями, органами исполнительной власти Костромской области и образовательными учреждениями профессионального образования;
4) повышение соответствия региональной системы профессиональной подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда Костромской области на основе анализа и в соответствии с прогнозом, снижение дисбаланса кадровых потребностей;
5) создание и поддержка образовательных кластеров, направленных на обеспечение ведущих отраслей экономики региона квалифицированными рабочими кадрами и специалистами;
6) развитие сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования разного уровня и подчиненности, системы непрерывного профессионального образования;
7) обновление материально-технической и учебно-методической базы ресурсных центров начального и среднего профессионального образования;
8) развитие системы целевой контрактной подготовки кадров;
9) стимулирование развития механизмов взаимодействия системы профессионального образования с работодателями и перспективными рынками труда.
Количественные показатели результативности реализации направления:
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования (НПО/СПО) по востребованным профессиям/специальностям, в % Всего, в том числе: |
62 |
71 |
74 |
77 |
81 |
84 |
86 |
по программам НПО |
65 |
76 |
79 |
82 |
85 |
87 |
90 |
по программам СПО |
58 |
63 |
67 |
70 |
75 |
80 |
85 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях НПО/СПО в Костромской области, в % |
10,7 |
19,7 |
21 |
23 |
25 |
27 |
30 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО/СПО/ВПО) в Костромской области от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, в % Всего, в том числе: |
24 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
НПО |
53 |
60 |
62 |
63 |
64 |
65 |
67 |
СПО |
24 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
ВПО |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения учреждений НПО/СПО в Костромской области, в % |
2,5 |
4,3 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями) в Костромской области, в % |
1 |
1,7 |
3 |
5 |
10 |
15 |
20 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования, в % |
10 |
30 |
50 |
75 |
100 |
100 |
100 |
Анализ ситуации и описание региональных подходов к решению задач в рамках направления.
В Костромской области создана законодательная и нормативная правовая база, способствующая развитию системы социального партнерства и обеспечению отраслей экономики квалифицированными кадрами рабочих и специалистов с участием отраслевых департаментов, общественных объединений работодателей, отраслевых объединений профессиональных союзов.
В частности, принят Закон Костромской области от 30.09.2008 г. N 357-4-ЗКО "О начальном профессиональном образовании в Костромской области", который предоставил возможность различным категориям взрослого населения, в том числе, имеющим начальное профессиональное образование, обучаться по рабочим профессиям, за счет средств областного бюджета на условиях целевой подготовки по договорам с работодателями.
В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 26.11.2008 г. N 426-а "О перечне профессий для организации профессиональной подготовки со сроком обучения от 3 до 6 месяцев, профессиональной переподготовки и повышения квалификации отдельных категорий граждан" организация такого обучения возможна по 159 профессиям, востребованным на региональном рынке труда.
В целях создания единой образовательной вертикали, начиная с общеобразовательной школы, распоряжением администрации Костромской области от 26 ноября 2010 года N 334-ра утверждена Стратегия развития непрерывного профессионального образования в Костромской области до 2020 года.
При отраслевых департаментах области создано 8 рабочих групп, ("Агропромышленный комплекс", "Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство", "Промышленность, связь", "Лесопромышленный комплекс", "Сфера обслуживания", "Социальная сфера", "Транспорт и дорожное хозяйство", "Топливно-энергетический комплекс").
С их участием ежегодно формируется перспективный прогноз потребности отраслей экономики области в кадрах рабочих и специалистов всех уровней образования, на основе которого устанавливаются контрольные цифры приема в областные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования (в частности, в 2010 году данная работа осуществлялась на основании постановления администрации Костромской области от 26 ноября 2009 года N 389-а "О порядке определения объёма и структуры приёма обучающихся в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования за счёт средств областного бюджета").
Системная работа в этом направлении позволила прекратить подготовку по ряду профессий, не востребованных на рынке труда ("Бухгалтер", "Секретарь-референт", "Хозяйка усадьбы") и ежегодно открывать по заявкам работодателей от 3 до 10 новых основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, для краткосрочной подготовки взрослого населения.
Перечень востребованных экономикой Костромской области профессий и специальностей на 2011 год
По программам начального профессионального образования
Культура и искусство
Ювелир
Сфера обслуживания
Продавец, контролер-кассир
Коммерсант в торговле
Агент коммерческий
Парикмахер
Маникюрша
Обувщик
Сельское и рыбное хозяйство
Мастер сельскохозяйственного производства
Тракторист машинист сельскохозяйственного производства
Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Пчеловод
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
Машинист котлов
Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Металлургия, машиностроение и материалообработка
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Токарь-универсал
Электросварщик ручной сварки
Слесарь
Станочник (металлообработка)
Наладчик деревообрабатывающего оборудования
Монтажник технологического оборудования
Наладчик технологического оборудования
Фрезеровщик-универсал
Контролер станочных и слесарных работ
Технологические машины и оборудование
Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Транспортные средства
Помощник машиниста локомотива
Водитель автомобиля
Слесарь по ремонту автомобилей
Машинист дорожных и строительных машин
Машинист подъемно-транспортных и строительных машин
Автомеханик
Контролер технического состояния автотранспортных средств
Машинист локомотива
Электронная техника, радиотехника и связь
Радиомеханик
Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания
Слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
Мастер по лесному хозяйству
Оператор многооперационных машин
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
Повар, кондитер
Портной
Оператор швейного оборудования
Архитектура и строительство
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
Мастер сухого строительства
Мастер общестроительных работ
Мастер отделочных строительных работ
Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Кровельщик
По программам среднего профессионального образования
Здравоохранение
Сестринское дело
Лечебное дело
Лабораторная диагностика
Стоматология профилактическая
Культура и искусство
Дизайн (по отраслям)
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
Автоматика и управление
Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)
Автоматизация технологических процессов и производств
Информатика и вычислительная техника
Прикладная информатика
Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
Сфера обслуживания
Гостиничный сервис
Сельское и рыбное хозяйство
Лесное и лесопарковое хозяйство
Механизация сельского хозяйства
Ветеринария
Геология и разведка полезных ископаемых
Гидрогеология и инженерная геология
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Металлургия, машиностроение и материалообработка
Наладчик станков и оборудования в механообработке
Технология машиностроения
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
Садово-парковое и ландшафтное строительство
Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов
Технология деревообработки
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
Технология швейных изделий
Технология продуктов общественного питания
Организация обслуживания в общественном питании
Товароведение
Технология текстильных изделий
Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Архитектура и строительство
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Архитектура
Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
В то же время учреждения профессионального образования ориентируются при приеме на популярные (престижные) среди молодежи и их родителей профессии и специальности. Однако, эти профессии, как правило, не востребованы местными рынками труда (или востребованы, но с другим качеством образования). Например, наибольшая доля образовательных программ высшего образования, реализуемых на территории Костромской области государственными и негосударственными вузами, на протяжении последних лет приходится на группы специальностей "Экономика и управление", "Гуманитарные науки", (треть всех специальностей). Специальности этой группы составляют значительную долю (около 10%) в структуре подготовки учреждений СПО, и реализуются в федеральных государственных образовательных учреждениях. Эта же группа специальностей является наиболее "проблемной" при трудоустройстве выпускников.
В 2007 - 2009 годах департаментом образования и науки Костромской области совместно с отраслевыми департаментами области был организован эксперимент по разработке и внедрению модели эффективного социального партнерства, обеспечивающей подготовку рабочих кадров для отраслей экономики области, с участием 13 учреждений начального и среднего профессионального образования и 17 предприятий различных отраслей экономики области. Одним из результатов эксперимента стало ежегодное заключение учреждениями профессионального образования около 900 трехсторонних договоров, гарантирующих прохождение учащимися производственной практики и последующее трудоустройство.
При участии всех социальных партнеров в области успешно реализуется социальный проект "Кадры для национальной экономики", пилотный проект "Создание малых предприятий с участием педагогических работников и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования", в рамках которого создано 18 субъектов малого предпринимательства с участием работников и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования.
Таким образом, сложились объективные предпосылки для формирования образовательных кластеров, ориентированных на подготовку высококвалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики региона. Создание образовательных кластеров позволит развивать механизмы социального партнерства на качественно новом уровне.
Демографическая ситуация требует изменения подхода к комплектованию учреждений начального и среднего профессионального образования. За последние 5 лет количество выпускников 9-х - 11-х классов сократилось почти на 2 тысячи человек (20 процентов). В связи с этим в общей структуре приема в учреждения начального профессионального образования увеличивается доля лиц из числа взрослого населения.
В 2010 году в учреждениях профессионального образования всех типов и форм собственности было обучено более 4000 человек из числа различных категорий взрослого населения.
Одним из приоритетных направлений деятельности системы профессионального образования является организаций целевой контрактной подготовки кадров. В 2010 году в учреждениях профессионального образования обучалось на основе договоров целевой контрактной подготовки 2729 чел. (в том числе, 1314 чел. - в ВУЗах, 437 чел. - в УСПО, 978 чел.- в УНПО). Из них поступили в 2010 году 1326 чел.
Кроме того, департаментом образования и науки Костромской области проводится работа по целевой контрактной подготовке кадров для Костромской области в ведущих учреждениях профессионального образования РФ. Так в 2010 году в МГУ леса по целевым направлениям поступили 20 выпускников Костромского лесомеханического колледжа и 8 выпускников общеобразовательных учреждений, 2 человека поступили на места целевого приема в Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова, 2 человека - в Сасовское летное училище гражданской авиации, 2 человека в Тамбовский педагогический колледж на отделение "Православная педагогика".
В целях совершенствования механизмов организации целевой контрактной подготовки принято постановление администрации Костромской области от 26.11.2010 г. N 394-а "Об утверждении Порядка организации целевой контрактной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих с начальным профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Костромской области за счет средств областного бюджета".
Для организации целевой контрактной специалистов в учреждениях высшего и федеральных учреждениях среднего профессионального образования Костромской области департаментом образования и науки Костромской области разработано типовое Соглашение между исполнительным органом государственной власти Костромской области и федеральным образовательным учреждением высшего (среднего) профессионального образования Костромской области по организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим (средним) профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся в учреждениях высшего (среднего) профессионального образования Костромской области за счет средств федерального бюджета.
В 2009 - 2010 годах совместно с работодателями было организовано участие учреждений начального и среднего профессионального образования в областных и федеральных конкурсах в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Победителями конкурсных отборов в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на федеральном уровне стали 3 образовательных учреждения - Костромской строительный техникум, Профессиональный лицей N 23 п. Анфимово Чухломского района и Галичский индустриальный колледж (все являются ресурсными центрами профессионального образования). Участие в конкурсах позволило каждому из этих образовательных учреждений привлечь дополнительные средства федерального, областного бюджета и средства работодателей в объеме 40 миллионов рублей на развитие учебно-материальной базы, приобрести технику и оборудование, отвечающую требованиям современного производства.
Ежегодно в рамках приоритетного национального проекта "Образование" проводятся областные конкурсы учреждений начального и среднего профессионального образования и лучших мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Объем поддержки образовательных учреждений - победителей конкурсного отбора из средств областного бюджета составляет от 300 до 500 тысяч рублей. Размер поощрения лучших мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин в 2010 году увеличен до 100 тысяч рублей каждому.
В целях повышения роли учреждений высшего профессионального образования в инновационном развитии Костромской области, внедрения результатов научных исследований, проводимых ВУЗами и научными организациями, в производство и практическую деятельность предприятий в Костромской области сформирована нормативно-правовая база:
принят Закон Костромской области "О науке и научно-технической деятельности в Костромской области",
сформирован перечень наиболее значимых для Костромской области научных исследований (распоряжение администрации Костромской области от 03.08.2009 г. N 237-ра "О приоритетных направлениях развития науки и техники в Костромской области"),
организована работа по подготовке курсовых и дипломных работ студентами ВУЗов по темам, предложенным исполнительными органами государственной власти Костромской области.
Коллективы Костромских ВУЗов и научных организаций осуществляют фундаментальные, прикладные, инновационные и научно-методические исследования в рамках деятельности 65 научных школ и научных направлений.
В 2010 году органами исполнительной власти и предприятиями был сформирован заказ ВУЗам на выполнение научных исследований по 36 укрупненным темам (отдельные примеры работ представлены на слайде). Развитию этого направления деятельности должен способствовать Областной конкурс научных проектов, порядок проведения которого утвержден постановлением администрации Костромской области от 18.08.2010 г. N 296-а и вступит в силу с 1 января 2011 года.
В 2009 - 2010 году студентами ВУЗов выполнено 238 дипломных и 182 курсовых работы, предложенных исполнительными органами государственной власти. Из 165 дипломных и курсовых работ студентов, выполненных в 2010 году по заказу исполнительных органов власти, используются в производстве 62 работы (38%).
В соответствии с поручением губернатора области 15 исполнительными органами государственной власти Костромской области определены меры стимулирования для студентов и аспирантов, выполняющих курсовые, дипломные проекты, научные работы по их заказу (премии, гранты, награждение благодарственными письмами, дипломами и др.).
Перспективной совместной работой органов власти, предприятий и ВУЗов является создание малых инновационных предприятий. В настоящее время 9 таких предприятий уже зарегистрировано при Костромском государственном технологическом университете.
Комплекс мероприятий по реализации направления:
Направление "Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда" предусматривает:
внедрение системы прогнозирования потребностей отраслей экономики в кадрах в соответствии со стратегическими направлениями и программами социально-экономического развития Костромской области и Центрального федерального округа;
формирование и ежегодную корректировку перечня востребованных профессий, специальностей, направлений подготовки на среднесрочную перспективу в соответствии с кадровыми потребностями отраслей экономики Костромской области;
модернизацию материально - технической базы 10 ресурсных центров начального и среднего профессионального образования, входящих в состав образовательных кластеров. В частности, предусмотрены мероприятия по модернизации станочного и машинотракторного парка образовательных учреждений - ресурсных центров; оснащение учреждений современным учебным, учебно-наглядным, учебно-производственным оборудованием, компьютерной и оргтехникой,
создание и обновление учебно-материальной базы учреждений начального и среднего профессионального образования для обучения новым специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда, а также создание доступной среды обучения и жизнедеятельности обучающихся и студентов с ограниченными возможностями здоровья (оборудование пандусов, поручней и т.п.)
апробация механизмов развития социального партнерства, таких как установление кураторства отраслевых департаментов за профильными образовательными учреждениями; формирование отраслевыми департаментами ежегодного областного заказа на подготовку рабочих по необходимому области перечню профессий; участие работодателей в ресурсном обеспечении организации образовательного процесса; развитие системы целевой контрактной подготовки рабочих кадров и специалистов.
создание механизма формирования согласованного заказа на выполнение ВУЗами курсовых, дипломных проектов и научных исследований и внедрения полученных результатов в производство.
Постановлением администрации Костромской области от 13 августа 2013 г. N 325-а в направление 2 пункта 20 главы 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Направление 2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда
Задачи направления:
1) реализация и информационное обеспечение эффективных профориентационных мероприятий для молодежи в соответствии с долгосрочными тенденциями занятости и социально-экономического развития Костромской области;
2) информационное обеспечение деятельности по формированию позитивного имиджа профессий и специальностей, востребованных на рынке труда;
3) развитие системы допрофессиональной и профессиональной профессиональной подготовки школьников, в том числе, на основе сетевого взаимодействия с учреждениями профессионального образования;
4) реализация системы персонифицированного содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;
5) организация многоуровневого информационного обмена между всеми участниками взаимодействия региональных рынков профессионального образования и труда и населением региона по вопросам спроса и предложения в сфере кадрового потенциала региона
6) повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.
Количественные показатели результативности реализации направления:
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля обучающихся 10 - 11(12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки, в % |
39 |
55 |
63 |
70 |
75 |
80 |
85 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО/СПО, в % |
39 |
33,3 |
36 |
40 |
41 |
42,5 |
44 |
Всего, в том числе | |||||||
НПО |
19 |
13 |
15 |
17 |
17 |
18 |
19 |
СПО |
20 |
20,3 |
21 |
23 |
24 |
24,5 |
25 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля взрослых, прошедших обучение по программам НПО/СПО/ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, в % |
27 |
37 |
39 |
41 |
43 |
44 |
45 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля зарегистрированных мигрантов, прошедших подготовку по программам НПО/СПО/ дополнительного профессионального образования/профессиональной подготовки, в % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,05 |
0,1 |
0,15 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в Костромской области, в % |
92 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО в Костромской области, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска, в % |
95 |
99,6 |
99,8 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Анализ ситуации и описание региональных подходов к решению задач в рамках направления.
Привлекательность программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда можно рассматривать с нескольких позиций:
привлекательность для выпускников общеобразовательных школ (достигается за счет системно выстроенной профориентационной работы);
привлекательность для взрослого населения (достигается за счет работы с Центрами занятости населения и информирования взрослого населения о возможностях системы профобразования);
привлекательность для работодателей (достигается за счет взаимовыгодного сотрудничества, высокого качества подготовки специалистов, при котором они готовы вкладывать средства в обучение специалистов по данным программам).
В Костромской области сложилась система профориентационной работы со школьниками.
В системе общего образования учащимся предложено более 25 профилей обучения. 12% городских и 17% сельских школ осуществляют сетевое взаимодействие с 29 учреждениями начального, среднего профессионального образования и ВУЗами нашей области, что позволяет ориентировать школьников на получение профессии, востребованной на рынке труда. Различными формами допрофессиональной и профессиональной подготовки охвачено около 14 тысяч школьников области.
В 2010 - 2011 учебном году из числа 6031 учащихся 10 - 11 классов 4766 человек (79%) проходят профильное обучение, направленное на получение рабочей профессии (технологический профиль), получают начальную профессиональную подготовку на базе учреждений профессионального образования, участвуют в работе трудовых объединений школьников. В частности, 55% учащихся выбрали для освоения программы профессиональной подготовки.
На базе учреждений начального и среднего профессионального образования наибольшее количество школьников обучается по профессиям строительства (239 чел., 25%) - маляр, штукатур, столяр и др.; транспорта (199 чел., 20%) - водитель транспортных средств различных категорий, автомеханик; сферы обслуживания (138 чел., 14%) - продавец, парикмахер и др.; технология производства продовольственных и потребительских товаров (126 чел., 13%) - швея, художник по костюму, повар и др.).
На базе 76 общеобразовательных учреждениях области, в которых лицензированы программы профессиональной подготовки, наибольшее количество школьников обучается по профессиям сельского хозяйства (543 чел., 33%) - тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; по профессиям транспорта (368 чел., 23%) - водитель транспортных средств различных категорий; в сфере информационных технологий (273 чел., 17%) - оператор ЭВМ, компьютерный дизайн и др.
В то же время мониторинг поступления выпускников школ в учреждения профессионального образования показывает, что не более 10% учащихся связывают свое дальнейшее обучение с той профессиональной подготовкой, которую они получили в школе.
В Костромской области существует ряд традиционных мероприятий по оказанию профориентационных услуг для обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В 2010 году профориентационная программа "Путь в профессию" реализовывалась в 329 общеобразовательных школах, в 13 специальных коррекционных образовательных учреждениях, в мероприятиях программы приняли участие более 80% учащихся общеобразовательных школ и воспитанников школ-интернатов. В рамках реализации общеобразовательных программ по технологии 5-11 классов проводятся специальные уроки по теме "Экскурсии в профессию" с использованием видеофильмов и посещением предприятий.
Во всех учреждениях профессионального образования области в соответствии с утвержденным графиком прошли "Дни открытых дверей" для выпускников школ и их родителей, педагогов. Более 1800 выпускников 11 классов посетили учреждения высшего профессионального образования, более 2500 тыс. выпускников 9-х классов - учреждения среднего и начального профессионального образования.
Традиционным мероприятием стало ежегодное проведение ярмарки образовательных услуг и Слета выпускников школ Костромской области, в котором принимает участие более 1000 школьников и более 40 учреждений профессионального образования.
В Костромской области организованы:
- областная очно-заочная школа сельского и лесного хозяйства "Юный хозяин Костромской земли" по профилям: агрономия, ветеринария, зоотехния, экономика, право;
- реализация межмуниципального проекта "Сетевое взаимодействие в организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся";
- реализация дистанционного профильного факультативного курса "Школьная лесная академия" через систему видеоконференцсвязи в рамках проекта "Гимназический союз России";
- работа трудовых объединений школьников, отрядов по благоустройству, экологических отрядов, школьных лесничеств, ученических трудовых объединений в период летних каникул, проведение конкурсов "Лесничий школьного лесничества", "Юный бригадир", "Юный овощевод", "Юный садовод", "Юный полевод", "Юный животновод", "Оператор машинного доения".
На портале "Образование Костромской области" создан сайт "Моя профессиональная карьера" (http://www.koipkro.kostroma.ru/npo/MPROFK/default.aspx), для выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования.
Указанные меры позволяют осуществить 100% охват учащихся профориентационными услугами.
Однако проблемой системы профессионального образования Костромской области, как и России, является то, что на фоне роста объемов подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием неуклонно снижаются показатели приема в учреждения НПО/СПО и выпуска квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Основной причиной этого явления выступает снижающаяся популярность начального профессионального образования среди молодежи, что связано со спецификой ценностных ориентаций в сфере профессионального самоопределения населения. Кроме того, в последние годы существенно возросла доступность высшего профессионального образования.
Это означает, что не выявлены системные мероприятия к организации профориентационных услуг учащимся общеобразовательных учреждений, в результате население области реализует свои личные и семейные профессиональные планы независимо от стратегических региональных проектов развития.
В 2010 году в учреждениях профессионального образования всех типов и форм собственности прошли обучение по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования более 4 000 человек. Доля взрослых, прошедших обучение по указанным программам возросла с 2006 по 2010 год на 10%.
В то же время существуют информационные барьеры, которые не позволяют в полной мере интегрировать в областную систему начального и среднего профессионального образования образование взрослых.
Региональные подходы к реализации данного направления связаны, прежде всего, ребрендингом системы начального профессионального образования. Необходима смена стереотипов общественного сознания населения, которая заключается в отказе от всех атрибутов, связанных с устаревшей и одиозной в восприятии молодежи моделью "ПТУ".
Повышение престижности подготовки по рабочим профессиям будут способствовать ее реализация в многоуровневых учебных заведениях - техникумах, колледжах, где представлены все уровни довузовского профессионального образования и обучения: НПО, СПО, подготовка и переподготовка, повышение квалификации (данные мероприятия отражены в разделе 1). При этом необходимо вести качественную информационную работу для всех субъектов, в том числе и потенциальных, системы среднего и начального профессионального образования.
В Костромской области создана схема персонифицированного содействия в трудоустройстве выпускников с участием образовательных учреждений, органов власти, работодателей, успешная реализация которой позволила в 2009 году достичь показателей трудоустройства выпускников выше, чем по Центральному федеральному округу и по Российской Федерации.
Работа осуществляется в рамках ежегодных Планов мероприятий по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, утверждаемых заместителем губернатора Костромской области.
Во всех учреждениях профессионального образования Костромской области созданы центры (службы) трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, которые прошли регистрацию на сайте Координационно-аналитического центра содействия трудоустройства выпускников профессионального образования. Активизировалась работа регионального Центра содействия занятости и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
Во всех образовательных учреждениях реализуются дополнительные учебные курсы, нацеленные на подготовку выпускников к эффективному трудоустройству, проводятся информационные мероприятия, призванные обеспечить встречу выпускника с работодателем, стимулирующие мотивацию к созданию собственного дела (ярмарки вакансий, "гарантированные собеседования", семинары, встречи с работодателями, тренинги по искусству трудоустройства и т.д.).
На основании постановления администрации области от 17 июля 2007 года N 161-а "О системе мониторинга трудоустройства выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и закрепления их на предприятиях Костромской области" в течение года департаментом образования и науки Костромской области проводится ежемесячный мониторинг: до конца июня - намерений выпускников по трудоустройству, а с 1 июля - реального трудоустройства выпускников на предприятиях.
По данным образовательных учреждений, по состоянию на 15 декабря из числа 7780 выпускников 2010 года трудоустроены 4948 человек (63,6%), продолжили обучение 1239 человек (16,0%), призваны (подлежат призыву) в армию - 1452 чел. (18,7%), находятся в отпуске по уходу за ребенком 82 человека (1%). Не определились с трудоустройством 59 человек (0,7%), в том числе, из УНПО - 14 человек, УСПО - 24 человека, ВУЗов - 21 человек.
В частности, 785 выпускников были трудоустроены на основании трехсторонних договоров целевой контрактной подготовки с предприятиями. 978 человек (в том числе 296 выпускников высшего профессионального образования, 399 выпускников среднего профессионального образования, 283 выпускников начального профессионального образования) направлены на стажировку в целях приобретения опыта работы по полученной профессии.
К концу 2010 года в центрах занятости населения было зарегистрировано 26 нетрудоустроенных выпускников (0,4% от выпуска).
Таким образом, система персонифицированной работы, реализуемая департаментом образования и науки Костромской области совместно с департаментом по труду и занятости населения Костромской области, отраслевыми департаментами и образовательными учреждениями, позволяет осуществлять эффективное содействие выпускникам учреждений профессионального образования в трудоустройстве.
Комплекс мероприятий по реализации направления:
Направлением "Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда" предусмотрены мероприятия по совершенствованию форм профориентационной работы со школьниками, в том числе путем создания Центров профориентации на базе школ и учреждений профессионального образования для организации профильного обучения, профессиональной подготовки и факультативных занятий старшеклассников.
Запланирована издательская деятельность, проведение медиа-акций, направленных на презентацию учреждений начального и среднего профессионального образования, современных рабочих профессий и специальностей.
Предусмотрены мероприятия по сопровождению выпускников образовательных учреждений, в том числе путем организации работы в образовательных учреждениях служб содействия в трудоустройстве и развитии карьеры выпускников.
Направление 3. Модернизация региональной государственно-общественной оценки системы качества профессионального образования и поддержка внедрения в учреждениях начального и среднего профессионального образования новых федеральных государственных образовательных стандартов
Задачи направления:
1) формирование регионального сегмента системы сертификации квалификаций;
2) развитие системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ при ведущей роли объединений работодателей и использование ее результатов при проведении процедуры государственной аккредитации, распределении государственного задания на подготовку кадров и др.;
3) обеспечение внедрения в учреждениях начального и среднего профессионального образования новых федеральных государственных образовательных стандартов, адекватных им современных образовательных программ и технологий с участием работодателей
4) создание механизма непрерывного обновления содержания основных и дополнительных программ профессионального образования и системы управления качеством образования.
Количественные показатели результативности реализации направления:
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля выпускников программ профессионального образования / профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, в % |
0 |
0 |
0 |
15 |
30 |
60 |
80 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, в % |
0 |
0 |
15 |
30 |
40 |
50 |
60 |
Анализ ситуации и описание региональных подходов к решению задач в рамках направления.
В Костромской области не сформирована государственно-общественная система оценки качества профессионального образования.
В то же время определенные наработки по данному направлению имеются.
В частности, активизировалось участие работодателей в совершенствовании содержания профессионального образования.
Департаментом образования и науки Костромской области совместно с Костромским областным институтом развития образования осуществлен мониторинг учебных планов и рабочих программ в 31 учреждении начального и среднего профессионального образования Костромской области, подведомственном департаменту образования и науки Костромской области (100%) на предмет согласования их вариативной части с работодателями. В указанных образовательных учреждениях обучение ведётся по 509 образовательным программам, в том числе, по 160 основным образовательным программам начального и среднего профессионального образования, а также программам профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. На конец 2010 года согласовано с работодателями 100% образовательных программ.
В работе по согласованию вариативной части образовательных программ приняли участие: 111 предприятий, 7 Центров занятости населения, 19 индивидуальных предпринимателей, 5 исполнительных органов государственной власти.
По итогам работы 16 учреждениями профессионального образования (51,6%) вновь разработано 11 новых образовательных программ, в 10 образовательных программах введены новые разделы. Работодателями сделан заказ на освоение новых компетенций по 15 профессиям и специальностям: "Реставратор", "Наладчик деревообрабатывающего оборудования", "Электрогазосварщик", "Физическая культура", "Механизация сельского хозяйства", "Технология деревообработки", "Станочник в деревообработке", "Оператор линий и установок в деревообработке", "Радиомеханик", "Мастер сухого строительства", "Сварщик", "Оператор связи", "Электросварщик ручной дуговой сварки", "Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах".
Осуществляется работа опытно-экспериментальной площадки по проблемам мониторинга качества профессионального образования (ГОУ СПО "Нерехтский политехнический техникум").
В целях введения нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов сформированы отраслевые учебно-методические комиссии на базе ресурсных центров профессионального образования и базовых образовательных учреждений, которыми организована работа по разработке образовательных программ в соответствии с новым поколением ФГОС НПО и СПО.
Имеется опыт организации общественной экспертизы проектов в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Комплекс мероприятий по реализации направления:
Направление "Модернизация региональной государственно-общественной оценки системы качества профессионального образования и поддержка внедрения в учреждениях начального и среднего профессионального образования новых федеральных государственных образовательных стандартов" предусматривает:
создание и организацию деятельности отраслевых Центров сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования и работающего населения;
внедрение процедур сертификации профессиональных квалификаций выпускников с участием работодателей области;
внедрение процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ с участием работодателей;
создание условий для внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования: сопровождение разработки и внедрения образовательных программ; оснащение образовательных учреждений НПО и СПО новыми информационными, учебными и учебно-методическими ресурсами, проведение мониторингов реализации ФГОС НПО и СПО.
Постановлением администрации Костромской области от 13 августа 2013 г. N 325-а в направление 4 пункта 20 главы 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Направление 4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования
Задачи направления:
1) совершенствование организационно-экономических и финансовых механизмов регулирования системы профессионального образования области.
2) планирование развития областной системы профессионального образования на основе прогноза потребности отраслей экономики Костромской области в кадрах рабочих и специалистов;
- информационно-аналитическое обеспечение управления реализацией программы.
Количественные показатели результативности реализации направления:
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля подведомственных учреждений НПО/СПО, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования, в % |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля учреждений профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда, в % |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля контрольных цифр приема (КЦП) по востребованным укрупненным группам специальностей, в % |
63 |
72 |
75 |
78 |
83 |
86 |
90 |
Всего, в том числе | |||||||
НПО |
65 |
76 |
79 |
82 |
85 |
87 |
90 |
СПО |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей, в % |
0,26 |
0,46 |
1,1 |
2,0 |
3,0 |
4,1 |
5,2 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров, в % |
|
|
|
|
5 |
10 |
15 |
Анализ ситуации и описание региональных подходов к решению задач в рамках направления
Внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования в Костромской области осуществляется по следующим направлениям:
1. Введение в образовательные учреждения области новой системы оплаты труда.
Развитие рыночных отношений, где на первый план выступает конкурентоспособность, требует постоянного совершенствования профессионально-квалификационной структуры и качественного состава работников образовательной отрасли, материального поощрения более сложного труда с высоким уровнем профессиональной подготовки.
Существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы подтверждают необходимость совершенствования системы организации оплаты труда в образовании.
Введение новой системы оплаты труда призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современного образования: уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов педагогических работников и при этом - что самое важное - сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы.
В качестве определяющих подходов к реформированию оплаты труда в Костромской области и перехода к отраслевой системе ее построения для работников организаций сферы образования предлагаются следующие:
1) переход к дифференцированным условиям оплаты, исходя из особенностей в содержании и условиях труда, объемов бюджетных ассигнований;
2) повышение эффективности и качества педагогического труда;
3) увеличение стимулирующей роли заработной платы;
4) обеспечение гарантий предусмотренного законодательством минимального размера заработной платы, а также оплаты труда в повышенных размерах за работу в особых условиях;
5) привлечение и закрепление молодых кадров;
6) расширение прав администрации области и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах минимальных должностных окладов, стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из бюджета Костромской области и местных бюджетов.
В основу порядка по расчету заработной платы работников государственных учреждений профессионального образования Костромской области было положено постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации "Об образовании", часть 2 статьи 26.14. Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Новая система оплаты труда работников государственных учреждений профессионального образования устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Система оплаты труда, которая регламентирована нормативной правовой базой Костромской области, направлена:
на увеличение размера заработной платы;
на стимулирование качества образования.
Заработная плата работника складывается из базового оклада (базовой ставки), увеличения базового оклада (базовой ставки) на 25% специалистам, работающим в сельской местности, повышающих коэффициентов, выплат компенсационного, стимулирующего характера.
Базовые оклады, базовые ставки заработной платы утверждены для каждого квалификационного уровня в зависимости от квалификационных групп.
В основу формирования базовых окладов, базовых ставок положены средние показатели должностных окладов, действовавшие до введения новой системы оплаты труда (система оплаты труда, основанная на ЕТС).
В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника должна напрямую зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, качества и количества затраченного труда.
Важно подчеркнуть, что новая система оплаты труда работников образовательных учреждений учитывает при установлении целого ряда повышающих коэффициентов, распределении стимулирующих выплат мнение выборного представительного органа работников учреждения и мнение профсоюзов.
В рамках реализации Закона Костромской области от 24 апреля 2008 г. N 302-4-ЗКО "Об установлении основ отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Костромской области" департаментом образования и науки Костромской области было разработано постановление администрации Костромской области от 20 октября 2008 г. N 375-а "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области, финансируемых за счет средств областного бюджета", в соответствии с которым с 1 января 2009 года в государственных образовательных учреждениях области, подведомственных департаменту образования и науки, введена новая система оплаты труда.
Введение новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях области совпало с вступлением в силу Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей. На обеспечение данных государственных гарантий для работников государственных образовательных учреждений из средств областного бюджета дополнительно было выделено 47,0 млн. рублей.
В течение 2009 года доплата до МРОТ производилась 6169 физическим лицам (23,6% от общего количества работников).
Основное увеличение заработной платы работников образовательных учреждений при введении новой системы оплаты труда, в том числе учитывающее ее зависимость от качества педагогического труда, планировалось произвести за счет снижения неэффективных расходов в отрасли.
В течение 2009 года в этом направлении были разработаны программы (планы) мероприятий по оптимизации сети муниципальных и государственных образовательных учреждений. В результате их реализации сокращено свыше четырех тысяч ставок, в том числе полторы тысячи физических лиц, из них 60,3% прочего персонала (6% от общего количества физических лиц). Бюджетный эффект от проводимых мероприятий составил 228,0 млн. рублей.
Это позволило достигнуть уровня стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда на 01.01.2010г. до 30% в государственных образовательных учреждениях профессионального образования.
2. Переход учреждений профессионального образования на нормативно-подушевое финансирование
Проблемой перехода на нормативное подушевое финансирование в системе образования в Костромской области начали заниматься в 2003 году. Необходимость перехода была обусловлена ситуацией, сложившейся к тому времени в системе образования. В связи с ухудшением демографической ситуации, связанной с тем, что в 90-х годах прошлого века резко падала рождаемость в области. Численность учащихся стала резко уменьшаться (от 6,5 до 5 тыс. человек в год). Кроме того, увеличился отток учащихся, связанный с миграцией населения в близлежащие области.
В Костромской области финансирование подведомственных учреждений профессионального образования сохраняется на уровне, обеспечивающем их функционирование. При этом до 60% от бюджетных ассигнований составляет фонд оплаты труда с учетом отчислений в фонды, от 18 до 26% социальные гарантии обучающихся. В 2009 - 2010 годах на капитальный ремонт зданий, приобретение оборудования, на улучшение социально-бытовых условий для проживающих в общежитии обучающихся бюджетного финансирования практически не выделялось. Из заработанных внебюджетных средств до 60% уходит на заработную плату работников образовательных учреждений, т.к. в основном внебюджетные средства - это дополнительные образовательные услуги, на оставшиеся средства образовательные учреждения поддерживают в рабочем состоянии имеющуюся технику и оборудование, оплачивают связь и проводят текущий ремонт.
С целью обеспечения равенства оплаты образовательной услуги из бюджета для всех детей независимо от места учебы и единой стоимости стандартной образовательной услуги департаментом образования и науки Костромской области разработан Закон Костромской области от 21 октября 2010 г. N 673-4-ЗКО "О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Костромской области", в соответствии с которым с 1 января 2011 года все учреждения начального и среднего профессионального образования, финансируемых из средств областного бюджета перешли на нормативное финансирование.
Закон базируется на следующих ключевых принципах, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации:
1) единая методология расчетов;
2) учет законодательно утвержденных подушевых нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (стоимости государственной образовательной услуги);
3) расчет нормативов финансовых затрат в расчете на одну услугу, как совокупности расходов на 1 обучающегося;
4) финансирование государственного образовательного учреждения по принципу "деньги следуют за учеником".
Нормативное подушевое финансирование учреждений профессионального образования определено следующими целями:
1) организационно разграничить функции заказчиков кадров (государство, работодатели, домохозяйства, личность), получателей (обучающихся) и производителей образовательно-социальных услуг (образовательные учреждения НПО, СПО). Нормативный подушевой способ распределения финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ НПО, СПО, позволяет соизмерять полученные результаты с затратами этих ресурсов;
2) повысить эффективность привлечения финансовых инвестиций от заказчиков кадров, что создаст условия для конкуренции производителей услуг (УНПО, УСПО). Увеличение количества обучающихся и реализуемых образовательных программ позволяет УНПО, УСПО привлекать больше финансовых ресурсов (на основе принципа "деньги следуют за учеником и выбранной им образовательной программы"), а значит соответствовать критерию конкурентоспособности;
3) повысить качество процесса и результата в учреждениях профессионального образования на основе создания условий для конкуренции между ними за обучающихся, поскольку увеличение выбора востребованных образовательных программ НПО, СПО сделает учащегося источником поступления финансовых средств в данное учреждение.
Законом Костромской области от 21 октября 2010 г. N 673-4-ЗКО установлены региональные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных органам исполнительной власти Костромской области в сфере образования, здравоохранения, культуры, на реализацию программ начального и среднего профессионального образования.
Региональный норматив включает в себя подушевой норматив финансирования по фонду оплаты труда и подушевой норматив финансирования на обеспечение учебного процесса.
Закон утверждает также Порядки расчета подушевых нормативов финансирования на реализацию государственных образовательных стандартов по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.
В основу финансовых нормативов положены требования государственных стандартов НПО, СПО, учитывающие сложность и ступени квалификации.
Кластерная классификация образовательных программ НПО, СПО позволила ранжировать весь региональный перечень профессий по трем базовым группам: высокозатратные, среднезатратные и малозатратные профессии.
Подушевой норматив финансирования на обеспечение учебного процесса устанавливается в расчете на одного обучающегося образовательного учреждения по всем курсам обучения для государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования вне зависимости от места расположения, осуществляющих обучение по образовательным программам:
1) первой кластерной группы профессиональных образовательных программ 3800 рублей в год;
2) второй кластерной группы профессиональных образовательных программ 3480 рублей в год;
3) третьей кластерной группы профессиональных образовательных программ 3160 рублей в год;
Таблица 1. Перечень кластерных групп профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования
Наименование профессии, специальности, квалификации |
Кластерная группа профессиональных образовательных программ |
Автомеханик; водитель автотранспортных средств; мастер по лесному хозяйству; мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка; мастер сельскохозяйственного производства; машинист дорожных и строительных машин; машинист лесозаготовительных и трелевочных машин; машинист лесозаготовительных машин; машинист подъемно-транспортных и строительных машин; наладчик деревообрабатывающего оборудования; наладчик станков и оборудования в механообработке; наладчик технологического оборудования (электронная техника); оператор линий и установок в деревообработке; оператор станков с программным управлением; сварщик; слесарь по ремонту автомобилей; станочник в металлообработке; станочник деревообрабатывающих станков; техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники; технология машиностроения; токарь-универсал; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; фрезеровщик-универсал; электрогазосварщик; электросварщик ручной сварки; медицинская сестра; фельдшер; зубной врач; зубной техник; фармацевт; лаборант (специальность "Лабораторная диагностика"); актер театра; руководитель творческого коллектива, преподаватель; преподаватель игры на инструменте, артист оркестра, ансамбля, концертмейстер; артист, руководитель эстрадного вокального коллектива, преподаватель по классу вокала; руководитель хора и творческого коллектива, преподаватель хоровых дисциплин, артист хора и ансамбля; преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, преподаватель ритмики |
первая кластерная группа профессиональных образовательных программ (высокозатратная) |
Бухгалтер; воспитатель детей дошкольного возраста; дежурный по железнодорожной станции; закройщик; изготовитель художественных изделий из дерева; каменщик; кондитер; контролер станочных и слесарных работ; контролер технического состояния авто и мототранспортных средств; мастер общестроительных работ; мастер отделочных и строительных работ; мастер столярно-плотничных и паркетных работ; мастер столярно-плотничных работ; мастер по комплексному обслуживанию зданий; мастер сухого строительства; машинист (кочегар) котельной; механизация сельского хозяйства; монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования; монтажник технологического оборудования; оператор вязально-швейного оборудования; парикмахер; парикмахерское искусство; плотник; повар, кондитер; помощник машиниста локомотива; портной; радиомеханик; рамщик; реставратор; слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; социальный педагог; строительство и эксплуатация зданий и сооружений; технология деревообработки; технология швейных изделий; учитель иностранного языка; учитель математики; учитель музыки, музыкальный руководитель; учитель начальных классов; учитель начальных классов с дополнительной подготовкой; учитель физической культуры; хозяйка усадьбы; художник по костюму; швея; электромонтажник электрических сетей и электрооборудования; электромонтажник электрических сетей и электрооборудования; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания; электромонтер по ремонту электросетей; электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей; ювелир; художник-мастер |
вторая кластерная группа профессиональных образовательных программ (средне-затратная) |
Агент коммерческий; агент страховой; коммерсант в торговле; мастер растениеводства; оператор на наборно-компьютерной технике; оператор электронно-вычислительных машин; переплетчик; пользователь ПК; продавец продовольственных товаров; продавец, контролер-кассир; продавец непродовольственных товаров; садово-парковое и ландшафтное строительство; секретарь; секретарь-референт; оператор связи; судоводитель-помощник механика судов речного флота; помощник машиниста локомотива; контролер сберегательного банка; секретарь-референт; дополнительная подготовка в области психологии; земельно-имущественные отношения; землеустройство; менеджмент; товароведение; библиотекарь |
третья кластерная группа профессиональных образовательных программ (малозатратная) |
Таблица 2. Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от кластерной группы профессиональных образовательных программ государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
Кластерная группа профессиональных образовательных программ |
Коэффициент (П1) |
первая кластерная группа профессиональных образовательных программ |
1,2 |
вторая кластерная группа профессиональных образовательных программ |
1,1 |
третья кластерная группа профессиональных образовательных программ |
1,0 |
Таблица 3. Поправочные коэффициенты, отражающие специфические условия деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
Условия деятельности |
Поправочные коэффициенты (П2) |
Организация образовательного процесса по очно-заочной, заочной и экстернатной формам обучения |
0,5 |
Организация образовательного процесса в профессиональных лицеях и колледжах |
1,3 |
Организация образовательного процесса в специальных (коррекционных) группах для обучающихся с отклонениями в развитии |
2,2 |
Организация учебного процесса по индивидуальной форме обучения |
2,49 |
Наличие в образовательном учреждении: 1) подразделения повышения квалификации 2) столовой 3) общежития 4) котельной |
1,26 1,03 1,04 1,08 |
В целом внедрение нормативного подушевого финансирования в системе начального и среднего профессионального образования Костромской области ориентировано на создание стимулов улучшения качества образовательной услуги, повышение финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов, возрастание роли самого образовательного учреждения в эффективном расходовании ресурсов для достижения максимального результата.
Переход государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на нормативное подушевое финансирование принципиально меняет как характер отношений внутри отрасли, так и между отраслью, обществом.
3. Формирование и распределение контрольных цифр приема в областные государственные учреждения профессионального образования на основе прогноза потребности отраслей экономики области в трудовых ресурсах.
В Костромской области формирование объема и структуры приема в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования осуществляется, начиная с 2007 года, на основе потребности отраслей экономики в кадрах рабочих и специалистов.
В частности, в настоящее время правовой основой для проведения данной процедуры является постановление администрации Костромской области от 26 ноября 2009 года N 389-а "О порядке определения объёма и структуры приёма обучающихся в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования за счёт средств областного бюджета".
В целях формирования контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования департаментом экономического развития, промышленности и торговли Костромской области на основании информации отраслевых департаментов ежегодно формируется прогноз потребности в кадрах на среднесрочную перспективу (5 лет), департаментом образования и науки Костромской области - прогноз выпуска учащихся 9-х, 11-х классов, департаментом по труду и занятости населения Костромской области - оценка напряжённости на регистрируемом рынке труда в разрезе профессий и специальностей.
Формирование контрольных цифр приема осуществляется с учетом предложений образовательных учреждений, согласованных с центрами занятости населения по территориальному расположению. Проект согласовывается с департаментом по труду и занятости населения Костромской области и отраслевыми рабочими группами по кадровой политике, после чего утверждается приказами исполнительных органов государственной власти Костромской области - учредителей образовательных учреждений.
Данная работа привела к снижению диспропорций в подготовке кадров и увеличению доли контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам специальностей с 63% в 2006 году до 72% в 2010 году.
Перспективным направлением является установление контрольных цифр приема в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования по профессиям, востребованным на рынке труда, на основании государственного задания (заказа) на конкурсной основе.
Повышению эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования будет способствовать совершенствование их правового положения (перевод в статус бюджетных или автономных) в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Комплекс мероприятий по реализации направления:
Направление "Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования" предусматривает:
перевод областных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования на нормативное подушевое финансирование;
корректировку механизмов введения новой системы оплаты труда в областных государственных учреждениях начального и среднего профессионального образования;
разработку и внедрение механизма установления контрольных цифр приема в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования по профессиям, востребованным на рынке труда, на основании государственного задания (заказа) на конкурсной основе;
нормативное правовое, информационное и методическое сопровождение перевода учреждений начального и среднего профессионального образования в статус бюджетных или автономных в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Направление 5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования
Задачи направления:
1) приведение кадровых ресурсов системы профессионального образования в соответствие с современными требованиями рынка труда и стратегией социально - экономического развития региона;
2) внедрение гибких и эффективных механизмов в систему переподготовки и повышения квалификации работников учреждений профессионального образования;
3) создание на базе региональной сети ресурсных центров стажировочных и инновационных площадок для обеспечения повышения квалификации;
4) внедрение механизмов персонифицированного финансирования для оказания услуг повышения квалификации работников профессионального образования.
Количественные показатели результативности реализации направления:
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профобразования, в % |
17,8 |
13,4 |
15 |
18 |
20 |
26 |
30 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля преподавателей учреждений НПО/СПО, зарплата которых не ниже средней в экономике Костромской области, в % |
29 |
23 |
25 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля преподавателей учреждений НПО/СПО, прошедших переподготовку /повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования, в % |
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля педагогических и руководящих работников учреждений НПО/СПО, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом, в % |
0,3 |
4,9 |
8 |
12 |
18 |
22 |
25 |
Анализ ситуации и описание региональных подходов к решению задач в рамках направления
В системе начального и среднего профессионального образования трудятся 1979 педагогических работников.
Численность профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования составляет 1181 человек, из них 808 человек (68%) имеют ученую степень кандидата наук (677 чел.) и доктора наук (131 чел.), 626 человек (53%) ученое звание доцента (518 чел.) и профессора (108 чел.).
Проблемами кадрового обеспечения системы профессионального образования в последние годы стали:
"старение" педагогических кадров;
низкий уровень заработной платы;
недостаточно гибкая система повышения квалификации руководящих и педагогических работников;
слабая связь с ведущими предприятиями, опытными и экспериментальными базами, ведущими ВУЗами, в вопросах организации повышения квалификации и стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения.
Это потребовало формирования принципиально новой системы повышения квалификации управленческих и педагогических кадров системы профессионального образования, обязательно участие работодателей в повышении квалификации работников образовательных учреждений.
Ежегодно повышение квалификации в Костромской области проходят от 400 до 500 (21% - 26%) педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (руководителей образовательных учреждений, руководителей методических служб, преподавателей общеобразовательных и специализированных дисциплин, мастеров производственного обучения, воспитателей).
Региональная система повышения квалификации работников профессионального образования Костромской области включает:
повышение квалификации и профессиональную переподготовку на базе ГОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования";
повышение квалификации и стажировку на базе учреждений НПО и СПО (ресурсных центров, победителей ПНПО);
стажировку на базе отраслевых предприятий (в Костромской области, в России, за рубежом).
повышение квалификации на базе ВУЗов.
Для более эффективной деятельности по повышению квалификации требуется организация взаимодействия данных учреждений с предоставлением обучающемуся выбора освоения образовательных модулей и формы обучения.
В настоящее время в системе повышения квалификации работников профессионального образования Костромской области складываются новые подходы:
разработан широкий спектр программ повышения квалификации для различных целевых групп на модульной основе;
регулярно проводятся мониторинговые исследования по выявлению перспективных образовательных потребностей работников системы профессионального образования на портале "Образование Костромской области";
созданы условия для осуществления возможности выбора содержания и форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
создана региональная персонифицированная база данных о повышении квалификации работников образования;
реализация образовательных программ осуществляется в очной, очно-заочной, дистанционной формах;
сформирована нормативная база повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
апробированы сетевые курсы, многовекторная модель повышения квалификации руководителей, корпоративное обучение команд образовательных учреждений, стажировка, экстернат;
реализуется накопительная система повышения квалификации на основе индивидуальных образовательных маршрутов;
внедрена технология тьюторского сопровождения повышения квалификации;
осуществляется повышение квалификации в межкурсовой период в рамках проекта "Региональное сетевое методическое объединение" с использованием возможностей портала "Образование Костромской области";
реализуются программы стажировки на базе ведущих предприятий области и ресурсных центров.
В рамках Программы планируется максимальное использование всех эффективно действующих учреждений и организаций для реализации сетевого взаимодействия учреждений, реализующих программы повышения квалификации и переподготовки работников системы профессионального образования.
Комплекс мероприятий по реализации направления:
Направление "Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования" предусматривает:
организацию модульно-накопительной системы повышения квалификации кадров с использованием индивидуальных образовательных маршрутов;
создание региональной сети стажировочных и инновационных площадок на базе ресурсных центров профессионального образования, а также организацию стажировок на ведущих предприятиях области;
внедрение механизмов оказания услуг повышения квалификации на основе персонифицированного финансирования (финансовых сертификатов)
проведение мониторинговых исследований по выявлению образовательных потребностей работников и учету их удовлетворенности оказанными услугами повышения квалификации;
создание условий для участия педагогических работников в мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня (конкурсы профессионального мастерства, фестивали, конференции и др.), а также конкурсных мероприятиях по выявлению и поддержке лучших мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.
Постановлением администрации Костромской области от 13 августа 2013 г. N 325-а в направление 6 пункта 20 главы 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Направление 6. Мониторинг реализации областной целевой программы
Задачи направления:
1) создание условий для оценки и оперативной корректировки процесса реализации Программы, обеспечение информацией заинтересованных сторон.
2) регулярная и регламентированная отчетность о ходе реализации Программы всех субъектов Программы;
3) промежуточная и итоговая оценка процесса и результатов реализации Программы;
4) информационное сопровождение и общественное обсуждение реализуемых преобразований;
5) разработка компенсационных и стимулирующих мер для обеспечения регулярного обновления информации на сайтах образовательных учреждений по результатам своей образовательной и хозяйственной деятельности.
6) интеграция в систему электронного правительства и предоставления услуг в электронном виде.
Количественные показатели результативности реализации направления:
Наименование показателя |
Обязательства |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доля учреждений профобразования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации программы, в % |
25 |
50 |
100 |
100 |
100 |
Наименование показателя |
Обязательства |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
6.2. Доля учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам своей образовательной и хозяйственной деятельности, в % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Анализ ситуации и описание региональных подходов к решению задач в рамках направления
В Костромской области созданы организационно-технологичесие условия для обеспечения мониторинга реализации комплексной программы развития профессионального образования.
С 2008 года внедрена портальная платформа Microsoft SharePoint Server, сервисы которой позволяют создать автоматизированную систему сбора и обработки информации, обеспечить общественное обсуждение хода выполнения программы, позволяют в автоматическом режиме отслеживать ход выполнения проектов (Project Management).
Все образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования имеют официальные сайты, объединенные в рамках общего информационного пространства. Во всех учреждениях среднего и начального профессионального образования имеются подготовленные контент-менеджеры, сопровождающие сайты образовательных учреждений и тьюторы для обучения педагогов работе с интернет-представительствами учреждений.
Все учреждения Костромской области участвуют в федеральном мониторинге, созданного в рамках КПМО.
Имеется опыт взаимодействия с общественными организациями, молодежным правительством и использования ресурсов краудсорсинга.
Вместе с тем существует ряд проблем:
отсутствует организационная модель сбора, обработки, анализа и представления данных;
не созданы регламенты информационного обслуживания процессов в системе НПО-СПО-ВПО;
не выстроены схемы эффективных межведомственных коммуникаций;
отсутствует интеграция с системами электронного правительства и предоставление соответствующих услуг в электронном виде;
не сложилась система медийной поддержки процессов в сфере НПО-СПО
Для рассмотрения и оценки региональных результатов мониторинга, контроля и управления реализацией программы создается Координационный совет Программы (КСП).
КОИРО обеспечивает мониторинг Программы и проведение региональных социологических опросов и мониторинговых исследований.
Организационное обеспечение реализации Программы по направлениям осуществляет группа реализации программы (ГРП).
Для обеспечения контроля хода реализации Программы группа реализации Программы (ГРП) формирует регулярную регламентированную отчетность и направляют ее в Координационный совет Программы. Таким образом, формируются условия для поддержки принятия управленческих решений по реализации мероприятий Программы и оценки результативности принятых решений, а также для регулирования и координации хода реализации Программы.
Комплекс мероприятий по реализации направления:
Направление "Мониторинг реализации областной целевой программы" предусматривает:
создание на региональном уровне информационного ресурса на портале "Образование Костромской области" для межведомственной коммуникации в рамках реализации проекта, автоматизированного отслеживания хода выполнения Программы, обеспечения информационного сопровождения и общественного обсуждения реализуемых преобразований, проведение социологических опросов и мониторинговых исследований;
участие на федеральном уровне в Информационной системе мониторинга модернизации профессионального образования (ИС ММПО). Создание регионального сегмента ИС ММПО по соответствующим Инструкциям и Регламентам в Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.