Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
13. Современный уровень развития спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности дает возможность для ускорения социально-экономического и инновационного развития Костромской области, а также повышения степени автоматизации процессов управления в различных отраслях экономики, включая транспорт, здравоохранение, газовое хозяйство, образование, промышленное производство, торговлю и услуги, строительство, природопользование и охрану окружающей среды, лесное хозяйство, сельское хозяйство, водное хозяйство, дорожное хозяйство, геодезию и картографию.
Помимо вышеперечисленного, данные технологии обеспечивают мониторинг и контроль за критически важными, потенциально опасными и социально значимыми объектами на территории региона, а также за реализацией мер по устранению чрезвычайных ситуаций.
14. Мировой и отечественный опыт подтверждают, что использование спутниковых навигационных технологий оказывает значительный управленческий, экономический, социальный и экологические эффект, а также повышает безопасность жизнедеятельности населения:
1) повышается качество расходования бюджетных средств;
2) увеличиваются поступления в бюджет региона;
3) уменьшается количество выбросов вредных веществ;
4) снижаются последствия терактов и техногенных катастроф;
5) повышается скорость реагирования на происшествия оперативными службами;
6) снижается количество происшествий и число погибших в них;
7) увеличивается эффективность контроля соблюдения правил перевозок;
8) повышается рентабельность использования транспортных средств различного назначения;
9) увеличивается пропускная способность дорог и скорость движения по ним;
10) повышается качество и снижается время выполнения кадастровых и геодезических работ.
15. В настоящее время пути и меры по созданию, поддержанию и развитию решений на базе ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности определяются нормативными правовыми актами, к числу которых относятся:
1) Закон Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности";
2) Федеральный закон от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности";
3) Федеральный закон от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии";
4) Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2007 N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации";
5) Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 326 "О порядке получения, использования и предоставления геопространственной информации";
7) постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 N 323 "Об утверждении Положения о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях";
8) постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS";
9) постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2005 N 370 "Об утверждении Положения о планировании космических съемок, приеме, обработке и распространении данных дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения на местности с космических аппаратов типа "Ресурс-ДК";
10) постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2009 N 549 "О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности";
11) постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 510 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2009 N 549";
12) распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.05.2010 N 731-р "Об определении открытого акционерного общества "Навигационно-информационные системы" (г. Москва) единственным исполнителем размещаемого Роскосмосом государственного заказа на реализацию проекта создания системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС";
13) распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 1314-р "Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов";
14) приказ Министерства Российской Федерации от 09.03.2010 N 55 "Об утверждении перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS";
15) постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2005 N 635 "Об утверждении Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы";
16) постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2001 N 587 "О федеральной целевой программе "Глобальная навигационная система" на 2002 - 2011 годы";
17) перечень поручений Президента Российской Федерации от 13.04.2007 N Пр-619 ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 27.03.2007, г. Калуга;
18) протокол совещания при Председателе Правительства Российской Федерации "Об использовании технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития регионов Российской Федерации" 10.08.2010, г. Рязань.
16. Масштаб задач по внедрению технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, стоящих перед Костромской областью, указывает на необходимость консолидировать организационные, технологические и экономические ресурсы региона в рамках единой региональной навигационной геоинформационной политики. Однако в настоящее время в Костромской области отсутствует комплексный подход к внедрению спутниковых навигационных технологий с использованием ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в различные области экономики. Потребители (исполнительные органы государственной власти Костромской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, юридические и физические лица) независимо друг от друга используют спутниковые навигационные технологии с использованием ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, при этом обмен конечными результатами и опытом не организован, что приводит к дублированию и неэффективному использованию средств. Помимо вышеперечисленного, отсутствует комплексная инфраструктура, обеспечивающая единое технологическое и информационное пространство в сфере применения спутниковых навигационных технологий с использованием ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, а также необходимая нормативная правовая база на региональном уровне.
17. Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в работе органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления и в рамках предоставления услуг населению и организациям, обозначенные выше, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти или муниципальных образований. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, использование которого позволит:
1) обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета Костромской области, бюджетов муниципальных образований Костромской области, а также привлекаемых из внебюджетных источников, при решении задач в области использования спутниковых навигационных технологий;
2) повысить эффективность расходования бюджетных средств на предоставление продуктов и услуг на основе использования современных спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в этой области, реализуемых в различных программах и проектах;
3) сформировать и обеспечить эффективное использование региональной навигационно-информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности широкого круга конечных пользователей;
4) обеспечить устойчивое межведомственное и межрегиональное взаимодействие и информационное сопряжение федеральной, областной и муниципальной инфраструктуры внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в Костромской области;
5) реализовать единую техническую и технологическую политику при внедрении спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах Костромской области и органов местного самоуправления;
6) реализовать механизмы государственно-частного партнерства, сформировать необходимые условия и правила рынка продуктов и услуг на основе использования современных спутниковых навигационных технологий.
18. При анализе возможных вариантов внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в Костромской области предлагается рассматривать следующие варианты:
1) создание собственной навигационно-информационной инфраструктуры на базе технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности на территории Костромской области с использованием технической платформы ЕМНИТЦ Костромской области, определенного по результатам областного открытого конкурса;
2) использование платных услуг, предоставляемых участниками рынка спутниковых навигационно-информационных технологий на базе ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности на территории Российской Федерации, для обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области.
Первый вариант предполагает создание собственной навигационно-информационной инфраструктуры с использованием технической платформы и возможностей ЕМНИТЦ Костромской области, определенного по результатам областного открытого конкурса, включая инфраструктуру пространственных данных, при условии государственной поддержки и бюджетного финансирования мероприятий Программы.
Второй вариант предполагает, что развитие использования навигационно-информационных технологий и других результатов космической деятельности осуществляется участниками рынка услуг по использованию навигационно-информационных технологий и других результатов космической деятельности на территории Российской Федерации самостоятельно.
В качестве наиболее предпочтительного предлагается рассматривать первый вариант решения с полным объемом финансирования и выполнением всех запланированных мероприятий.
19. При реализации Программы возможны следующие основные риски:
1) экономические - определяют возможность неполного получения запланированного экономического эффекта в ходе реализации Программы. Данные риски могут возникнуть вследствие ошибок на стадии проектирования, неспособности обеспечить эффективное использование ресурсов, изменение внешних условий, таких как повышение цен, увеличение налоговых ставок и ряда других факторов;
2) финансовые - определяют возможность непредсказуемого изменения в течение планируемого периода выделяемого на реализацию Программы объема финансовых средств, в том числе из внебюджетных источников. Данные риски могут возникнуть вследствие экономической нестабильности в стране, инфляции, дефицита бюджетных средств на различных уровнях, колебания валютных курсов, роста стоимости ресурсов на рынке капитала и ряда других факторов;
3) экологические - определяют возможность затруднения или прекращения реализации ряда программных мероприятий вследствие негативного влияния последних на состояние окружающей среды или несоответствия их вновь принимаемым нормативным правовым актам в сфере защиты окружающей среды;
4) научно-технические и технологические - определяют возможность неполного достижения требуемых тактико-технических показателей программно-аппаратных комплексов и систем, создаваемых в рамках Программы. Данные риски могут возникнуть вследствие недостаточного уровня квалификации и ошибок при проектировании, а также нарушения обязательств со стороны подрядчиков и поставщиков, недостаточной проработки вопросов организации разработки и производства, ошибок в анализе научно-технической и технологической готовности для решения программных задач;
5) кадровые - определяют возможность образования дефицита научного, испытательного, производственного персонала, требуемого для обеспечения работ по реализации Программы. Данные риски могут возникнуть вследствие непрофессионализма и недостаточного опыта управленческого персонала, низкого уровня менеджмента на всех стадиях проектной деятельности, неготовности национальной системы подготовки кадров к выпуску квалифицированных специалистов по требуемым направлениям, а также ряда других факторов.
Параметры перечисленных рисков при реализации Программы носят умеренный характер, частичная компенсация их воздействия предусмотрена в мероприятиях Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.