Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Социально-экономическое положение Костромской области
14. Костромская область - один из крупнейших субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный Федеральный округ. Муниципальное устройство Костромской области составляют 24 муниципальных района, 6 муниципальных образований со статусом городской округ, 12 городских поселений и 144 сельских поселения.
15. Транспортно-географическое положение Костромской области.
Костромская область имеет выгодное транспортно-географическое положение. Расположение в центре европейской части Российской Федерации является предпосылкой для превращения области в центр, обеспечивающий межрегиональное и международное взаимодействие по ряду аспектов: экономическому, информационному, транспортному, коммуникационному, социальному, культурному и др.
Через всю территорию области проходит транспортный коридор Санкт-Петербург - Екатеринбург, от которого по железнодорожной ветке Галич-Кострома-Нерехта осуществляется связь с Москвой. Ведется строительство следующих автомобильных дорог, проходящих по территории Костромской области: "Санкт-Петербург - Екатеринбург" на участке "Нея-Мантурово" и на участке "Галич - Буй".
Строительство федеральных автодорожных коридоров, начиная с 2015 года, включая российский участок "Санкт-Петербург - Ленинградская область - Вологодская область - Костромская область - Кировская область - Республика Татарстан - Оренбургская область - Республика Казахстан" в составе нового автодорожного коридора "Балтика - Китай", улучшит транспортно-географическое положение Костромской области в экономическом пространстве России, усилит транзитно-логистическую роль области.
Удобство транспортно-географического положения связано также с прохождением по территории Костромской области магистрального водного пути по реке Волге.
Смежные территориальные границы область имеет с 5 регионами Российской Федерации: Ярославской, Вологодской, Кировской, Нижегородской и Ивановской областями (см. Рисунок 1).
"Рисунок 1"
16. Анализ структуры валового регионального продукта Костромской области.
Основными отраслями, формирующими валовой региональный продукт, являются:
1) обрабатывающие производства - 28,2%;
2) оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 11,7%;
3) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 11,2%;
4) транспорт и связь - 10,1%;
5) государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение - 9,2%;
6) производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 8,8%;
7) строительство - 5,3%;
8) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 5,2%;
9) здравоохранение и предоставление социальных услуг - 4,5%;
10) образование - 3,8%.
Таблица 1.
Наименование показателей |
Единицы измерения |
Годы |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
отчет |
отчет |
отчет |
оценка |
||
Объем ВРП |
млрд. руб. |
65,7 |
81,1 |
78,2 |
87,1 |
Темпы роста ВРП |
% к предыдущему году |
106,5 |
103,9 |
89,6 |
102,7 |
ВРП на душу населения |
тыс. руб. |
93,9 |
116,7 |
113,3 |
126,9 |
17. Обрабатывающие производства.
На общий показатель работы промышленного комплекса наибольшее влияние оказывают обрабатывающие производства, удельный вес которых составляет 70,6% в структуре отгрузки товаров и услуг (по чистым видам экономической деятельности).
18. За 2009 год индекс промышленного производства сложился на уровне 81,1%, в том числе по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 89%, по обрабатывающим производствам - 79,1% к 2008 году. Индекс производства по добыче торфа составил 240%. Предприятия металлургического производства и производства готовых металлических изделий превысили уровень производства 2008 года на 10,2%, химического производства - на 0,7%. Из обрабатывающих производств наибольшее снижение объемов производства в 2009 году допустили предприятия следующих видов деятельности: производство машин и оборудования (на 48,3%), текстильное и швейное производство (на 36,2%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (на 29,2%). Основными факторами, ограничивающими рост производства (по данным опроса), являются: недостаточный спрос на продукцию, высокий процент коммерческого кредита, изношенность и отсутствие оборудования.
19. Промышленное производство в 2010 году превысило уровень 2009 года на 15,2 процента, в том числе по добыче полезных ископаемых - на 19,7 процента, по обрабатывающим производствам - на 18,6 процента, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - на 5,9 процента.
20. В обрабатывающих производствах в 2010 году высокий рост наблюдался в производстве машин и оборудования в 2,3 раза к предыдущему году; электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования - в 1,4 раза; прочих производствах - в 1,3 раза; прочих неметаллических минеральных продуктов, обработке древесины и производстве изделий из дерева - в 1,2 раза; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 12,9 процента, производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 11,8 процента. Производство пищевых продуктов осталось практически на уровне 2009 года. В тоже время снижены объемы производства: в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви на 34,1 процента, химическом производстве - на 28,4 процента, целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности - на 26,7 процента, текстильном и швейном производстве - на 8,9 процента.
21. Анализ ситуации в инвестиционной сфере лесопромышленного комплекса Костромской области.
В общей структуре промышленного производства области продукция лесопромышленного комплекса занимает второе место после производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Область располагает богатыми лесосырьевыми ресурсами и является самой лесообеспеченной территорией Центрального федерального округа.
22. Лесопромышленный комплекс является одним из ведущих и перспективных в экономике региона. В его состав входят 602 организации, включая крупные, средние, малые предприятия, и промышленные подразделения при непромышленных организациях.
23. Инвестиции в лесопромышленный комплекс за 2005-2010 гг. составили по данным Госкомстата более 8,8 млрд. рублей. Динамика инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций лесопромышленного комплекса Костромской области представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
3238,2 |
1557,7 |
837,6 |
1770,8 |
695,3 |
733,5 |
24. Всплеск инвестиционной активности в лесопромышленном комплексе Костромской области приходится на 2004 - 2005 годы. Именно в этот период были реализованы масштабные инвестиционные проекты: "Производство широкого ассортимента древесных плит и заготовок из них для мебельной и строительной промышленности на базе безотходной переработки низкосортной древесины и древесных отходов на ООО "Кроностар", "Расширение производства большеформатной фанеры на ОАО "Фанплит".
25. В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов более 50% инвестиций направляется на техническое перевооружение и модернизацию производства. Именно это направление обеспечивает максимальную эффективность вложенных средств, модернизацию экономики, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
Основные направления вложения инвестиционных средств в предприятия лесопромышленный комплекса в 2008 - 2010 годах - здания, сооружения (около 40% от общего объема инвестиций), машины, оборудование (50-60%). За указанный период наибольший поток инвестиционных вложений направлялся на развитие предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева, который варьируется в пределах от 79 % до 90%.
26. Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий и привлеченные средства. В последние три года наблюдается рост собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал (2008 г. - 36%, в 2009 г. - 54,5%, в 2010 г. - 58,5%) и снижение привлечённых средств (2008 г. - 62,2%, в 2009 г. - 45,4%, в 2010 г. - 41,3%). В структуре привлеченных средств наибольшая доля приходится на заемные средства. Кредиты банков предприятиями лесопромышленного комплекса привлекались не значительно.
27. Основными проблемами, сдерживающими ход реализации инвестиционных проектов в лесном комплексе, в 2010 году оставались:
1) нехватка доступных кредитных ресурсов для расширения бизнеса и, особенно, для реализации крупных инвестиционных проектов (высокая стоимость кредитных ресурсов, залоговой базы);
2) отсутствие механизмов компенсации части процентных платежей за пользование кредитными ресурсами для предприятий, реализующих инвестиционные проекты;
3) большой удельный вес низкокачественной древесины в составе древесных ресурсов области (более 40,0% от общего объема), использование которой возможно в качестве сырья для производства древесных плит и целлюлозно-бумажной промышленности;
4) недостаточные меры и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на федеральном уровне.
28. Анализ ситуации в агропромышленном комплексе.
Агропромышленный сектор является для Костромской области одним из приоритетных направлений развития экономики. Доля направленных в него инвестиций в структуре общих областных инвестиций составляет в 2008 году - 6,5%, в 2009 году - 8,8 %, в 2010 году - 3,5%.
"Рисунок 2"
29. По данным статистики, за 2010 год инвестиционные вложения в агропромышленный комплекс составили 467 млн. рублей - это 55% к уровню аналогичного периода прошлого года. При этом по разделу "Сельское хозяйство" инвестиции в основной капитал к уровню прошлого года составили 38% (265 тыс. рублей), а в разделе "Производство пищевых продуктов, включая напитки", объем инвестиций составил 166% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (202 000 тыс. рублей).
"Рисунок 3. Объем привлеченных кредитных ресурсов в отрасли за 2006 2010 годы"
В целом, за 2010 год в отрасль было привлечено кредитных ресурсов на сумму - более 650 млн. рублей. Эти средства направлялись как на развитие личных подсобных хозяйств, крестьянско-фермерских хозяйств, так и сельхозорганизаций области. В то же время по сравнению с 2009 годом, происходит сокращение инвестиционных ресурсов в отрасль почти на 50%, а по сравнению с 2008 годом - на 65%.
30. Инвестиционная деятельность в агропромышленном комплексе в основном характеризуется привлечением инвесторов к реализации крупных инвестиционных проектов на территории Костромской области, которые проходят Совет по инвестициям при губернаторе Костромской области. С момента образования Совета (декабрь 2007 года) на нем было рассмотрено и получено одобрение по 22 инвестиционным проектам аграрного направления. На 1 июня 2011 года в АПК области реализуется 11 проектов.
"Рисунок 4"
31. Проведенный анализ реализации инвестиционных проектов позволил выявить следующие сложности, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе:
1) отсутствие инвестиционных площадок, инфраструктурно готовых к реализации проекта.
2) затруднена возможность купли-продажи имущества сельскохозяйственных организации и земельных угодий, из-за отсутствия регистрации прав собственности на данное недвижимое имущество в органах Федеральной регистрационной службы.
3) низкая информированность потенциальных инвесторов об инвестиционной привлекательности региона.
4) ограниченная залоговая база хозяйств для более активного привлечения кредитных ресурсов в отрасль.
5) недостаточная обеспеченность инфраструктурой.
32. Анализ ситуации в строительном комплексе.
Строительный комплекс относится к числу отраслей, определяющих возможности решения социальных, экономических и технических задач развития экономики области.
33. Анализ динамики инвестиций по основным источникам финансирования свидетельствует об укреплении роли собственных средств в качестве основного источника инвестирования (58,4% из общей структуры инвестиций). Необходимо также отметить, что основную долю собственных средств инвестирования предприятий составляет амортизация (87,2%). Государственные источники инвестиций в основной капитал сократились до 60,1 % в 2010 году.
34. Анализ видовой структуры инвестиций в основной капитал показывает, что наибольшую долю составляют средства, вложенные предприятиями в возведение зданий (кроме жилых) и сооружений (45,5%). На втором месте - доля средств, вложенных в приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря (43,1%). Данный показатель свидетельствует о перспективном росте технического перевооружения основных фондов предприятий строительного комплекса региона.
За 2005-2010 годы объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" составил 42692,0 млн. руб.
35. Обеспеченность жильем на душу населения по состоянию на 01.01.2011 составляет 24,3 кв. метров (при среднем значении по Российской Федерации 22,4 кв. м), ввод жилья на одного проживающего в 2010 году составил 0,219 кв. метров, при среднероссийском значении 0,42.
Динамика изменения обеспеченности жильем населения Костромской области в период 2005-2009 годов представлена на рисунке 5.
"Рисунок 5. Обеспеченность населения Костромской области жильем в 2005 - 2009 годах, кв.м. на чел."
36. По итогам 2010 года коэффициент доступности жилья для жителей области увеличился в 1,7 раза по сравнению с уровнем 2007 года и составил 4,59 лет, что соответствует уровню среднероссийского показателя в размере 4,5 года за аналогичный период.
Уровень доступности жилья для граждан во многом зависит от уровня и динамики цен на рынке жилья, которая в 2002-2010 годах в области была неоднозначной. Анализ индекса цен на первичном и вторичном рынке жилья в области в период 2002-2009 годов представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Индексы цен на рынке жилья Костромской области
(на конец периода; в процентах к концу предыдущего года)
|
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Первичный рынок |
1132,1 |
1106,2 |
1123,3 |
1114,5 |
1181,9 |
1121,8 |
992,4 |
990,6 |
993,8 |
Вторичный рынок |
1131,4 |
1117,9 |
140,6 |
1116,5 |
1188,3 |
138,2 |
996,5 |
885,2 |
997,5 |
Уровень цен в рассматриваемый период, как на первичном, так и на вторичном рынке жилья в области характеризовался более низкими значениями, чем в среднем по Российской Федерации и в ряде регионов ЦФО.
37. Основными проблемами, препятствующими повышению инвестиционной активности строительных организаций и предприятий и сдерживающими ход реализации инвестиционных проектов, являются:
1) недостаток свободных земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, сложность и затратность процедуры подключения планируемых объектов нового строительства к системам инженерной инфраструктуры поселений;
2) отсутствие или устаревшая градостроительная документация;
3) невысокие текущие денежные доходы населения, высокие банковские ставки по ипотечным жилищным кредитам, сдерживающие спрос на рынке жилой недвижимости;
4) длительность процедуры выдачи технических условий и проведения экспертизы проектной документации;
5) высокие капитальные затраты и недостаток финансовых ресурсов у строительных организаций для реализации крупных инвестиционных проектов;
6) строительные организации не имеют достаточных финансовых ресурсов для осуществления непрерывного технического перевооружения производства, которое необходимо для достижения высокого уровня долгосрочной конкурентоспособности;
7) низкая рентабельность предприятий;
8) большие сроки окупаемости инвестиционных проектов.
38. Инвестиционный климат.
Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) за 2010 год увеличился на 11,8 процента и составил 13 515,4 млн. рублей.
Перспективы развития инвестиционного процесса в Костромской области связаны с двумя основными источниками: государственные ресурсы (средства бюджетов и внебюджетных фондов), и частный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, отложенные средства населения, кредитные ресурсы банков, иностранные инвестиции).
Для повышения эффективности инвестиционного процесса в 1997 году был принят закон Костромской области "Об инвестиционной деятельности на территории Костромской области", который определил комплекс мер государственной поддержки и защиты инвесторов.
Систематически ведется работа по корректировке вышеуказанного закона, внесению в него дополнений и изменений, продиктованных происходящими изменениями в экономическом процессе.
39. Администрацией области применяется система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику региона и предупреждение их оттока:
1) создание режима наибольшего благоприятствования, обеспечивающего расширение прав и возможностей инвесторов и реализуемого в комплексе следующих мер:
установление на срок окупаемости проекта льгот по налогам;
первоочередное предоставление земельных участков субъектам инвестиционной деятельности;
поддержка ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы государственной власти Костромской области, органы, регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, банки и другие финансово - кредитные учреждения о применении в отношении их со своей стороны режима наибольшего благоприятствования;
организационная поддержка и сопровождение инвестиционного проекта;
налоговые и другие льготы, предоставленные органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области;
предоставление инвестиционного налогового кредита;
передача государственного имущества в доверительное управление;
предоставление государственных гарантий Костромской области в соответствии с бюджетным законодательством и в порядке, установленном законом Костромской области;
предоставление в соответствии с бюджетным законодательством бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиям;
предоставление в соответствии с бюджетным законодательством на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
применение для объектов инвестирования нижних границ (из предусмотренных действующим законодательством) платы за пользование ресурсами Костромской области, в том числе арендной платы;
2) создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности;
3) создание механизма работы с региональными инвестиционными проектами.
40. В рамках частно-государственного партнерства предполагается использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и стратегических инвестиционных проектов, имеющих общенациональное и региональное значение. Приоритетными направлениями частно-государственного взаимодействия являются транспортные инфраструктурные проекты, проекты в жилищно-коммунальной сфере и инновациях.
41. Особую важность представляет создание технопарков, то есть территорий, деятельность участников на которых ориентирована преимущественно на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов.
42. Одним из ключевых аспектов улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в Костромской области будет являться максимальное содействие инвесторам на ранних стадиях инвестиционного процесса, что включает в себя:
1) развитие региональной информационной системы для обеспечения потенциальных инвесторов сведениями о регионе с использованием различных каналов: Интернета, средств массовой информации, выпуска презентационных материалов, проведения маркетинговых мероприятий;
2) применение современных информационных технологий при оказании инвесторам помощи в подборе свободных производственных площадей для строительства новых объектов, содействие по вопросам землеотвода, прохождения разрешительных процедур и т.д.
43. Одной из форм государственной поддержки может быть предоставление инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты на территории области, льгот при аренде объектов недвижимости (здания, сооружения, объекты нежилого фонда и иные объекты недвижимости), находящихся в государственной собственности области.
44. Проблемы развития отдельных видов экономической деятельности.
1) Проблемы, требующие решения для развития инвестиционной деятельности в Костромской области:
при выгодном экономико-географическом положении Костромской области недостаточная инфраструктурная насыщенность ее территорий;
низкий комплекс научно-технической деятельности в области.
2) Основные проблемы низкой инвестиционной привлекательности большинства видов экономической деятельности заключаются в:
морально или технически устаревшем состоянии технологической базы предприятий;
высокой степени зависимости от импорта оборудования, комплектующих и сырья;
потребности в строительстве новых сооружений или реконструкции действующих;
отсутствии инновационной политики и, как следствие, низком уровне востребованности результатов прикладной (отраслевой) науки в целях освоения новой научно-технической продукции в производстве;
необходимости технического перевооружения;
низкой окупаемости инвестиций в производственном цикле;
невысокой рентабельности предприятий.
45. Минерально-сырьевые ресурсы.
Минерально-сырьевая база полезных ископаемых Костромской области представлена преимущественно месторождениями строительного и агрохимического сырья (месторождения торфа и сапропеля, карбонатных пород для известкования почв).
46. На территории Костромской области выявлено и разведано 1156 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), из них 514 месторождений строительных материалов, 614 месторождений торфа и 28 - сапропеля. По состоянию на 01.01.2011 года государственным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых учтено 493 месторождения ОПИ, из них 123 - строительные материалы.
Из неэксплуатируемых полезных ископаемых особо обращают на себя внимание месторождения горючих сланцев и фосфоритов.
47. На территории Костромской области выявлены прогнозные ресурсы по углеводородному сырью, титаноциркониевым россыпям, золоту, поваренной соли и минеральным пигментам. Широкое распространение имеют минеральные подземные воды различного состава и минерализации.
Полезные ископаемые Костромской области.
Таблица 4.
Полезное ископаемое |
Количество месторождений, учтенных государственным балансом, на 01.01.2011 год |
Запасы (млн. м3) на 01.01.2011 год |
Количество разрабатываемых месторождений на 01.01.2011 год. |
Запасы в распределенном фонде (млн. м3) 2010 г. А+В+С1 |
Состояние на 2011 год. |
Строительные пески |
70 |
88,47 |
23 |
53,3 |
производится |
Песчано-гравийная смесь |
26 |
209,9 |
11 |
99,6 |
производится |
Формовочные пески |
2 |
46,6 млн.т. |
1 |
27,8 |
не производится |
Стекольные пески |
2 |
0,2 млн. т. |
0 |
0 |
не производится |
Глины и суглинки (кирпич, дренажные трубы) |
22 |
41,3 |
7 |
10,2 |
производится на 3-х месторождениях |
Глины для производства минваты |
1 |
1,8 |
1 |
1,8 |
не производится |
Керамзитовое сырье |
3 |
5,3 |
2 |
2,3 |
производится на 1 месторождении |
Известняки |
1 |
12,4 |
1 |
12,4 |
производится |
Торф |
358 |
216,9 млн.т. |
4 |
8,5 |
|
Сапропель |
28 |
303,1 млн.т. |
- |
- |
не производится |
Торфяные (лечебные) грязи |
1 |
1,5 млн.т. |
- |
- |
не производится |
Углистые (горючие) сланцы |
4 |
6,1 млн.т. |
- |
- |
не производится |
Фосфориты |
1 |
2,3 |
- |
- |
не производится |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.