Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
14. Систему образования Костромской области в 2009 году представляют:
1) 332 учреждения дошкольного образования;
2) 431 дневное общеобразовательное учреждение, 9 вечерних общеобразовательных школ, 13 специальных (коррекционных) школ - интернатов;
3) 71 учреждение дополнительного образования детей;
4) 22 учреждения (6 профессиональных лицеев и 16 профессиональных училищ) и 4 филиала учреждений начального профессионального образования;
5) 25 учреждений и 2 филиала учреждений среднего профессионального образования (из них 12 колледжей, 13 техникумов);
6) 4 учреждения и 4 филиала учреждений высшего профессионального образования.
15. Благодаря реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", а также областных целевых программ "Информатизация образовательных учреждений Костромской области в 2006-2010 годах", "Развитие дошкольного образования в Костромской области на период с 2008 по 2012 годы", "Материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений в Костромской области на 2008-2012 годы", в системе образования Костромской области произошли определенные качественные изменения:
1) улучшились показатели доступности и качества предоставления услуг дошкольного образования: в 2008 году были открыты дополнительно 2433 места для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, таким образом, охват дошкольным образованием увеличился с 72 процентов в 2007 году до 78 процентов в 2008 году;
2) в ходе реструктуризации сети образовательных учреждений формируются образовательные округа вокруг базовых, современно оборудованных учреждений, укомплектованных профессиональными педагогическими кадрами;
3) показатель обеспеченности учащихся компьютерной техникой в 2009 году составил 16 школьников на 1 компьютер, что в 1,4 раза выше аналогичного показателя 2006 года (23 школьника на 1 компьютер); 100 процентов общеобразовательных учреждений обеспечены бесплатным скоростным доступом к сети Интернет;
4) с 1 января 2009 года осуществлен переход на новую систему оплаты труда муниципальных общеобразовательных учреждений и областных государственных учреждений; реализуется план поэтапного перехода на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений с 1 сентября 2009 года;
5) в интересах сохранения здоровья школьников законодательно определен порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на питание обучающихся 1-9 классов муниципальных общеобразовательных учреждений;
6) для повышения качества профессионального образования и его соответствия требованиям регионального рынка труда:
осуществлен перевод 6 учреждений начального профессионального образования (профессиональные лицеи N 2 г. Галича, N 4 г. Шарьи, N 6, 10, 20, N 26 г. Костромы) в статус многоуровневых учреждений среднего профессионального образования - техникумов и колледжей, реализующих интегрированные программы начального и среднего профессионального образования;
открыты 10 ресурсных центров профессионального образования различной отраслевой направленности;
7) 100 процентов учреждений начального и среднего профессионального образования реализуют договоры о сотрудничестве с предприятиями и организациями области (более 600 договоров) по широкому спектру направлений социального партнерства;
8) ежегодно увеличивается доля лиц из числа различных категорий взрослого населения в общей структуре приёма в учреждения начального профессионального образования: от 12 процентов в 2006 году до 25 процентов в 2009 году.
16. На перспективу до 2013 года необходимо в рамках областной целевой программы развития образования поддержать перечисленные выше позитивные тенденции развития. Вместе с тем в системе образования остается ряд нерешенных проблем.
В системе дошкольного образования Костромской области сохраняется дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа город Кострома, городского округа город Буй, городского округа город Галич, городского округа город Шарья, Костромского, Парфеньевского, Пыщугского, Судиславского, Чухломского муниципальных районов. На 1 января 2009 года услугами дошкольного образования не были охвачены 4568 детей в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет, 2478 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, 407 детей в возрасте с 3 до 7 лет.
Принятые в 2009 году органами местного самоуправления городского округа город Кострома, городского округа город Буй, городского округа город Галич, городского округа город Шарья, Антроповского, Буйского, Костромского, Красносельского, Нейского, Нерехтского, Пыщугского, Судиславского, Чухломского муниципальных районов меры по созданию более 1700 дополнительных мест позволили обеспечить всем детям в возрасте от 3 до 7 лет места в дошкольных учреждениях, а также вдвое сократить очередность для детей с 1,5 до 3 лет. На перспективу благодаря созданию дополнительных мест в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, возможно обеспечить предоставление услуг дошкольного образования всем детям в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В учреждениях дошкольного образования Костромской области в целях совершенствования качества образования внедряются современные образовательные программы и технологии. В условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационные образовательные программы и технологии обучения сложилась потребность в информационном и научно-методическом обеспечении.
В настоящее время лицензии на осуществление медицинской деятельности имеют 40 дошкольных образовательных учреждений области (12 процентов от общего количества). В 200 дошкольных учреждениях оборудованы медицинские кабинеты, которые укомплектованы медицинским оборудованием и медикаментами на 74 процента. Для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности учреждения должны иметь оборудованные в соответствии с нормативными требованиями медицинский кабинет и медицинский изолятор.
Несмотря на то, что 99 процентов учреждений дошкольного образования оснащены автоматической пожарной сигнализацией, следует дооснастить дошкольные учреждения противопожарным оборудованием. В 2009 году только 73 процента дошкольных учреждений имеют системы оповещения о пожаре, 44 процента - системы тревожной сигнализации.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях области сохраняется проблема неэффективных расходов, причиной которой является содержание сверхнормативной численности педагогического и административно-управленческого, учебно-вспомогательного и прочего персонала, низкая наполняемость классов.
В сложившейся ситуации необходимо комплексно обеспечить оптимизацию сети общеобразовательных учреждений, а также переход учреждений на современные финансово-экономические механизмы управления (нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда).
Для повышения качества общеобразовательных услуг требуется создать современные условия обучения, которые предусматривают полную оснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и компьютерного оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, соответствие нормативным требованиям условий организации образовательного процесса.
Инвентаризация материальной базы общеобразовательных учреждений показала, что из 4 тысяч существующих учебных кабинетов менее 30 процентов отвечают современным требованиям.
В 630 кабинетах физики, химии, биологии, географии, технологии (43 процента) практическое и лабораторное оборудование нуждается в замене, обеспеченность школ спортивным инвентарем составляет 80 процентов, а изношенность школьной мебели - 55 процентов.
В общеобразовательных учреждениях области имеется свыше 3900 единиц компьютерной техники, в том числе 1138 (30 процентов) морально устаревших компьютеров, не подлежащих модернизации. Кроме того, ежегодно морально устаревают порядка 10 процентов компьютеров, используемых в обучении. Без приобретения новой и модернизации имеющейся техники невозможно эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе.
Между тем до 2014 года учреждениям системы общего образования предстоит осуществить переход от внедрения к постоянному обновлению ИКТ в образовательном процессе, что позволит обеспечить реальную вариативность образования на всех уровнях образовательной системы. Одновременно это приведет к необходимости постоянного повышения квалификации и профессионализма педагогических работников.
В системе общего образования области острой является проблема обновления кадров: 57,5 процента учителей школ (3777 чел.) имеют стаж работы свыше 20 лет, доля молодых специалистов со стажем работы до 5 лет составляет 6,9 процента (541 чел.).
Для развития кадрового потенциала отрасли предстоит реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение социального статуса учителя, а также обеспечить повышение квалификации и переподготовку педагогических работников.
Актуальной является проблема обеспечения комплексной (пожарной, антитеррористической) безопасности общеобразовательных учреждений.
В настоящее время 100 процентов общеобразовательных учреждений Костромской области оснащены системами автоматической пожарной сигнализации. Вместе с тем, системами оповещения о пожаре оснащены только 64 процента учреждений, системой тревожной сигнализации - 42 процента; не обеспечены аварийным освещением здания 70 процентов школ, не имеют пожарного водоснабжения 31 процент от общего числа учреждений. Не соответствуют установленным нормам электропроводка и электрооборудование в 6 процентах учреждений; пути эвакуации - в 4 процентах общеобразовательных учреждений.
В учреждениях общего образования необходимо дополнительно приобрести оборудование для обеспечения антитеррористической безопасности. На сегодняшний день 84 процента общеобразовательных учреждений оборудованы телефонными аппаратами; 40 процентов учреждений - кнопкой экстренного вызова; системы видеонаблюдения установлены в 7 школах (1,7 процента от общего количества).
Для организации питания школьников надо привести в соответствие с нормативными требованиями технологическое оборудование пищеблоков в 41 общеобразовательной школе (15 процентов). В связи с высокой степенью изношенности холодильного и технологического оборудования в школьных столовых (60 процентов) требуется его замена на оборудование нового поколения.
Кроме того, следует приобрести оборудование для 111 школьных медицинских кабинетов, из которых только 53 (48 процентов) получили лицензию на осуществление медицинской деятельности. Для лицензирования учреждениям необходимо приобрести дополнительное оборудование, которым они укомплектованы на 66 процентов.
В системе начального и среднего профессионального образования в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, в основе реализации которых лежат компетентностный подход и модульные технологии обучения, необходимо обеспечить комплекс организационных, информационно-методических мер по сопровождению внедрения, в том числе ресурсного обеспечения учреждений.
В настоящее время модульные программы реализуются только в 17 образовательных учреждениях системы профессионального образования (59 процентов). С 2008 года формируется практика участия работодателей в разработке и согласовании образовательных программ. На сегодняшний день разработано 172 программы с участием работодателей, однако в рамках нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов требуется согласование 100 процентов реализуемых программ.
На рынке труда области на начало 2009 года 57,7 процентов вакансий составляли вакансии с требованиями работодателей к уровню квалификации. Вместе с тем, только 35 процентов выпускников начального и среднего профессионального образования получают повышенные квалификационные разряды. В учреждениях профессионального образования области не внедрена система сертификации менеджмента качества, система общественно-профессиональной аккредитации программ непрерывного профессионального образования, что объективно сдерживает рост качества образовательных услуг.
Демографическая ситуация требует изменения подхода к комплектованию учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2008 году количество выпускников 9-х и 11-х классов уменьшилось по сравнению с уровнем 2007 года почти на 700 человек (на 7 процентов), а к 2012 году сократится почти на 2 тысячи человек (20 процентов). В связи с этим в общей структуре приёма в учреждения начального профессионального образования увеличивается доля лиц из числа взрослого населения.
В условиях нестабильной ситуации на рынке труда в 2009 году 9 процентов выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования (580 чел.) имеют риск быть нетрудоустроенными, в связи с чем возникла проблема создания системы гарантированного трудоустройства выпускников, основанной на заключении трехсторонних договоров целевой контрактной подготовки.
Для обеспечения современных условий организации образовательного процесса необходимо решить проблемы оснащения учреждений противопожарным оборудованием. Предстоит обеспечить 35 процентов учреждений начального профессионального образования системами оповещения о пожаре, 20 процентов учреждений начального профессионального образования и 22 процента учреждений среднего профессионального# системой тревожной сигнализации.
В целях антитеррористической безопасности образовательных учреждений предстоит обеспечить аварийное освещение зданий 65 процентов учреждений начального и 67 процентов учреждений среднего профессионального образования; установить кнопки экстренного вызова в 28 процентах учреждений начального и среднего профессионального образования, а также приобрести системы видеонаблюдения для 83 процентов учреждений профессионального образования.
17. В целом на современном этапе основными проблемами развития образования Костромской области являются:
неэффективные расходы по отрасли, избыточность сети образовательных учреждений;
устаревшая в контексте нормативных требований инфраструктура образования;
несоответствие содержания образования и технологий образования требованиям современного общества и экономики;
неблагоприятные тенденции в возрастной структуре педагогических кадров;
недостаточная эффективность действующих механизмов управления образованием.
Решить эти проблемы можно только программно-целевым методом при совместном взаимодействии департамента образования и науки Костромской области с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.