Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
13. Основой любой модели экономики являются трудовые ресурсы. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов, влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников. Поэтому решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека, сохранение человеческого капитала являются одной из наиболее важных задач при разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственного травматизма, определение мер, направленных на устранение этих причин, позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда работника. Охрана труда представляет собой одну из наиболее актуальных и сложных социально-трудовых проблем и, как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является частью качественно новой социальной политики, которая заключается в формировании современной социальной среды, работающей на улучшение условий труда и сохранение здоровья каждого работника.
14. Проблема улучшения охраны труда многофункциональна, поэтому требуется системный, программный подход к ее решению, что предполагает совершенствование управленческих схем, повышение культуры охраны труда, обеспечение производственной и трудовой дисциплины на рабочем месте, создание безопасной и здоровой окружающей производственной среды - условия для производительной и качественной работы.
15. Позитивные сдвиги в улучшении условий и охраны труда в Костромской области обусловлены совершенствованием работы по различным направлениям государственного управления охраной труда в условиях динамичного развития социально-экономических процессов в экономике региона. Применение программного подхода зарекомендовало себя в качестве эффективного механизма комплексного решения проблем улучшения условий и охраны труда. Практика реализации программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Костромской области, осуществляемых в рамках действующей в области системы управления охраной труда, способствовала сохранению сложившейся в регионе за последние годы тенденции снижения общего уровня производственного травматизма. Динамика производственного травматизма в организациях области (таблица 1) показывает, что численность пострадавших на производстве за 2006 - 2010 годы сократилась в 2 раза и составила в 2010 году 280 человек. Численность пострадавших со смертельным исходом за указанный период сократилась также в 2,6 раза с 21 человека в 2006 году до 8 человек в 2010 году.
В 2010 году коэффициент частоты травматизма (численность пострадавших на 1000 работающих) составил 2,6, что практически соответствует уровню предыдущего года.
Таблица 1
Динамика производственного травматизма в Костромской области
Наименование показателей |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Среднесписочная численность работающих |
135155 |
132034 |
119674 |
105558 |
106912 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев |
527 |
460 |
432 |
269 |
280 |
Численность пострадавших в расчете на 1000 работающих |
3,9 |
3,5 |
3,6 |
2,5 |
2,6 |
Численность пострадавших со смертельным исходом |
21 |
19 |
19 |
9 |
8 |
Численность человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве |
17728 |
20729 |
19766 |
14747 |
12907 |
Численность пострадавших, частично утративших трудоспособность и переведенных с основной работы на другую на 1 рабочий день и более |
20 |
5 |
8 |
7 |
3 |
Израсходовано средств на мероприятия по охране труда |
221742,2 |
269644,2 |
316693,9 |
372949,2 |
382564,1 |
16. В 2011 году, по оперативным данным Государственного учреждения "Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации", численность пострадавших на производстве составила 361 человек, что на 7 % ниже уровня 2010 года, пострадало на производстве со смертельным исходом 8 человек, что соответствует уровню 2010 года.
17. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению охраны и условий труда осуществляется работодателями за счет собственных средств. Реализуя мероприятия программы "Улучшение условий и охраны труда Костромской области", работодатели Костромской области ежегодно увеличивают размер денежных средств, направляемых на охрану труда. Так, в 2010 году организациями области на улучшение условий и охрану труда израсходовано более 382 млн. рублей, что на 58% больше, чем в 2006 году, в расчете на 1 работника - 3578 рублей, что на 1,0% больше, чем в предыдущем году. Следует отметить, что сумма средств, вкладываемых работодателями в охрану труда, ежегодно увеличивается, что положительно сказывается на показателях производственного травматизма (таблица 2).
Таблица 2
Показатели производственного травматизма
18. Большое влияние на сокращение уровня производственного травматизма оказывает работа Государственного учреждения "Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" по реализации программы финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. В 2010 году на реализацию мер по сокращению производственного травматизма направлено 15,0 млн. рублей, что на 5,6% больше, чем в 2009 году. Проведение работодателями предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний за счет средств ГУ "Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" позволило в 2010 году улучшить условия труда более чем 27 тысячам работников. Как результат, потери рабочего времени из-за нетрудоспособности пострадавших на производстве в 2010 году сократились по сравнению с 2006 годом на 72,8%.
В 2011 году ГУ "Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на финансирование предупредительных мер направлено 17,28 млн. рублей, что на 12,0% больше, чем в предыдущем году.
19. Ежегодно увеличивается количество работодателей, участвующих в программе финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Однако мониторинг, проводимый Государственным учреждением "Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации", показывает, что далеко не все работодатели области используют возможности получения дополнительных финансовых средств на проведение мероприятий по охране труда. Так, в 2010 году от общего количества работодателей, имеющих право на участие в программе финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, в ГУ "Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" обратились только 12,3%, поэтому основной задачей участников программы является обеспечение скоординированных и системных действий по максимально полному использованию возможностей для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Костромской области.
20. В разрезе видов экономической деятельности наибольшее количество несчастных случаев на производстве происходит в обрабатывающем производстве, сельском хозяйстве, транспорте и связи, строительстве. Особенно неблагополучная ситуация с безопасностью труда складывается на предприятиях малого и среднего бизнеса. На большинстве из них отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не проводятся периодические медосмотры работников, не соблюдаются требования трудового законодательства по обеспечению работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.
21. Основными видами происшествий, вследствие которых произошли несчастные случаи, по-прежнему остаются воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей - 30,0%, падение пострадавшего с высоты - 32,6%, падение, обрушения, обвалы предметов, материалов, земли - 13,4%.
Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве в Костромской области показывает, что основными причинами их возникновения являются неудовлетворительная организация производств работ, неудовлетворительное содержание зданий и сооружений, нарушение правил дорожного движения, недостатки в организации рабочих мест, а также недостатки в обучении безопасным методам и приемам выполнения работ, нарушение технологического процесса, неприменение средств индивидуальной защиты. Основные причины несчастных случаев на производстве - это типичные управляемые причины организационного характера. В этой связи в сфере управления охраной труда основной акцент должен быть сделан на устранении управляемых причин, связанных со смертностью и заболеваемостью вследствие воздействия вредных производственных факторов.
22. Однако кажущаяся на первый взгляд благоприятной ситуация с динамикой снижения производственного травматизма в Костромской области не в полной мере отражает реальное положение в сфере охраны труда, поскольку во многом обусловлена снижением численности работников, занятых в ключевых отраслях экономики. Кроме того, официальным статистическим наблюдением показателей в области охраны и условий труда охвачены не более 70,0% организаций Костромской области. При этом статистика не учитывает растянутые во времени причинно-следственные связи вредных производственных факторов с повреждением здоровья трудоспособного населения, профессионально обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций трудящихся, т.е. так называемые скрытые профессиональные риски, уровень которых превышает 70,0% всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов.
При этом, несмотря на значительное снижение производственного травматизма, его уровень в Костромской области остается значительным. В 2010 году коэффициент травматизма составил 2,6, что на 18,0% превышает общероссийский показатель (таблица 3). Высокими остаются и потери рабочего времени в связи с производственным травматизмом. Так, в Костромской области в результате каждого несчастного случая пострадавший работник в среднем отсутствовал на работе в 2010 году 46 дней.
Таблица 3
Уровень производственного травматизма в 2006 - 2010 годах
(в расчете на 1000 работающих)
Территория |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
2,9 |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
Центральный федеральный округ |
2,4 |
2,3 |
2,1 |
1,8 |
1,9 |
Костромская область |
3,9 |
3,5 |
3,6 |
2,5 |
2,6 |
23. Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве в организациях Костромской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ.
К другим причинам относятся: неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, нарушение правил дорожного движения.
За последние пять лет численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 и более дней составила 1 953 работника, 76 человек погибли, 52 работника получили профессиональные заболевания. За этот период для экономики Костромской области потеряно 85877.2 человеко-дней из-за нетрудоспособности пострадавших. Выплаты по временной нетрудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенные Костромским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, составили более 47,1 миллионов рублей, а общий объем страховых выплат пострадавшим и лицам, имеющим право на страховые выплаты в связи с потерей кормильца, составили более 58,1 миллионов рублей.
По-прежнему остается высоким удельный вес работников, работающих в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В 2010 году количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составило 28,2%, что превышает среднероссийский показатель и показатель по Центральному федеральному округу (таблица 4).
Таблица 4
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам
|
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
23,4 |
24,9 |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
Центральный федеральный округ |
17,2 |
18,7 |
19,2 |
18,9 |
19,1 |
Костромская область |
26,4 |
26,0 |
29,5 |
29,1 |
28,2 |
Очевидно, что одним из факторов, сдерживающих развитие экономики, снижающих качество трудового потенциала и производительности труда, является значительная численность рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач остается профилактика профессиональных рисков на производстве, которая направлена на снижение уровня производственного травматизма и защищенность работников.
24. Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда на территории Костромской области обуславливают:
социальная острота проблемы, вызванная относительно высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
невозможность решения данной проблемы в современных условиях отдельными локальными мерами без функционирования комплексной системы управления охраной труда на территории региона, охватывающей исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, работодателей и их объединения, профсоюзы;
потребность в усилении взаимодействия и консолидации совместных усилий органов государственного надзора, исполнительных органов государственной власти и органов общественного контроля, расширении всех форм социального партнерства для улучшения условий и охраны труда работников.
25. Решение проблемы улучшения условий и охраны труда, сокращения производственного травматизма требует принятия мер, которые должны решаться в комплексе, что и обеспечивает Программа, основные мероприятия которой направлены на профилактику причин производственного травматизма.
Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере условий и охраны труда в Костромской области, должна занять особое место в стратегии социально-экономического развития области, поскольку является системным элементом демографической политики и необходимым условием роста экономики области, формирования качественно новых условий труда с более высокими требованиями к культуре труда.
Программа позволяет планомерно проводить работу в области улучшения условий труда и сохранения здоровья работающего населения области, снижения травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями. Программа предусматривает необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели, - обеспечения прав работающих на безопасный труд, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.