Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Социально-экономическое положение Костромской области и перспективы ее развития
22. Природно-ресурсный потенциал.
Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января от минус 11,7 °С на юго-западе до минус 14,2 °С на северо-востоке, средняя температура июля - соответственно плюс 17,9 и 17,6 °С. Количество осадков - около 600 мм в год.
Костромская область располагается в подзоне южной тайги, отличительной чертой которой является господство еловых лесов. Лес занимает 74,3 процента территории региона. Это определяет активное развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности.
По территории области протекает 2632 реки протяженностью до 10 км, 535 рек протяженностью более 10 км, 22 реки протяженностью более 100 км. Важнейшие реки области - Волга, а также входящие в ее бассейн реки Кострома, Унжа, Ветлуга. Протяженность Волги (участок Горьковского водохранилища) на территории области составляет 89 км. Крупнейшие озера Костромской области - Галичское и Чухломское. Водные ресурсы поверхностных водных объектов составляют 50,7 км3.
В результате геологоразведочных работ область обеспечена разведанными запасами глин и суглинков для производства красного кирпича и керамзита (46,5 млн.м3), строительными песками (47,5 млн.м3), песчано-гравийными смесями (98,8 млн.м3). В области имеются разведанные месторождения известняков, стекольных и формовочных песков, фосфоритов и горючих сланцев, торфов и сапропеля (370 месторождений с запасами 438,6 млн. тонн), минеральных подземных вод. Полезные ископаемые разрабатывают 42 недропользователя на 65 месторождениях. Наряду с традиционными полезными ископаемыми и сложившейся минерально-сырьевой базой на территории Костромской области возможно нахождение в промышленных масштабах таких полезных ископаемых, как нефть, алмазы, титан и циркон.
В последние годы определяющими факторами роста валового регионального продукта по компонентам счета производства были рост промышленного производства, строительства, услуг транспорта и связи, торговли. В основном эти же виды деятельности будут оказывать влияние на увеличение объема ВРП в прогнозном периоде.
Обследование в 2009 году деловой активности организаций добывающих, обрабатывающих производств и электроэнергетики показало, что большинство из них обеспечены производственными мощностями и имеют достаточные запасы сырья и материалов.
23. Промышленное производство.
Предприятиями области по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) в 2009 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 71,6 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 81,1 процента.
Тем не менее, рост производства отмечен в отдельных отраслях пищевой промышленности, в сфере добычи торфа, текстильного и химического производства, металлургии, строительства и ремонта судов.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств составил 50,5 млрд. рублей, индекс производства в этой сфере деятельности - 79,1 процента.
Химическое производство - перспективная отрасль экономики области. Предприятиями отгружено продукции на 2,1 млрд. рублей. Прирост производства составил 0,7 процента.
В металлургическом производстве отгружено продукции на 6,1 млрд. рублей, индекс производства составил 110,2 процента.
Индекс производства по производству и распределению газообразного топлива составил 100,6 процента.
На развитие промышленного производства в Костромской области в 2009 году существенное влияние оказала нестабильность экономического развития. Несмотря на это, в среднесрочной перспективе прогнозируется его динамичный рост.
Увеличение объемов производства предприятиями области произойдет за счет активизации инвестиционной деятельности, создания новых и расширения имеющихся мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции, технического перевооружения производства, проведения реформирования и реорганизации предприятий, использования сырьевых ресурсов области.
24. Строительство.
В 2009 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 4,3 млрд. рублей. Введено в действие (эксплуатацию) 746 зданий общей площадью 244,4 тыс.м2, из них 223,4 (или 91,4 процента) составляют здания жилого назначения (в 2008 году - 97 процентов).
В 2009 году организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками построены 2069 новых квартир. Введено 176,9 тыс.м2 общей площади жилья, что составляет 118,7 процента к уровню 2008 года, из них 99,8 тыс.м2 - индивидуальными застройщиками, что соответствует уровню прошлого года. Объем введенного жилья в расчете на 1 жителя составил 0,26 м2 общей площади, что составляет 128,5 процента к уровню 2008 года.
Общий объем жилищного фонда Костромской области в 2009 году составил 16 512,0 тыс.м2, в том числе 11 061,5 тыс.м2 (или 67,0 процента) - в городской местности, 5 450,5 тыс.м2 (33,0 процента) - в сельской местности. При этом обеспеченность жильем жителей Костромской области (24,0 м2/чел.) выше, чем в среднем по ЦФО и в целом по России.
Площадь жилых помещений, оборудованных водопроводом, в 2009 году составила 70,0 процента от общего объема жилищного фонда, водоотведением (канализацией) - 61,5 процента, отоплением - 64,4 процента, горячим водоснабжением - 45,5 процента, ваннами (душем) - 50,8 процента, газом (сетевым, сжиженным) - 87,3 процента, напольными электрическими плитами - 3,8 процента.
В 4 квартале 2009 года на первичном рынке жилья средняя цена 1 м2 общей площади составила 30 505,82 рубля, индекс цен к концу 4 квартала 2008 года - 90,6 процента. Продолжилось снижение средней цены 1 м2 общей площади жилья и на вторичном рынке. Так, в 4 квартале 2009 года она составила 33 230,0 рубля, индекс цен к 4 кварталу 2008 года - 85,2 процента.
В целях формирования рынка доступного жилья в области применяется ряд механизмов и планируется дальнейшее интеграция инструментария развития жилищного строительства и ипотечного кредитования, как его неотъемлемой части.
Активно реализуется подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", в которой участвуют практически все муниципальные образования региона.
Для повышения доступности жилищного кредитования, а также стимулирования роста объема жилищного строительства проводится работа по внедрению федеральной двухуровневой системы ипотечного жилищного кредитования ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", в связи с чем прорабатывается вопрос создания в Костромской области регионального ипотечного оператора ОАО "Костромское ипотечное агентство".
В целях развития жилищного строительства в сельской местности и обеспечения молодых семей и молодых специалистов доступным жильем реализуется областная целевая программа "Социальное развитие села Костромской области на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением администрации Костромской области от 12 августа 2009 года N 306-а "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Костромской области на 2009-2012 годы", в соответствии с которой планируется инвестировать в жилищное строительство более 1 млрд. рублей.
В качестве мер социальной поддержки при приобретении (строительстве) жилья следует выделить предоставление социальных выплат при рождении (усыновлении) третьего и последующего ребенка в размере 300 тыс. рублей (Закон Костромской области от 5 октября 2007 года N 197-4-ЗКО "О социальной выплате на приобретение (строительство) жилого помещения семьям (одиноким родителям) при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка").
25. Агропромышленный комплекс.
В 2009 году всеми категориями хозяйств произведено сельскохозяйственной продукции на 12314,0 млн. рублей, в сопоставимых ценах объем производства увеличился на 1,1 процента к уровню 2008 года, за счет роста выпуска продукции растениеводства (на 6,7 процента). Сельскохозяйственные организации увеличили объемы производства на 4,6 процента.
Валовой сбор зерна в 2009 году в хозяйствах всех категорий составил 83,7 тыс.тонн (в весе после доработки), что на 1,3 процента больше, чем в 2008 году. Рост производства зерна обусловлен увеличением размеров убранных площадей (на 2,6 процента). Валовые сборы картофеля и овощей увеличились соответственно на 19,5 и 2,0 процента за счет увеличения убранных площадей (на 3,0 и 0,9 процента) и роста урожайности (на 16,0 и 0,9 процента). Основными производителями зерна и технических культур остаются сельскохозяйственные организации. Доля их в производстве зерна в 2009 году составила 97,8 процента, льноволокна - 100,0 процента. Производство картофеля и овощей сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2009 году выращено соответственно 83,2 и 90,4 процента общего сбора этих культур в хозяйствах всех категорий.
К 1 января 2010 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 75,4 тыс.голов, сократившись в течение 2009 года на 8,7 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 9,5 процента. При этом в сельскохозяйственных организациях в 2009 году сократилось производство скота и птицы на убой (в живом весе) на 1,5 процента, молока - на 6,4 процента, увеличилось производство яиц - на 10,8 процента по сравнению с соответствующим производством в 2008 году. Надои молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях в 2009 году составили 3333 килограмма (в 2008 году - 3223 кг), яйценоскость кур-несушек - 321 шт. (в 2008г. - 319 шт.).
Следует отметить, что на протяжении последних лет наблюдается уменьшение посевных площадей. Так, в 2009 году посевная площадь всех сельскохозяйственных культур уменьшилась на 19,9 тыс.га или на 7,7 процента.
В области созданы и успешно работают интегрированные агропромышленные формирования. Характерной особенностью интеграционных процессов является то, что они в большей мере связаны с поисками путей финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, развитием инвестиционной деятельности на селе.
Устойчивое развитие агропромышленного комплекса области в среднесрочном и долгосрочном периодах будет обеспечено, прежде всего, за счет реализации приоритетного национального проекта по направлениям:
ускоренное развитие животноводства;
стимулирование развития малых форм хозяйствования;
обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.
26. Потребительский рынок.
Оборот розничной торговли в 2009 году составил 37,9 млрд. рублей, что в товарной массе на 11,0 процента меньше, чем в 2008 году. Снижение продаж непродовольственных товаров составило 9,5 процента, продовольственных - 11,9 процента, что обусловлено снижением покупательской активности из-за нестабильности экономического развития страны и региона.
В структуре оборота розничной торговли в 2009 году удельный вес продовольственных товаров составил 51,6 процента, непродовольственных - 48,4 процента.
В 2009 году увеличился объем платных услуг населению. Оказано услуг на 10 542,8 млн. рублей, сокращение в сопоставимой оценке составило 5,0 процента. В то же время увеличение произошло в сфере жилищных услуг (123,3 процента), по услугам медицинских учреждений (109,7 процента), учреждений культуры (109,5 процента).
В последующие годы прогнозируется положительная динамика развития потребительского рынка области. Главными факторами роста оборота розничной торговли будут: благоприятная экономическая конъюнктура, рост реальных денежных доходов населения, развитие сети розничной торговли и общественного питания, развитие конкурентной среды по товарам и услугам, продуманная ассортиментная и ценовая политика, совершенствование технологии продаж, предоставление дополнительных сервисных услуг для населения.
В среднесрочной перспективе значительных изменений в структуре платных услуг не произойдет - будут преобладать виды услуг, носящие обязательный характер: услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи.
27. Малое предпринимательство.
За 2009 год объем отгруженных товаров собственного производства малых предприятий составил 12,3 млрд.рублей или 84,8 процента к уровню 2008 года. Объем инвестиций в основной капитал составил 0,4 млрд.рублей, что выражается, в первую очередь, в обновлении производственной базы, закупке более нового и технологичного оборудования, внедрении новых технологий. В 2009 году в области зарегистрировано 1084 малых предприятия (в 2008 году - 1011), на них занято 29,2 тыс. человек.
Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с областной целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 гг., утвержденной постановлением администрации Костромской области от 31 марта 2009 года N 144-а "Об областной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 годы". В соответствии с ней предусматривается расширение перечня видов государственной поддержки и развитие сети объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях области.
Кроме того, в целях создания условий для развития малого и среднего бизнеса функционирует Бизнес-инкубатор Костромской области площадью 3000 м2. Он позволяет предоставлять на льготных условиях вновь образованным субъектам малого и среднего предпринимательства офисные помещения в течение первых двух лет деятельности, а также комплекс необходимых услуг (консультационных, бухгалтерских, юридических, образовательных и др.).
28. Транспорт.
В транспортный комплекс области входят предприятия автомобильного, городского электрического, железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта, обеспечивающие нужды экономики и населения области во всех видах перевозок. Всего в комплексе:
21 предприятие автомобильного транспорта (из них: 1 - государственное, 8 - муниципальные),
ООО "Костромской речной порт",
ОАО "Костромское авиапредприятие",
ОАО "Костромское предприятие по обслуживанию пассажиров автобусными перевозками",
2 - предприятия железнодорожного транспорта.
В сводном реестре автобусных маршрутов Костромской области, выполняемых автотранспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрировано 416 автобусных маршрутов, из них 108 - пригородных, 42 - междугородных, 242 - муниципальных, 24 - межрегиональных.
На маршрутах общего пользования в области работает более 1500 единиц пассажирского подвижного состава различного класса.
В 2009 году транспортом общего пользования перевезено 88,9 млн. пассажиров, пассажирооборот составил 1683,9 млн. пассажиро-километров.
В 2009 году предприятиями всех видов транспорта перевезено 3,5 млн. тонн грузов, грузооборот составил 30,3 млрд. т-км (102,7 процента к уровню 2008 года).
В среднесрочной перспективе ожидается дальнейшее развитие рынка транспортных услуг. Рост роли частного бизнеса в сфере пассажирских перевозок способствует в основном перераспределению пассажиров по видам подвижного состава.
29. Связь.
Уровень обеспеченности информационными технологиями и связью организаций и населения Костромской области ежегодно повышается. Число телефонных аппаратов сети связи общего пользования в 2009 году составило 208,5 тыс.единиц, в том числе квартирных - 164,0 тыс.единиц. Обеспеченность населения телефонными аппаратами (включая местной сети) - 30,3 единиц в расчете на 100 человек населения, в том числе квартирными - 23,8 единиц. Общее количество таксофонов составило 2886 единиц, в том числе в сельской местности - 2665 единиц.
В настоящее время все общеобразовательные учреждения Костромской области подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Имеет возможность принимать телевизионные программы 99,5 процента населения региона, кроме того, по состоянию на 1 января 2010 года, в области действовало около 600 основных радиотрансляционных точек в расчете на 10 тыс. человек населения.
В 2009 году в регионе функционировали 1,1 млн. абонентских терминалов сотовой связи, что на 18,2 процента больше, чем в 2008 году.
Объем услуг связи ежегодно увеличивается; данная тенденция ожидается и в прогнозном периоде. Важнейшим фактором, влияющим на рост объемов данного вида услуг, является планомерное развитие информационных коммуникаций в области.
30. Внешнеэкономическая деятельность.
Внешнеторговый оборот в 2009 году составил 303,0 млн. долларов США. Сальдо торгового баланса сложилось положительное + 20,5 млн. долларов США.
В структуре внешнеторгового оборота экспорт составляет 53,4 процента, импорт - 46,6 процента. В товарной структуре экспорта основную долю занимают поставки фанеры - 40,2 процента, машин, оборудования и транспортных средств - 12,9 процента, древесно-волокнистых плит - 11,7 процента, древесно-стружечных плит - 6,4 процента, тканей льняных - 5,5 процента.
Объем импорта составил 141,3 млн. долларов США. Наибольший удельный вес в импорте продукции занимают медицинские препараты и сырье для текстильных предприятий области, машины и оборудование.
Прогноз развития внешнеэкономических связей Костромской области предусматривает осуществление мероприятий по всестороннему расширению взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами с целью стабилизации и подъема основных отраслей экономики области.
31. Инвестиции.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2009 год составил 11,1 млрд. рублей, в сопоставимой оценке к уровню к 2008 года произошло его снижение на 34,6 процента. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций составляют инвестиции на развитие организаций по передаче электроэнергии, обрабатывающие производства (в обработку древесины и производство изделий из дерева), а также железнодорожного транспорта и связи.
В среднесрочном и долгосрочном периоде экономический потенциал планируется развивать путем технического перевооружения и создания новых производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции. Этому будет способствовать совершенствование и реализация инвестиционной политики в направлении преодоления инфраструктурных ограничений развития экономики области.
32. Цены.
Индекс потребительских цен в декабре 2009 года составил 108,8 процента к декабрю 2008 года (в декабре 2008 года - 113,3 процента), в том числе на продовольственные товары - 105,1 процента (118,4 процента), непродовольственные товары - 110,1 процента (106,3 процента), платные услуги - 112,9 процента (113,4 процента).
Стоимость потребительской корзины в 4 квартале 2009 года в среднем по области составила 4 468 рублей в расчете на человека в месяц, величина прожиточного минимума за 2009 год - 4 789 рублей на человека в месяц (в Ярославской области - 5 113 рубля, во Владимирской области - 4 973 рубля, в Ивановской области - 4 642 рубля).
33. Уровень жизни населения.
В 2009 году реальные располагаемые денежные доходы населения области составили 95,6 процента к уровню 2008 года. Номинальные денежные доходы в 2009 году сложились в сумме 83,6 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2008 годом на 6,6 процента. Денежные расходы населения области составили 81,7 млрд. рублей, что на 6,9 процента выше, чем в 2008 году. Превышение денежных доходов населения над его текущими расходами составило 1,9 млрд.рублей или 2,3 процента от денежных доходов населения. В среднем на душу населения денежные доходы в 2009 году составили 10 126,0 рубля в месяц, что составляет 111,6 процента к уровню 2008 года. Среднедушевые денежные расходы составили 9 895,8 рубля в месяц, по сравнению с 2008 годом они увеличились на 11,7 процента.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 8,4 процента и составила 12 560,0 рубля, величина прожиточного минимума - 4 815 рублей, соотношение заработной платы и прожиточного минимума - 2,6 раза. Размер среднемесячной заработной платы в Костромской области в разрезе видов экономической деятельности представлен в таблице 1.
Таблица 1
Среднемесячная заработная плата в Костромской области
Вид экономической деятельности |
Декабрь 2007 года |
Декабрь 2008 года |
Декабрь 2009 года |
В среднем по области |
12 433,2 |
13 971,0 |
14 969,7 |
Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях |
7 477,3 |
8 784,5 |
10 437,3 |
Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области |
12 773,2 |
14 831,7 |
13 469,4 |
Рыболовство, рыбоводство |
7 193,4 |
5 794,1 |
8 200 |
Добыча полезных ископаемых |
9 384,5 |
10 714,0 |
10 733,8 |
Обрабатывающие производства, в т.ч. |
10 926,7 |
11 363,3 |
13 875,3 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
9 075,3 |
10 513,7 |
11 878,8 |
Текстильное и швейное производство |
8 189,0 |
8 472,8 |
9 853,6 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
6 015,2 |
5 987,6 |
4 418,4 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
11 181,1 |
14 115,7 |
15 136,9 |
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
10 323,1 |
9 748,9 |
12 675,9 |
Химическое производство |
13 044,7 |
14 744,4 |
15 880,2 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
13 371,6 |
10 122,5 |
10 851,1 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
12 147,5 |
14 570,1 |
18 823,3 |
Производство машин и оборудования |
12 667,0 |
8 691,4 |
13 479,2 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
10 596,0 |
10 223,1 |
12 928,5 |
Производство транспортных средств и оборудования |
13 026,4 |
12 526,0 |
13 411,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
18 743,0 |
19 662,4 |
19 871,5 |
Строительство |
14 416,9 |
18 452,6 |
15 440,4 |
Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
10 625,2 |
14 692,8 |
12 688,5 |
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
7 210,3 |
9 423,4 |
8 723,5 |
Гостиницы и рестораны |
6 838,1 |
7 850,0 |
7 226,8 |
Транспорт и связь |
13 367,6 |
16 393,9 |
17 437,5 |
Финансовая деятельность |
34 517,5 |
42 390,0 |
45 675,4 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
10 330,1 |
14 838,7 |
14 378,6 |
Государственное управление и обеспечение безопасности; обязательное социальное обеспечение |
26 404,4 |
22 329,6 |
23 237,8 |
Образование |
7 240,8 |
9 046,1 |
10 287,8 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
7 742,8 |
10 644,4 |
11 527,5 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
7 126,8 |
8 614,9 |
10 909,0 |
Повышение жизненного уровня и качества жизни населения является одной из первоочередной задач, стоящих перед администрацией Костромской области. В решении данного вопроса главное место отводится реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения доступным и комфортным жильем, мер по стимулированию рождаемости и снижению смертности населения.
В среднесрочной перспективе продолжится работа по модернизации системы здравоохранения и образования, совершенствованию механизмов предоставления социальной помощи.
34. Демография.
В 2009 году в области родилось 8 207 человек, что на 4,7 процента больше, чем в 2008 году. Число умерших сократилось на 5,0 процента и составило 11 910 человек. Естественная убыль составила 3 703 человек. Миграционный прирост имеет отрицательное значение (-239 человека).
35. Рынок труда.
Обстановка, сложившаяся на рынке труда Костромской области в 2009 году, характеризуется следующими показателями.
В течение 2009 года органами службы занятости Костромской области были признаны безработными 20,2 тыс. человек, из них 7,5 тыс. человек (37,7 процента) уволенных по собственному желанию и сокращению численности или штата. При содействии службы занятости нашли работу 31,0 тыс. человек, в том числе 7,3 тыс. учащихся 14-17 лет в свободное от учебы время. В общественных работах участвовали 6,6 тыс. человек.
В 2009 году пособия по безработице получали 23,8 тыс. человек, стипендии - 2,3 тыс. человек из числа безработных, проходивших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости. 163 безработных граждан направлены на пенсию досрочно по предложению органов службы занятости (из-за отсутствия возможности их трудоустройства).
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на начало 2010 года, составляла 7,1 тыс. человек, уровень официально регистрируемой безработицы - 1,89 процента. В связи с кризисными явлениями в экономике, начиная с ноября 2008 года, стала возрастать численность граждан, уволившихся из организаций области по различным основаниям (сокращение численности или штата, собственное желание, соглашение сторон) и обращающихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Наибольший удельный вес (46 процентов) среди граждан, признанных безработными, составили работники промышленных предприятий, 13 процентов - работники предприятий оптовой и розничной торговли.
По состоянию на 31 декабря 2009 года, количество вакансий составило 3,6 тыс. единиц.
В режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работали 13,5 тыс. человек, в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы находились 1,9 тыс. работников. Наиболее неблагополучная ситуация с занятостью складывалась в основных отраслях экономики области: обрабатывающем производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве, торговле.
Положение на рынке труда Костромской области до 2012 года будет зависеть от экономической ситуации, совместных действий социальных партнеров, усилий администраций городов, районов и органов службы занятости населения, направленных на расширение продуктивной занятости, снижение социальной напряженности, повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов. Развитие рынка труда будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения рабочей силы из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте.
Ожидается, что численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2012 года не будет превышать 7,0 тыс.человек, уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,9 процента.
36. Бюджетная система.
В консолидированный бюджет Костромской области в 2009 году поступило доходов в сумме 18 416,0 млн. рублей, что выше, чем в 2008 году, на 276,4 млн. рублей или на 1,5 процента.
Расходы консолидированного бюджета на 1 января 2010 года исполнены на 21 342,2 млн. рублей. В сравнении с 2008 годом рост составил 23,1 процента.
37. Финансовые результаты деятельности организаций.
Сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций области в 2009 году был положительным и составил 273,6 млн. рублей: 210 организаций получили прибыль в размере 3 238,5 млн.рублей и 160 организаций имели убыток на сумму 2 964,9 млн.рублей. Сальдированный финансовый результат был положительным в следующих видах экономической деятельности: "сельское хозяйство" - 361,7 млн. рублей, "химическое производство" - 267,1 млн. рублей, "производство ювелирных изделий" - 415,9 млн.рублей, "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 84,0 млн. рублей, "строительство" - 82,7 млн. рублей, "оптовая и розничная торговля" - 148,3 млн. рублей, "связь" - 113,8 млн. рублей.
Доля убыточных организаций составила 43,2 процента и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 8,3 процентных пункта.
38. Основные факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие области.
Серьезное ограничение дальнейшего социально-экономического развития области связано, прежде всего, со снижением общей численности постоянного населения, дефицитом рабочей силы, дисбалансом в численности сельского и городского населения, а также в половозрастном составе. Кроме того, внутриобластная миграция характеризуется значительным оттоком населения из сельскохозяйственных районов в пользу городских округов с развитой промышленной инфраструктурой.
Анализ социально-экономического развития близлежащих регионов свидетельствует о невозможности привлечения рабочей силы из них в связи со схожестью основных тенденций экономической и демографической ситуаций.
Основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Костромской области, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
В соответствии с системой стратегических целей дальнейшее развитие Костромской области преимущественно связано с сохранением устоявшейся структуры экономики и переводом ее на новый качественный уровень. Через развитие экономики региона планируется решать проблему повышения социальных стандартов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.