Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Краткий анализ ситуации в сфере образования в Костромской области
34. Проблемой доступности в Костромской области дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора дошкольного образования.
Приоритетом в сфере дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Так, в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 28 сентября 2009 года N 333-а "Об областной целевой программе "Развитие системы образования Костромской области в 2010 - 2013 годах" реализуются мероприятия подпрограммы "Развитие дошкольного образования в Костромской области в 2010 - 2013 годах". В рамках указанной программы за период с 2010 по 2012 годы в Костромской области создано более 3 тысяч дополнительных мест для детей дошкольного возраста.
В целом показатель обеспеченности дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 7 лет в Костромской области составляет 77,6%, в том числе в возрасте от 1 года до 3 лет - 54%, от 3 до 5 лет - 82%, от 5 до 7 лет - 97%.
35. Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Правительством Российской Федерации утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. Данная инициатива потребовала серьезного обновления программ и методов работы школы, устранения искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
36. В системе общего образования Костромской области основным направлением деятельности является введение федеральных государственных образовательных стандартов.
В настоящее время проводится апробация федеральных государственных образовательных стандартов в первых классах 20 школ области.
Разработан перспективный план мероприятий по модернизации общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011 - 2015 годы.
37. В 2011 году в 100 % учреждений общего и специального коррекционного образования Костромской области введен стандарт начального общего образования в 1 и 2 классах.
38. В 2011 году в Костромской области разработана региональная система оценки качества образования, которая (как и общероссийская система) строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования (далее - ОКО); участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений. Как и общероссийская, региональная ОКО призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений на региональном уровне.
Региональная модель ОКО разработана и апробирована в 20 пилотных общеобразовательных учреждениях Костромской области, а также создан инструментарий реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечения комплексного электронного мониторинга качества образования.
39. Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе.
В ходе апробации региональной системы оценки качества образования в 10 школах области приняли участие 10 общественных экспертов.
40. Для создания условий творческого роста и поддержки одаренных детей на территории Костромской области реализуется приоритетный национальный проекта "Образование", в рамках которого утверждены областные премии по поддержке талантливой молодежи. Ежегодно молодые таланты региона получают государственную поддержку через вручение государственных и областных премий для поддержки талантливой молодежи (60,0 тыс. руб. и 30,0 тыс. руб. соответственно).
41. С целью пропаганды здорового образа жизни и формирования мотивации к занятиям спортом детей и их семей в рамках календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий проводится детская спортивная программа, дети-спортсмены выезжают для участия во всероссийских и международных соревнованиях, проводится летняя и зимняя спартакиады учащихся области, семейные команды участвуют в спортивной программе летних и зимних спортивных игр на призы губернатора области и др.
42. В настоящее время на территории области функционируют 298 спортивных площадок, в зимний период действуют 140 лыжных трасс, 26 хоккейных кортов и 88 ледовых площадок. Данные плоскостные спортивные сооружения предоставляются населению на безвозмездной основе.
43. Вместе с тем в системе образования Костромской области сохраняется ряд проблем, по причине нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными.
Такими проблемами являются: дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, отсутствие равных стартовых возможностей в получении основного (общего) образования отдельных категорий детей; отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
44. Основной проблемой повышения качества образовательного процесса в учреждениях образования отрасли "Культура" является состояние материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. В большинстве учреждений фонд музыкальных инструментов находится в ветхом состоянии, что свидетельствует о необходимости его обновления.
Общее количество музыкальных инструментов в детских музыкальных школах и школах искусств - 4540 шт., из которых только 85,4% находятся в рабочем состоянии.
В настоящее время компьютерная и оргтехника имеется в 26 детских школах искусств, из них только в четырех - современное оборудование. Таким образом, 55 из 59 учреждений дополнительного образования не обеспечены современной техникой. В остальных учреждениях компьютерное оборудование отсутствует или не соответствует современным требованиям.
45. В условиях информационного общества сохранение конкурентоспособности образовательных учреждений культуры в большой степени зависит от информатизации отрасли. Требуется направленная модернизация компьютерного и организационного оборудования, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
46. Помимо музыкальных инструментов и компьютерной техники организация образовательного процесса в соответствии с программными требованиями предусматривает обновление сценического оборудования для театральных и хореографических отделений, звукового оборудования, натюрмортного фонда, костюмов и реквизита.
47. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.