Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
13. Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса, в силу чего выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития региона.
Туризм сегодня рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей народного хозяйства. На долю международного туризма приходится 8% всего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. По прогнозам Всемирной торговой организации, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристических прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году.
Россия, несмотря на высокий туристический потенциал, занимает в настоящее время незначительное место на мировом туристическом рынке: на ее долю приходится около 1% мирового туристического потока. Однако, согласно оценкам экспертов, потенциал развития туристской индустрии в России достаточно обширен.
Реальный рост отрасли в России в следующие 10 лет должен составить 6,4% в год. Соответственно, доля туризма в ВВП вырастет до 9,1%. В туриндустрии России будет занято 4,5 млн. человек (6,6 % общей занятости работающего населения).
14. Костромская область - один из крупнейших субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО). На территории области 186 муниципальных образований, из них 24 муниципальных района, 6 городских округов, 12 городских поселений, 144 сельских поселений. Областной центр - город Кострома входит в состав туристического маршрута "Золотое кольцо России".
На территории Костромской области расположены 11 малых исторических городов, сохранилось порядка 3 тысяч памятников архитектуры, в многочисленных музеях находится более 600 тысяч музейных предметов, большая часть из которых входит в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Туризм как одно из приоритетных направлений в социально-экономическом развитии региона имеет следующие сильные стороны.
Костромская область занимает выгодное транспортно-географическое положение. Она расположена в центре европейской части Российской Федерации.
Малая плотность населения, низкий уровень промышленного воздействия, отсутствие вредных, экологически опасных производств, огромная лесопокрытая площадь создают предпосылки для формирования экологически чистого региона, привлекательного для развития различных видов туризма.
Через территорию Костромской области проходят основные железнодорожные пути, связывающие город Москву с городом Владивостоком, водные и автомобильные магистрали, соединяющие северные и западные направления Российской Федерации.
Гидрологическая сеть региона мелководна. В области единственный магистральный путь - река Волга - предоставляет возможность выхода судов в Каспийское и Черное моря, а также к портам Балтийского моря. Эксплуатируемый участок составляет 120 км, что обеспечивает конкурентные преимущества туристского продукта Костромской области в сегменте круизного туризма.
Природно-заповедный фонд Костромской области включает 79 особо охраняемых природных территорий, в том числе 53 государственных природных заказника, 18 памятников природы, 8 туристско-рекреационных местностей. Заповедник "Кологривский лес" и заказник "Сумароковский" являются охраняемыми территориями федерального значения. Область располагает значительной площадью охотничьих угодий. Все это дает возможность для развития экологического туризма в области.
В сфере туризма на сегодняшний день достигнуты положительные результаты: устойчивый интерес и рост числа туристов, прибывающих на событийные туристские мероприятия, такие как ювелирный фестиваль, фестиваль фейерверков "Серебряная ладья", Сусанин-трофи, День рождения Костромской Снегурочки и др. Событийный туризм становится все более популярным и уступает по популярности лишь культурно-познавательному.
Костромская область ежегодно принимает участие более чем в 10 международных и межрегиональных туристских выставках, что позволяет презентовать туристские бренды региона среди профессионалов туриндустрии России и зарубежных стран, в том числе в Париже, Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Ярославле, Иваново. В 2010 году впервые прошла презентация на крупнейшем азиатском форуме туристской индустрии - выставке "China Internazional Travel Mart" (Китай).
Начата работа по популяризации туристического потенциала в медиа- и интернет-пространстве. Размещаются в СМИ статьи о туристском потенциале региона (такие издания как "Путешествие по России", "Туризм", "Москва сегодня и завтра", "Турбизнес для профессионалов" и др.). Размещается информация по туристским ресурсам области на официальном сайте "Туризм Костромской области" (www.kostroma.ru).
Проводится работа по открытию новых коллективных средств размещения, новых объектов туристского показа: Костромской зоопарк, музей глиняной игрушки, музей театрального костюма, музей русского напитка в музее-заповеднике "Костромская слобода", историко-культурный музей им. Бирюковых, интерактивный музей ювелирного искусства в п. Красное-на-Волге и многие другие.
15. Слабыми сторонами в продвижении и развитии туристской деятельности Костромской области, основными факторами, препятствующими развитию въездного туризма, являются следующие:
недостаточное количество средств размещения с современным уровнем комфорта, а также разного уровня классности;
неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;
ненадлежащее состояние объектов культурного и природного наследия;
значительный физический износ существующей материальной базы санаторно-курортной сферы;
слабая маркетинговая политика по продвижению туристского продукта Костромской области на российский и международный рынки: незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в СМИ;
цена и качество предлагаемого турпродукта;
отсутствие системного государственного подхода к управлению качеством туристских услуг;
недостаток высококвалифицированных профессионально подготовленных кадров в сфере туризма;
недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг;
проблемы и недостатки в нормативном правовом регулировании развития туризма в Костромской области;
слабое взаимодействие туристского бизнеса и исполнительных органов государственной власти Костромской области;
отсутствие полноценного мониторинга за эффективностью применяемых форм и методов государственной поддержки;
недостаточно эффективная система подготовки, отбора и продвижения инвестиционных проектов;
несогласованность движения туристских потоков;
отсутствие наружных средств рекламно-информационного сопровождения туристов (указатели, щиты-карты, справочные табло) или их несоответствие современным требованиям.
16. Современные направления в сфере туризма Костромской области можно охарактеризовать следующим образом:
преобладание активных форм отдыха и, как следствие, популяризация приключенческих и спортивных поездок, агро- и экологического туризма;
увеличение спроса на краткосрочные туры по городам;
снижение спроса на групповые поездки и увеличение доли индивидуального туризма;
рост событийного туризма;
увеличение числа специализированных туров (инсентив-туры);
развитие лечебно-оздоровительного туризма.
17. Задача привлечения отечественных и зарубежных туристов к объектам туризма и отдыха может быть решена только комплексными мерами, в том числе формированием устойчивого положительного имиджа Костромской области.
Костромская область обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма: на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и историко-культурного наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события.
18. Вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимосвязаны с потребностями в развитии исторических городов. В городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только объекты культурного наследия, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что является важным для социально-экономического развития малых исторических городов в целом.
19. Для дальнейшего развития туризма в Костромской области важным является развитие сельского (агро-) туризма, способствующего развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышению престижности проживания в сельской местности.
Агротуризм должен стать одним из средств коллективного использования и управления ресурсами - природными, техногенными, финансовыми, демографическими. Необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на уменьшение цены и увеличение пользы от туризма в целом - как в природоохранном, так и в социальном аспектах.
20. Обеспечение туристской привлекательности области напрямую зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует значительных затрат, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации проектов развития. В целом необходимо формировать долгосрочную стратегию развития туристкой индустрии. Решение этих задач невозможно без использования государственного стимулирования и программно-целевого метода.
Основными направлениями данной Программы являются совершенствование нормативных правовых актов, содействие развитию туристской инфраструктуры, поддержка развития туризма в муниципальных образованиях области, подготовка кадров, продвижение и рекламно-информационное обеспечение региональных туристских продуктов.
21. В настоящее время назрела необходимость актуализации туристских брендов и туристических маршрутов с учетом сформированной музейной базы, имеющихся возможностей и перспектив размещения туристов.
Успешное развитие индустрии туризма возможно при умелом сочетании рыночных механизмов, механизмов государственно-частного партнерства, эффективном взаимодействии органов исполнительной власти, бизнес-сообщества, научных и общественных кругов в реализации комплексных проектов и программ.
Для выполнения комплекса мероприятий, направленных на динамичное развитие внутреннего и въездного туризма на территории Костромской области, необходима единая консолидирующая, согласованная и координирующая база, таковой базой и должна выступить Программа. Количество и масштабы мероприятий Программы определяют срок ее функционирования - 4 года.
Максимальная эффективность мероприятий Программы может быть обеспечена за счет использования туристско-рекреационного подхода в сочетании с проектами, направленными на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.
Туристско-рекреационный подход предполагает создание локальных туристских зон (кластеров) в Костромской области и в городе Костроме путем сосредоточения на территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
22. В рамках реализации Программы планируется разработка и поддержка проектов создания туристско-рекреационных комплексов (кластеров) в Костромской области, главной целью которых является комплексное продвижение и повышение конкурентоспособности регионального туристского продукта, развитие туристской инфраструктуры в городе Костроме и Костромской области. Проекты могут быть включены в план мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 - 2018 годы".
Данная Программа разработана с учетом опыта реализации областной целевой программы "Государственная поддержка развития внутреннего и въездного туризма в Костромской области на 2007 - 2011 годы" и в соответствии с критериями формирования областных целевых программ.
Для удовлетворения информационных потребностей российских и зарубежных туристов, осуществления стратегического маркетинга и продвижения Костромской области на внутренний и мировой рынки туристских услуг, развития туристской инфраструктуры и появления единого источника информации о туристском потенциале Костромской области планируется создание областного государственного учреждения "Костромское областное агентство по туризму".
В целом, выбранный вариант решения проблемы развития внутреннего и въездного туризма в рамках Программы за счет смешанных источников финансирования с использованием комплексного (кластерного) подхода является оптимальным. Социальная значимость указанных проблем требует объединения усилий исполнительных органов государственной власти, хозяйствующих структур, привлечения дополнительных инвестиций и использования программно-целевого метода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.