Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
14. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года определяет следующие основные направления развития культуры:
1) "создание необходимой для нормального культурного развития инфраструктурной среды, причем прежде всего в российской провинции" (особо отмечена необходимость формирования информационной инфраструктуры, развития специализированных провинциальных учебных заведений);
2) решение задачи "беречь единое культурное пространство страны во всем его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России";
3) "уделить большое внимание поддержке новаторских, экспериментальных направлений в искусстве".
15. Приоритетным направлением государственной политики является гарантированное соблюдение конституционных прав и свобод граждан, в том числе прав на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры, свободу творчества, получение информации.
16. В Костромской области реализация этих задач ведется на основе сохранения и преумножения культурного наследия региона как неотъемлемой части общероссийского национального достояния. На протяжении столетий здесь формировалась богатейшая нематериальная культура - песенная, танцевальная, фольклорная. Широко известны костромская школа иконописи и фресковой живописи, архитектурные памятники, народные промыслы и ремесла (красносельская скань, петровская игрушка, кистевая роспись, ткачество, изделия из льна и дерева). В музейных и библиотечных фондах области хранятся шедевры изобразительного и ювелирного искусства, книжные памятники, уникальные документы по истории Отечества.
17. Осуществляются крупномасштабные культурные проекты, разнообразные событийные мероприятия, проводимые на основе исторического, культурного, нематериального наследия области, ведется многоаспектная работа по развитию профессионального искусства, народного творчества, библиотечного и музейного дела.
18. Весомым ресурсом реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации, является сеть учреждений отрасли "Культура" Костромской области, составляющая на 1 января 2010 года 945 государственных областных и муниципальных учреждений. Также в области работают АНО "Национальный балет "Кострома", федеральное государственное учреждение культуры "Мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского "Щелыково", Костромской государственный цирк, Костромской филиал ФГУ "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря", региональные отделения творческих союзов писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, региональное отделение Российского фонда культуры.
19. В сфере культуры Костромской области, как и в России в целом, имеются проблемы, требующие особого внимания со стороны органов государственной власти. Нуждается в кардинальном обновлении техническое оборудование учреждений культуры.
20. По объему новых поступлений в фонды общедоступных библиотек Костромская область находится на 33-34 месте среди субъектов Российской Федерации. Следует признать крайне низким уровень оснащенности библиотек региона компьютерами и доступом в Интернет. По состоянию на 1 января 2010 года, из 429 государственных и муниципальных библиотек компьютерное оборудование имеют лишь 75 библиотек (17 % от общего числа), автоматизировано 226 рабочих мест; копировально-множительную технику имеют 73 библиотеки; доступ в Интернет - 27 (6 % от общего числа); электронную почту - 21 (4,7 % от общего числа); телефонизированы 89 библиотек (20 % от общего числа).
21. Затруднён доступ населения Костромской области, проживающего в малых городах и селах, к профессиональному искусству, поскольку в муниципальных образованиях области, за исключением областного центра, работают только любительские (самодеятельные) коллективы. Низкая платежеспособность населения, с одной стороны, и высокая себестоимость гастрольно-концертных программ и спектаклей, с другой стороны, не позволяют государственным театрально-зрелищным организациям осуществлять гастроли по области на коммерческих условиях.
22. Доступ граждан к более чем полумиллионному фонду музейных предметов, имеющемуся в области, ограничен нехваткой экспозиционных площадей, оснащенных в соответствии с требованиями безопасности и сохранности музейных фондов.
23. В учреждениях среднего профессионального образования отрасли требуют замены около 60% музыкальных инструментов. Нуждается в обновлении и пополнении фонд костюмов и реквизита хореографических и театральных отделений образовательных учреждений. Полное отсутствие или недостаточное оснащение образовательных учреждений отрасли "Культура" компьютерами делает невозможным применение новых методик обучения и реализации специальных образовательных программ.
24. Ранняя профессиональная ориентация детей в образовательных учреждениях культуры и искусства, формирование соответствующих знаний, умений, навыков и компетенция требуют систематического обеспечения участия детей и подростков в творческих конкурсных и фестивальных мероприятиях. Реализация юными исполнителями представительской миссии, возложенной на них регионом, требует соответствующего финансового обеспечения в части возмещения затрат на проезд, проживание, сценический костюм, музыкальный инструмент и другие расходы.
25. Статья 3 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" включает художественные промыслы и ремесла в понятие "культурные ценности". В связи с этим отрасль "Культура" (наряду с такими отраслями, как образование, туризм, промышленное производство и малое предпринимательство) является одной из важнейших сфер, в которых осуществляется государственная поддержка народных художественных промыслов и ремесел. При этом базой для данной работы являются специализированные учреждения: дома ремесел, центры народной культуры и народного творчества, культурно-досуговые учреждения, при которых работают любительские объединения, музеи, образовательные учреждения отрасли "Культура". Эти учреждения не располагают достаточной материально-технической базой и средствами на проведение необходимых мероприятий по поддержке промыслов и ремёсел.
26. В условиях становления информационного общества сохранение конкурентоспособности учреждений культуры в большой степени зависит от информатизации отрасли. Требуется направленная модернизация оборудования, приобретение и установка лицензионного программного обеспечения, насыщение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения, приоритетами развития области, требованиями к учету музейных и библиотечных фондов, а также внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры.
27. Среди ключевых вопросов развития культуры - обеспеченность кадрами и их квалификация (профессионализация). По состоянию на 1 января 2010 года, в отрасли "Культура" Костромской области работают 5999 человек. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 1840 человек (30,8% от всего личного состава), стаж работы от 10 до 20 лет имеют 1243 человека (20,7% от общей численности), что характеризует отрасль по кадровому составу как стабильную, однако за счет работников среднего и пожилого возраста. Устойчивое развитие культуры требует привлечения молодых специалистов, постоянной поддержки кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего специального образования и повышения квалификации.
28. Программа корреспондируется с федеральной целевой программой "Культура России (2006-2011 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 года N 23).
29. Реализация заявленных масштабных целей и задач Программы требует комплексного подхода, существенной модернизации материально-технической базы отрасли культуры, системных финансовых вложений, действенной организационной поддержки, применения программных средств и методов.
30. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на выполнении конкретных работ и реализации конкретных мероприятий.
31. Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство, музейное и библиотечное дело, художественное образование.
32. В условиях разграничения полномочий в сфере культуры между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления Программа является действенным инструментом государственной поддержки развития культуры в городах и селах области, укрепляя горизонтальные и вертикальные управленческие, организационные, творческие взаимосвязи отрасли в ходе осуществления программы.
33. Программа, не заменяя текущего финансирования отрасли "Культура", нацелена на поддержку проектов и мероприятий, имеющих долгосрочный социально-культурный эффект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.