Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Структурные преобразования сети медицинских организаций Костромской области Текущее состояние отрасли и принятые меры по оптимизации сети здравоохранения
63. Медицинская помощь населению Костромской области оказывается 64 медицинскими организациями, коечная мощность которых составляет 5 362 койки круглосуточного стационара, 1 063 койки дневного стационара, в том числе 135 коек на дому.
64. С 2008 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" администрацией Костромской области проведена значительная работа по сокращению неэффективных расходов в медицинских учреждениях. Так, с 2008 по 2014 год сокращены в медицинских учреждениях области 3 099 коек круглосуточного пребывания с 8 469 до 5 370, 726 штатных единиц прочего персонала с 2 910 до 2 184. Работа койки при этом изменилась с 273 до 318,8 дней в году.
65. Одновременно с реструктуризацией коечного фонда происходила оптимизация сети медицинских организаций, проявившаяся в объединении медицинских организаций в одно юридическое лицо с сохранением функций по месту их территориального расположения. В результате за 6 лет количество юридических лиц в государственном здравоохранении Костромской области уменьшилось на 14 и к 2014 году составило 64 юридических лица. Это позволило сократить расходы на содержание административно-хозяйственного аппарата организаций, повысить эффективность управления.
66. В ходе модернизации здравоохранения в 2011 - 2012 годах сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению Костромской области, основанная на медицинских округах, с концентрацией кадровых и материально-технических ресурсов в медицинских организациях 2 уровня (межрайонные многопрофильные больницы) и 3 уровня (специализированные организации), разработкой четкой маршрутизации больных по профилям. Преимущественно организации 3 и 2 уровня в ходе программы модернизации здравоохранения Костромской области в 2011 - 2012 году были оснащены современным дорогостоящим оборудованием.
67. С целью оптимизации структуры отрасли здравоохранения за последние годы проведена реорганизация ряда отделений одинаковых профилей в организациях одинакового уровня. В частности, 2 урологических отделения в городских больницах г. Костромы реорганизованы в одно на 30 коек с госпитализацией населения всего г. Костромы, 2 ревматологических отделения были реорганизованы в одно на базе ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" с наделением его полномочиями специализированного отделения 3 уровня, из 2 травматологических отделений создан один травматологический центр 3 уровня на 60 коек на базе ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы".
Сеть областных государственных медицинских организаций представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
Сеть государственных медицинских организаций в 2008 - 2014 годах
Название показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
% 2014 к 2008 |
Количество медицинских организаций (юридических лиц) |
78 |
78 |
77 |
70 |
67 |
65 |
64 |
82,0 |
Количество коек круглосуточного пребывания |
8 469 |
6 943 |
5 940 |
5 678 |
5 600 |
5 379 |
5 370 |
63,4 |
Количество коек дневного пребывания, всего |
1 872 |
1 638 |
1 326 |
1 217 |
942 |
1 079 |
1 063 |
56,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
при поликлинике |
556 |
377 |
351 |
591 |
845 |
875 |
875 |
157,4 |
при стационаре |
1 123 |
1 111 |
892 |
581 |
69 |
69 |
53 |
4,7 |
на дому |
193 |
150 |
83 |
45 |
28 |
135 |
135 |
69,9 |
Работа койки круглосуточного пребывания |
273 |
291 |
312 |
322 |
322 |
318,8 |
- |
|
За последние годы увеличилось количество коек стационаров замещения при поликлиниках и, соответственно, объем помощи в них. Планируется дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий, в том числе за счет открытия коек дневного пребывания с одновременным предоставлением услуг социальных гостиниц.
68. В области в 2013 году открыты социальные гостиницы на базе 4-х медицинских организаций (Шарьинская, Галичская окружные больницы, Парфеньевская и Межевская районные больницы), где за небольшую плату сельские жители, проходящие амбулаторное обследование или лечение в дневном стационаре, могут временно проживать, получать питание. В 2013 году услугой социальных гостиниц воспользовались 92 человека. Планируется распространение этого опыта в других муниципальных образованиях.
69. Часть функций медицинских организаций уже сейчас передана на аутсорсинг. В настоящее время ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1", ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" осуществляют стирку белья силами сторонней организации, ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер", ОГБУЗ "Сусанинская районная больница" передали на аутсорсинг функцию по приготовлению пищи, охрана всех государственных бюджетных медицинских организаций в течение ряда лет осуществляется лицензированными охранными предприятиями.
70. С 2013 года реализуется пилотный вариант государственно-частного партнерства на примере передачи полномочий по организации помощи пациентам нефрологического профиля и гемодиализа частному учреждению "Нефрологический экспертный совет" при сохранении государственной собственности. Благодаря вложенным частным инвестором финансовым средствам в области уже открыто отделение в г. Шарье и г. Галиче, полностью соответствующее современным европейским требованиям, в ближайшее время такое же отделение заработает и в г. Костроме. В настоящее время осуществляется анализ перспектив внедрения государственно-частного партнерства в скорой медицинской помощи и в развитии службы общей врачебной практики, лабораторной службы.
71. На сегодняшний день количество коек круглосуточного стационара практически соответствует нормативному значению. Незначительное превышение (40 коек) обусловлено необходимостью сохранения круглосуточных стационаров в небольших районных больницах, расположенных на большом расстоянии от областного центра и других медицинских организаций. Низкая плотность населения (11 чел. на 1 кв. км), большая протяженность области с запада на восток (более 600 км), низкое качество автомобильных дорог приводят к необходимости сохранения этих небольших стационаров. Кроме того, больницы в небольших муниципальных районах являются практически градообразующими предприятиями, любые изменения в которых сопровождаются широким общественным обсуждением. Сокращение коек или закрытие стационаров приведет к негативному социальному эффекту.
В 2014 году работа по оптимизации структуры отрасли продолжается. С 1 января 2014 года ОГБУЗ "Рождественская участковая больница" присоединена к ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница им. В.Ф. Каверина".
План структурных преобразований сети медицинских организаций Костромской области представлен в таблице N 2.
Таблица N 2
План структурных преобразований сети областных государственных медицинских организаций
N п/п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Мероприятия по реструктуризации и оптимизации коечного фонда | ||
1. |
Анализ основных показателей деятельности областных государственных медицинских организаций (работа койки, средняя длительность лечения, оборот койки) с целью принятия нормативных актов по повышению их эффективности |
Ежеквартально |
2. |
Утверждение коечной мощности областных государственных медицинских организаций с учетом представленных предложений и анализа эффективности использования коечного фонда |
Май 2014 года, далее - по мере необходимости |
3. |
Анализ причин необоснованной госпитализации по данным проверок территориального фонда ОМС и результатам ведомственного контроля качества оказания медицинской помощи |
Постоянно |
4. |
Совершенствование системы ведомственного и вневедомственного контроля качества оказания медицинской помощи в части выявления случаев необоснованной госпитализации и принятия мер (наложение дисциплинарных взысканий, штрафных санкций) по их недопущению |
Постоянно |
5. |
Сохранение и развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению за счет сохранения и развития фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий |
Постоянно |
6. |
Развитие службы общей врачебной практики (укомплектование 14 организаций первичного звена врачами общей практики) |
2014 - 2016 годы |
Развитие стационарозамещающих технологий | ||
7. |
Увеличение количества коек стационаров замещения, развитие стационаров на дому |
2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.