Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне
13. Основным и необходимым условием экономического роста становятся знания и технологии обмена информацией. В постиндустриальной экономике показателями развития являются производство знаний и информации, разработка и внедрение инноваций, умение осуществлять эффективный трансферт знаний как между социумами, так и между отраслями науки и экономики. Это напрямую связано с уровнем развития коммуникаций, наличием единых центров обработки данных (далее - ЦОД), разработанностью регламентов и стандартов обмена данными, информацией, знаниями. Чем выше темпы производства и распространения знаний, чем быстрее они реализуются в виде технологии, полезных изобретений, инноваций, тем выше темпы экономического роста. Таким образом, развитие информационных и коммуникационных технологий становится фактором успешности региона и страны в целом.
14. Костромская область в силу своей истории, географического положения, потенциала, ресурсообеспеченности может и должна быть одним из лидирующих регионов России. Для достижения этого необходимо определить правильные стратегические цели, принять превентивные меры, стабилизирующие социально-экономическую среду региона. Одним из важных инструментов в достижении этого может стать единое информационное пространство региона в рамках Программы.
15. Согласно заключениям Института развития информационного общества существенным условием успешного использования информационно-коммуникационных технологий для развития субъектов Российской Федерации и решения на этой основе социально-экономических задач является наличие в регионах комплексных программ информатизации.
16. Процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая многие сферы человеческой деятельности и затрагивающая интересы всех слоев общества. Решение такого рода задач требует длительного времени, целевого выделения ресурсов и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
17. В рамках реализации региональной целевой программы "Развитие электронных систем связи и информатизации Костромской области на период до 2010 года" в Костромской области введена в опытную эксплуатацию Единая информационная коммуникационная среда администрации Костромской области. Наличие такой среды позволяет внедрять современные информационные технологии в систему хозяйственного и административного управления, создавать благоприятные условиях для развития экономики Костромской области, повышать инвестиционную привлекательность региона, обеспечить всех заинтересованных равными возможностями использования информационных услуг. В перспективе наличие и развитие такой среды позволит с минимальными ресурсными и временными издержками внедрить и использовать телемедицину, дистанционное обучение, организовать информационную и инфраструктурную поддержку создания и внедрения инноваций в учреждениях и на предприятиях Костромской области, активизировать социальную адаптацию людей с ограниченными физическими возможностями. Помимо этого были реализованы следующие проекты:
1) сформирована телекоммуникационная инфраструктура, в которую входят средства телекоммуникации, электронные средства массовой информации, традиционные аналоговые и современные цифровые системы информационного обмена. Магистральные системы связи обеспечивают ОАО "Ростелеком", ЗАО "СеверТрансТелеком". Основными операторами связи в Костромской области в административном центре Костромской области являются Костромской филиал ОАО "Ростелеком" и ОАО "Костромская городская телефонная сеть (КГТС)", сотовая телефония представлена филиалами ведущих брендов "МТС", "МЕГАФОН", "БИЛАЙН", "Теле 2". Сеть вещания общероссийских телепрограмм обеспечивает Филиал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть "Костромской областной радиотелевизионный передающий центр";
2) создана и функционирует компьютерная сеть администрации Костромской области, содержащая мощный серверный узел, кабельную сеть с высокой пропускной способностью, коммутаторы, поддерживающие виртуальные сети, связь с внешними организациями и администрациями муниципальных образований Костромской области;
3) внедрена система электронного документооборота, реализованная на базе LotusNotes, что позволило осуществлять коллективную дистанционную разработку документов, повышая оперативность и качество; автоматизировать контроль за прохождением документов и исполнительной дисциплиной; организовать централизованное хранение документов и децентрализованный доступ; отслеживание логической и хронологической связей документов, проводить анализ документопотоков;
4) в режиме опытной эксплуатации применяется информационно-аналитическая система отечественной разработки "ИнфоВизор", которая реализует концепцию хранилища данных и использует современные информационные технологии (экспертные системы, нейросетевой анализатор, геоинформационную систему) для осуществления анализа и прогноза состояния социально-экономического положения Костромской области, а также интеграцию с федеральными информационно-аналитическими системами (например, ГАС "Управление");
5) функционирует Региональная информационно-аналитическая подсистема "Планирование социально-экономического развития региона" Региональной Информационно-Аналитической Системы (РИАС) в Костромской области, направленная на совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Формирование единой межрегиональной информационной системы, обеспечивающей возможность автоматизированного сбора, обработки, анализа и представления соответствующих сведений по всей системе государственного управления, создание единой информационной системы планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению социально-экономического развития, создание системы, обеспечивающей поддержку принятия управленческих решений, требующихся при реализации функций государственного управления и общей эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации;
6) разработан и эксплуатируется официальный портал государственных органов Костромской области как часть автоматизированной системы управления регионом. Оригинальная концепция построения портала объединила в себе функции интерактивного средства информации, электронной приемной для населения, системы принятия решений на основе информационных обратных связей;
7) начаты работы в сфере обеспечения информационной безопасности региона. Разработаны организационно-распорядительные документы конфиденциальной сети администрации Костромской области. Разработана инструкция пользователей компьютерной сети администрации Костромской области, международной информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и регламент подключения к сети администрации Костромской области. Проведена паспортизация системы защиты информации в исполнительных органах государственной власти Костромской области, составлен обобщенный паспорт.
18. Можно констатировать, что в настоящее время в Костромской области сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
19. Подтверждением данного факта служат сведения Института развития информационного общества, определяющие место Костромской области среди остальных субъектов Российской Федерации.
Таблица N 1
Показатели, по которым Костромская область занимает лидирующие позиции
Показатель |
Год |
Место |
Доля школ, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/сек и выше, % |
2010 |
1 |
Объем электронных каталогов музеев (в % к общему объему фондов) |
2009 |
22 |
Доля региональных органов государственной власти, на веб-сайте которых имеется возможность доступа к базам данных, % |
2009 |
23 |
Проникновение подвижной сотовой связи (абонентов на 100 человек населения), штук |
2009 |
26 |
Оценка официального веб-представительства исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, баллы |
2010 |
30 |
Доля школ, имеющих адрес электронной почты, % |
2010 |
34 |
Телефонная плотность фиксированной электросвязи (число телефонных аппаратов на 100 человек населения), штук |
2009 |
35 |
Доля школ, имеющих электронную библиотеку, % |
2010 |
37 |
Доля региональных органов государственной власти, имеющих ЛВС, % |
2009 |
38 |
20. Не менее значимым подтверждением успехов в области информатизации является 20 позиция из 82 в индексе открытости правительства регионов России, опубликованном 29 июня 2012 года. По версии Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, открытое правительство - это то, как правительство может работать с обществом и отдельными гражданами по совместному производству общественных ценностей. Индекс представляет собой измеритель использования инструментов открытого правительства исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
21. Однако, несмотря на полученные результаты, ситуация не является стабильно положительной. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2010 год наиболее значимой статьей затрат на ИКТ в организациях Костромской области являлась оплата услуг электросвязи (45,8%), что свидетельствует о необходимости дальнейшего развития рынка операторов связи, повышении конкуренции и снижении стоимости услуг связи. Вероятнее всего, именно эта же причина является объяснением низкого процента подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" простых пользователей.
Таблица N 2
Показатели, характеризующие слабые стороны Костромской области
Показатель |
Год |
Место |
Число исследователей на 10000 человек населения, человек |
2009 |
82 |
Доля взрослого населения, использующего информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (трехмесячная аудитория), % |
2009 |
78 |
Доля ЛПУ, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью 256 Кбит/сек и выше, % |
2009 |
78 |
Доля органов местного самоуправления, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью 256 Кбит/сек и выше, % |
2009 |
78 |
Доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон, % |
2009 |
77 |
Доля органов местного самоуправления, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", % |
2009 |
77 |
Доля региональных органов государственной власти, имеющих максимальную скорость передачи данных через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" - 256 и выше Кбит/сек, % |
2009 |
75 |
Число мобильных сотовых телефонов на 100 домохозяйств, штук |
2009 |
74 |
Доля органов местного самоуправления, на веб-сайте которых имеется возможность доступа к базам данных, % |
2009 |
74 |
Число ПК на 100 занятых в библиотеках, штук |
2009 |
73 |
Доля музеев, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", % |
2009 |
73 |
22. По статистическим данным, картина в 2010 году изменилась не сильно. Процент домохозяйств, не имеющих доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", составил 65,8%.
23. Комплексный анализ вышеприведенных данных и состояния информатизации исполнительных органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области позволил выявить следующие недостатки, снижающие эффективность развития и применения информационных технологий и, как следствие, эффективность работы исполнительных органов государственной власти Костромской области, замедляющие темпы социально-экономического развития и создающие серьезные препятствия для повышения качества жизни населения Костромской области:
1) отсутствие централизованных хранилищ данных. Практически весь массив информации, необходимой для принятия управленческих решений, в регионе есть, но информация разбросана по учреждениям и ведомствам разного уровня, собирается в интересах ведомственных вертикалей и в комплексе для анализа не доступна. Ведомства, располагающие информационными ресурсами, как правило, имеют запрет на предоставление этих ресурсов внешним по отношению к этим ведомствам пользователям. Это же можно сказать и о муниципальных информационных системах. Возникают информационные коллизии, вызванные тем, что сведения об одном и том же объекте в различных информационных ресурсах дублируются, а иногда и существенно различаются;
2) отсутствие единых регламентов и стандартов обмена информацией. Данная проблема порождает несовместимость информационных систем (далее - ИС) различных ведомств и регионов, формирует непреодолимые информационные барьеры на межведомственном и межрегиональном уровнях;
3) нескоординированность процессов информатизации в различных ведомствах. Отсутствие централизованного управления или, как минимум, координации процессов в сфере информатизации порождает увеличение затрат, увеличивает сроки реализации, сокращает эффективность использования, порождает проблемы дальнейшей интеграции системы и данных;
4) отсутствием необходимой нормативной правовой базы как федерального, так и регионального уровней. Отсутствие правовой поддержки вопросов создания и функционирования единой технологической платформы государственных информационных систем, стимулирования применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах государственного управления препятствует широкому и повсеместному внедрению новых технологий, формированию дееспособной системы электронного правительства региона;
5) проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности. Низкий уровень информационной грамотности населения, отсутствие единой концепции обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных в исполнительных органах государственной власти Костромской области, государственных учреждениях областного и муниципального уровней, недостаточное количество специалистов по информационной безопасности, сложность и высокая цена специализированного оборудования могут "свести на нет" все плюсы, получаемые от активного использования ИКТ.
24. Отдельно необходимо выделить отраслевые проблемы, такие как низкий уровень использования информационно-коммуникационных технологий в медицине и органах местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, отсутствие в учреждениях культуры Костромской области условий для работы с электронными фондами. Несмотря на развитую региональную телекоммуникационную систему, очевидна низкая пропускная способность каналов связи, по которым органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и органы государственной власти Костромской области подключены к сетям общего пользования.
25. Вызывает тревогу низкое значение показателя "Число исследователей на 10000 человек населения". Согласно исследованиям, из всех показателей человеческого капитала наибольшую корреляцию с использованием ИКТ в регионах России (в частности, с долей пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в населении) имеет такой показатель, как доля исследователей в населении. Эта небольшая группа населения (в среднем менее 0,5%) оказалась важным фактором распространения и использования новых технологий в регионах (коэффициент корреляции 0,561). Поэтому необходимо обеспечить последовательное повышение как уровня компьютерной грамотности населения региона в целом, так и уровня подготовки кадров для отрасли ИКТ.
26. Первостепенной задачей Программы является повышение эффективности системы государственного управления за счет использования передовых информационных и телекоммуникационных технологий, с параллельным снижением совокупной стоимости владения как за счет внедрения эффективного управления информационными технологиями (далее - ИТ-менеджмент), централизации ресурсов и сокращения затрат на их обслуживание, активного внедрения свободного программного обеспечения. В результате реализации настоящей Программы исполнительными органами государственной власти Костромской области предстоит разработать новый механизм деятельности, обеспечивающий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг, непрерывного информирования их о деятельности государственных органов на основе единого информационного пространства Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.