Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния здравоохранения Костромской области
10. В настоящее время существуют три модели обеспечения граждан лекарственными средствами:
1) обеспечение необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на государственную поддержку в виде набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
2) лекарственное обеспечение граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения";
3) обеспечение дорогостоящими лекарственными средствами для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей.
11. Система дополнительного лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг функционирует с 2005 года. В рамках указанной системы осуществляются закупки лекарственных средств по процедурам закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.
С 2005 по 2007 годы закупки лекарственных средств осуществлялись Федеральным фондом обязательного медицинского страхования за счет средств, передаваемых из федерального бюджета. В соответствии с утвержденным порядком поставки лекарств на территорию Костромской области в 2005 - 2006 годах осуществляла ЗАО ЦВ "Протек", в 2007 году - ЗАО ЦВ "Протек" и ЗАО "Р-Фарм".
В соответствии с Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" с 2008 года функции организации обеспечения федеральных льготников лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания на территории Костромской области переданы субъектам Российской Федерации за счет субвенций, передаваемых в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В 2005 году на дополнительное лекарственное обеспечение было израсходовано 328,5 млн. рублей. При этом на начальном этапе реализации программы был сохранен солидарный принцип, а также происходил процесс адаптации врачей и пациентов к новой системе льготного лекарственного обеспечения.
В 2006 году произошел законодательный отказ 61,1% льготников от получения набора социальных услуг, и в системе дополнительного лекарственного обеспечения остались только граждане, нуждающиеся в регулярном приеме лекарственных средств. Кроме того, был существенно расширен список лекарственных средств. Фактические расходы на реализацию программы составили 461,6 млн. рублей.
В 2005 - 2006 годах не было единой автоматизированной системы учета назначения и выписки лекарственных средств, что явилось причиной низкого уровня контроля.
В 2007 году численность граждан, оставивших право на дополнительное лекарственное обеспечение, практически не изменилась, фактические расходы сократились и составили 284,6 млн. рублей. Снижение расходов обусловлено установлениями ограничений на выписку лекарственных препаратов, а также появлением централизованной автоматизированной системы.
В 2008 году расходы на реализацию прав граждан льготных категорий на дополнительное лекарственное обеспечение составили 149,6 млн. рублей. При этом из системы дополнительного лекарственного обеспечения были выведены дорогостоящие препараты для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей (программа "Семь высокозатратных нозологий"). Централизованно осуществлена поставка лекарственных препаратов на сумму 158,1 млн. рублей.
12. Расходы по программе обеспечения населения лекарственными средствами в 2010 году составили 127,9 млн. рублей, в 2011 году - 130,2 млн. рублей, в 2012 году - 121 млн. рублей. На 2013 год по состоянию на 20 марта 2013 года выделено 108,5 млн. рублей. Лекарственные препараты по программе "Семь высокозатратных нозологий" ежегодно поставляются централизованно. В 2013 году по программе "Семь высокозатратных нозологий" централизовано осуществлена поставка лекарственных препаратов на сумму 202,0 млн. рублей. (таблица N 1).
Таблица N 1
Финансирование лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан за период с 2009 по 2012 годы
(тыс. рублей)
Источник финансирования |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Средства федерального бюджета, всего, в т.ч. |
154 578,80 |
127 900,00 |
130 200,00 |
121 097,4 |
- субвенции |
112 965,10 |
92 800,00 |
83 000,00 |
82 297,4 |
- трансферты |
41 613,70 |
35 100,00 |
47 200,00 |
38 800,00 |
Средства бюджета субъекта Российской Федерации |
- |
26 700,00 |
26 700,00 |
36 336,6 |
ВСЕГО: |
154 578,80 |
154 600,00 |
156 900,00 |
157 434,00 |
Средства федерального бюджета на организацию лекарственного обеспечения по 7-ми нозологиям |
4 888,80 |
5 622,30 |
5 983,11 |
5 687,20 |
Стоимость лекарственных средств по 7-ми нозологиям, полученным за счет средств федерального бюджета |
163 100,00 |
157 700,00 |
155 600,00 |
176 427,5 |
13. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с 1 января 2014 года к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесена организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Расходы по программе обеспечения населения лекарственными средствами в 2010 году составили 127,9 млн. рублей, в 2011 году - 130,2 млн. рублей, в 2012 году 121,0 млн. рублей. На 2013 год по состоянию на 20 марта 2013 года выделено 108,5 млн. рублей. Поставка лекарственных препаратов по программе "Семь высокозатратных нозологий" осуществляется централизованно.
Выписка льготных рецептов производится в пределах Формулярного перечня лекарственных средств, который ежегодно пересматривается и утверждается департаментом здравоохранения Костромской области.
Лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) из собственных товарных запасов аптечных организаций в соответствии с заключенными договорами.
14. Контроль качества оказания лекарственной помощи населению Костромской области.
Закупка лекарственных средств производится методом открытого аукциона, на электронных аукционах, методом запроса котировок цен и закупок у единственного поставщика.
При размещении заказов на поставки и закупки лекарственных препаратов документация содержит требования к их качеству, упаковке, отгрузке, условиям транспортировки.
Одним из разделов оказания качественной медицинской помощи является применение гражданами качественных лекарственных препаратов. Поставка лекарственных препаратов в рамках заключенных контрактов с поставщиками осуществляется поставщиками с представлением документов, подтверждающих качество закупленных лекарственных средств.
Обеспечение населения Костромской области качественными, эффективными и безопасными лекарственными средствами является одной из основных задач в сфере здравоохранения. Решение данной задачи осуществляется путем предотвращения применения при оказании медицинской помощи недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств и путем выявления и регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных реакций при применении лекарственных препаратов, представление информации об этом в порядке, установленном уполномоченным органом.
В аптечных организациях Костромской области сформирована система управления качеством. Работает система постоянного повышения профессионального образования сотрудников, назначены уполномоченные по качеству из числа руководящего персонала, прошедшие необходимую профессиональную подготовку.
Приемочный контроль проводится уполномоченной фармацевтической организацией с целью предупреждения поступления некачественных лекарственных препаратов и осуществляется в соответствии с установленными требованиями.
С целью выявления и регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных реакций при применении лекарственных препаратов в каждой медицинской организации Костромской области назначен ответственный за данный раздел работы. Сведения о побочном действии, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных реакциях при применении лекарственных препаратов направляются в Управление Росздравнадзора по Костромской области в срок не позднее 15 календарных дней со дня, когда стала известна соответствующая информация. Сведения о летальных реакциях при медицинском применении лекарственных препаратов в течение суток направляются в Управление Росздравнадзора по Костромской области с оформлением "Извещения о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства".
15. Мероприятия по повышению обеспеченности потребности граждан в лекарственных препаратах по программам льготного лекарственного обеспечения.
Выделенные финансовые средства в 2010 - 2012 годах использовались на закупку комплексной фармацевтической услуги по отпуску лекарственных препаратов отдельным категориям граждан.
16. В 2012 году в целях решения задачи обеспечения населения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами департаментом здравоохранения Костромской области проведена работа по изменению в 2013 году модели государственного заказа на услугу по отпуску лекарственных препаратов отдельным категориям граждан.
17. Комплексная услуга на отпуск лекарственных препаратов разделена на два самостоятельных государственного заказа:
1) на поставку лекарственных препаратов;
2) на услугу уполномоченной фармацевтической организации по приемке лекарственных препаратов, их хранению, учету и отпуску по рецептам врачей отдельным категориям граждан.
18. В ноябре 2012 года департаментом здравоохранения Костромской области подготовлена документация для размещения вышеназванных государственных заказов. В декабре 2012 года заключены государственные контракты с уполномоченной фармацевтической организацией по выполнению в 2013 году услуги по приемке лекарственных препаратов, их хранению, учету и отпуску по рецептам врачей отдельным категориям граждан.
В октябре - ноябре 2012 года подготовлена аукционная документация для размещения аукционов на поставку лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения граждан в 2013 году. В результате проведенных мероприятий увеличилось количество проведенных аукционов, привлечено большее количество поставщиков, достигнута экономия финансовых средств 11,7%, на 20,9% снижена средняя стоимость рецепта по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами, за счет экономии финансовых средств увеличено количество закупленных упаковок препаратов для обеспечения граждан.
Проведенные мероприятия увеличили процент обеспеченности граждан лекарственными препаратами, но не решили вопрос удовлетворения потребности в них.
19. Лекарственное обеспечение сельского населения.
В соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", вступившем в силу с 1 сентября 2010 года, в целях повышения доступности лекарственного обеспечения сельского населения в Костромской области проведена работа по лицензированию на фармацевтическую деятельность обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельской местности. Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности предоставлена 24 медицинским организациям, 330 структурным подразделениям.
Средняя удаленность от районного центра до ФАПов составляет 25,6 км. Максимальное расстояние до ФАПа от районного центра в ряде муниципальных образований составляет до 100 км. В соответствии с приказом департамента здравоохранения Костромской области от 10 августа 2010 года N 328 "О реализации на территории Костромской области Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ" утвержден Перечень лекарственных препаратов, разрешенных к отпуску лечебно-профилактическими медицинскими организациями через их структурные подразделения, расположенные в сельской местности, где отсутствуют аптечные организации. В перечень включено 185 международных непатентованных наименований лекарственных средств.
20. В соответствии с данными мониторинга, проведенного по состоянию на 1 марта 2013 года средний ассортимент медицинской продукции в среднем по структурным подразделениям составляет 190 торговых наименований, из них 166 - лекарственные препараты и 24 наименования на изделия медицинского назначения. Вместе с тем средний ассортимент медицинской продукции в ФАПах ряда районов Костромской области составляет менее 100 наименований.
21. Причинами недостаточного ассортимента лекарственных препаратов являются:
1) недостаток оборотных средств для закупки медикаментов;
2) отсутствие необходимых помещений и оборудования для хранения большого количества препаратов;
3) низкий спрос населения на отдельные группы товаров, в том числе низкая платежеспособность населения.
22. Основной поставщик лекарственных препаратов на фельдшерско-акушерских пунктах - ГУП "Костромская областная аптечная база".
Обеспечение жителей сельской местности лекарственными препаратами по программам льготного лекарственного обеспечения осуществляют 46 пунктов отпуска (30 аптек и 16 аптечных пунктов). Из них 36 пунктов отпуска расположены в сельской местности. Запланировано увеличение количества пунктов отпуска льготных медикаментов, расположенных в сельской местности, с возможным привлечением в систему льготного лекарственного обеспечения ФАПов.
23. Существующая система льготного обеспечения граждан лекарственными средствами в амбулаторных условиях подлежит изменению по следующим причинам:
1) система не позволяет эффективно планировать и контролировать уровень затрат - подушевой норматив программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами не основан на анализе потребностей, а сформирован исходя из установленной ежемесячной денежной выплаты;
2) модель реализации программ льготного лекарственного обеспечения с использованием процедур закупок для государственных нужд не гарантирует оперативное и бесперебойное обслуживание льготных рецептов;
3) обеспечение медикаментами осуществляется в рамках Перечня лекарственных средств, утвержденного Минздравсоцразвития России, при этом его формирование не основано на анализе клинической и экономической эффективности.
24. Отмеченные диспропорции и неблагоприятные тенденции в развитии сети медицинских организаций подчеркивают несомненную актуальность проблемы и требуют принятия комплекса мер. Одним из направлений повышения доступности лекарственной помощи в амбулаторных условиях являются преобразования, которые отражены в Стратегии лекарственного обеспечения граждан до 2025 года, утвержденной приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 66 (проведение с 2014 года "пилотных" проектов в отдельных регионах Российской Федерации с целью определения возможности оптимизации медицинской помощи в амбулаторных условиях и повышения доступности для пациентов необходимых лекарственных препаратов). На основании результатов пилотных проектов в нескольких субъектах Российской Федерации будут приняты объективные и взвешенные решения о дальнейших механизмах реализации и совершенствовании системы лекарственного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.