Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Ведомственная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы полезных ископаемых на территории Костромской области в 2013 - 2015 годах" (далее - Программа) разработана в целях обеспечения рационального использования недр, воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы Костромской области для удовлетворения текущих и перспективных потребностей промышленного, социального развития и экологической безопасности Костромской области.
На территории Костромской области выявлено и разведано 1156 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), из них 514 месторождений строительных материалов, 614 месторождений торфа и 28 - сапропеля.
Костромская область обеспечена разведанными запасами строительных материалов: песчано-гравийного материала - более 209,0 млн. м3; строительных песков - около 92,0 млн. м3; глин и суглинков - более 46,0 млн. м3; карбонатных пород для производства цемента с запасами 90,9 млн. тонн;
Но только 498 месторождений общераспространенных полезных ископаемых учтено Государственным балансом,
из них 127 - строительных материалов, 358 - торфа, 13 - сапропеля в том числе:
суглинков и глин для производства обыкновенного кирпича - 22 месторождения с запасами 41 220,8 тыс. м3, из них 5 месторождений находятся в распределенном фонде с запасами - 8 660,6 тыс. м3;
суглинков для производства керамзита - 3, с запасами - 5 255,8 тыс. м3, из них разрабатывается 2, с запасами - 2333,8 тыс. м3;
валунно-гравийно-песчаного материала - 29 месторождений, с запасами - 212 649,7 тыс. м3, из них разрабатывается 8 с запасами - 85 290,6 тыс. м3;
песок строительный - 72 месторождения с запасами - 86 027,3 тыс. м3 из них разрабатывается 16 с запасами - 17 075,1 тыс. м3;
1 месторождение известняков для производства извести и известковой муки "Бединское" с запасами 12 145,8 тыс. м3, месторождение разрабатывается.
Торф. Разведанные запасы по 614 месторождениям торфа на территории области составляют 454,9 млн. тонн.
Разрабатывается четыре месторождения с запасами 8 570,7 тыс. тонн.
К наиболее перспективным месторождениям торфа на территории области относятся - 358, в промышленных границах 73,35 тыс. га, с запасами 311 205 тыс. тонн.
Сапропель. На территории Костромской области расположено 28 озерных месторождений сапропеля площадью 12 313,9 га, с общими геологическими запасами сапропеля 303,15 млн. т.
Минерально-сырьевая база играет большую роль в социально-экономическом развитии области. Обеспечение ее рационального использования, должной охраны и воспроизводства возможно только при наличии у органов исполнительной власти Костромской области актуальной, своевременной и качественной информации о состоянии недр и их использовании.
Основные месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории области были выявлены в пятидесятых - семидесятых годах двадцатого века. Часть месторождений отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экологическим и экономическим причинам.
Прогнозируемый рост промышленного производства сопровождается неуклонным ростом добычи и потребления минерального сырья, увеличением спроса на многие виды полезных ископаемых. Это влечет за собой необходимость укрепления минерально-сырьевого комплекса региона, увеличения добычи полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях и выявления новых проявлений полезных ископаемых.
Современный минерально-сырьевой комплекс Костромской области может быть охарактеризован как малоэффективный, недостаточно развитый сектор экономики, значение которого как одного из базовых компонентов для социально-экономического развития территории недооценено.
Одним из факторов экономического развития региона должно стать развитие и рациональное использование минерально-сырьевого комплекса территории, добыча и переработка ресурсов недр.
Современное состояние предприятий горнодобывающего комплекса Костромской области характеризуется следующими проблемными аспектами:
1. Невысокая производительность предприятий минерально-сырьевого комплекса и малые объемы выпускаемой продукции. Отсутствие в регионе предприятий минерально-сырьевого комплекса с оптимальными объемами производства 500 - 1000 и более тыс. м3/год. Только 1 предприятие области имеет годовой объем добычи в среднем около 500 тыс. м3. Большинство горно-добывающих предприятий в регионе относятся к малым и микропредприятиям.
2. Высокая степень изношенности в отрасли основных фондов. На большинстве горнодобывающих предприятий износ фондов достигает 70 - 75% и более, износ оборудования еще выше.
3. Технологическая отсталость и финансовая неустойчивость предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, обусловленная использованием морально устаревших технологических схем и процессов производства, за исключением единичных организаций. Предприятия отрасли не имеют достаточной обеспеченности собственными оборотными средствами, большинство из них утратили автономию и находятся в крайне нестабильном финансовом положении.
4. Значительная составляющая в рынке инертных материалов области привозные строительные материалы. Вместе с тем, потенциальные возможности собственной минерально-сырьевой базы позволяют сократить зависимость от внешних поставок ряда видов минерального сырья.
5. Неравномерное, зачастую нерациональное размещение объектов недропользования по территории области и значительная их удаленность от объектов строительства. В ряде административных районов Костромской области отсутствуют подготовленные для использования местными строительными и автодорожными предприятиями месторождения местных строительных материалов.
6. Низкие темпы прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых, отсутствие работ на перспективных площадях по обнаружению месторождений полезных ископаемых за счет бюджетных средств по принципу возвратных расходов в составе разовых платежей при проведении открытых аукционов на право пользования участками недр местного значения.
7. Необходимость проведения работ по ревизии и подготовке документации на получение права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые в составе Перечня участков недр местного значения. Отсутствуют документы по географическим привязкам угловых точек месторождений. Отсутствует оперативная информация по использованию земельных участков над месторождениями.
8. Недостаток достоверных данных, отражающих реальное современное положение дел в пользовании недрами. Ситуация на отдельных объектах недропользования значительно изменилась, и они стали недоступны для отработки из-за застройки территории, появления на участках недр инженерных сооружений (ЛЭП, газопроводы, лесопосадки и другие объекты), по иным причинам. Актуальны работы по ревизионному обследованию месторождений нераспределенного фонда всех видов полезных ископаемых.
9. Комплексным проблемным направлением является недооценка инвестиционного потенциала минерально-сырьевого комплекса Костромской области. Относительно слабая информированность потенциальных инвесторов об имеющихся ресурсах и запасах общераспространенных полезных ископаемых.
10. Важной проблемой для органов государственной власти Костромской области является выстраивание эффективной системы управления процессом недропользования на территории области. Данное направление характеризуется следующими проблемными аспектами:
1) в настоящее время в недостаточном объеме выполнены геолого-экономические оценки объектов нераспределенного фонда общераспространенных полезных ископаемых области;
2) территориальный фонд геологической информации Костромской области находится в стадии формирования, отсутствуют цифровые банки данных геологической информации, картографические и графические материалы, другие данные по месторождениям и проявлениям полезных ископаемых.
В целом проблемы минерально-сырьевого комплекса Костромской области носят комплексный характер. Эффективное развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы Костромской области не может быть достигнуто набором мероприятий, а требуют программно-целевого подхода: взаимно увязанных последовательных действий, организации единого механизма реализации и эффективного управления этим процессом, координации действий исполнителей и полноценного финансового обеспечения контроля за эффективностью проводимых мероприятий и получением ожидаемых результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.