Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
12. Защита прав и законных интересов детей, улучшение их качества жизни и обеспечение всестороннего развития посредством создания благоприятных условий - важная задача социальной политики в Костромской области.
13. Реализация комплексных мероприятий, направленных на профилактику детской безнадзорности, семейного неблагополучия, развитие семейнозамещающих форм воспитания, целенаправленная деятельность исполнительных органов государственной власти Костромской области позволили достичь определенных положительных результатов и стабилизировать обстановку в работе с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, сегодня страна переживает период трансформации института семьи. Этот процесс болезненно протекает везде, при этом в России изменение семейных ценностей идет на фоне экономического, политического и социального переустройства общества, изменения моральных и этических норм.
14. В 2005 году в Костромской области выявлено наибольшее количество детей, оставшихся без попечения родителей, - 730 чел., количество семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении и нуждающимися в социальной адаптации, составляло 3119 семей, в них воспитывалось 5338 детей.
Количество детей, устраиваемых в семейнозамещающие формы, не превышало 50%.
В сложившейся обстановке администрацией Костромской области был принят комплекс срочных мер по профилактике социального сиротства и укреплению института кровной семьи, развитию семейнозамещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях обеспечения поддержки семей за счет временного помещения ребенка в государственное или муниципальное учреждение в каждом муниципальном образовании региона были созданы социально- реабилитационные центры или приюты. Однако процесс социальной реабилитации и сопровождения семей не носил комплексного и целевого характера, так как специалисты, его организующие, не имели для этого достаточного уровня специальных знаний, умений и навыков.
В целях преломления кризисной демографической ситуации в регионе было разработана нормативная база, определяющая правовые основы улучшения социально-экономического положения семей с детьми, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие и укрепление института семейных форм устройства.
Для оказания социально-экономической помощи семьям, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации, в регионе установлен широкий перечень мер социальной поддержки в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат за счет средств областного бюджета:
многодетным семьям - ежемесячные и единовременные социальные выплаты, а также меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг без учета среднедушевого дохода семьи;
беременным женщинам, кормящим матерям, детям в возрасте до 3-х лет - ежемесячная денежная компенсация на обеспечение полноценным питанием;
родителям, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, - выплата компенсации части родительской платы;
семьям, доход которых не превышает уровня прожиточного минимума, установленного по Костромской области, - единовременное пособие в связи с рождением ребенка, а также выплата ежемесячного пособия на ребенка;
детям, нуждающимся в лечении или обследовании в медицинских организациях, расположенных в областном центре, - компенсация оплаты стоимости проезда на ребенка и сопровождающего его лица;
малоимущим семьям - государственная социальная помощь.
15. За последние пять лет в результате принимаемых мер в 1,6 раза уменьшилось количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 730 до 447 детей в год), и на 45 % сократились показатели детей, осиротевших по причине лишения родителей родительских прав (с 281 до 153 детей в год). Количество детей, воспитывающихся в семейнозамещающих формах устройства (опека, приемная семья, патронат), увеличилось с 50 до 76%. По состоянию на 1 января 2010 года, в 444 приемных семьях воспитывается 691 ребенок, что в 3,2 раза больше аналогичных показателей 2005 года.
Для оказания всесторонней помощи семьям, принявшим детей на воспитание, в области функционирует региональная общественная организация приемных семей "Теплый дом", организующая их сотрудничество и взаимопомощь.
16. Проводимая в регионе семейная политика привела к снижению потребности в стационарном обслуживании несовершеннолетних на 28%.
В качестве стратегического ответа на складывающуюся ситуацию в регионе было сокращено количество социозащитных учреждений для несовершеннолетних с 30 до 15 единиц, закрыты 2 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2 детских дома. Как альтернатива учреждениям, прекратившим свою деятельность, в регионе организована работа служб сопровождения семьи во всех муниципальных образованиях области. В целях координации их деятельности в 2008 году в области начал работать ресурсный центр по сопровождению замещающих семей.
По состоянию на 1 октября 2010 года, в 15 социально-реабилитационных центрах находятся 189 детей.
Основными направлениями деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, во время пребывания ребенка в учреждении и постреабилитационное сопровождение в течение 6 месяцев после пребывания в центре.
На каждого поступившего в социально-реабилитационный центр ребенка на основе комплексной диагностики составляется индивидуальная программа реабилитации воспитанника и его семьи, включающая в себя перечень реабилитационных мероприятий по восстановлению социального статуса ребенка и его семьи, детско-родительских отношений, содействие в получении образования, мобилизации внутренних ресурсов семьи.
В качестве инновационного опыта работы в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних применяются социальные технологии: "Сеть социальных контактов", "Семейная терапия", институт социального партнерства.
В учреждениях созданы условия для успешной реабилитации детей, имеются необходимая мебель и транспорт, в 6 учреждениях - комнаты психологической разгрузки.
Кадровый состав специализированных учреждений для несовершеннолетних составляют 427 специалистов, в том числе педагоги-психологи, специалисты по социальной работе, медицинские работники. Прошли обучение 57 специалистов (13,3%), планируется обучить 300 специалистов (70%).
17. В системе государственных учреждений по состоянию на 1 октября 2010 года воспитывается 588 детей (24% от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе:
в системе здравоохранения (специализированный дом ребенка) - 52;
системе социальной защиты населения (8 детских домов и СРЦ) - 249;
в системе образования:
8 специальных (коррекционных) школ-интернатов 1-8 видов - 154;
профессиональные учебные заведения - 133.
18. Реабилитацию кровных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, воспитывающих детей раннего возраста, проводит Дом ребенка. В учреждении созданы условия, гарантирующие сохранение здоровья каждому ребенку в возрасте от 0 до 4 лет, способствует правильной организации работы глубокое понимание особенностей развития детей раннего возраста.
Постановлением администрации Костромской области от 20 ноября 2012 г. N 471-а в пункт 19 главы 2 настоящего приложения внесены изменения
19. Количество детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в Доме ребенка, сократилось в 2,7 раза (с 132 до 49 детей).
Поступая в Дом ребенка, все дети включаются в процесс комплексной реабилитации: раннюю диагностику врожденных и приобретенных патологий, коррекционные медицинские, психологические, педагогические, логопедические и социальные мероприятия. В реабилитационном процессе учитывается индивидуальная роль всех специалистов.
В рамках деятельности учреждения функционирует служба сопровождения замещающих семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 4-х лет, и семей детей-инвалидов, проводится индивидуальная работа с кровными семьями по профилактике отказов от детей-инвалидов.
Кроме того, в лечебно-профилактических учреждениях муниципальных образований области отработана система реагирования и принятия мер по каждому факту отказа от ребенка. Руководителями акушерско-гинекологической и педиатрических служб проводится анализ причин и в 3-х дневный срок передается сообщение в органы опеки и попечительства, осуществляется социальный патронаж приемных семей медицинскими и социальными работниками.
При Костромской областной больнице создана экспертная медицинская комиссия по освидетельствованию детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи.
В целях перехода от институциональных форм социального обслуживания населения, организации работы с семьями по месту жительства, раннего выявления факторов социального неблагополучия в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центрах созданы и успешно функционируют службы сопровождения семьи.
Законодательной основой создания и деятельности службы сопровождения семьи является Закон Костромской области от 28 декабря 2007 года N 236-4 ЗКО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области", пункт 2 статьи 7 которого гласит: "Для оказания комплексной психолого-педагогической, социально-правовой, медицинской и иной помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (в возрасте до 23 лет), семьям с детьми, гражданам, желающим принять и принявшим на воспитание детей (усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья), в областных учреждениях образования, социальной защиты населения, здравоохранения могут создаваться структурные подразделения - службы сопровождения".
В 2007 году в 15 государственных образовательных учреждениях созданы службы сопровождения замещающих семей. В кадровый состав службы входят: руководитель, психолог (педагог-психолог), социальный педагог. В ряде учреждений работают врачи-педиатры, психиатры, методисты, юристы.
Территориально службы сопровождения охватывали от 1 до 5 муниципальных образований области с наибольшей отдаленностью от службы до 150 км.
Трудности, возникшие в работе областной системы межрайонных социальных служб, определялись их территориальной отдаленностью друг от друга и от сопровождаемых семей, отсутствием возможности обучения инновационным технологиям работы, узким кадровым составом специалистов.
Решение назревших проблем требовало комплексного подхода, позволяющего создать систему сопровождения замещающих семей, повышения квалификации специалистов, программно-методическое обеспечение. В 2008 году в области был создан единый Ресурсный центр, который объединил деятельность всех служб сопровождения замещающих семей.
К функциям Ресурсного центра относятся:
обеспечение квалифицированной помощи и поддержки специалистов, осуществляющих сопровождение семей;
разработка и обоснование технологий сопроводительной деятельности;
создание научно-методической базы специальной литературы для специалистов области;
проведение обучения специалистов служб сопровождения, самих замещающих родителей, а также граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация мероприятий по формированию положительного имиджа замещающих семей через средства массовой информации, проведение массовых мероприятий.
В рамках работы по популяризации института замещающих семей Ресурсным центром ежегодно проводятся массовые мероприятия, такие как слет приемных родителей, областной фестиваль "Мир твоих увлечений" для детей и семей опекунов и приемных родителей, конкурс сочинений "Моя приемная мама", для детей из замещающих семей организуются поездки в Московский зоопарк и дельфинарий.
С 1 января 2008 года в связи с передачей полномочий по опеке и попечительству на уровень субъекта Российской Федерации департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в данном направлении.
Органы социальной защиты населения, опеки и попечительства территориально охватывают все муниципальные образования области, в их структуре - 87 специалистов опеки и попечительства.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве, принятием Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительству" и постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" в марте 2010 года в 37 организациях созданы подразделения, осуществляющие отдельные полномочия органа опеки и попечительства:
выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Службы сопровождения созданы в комплексных центрах социального обслуживания населения при отделениях психолого-педагогической помощи семьям и детям, социально-реабилитационных центрах, государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).
Указанные структурные подразделения оказывают услуги семьям, имеющим несовершеннолетних детей и находящимся в трудной жизненной ситуации, а также семьям, принявшим на воспитание детей, оставшимся без попечения родителей.
12 организаций осуществляют оба полномочия, 12 сопровождают только замещающие семьи, 13 - семьи, нуждающиеся в социальной реабилитации. Отбор организаций осуществлялся при условии сохранения и распространения опыта работы ранее созданных служб и обеспечения наличия служб сопровождения семьи в каждом из 30 муниципальных образований.
Численность специалистов служб сопровождения составляет 148 человек, из которых 52 специалиста прошли обучение. Специалисты служб сопровождения работают в тесном контакте со специалистами по социальной работе сельских поселений, 16 из которых также прошли обучение.
Специалисты служб по сопровождению замещающих семей, созданных на базе государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты), также занимаются проблемами выпускников этих учреждений. К работе для более успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привлекаются волонтеры - студенты, бывшие выпускники детских домов.
Работа с выпускниками строится совместно с негосударственным учреждением "Центр постинтернатного сопровождения выпускников", созданным некоммерческим благотворительным фондом "Надежда". Имеется и регулярно обновляется база данных бывших воспитанников учреждений (688 человек), выясняются проблемы их социальной адаптации, оказываются различные виды помощи. На средства фонда для выпускников арендуется жилье на период до обеспечения их жилыми помещениями, оказывается помощь психолога, работает стоматологический кабинет. Совместными усилиями обеспечена успешная социализация 37% выпускников в возрасте до 23 лет.
Одной из важных проблем для Костромской области, как и для многих регионов России, является обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При исполнении полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципальными образованиями в течение длительного времени жилье не предоставлялось ввиду отсутствия свободных жилых помещений и необходимого финансирования.
По состоянию на 1 сентября 2010 года, в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право и нуждающихся в предоставлении жилого помещения, состоит 286 человек.
Общее количество детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений, составляет 1326 человек, право на предоставление жилых помещений у них не наступило.
В связи с передачей полномочий по приобретению жилых помещений от муниципальных образований на уровень субъекта Российской Федерации для данной категории детей, начиная с 2008 года, ежегодно в областном бюджете предусматриваются денежные средства.
В 2009 году эта сумма составила 50 млн. рублей, на которые приобретено 38 квартир. В 2010 году в областном бюджете на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено также 50 млн. рублей, планируется приобрести к концу года 42 квартиры.
Учитывая положительный опыт деятельности областного ресурсного центра по сопровождению замещающих семей, принято решение о создании в регионе областного ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации.
Под социальной реабилитацией понимается комплекс мер, которые направлены на восстановление разрушенных связей и отношений.
Под социальной ресоциализацией понимается усвоение членами семьи новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных ранее, в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.
В связи с отдаленностью северо-восточных муниципальных образований области от областного центра (протяженность Костромской области с запада на восток составляет 420 км) принято решение о создании филиала ресурсного центра в г. Шарье.
Научно-методическое руководство и привлечение студентов - волонтеров к деятельности ресурсных центров осуществляется при участии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Разработаны критерии оценки эффективности деятельности служб сопровождения семей.
Создание и распространение опыта работы с семьями стало возможно также благодаря активному участию Костромской области в реализации ряда российских и международных проектах:
Программе сотрудничества ЕС и России. Проект Еврокомиссии "Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населения - 2" 2004-2005 гг.;
Проекте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Стокгольмского университета при поддержке Агентства по международным связям Швеции (SIDA) "Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьей и детьми, фаза распространения опыта на 2005- 2008гг.";
Совместном проекте Фонда ООН ЮНИСЕФ и Костромской области "Семья для ребенка"- 2005 - 2007 гг.;
Проекте Европейского Союза в рамках программы IBPP "Семья для каждого ребенка" 2008-2010 гг.;
Совместном проекте администрации Костромской области, Благотворительного фонда ЦФО "Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации" и Благотворительного фонда "Добросердие" "Подари ребенку семью" 2008-2010 гг.
Несмотря на предпринимаемые меры и видимые результаты деятельности заинтересованных ведомств и организаций по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, существует ряд нерешенных проблем, в числе которых:
недостаточная согласованность системы взаимодействия субъектов системы пропедевтической и профилактической работы;
низкий уровень профессиональной компетентности специалистов служб, осуществляющих сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей группы риска, имеющих на воспитании детей-инвалидов, замещающих семей;
несоответствие перечня установленных социальных услуг изменяющейся в них потребности у целевых групп семей и детей;
ограниченность территории социального партнерства;
уменьшение общего числа граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
отсутствие целостной системы работы и сопровождения выпускников учреждений интернатного типа;
недостаточная подготовка граждан, изъявивших желание принять и принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
слабая материально-техническая база учреждений, осуществляющих сопровождение и реабилитационную работу с целевой категорией семей и детей;
недостаточная укомплектованность информационно-библиографического фонда;
отсутствие электронного банка данных семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации;
отсутствие системной работы по профилактике отказов от новорожденных;
отсутствие единого координирующего субъекта системы профилактики - ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации.
20. Целевая программа Костромской области позволит решить указанные проблемы и создать единую систему профессиональной деятельности и взаимодействия учреждений по работе с семьями для профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, дальнейшему развитию семейнозамещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.