Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Костромской области за 2011 - 2012 годы
1. В 2011 - 2012 годах на модернизацию системы общего образования Костромская область получила субсидии из средств федерального бюджета в размере 460221,0 тыс. руб., в том числе в 2011 году - 113292 тыс. руб., в 2012 году - 346929 тыс. руб.
2. Расходные обязательства региона за два года реализации проекта составили 44307,0 тыс. руб., в том числе в 2011 году - 5963,0 тыс. руб., в 2012 году - 38344,0 тыс. руб., из них 18259,0 тыс. руб.- средства областного бюджета и 20085,0 тыс. руб. - средства местных бюджетов.
3. В соответствии с заключенными соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и администрацией Костромской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Костромской области на модернизацию региональной системы общего образования от 07 июля 2011 года N 18.G 64.240006, от 10 февраля 2012 года N 18.G 64.240002 регион выполнил свои обязательства по показателям результативности предоставления субсидии (приложения N 1, 2 к настоящему Комплексу мер).
4. Небольшие расхождения достигнутых значений показателей в сравнении с плановыми в сторону их увеличения, в том числе в 2011 году - по 3 показателям (1, 3, 5), в 2012 году - по 3 показателям (1, 3, 4) - связаны с ростом охвата участия учащихся, педагогических работников, учреждений в мероприятиях проекта.
5. Заметный рост значения показателя "Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений" (далее - ФГОС) в 2012 году с 15,7% (план) до 23% (факт) объясняется тем, что в регионе реализуется модель непрерывного, персонифицированного повышения квалификации на основе блочно-модульной и накопительной системы обучения по индивидуальным образовательным маршрутам с использованием дистанционных образовательных технологий, тьюторского сопровождения и стажировок.
6. С 2010 года повысили квалификацию 87,6% работников общеобразовательных учреждений Костромской области. Обучение для работы по ФГОС прошли 100% учителей начальных классов (1412 чел., или 28% от общего числа школьных учителей). По персонифицированной модели в 2012 году обучено 46% от общего количества обучаемых. Используются системы подготовки школьных команд, образовательной миграции, каскадного обучения.
7. В 2012 году на конкурсной основе областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Костромской областной институт развития образования" была разработана и реализована модульная дополнительная профессиональная образовательная программа "Способы использования цифрового интерактивного оборудования при решении проектно-исследовательских задач в условиях реализации ФГОС в начальной школе".
8. Работникам образования Костромской области предоставлена возможность повышать квалификацию на федеральных стажировочных площадках "Духовно-нравственная культура в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования" и "Социализация детей с нарушениями интеллекта через организацию профессиональной трудовой подготовки". Данная образовательная практика может быть отнесена к разряду актуальной ввиду широкого интереса к опыту Костромской области специалистов из других субъектов Российской Федерации.
9. Наиболее значимым результатом реализации проекта стало повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в 2011 году на 38,5% (14166 руб.) в сравнении с размером средней заработной платы учителей региона в первом квартале 2011 года (10225 руб.).
10. Данные федерального мониторинга (КПМО) позволяют проследить рост значений показателя средней заработной платы учителей в течение 2012 года: октябрь - 15339 руб., ноябрь - 16023,33 руб.; декабрь - 18 280,00 руб.
11. В итоге показатель соотношения среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2012 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в 2011 году составил 110,5%, что выше планового.
12. Этого удалось достигнуть благодаря выделению дополнительных средств областного бюджета на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 и средств на индексацию заработной платы с 01 октября 2012 года. Общий объем дополнительно выделенных бюджетных средств на повышение заработной платы педагогическим работникам, в том числе учителям, составил 109,6 млн. руб.
13. Благодаря проекту качественно улучшились базовые условия получения общего образования. По данным статистической отчетности, проявилась позитивная динамика значений показателя "Число учреждений, имеющих все виды благоустройства": доля школ, обеспеченных базовыми условиями получения общего образования, увеличилась с 67,5% в 2011 году (в том числе: город - 88,5%, село - 59%) до 78% в 2012 году (в том числе: город - 94%, село - 71,4%). Показатель "Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общем количестве школьников" вырос с 41,28% в 2011 году до 45% в 2012 году.
14. Общий объем израсходованных средств по проекту модернизации системы общего образования Костромской области в 2012 году составил 387358,6 тыс. руб. (план - 385273,0 тыс. руб.), в том числе 346923,6 тыс. руб. (план - 346929,0 тыс. руб.) - средства федерального бюджета; 18013,0 тыс. руб. (план - 18259,0 тыс. руб.) - средства областного бюджета; 22422,0 тыс. руб. (план - 20085,0 тыс. руб.) - средства муниципальных бюджетов.
15. Остаток неиспользованных средств федерального бюджета составляет 5,4 тыс. руб. и является результатом экономии по итогам проведенных конкурсных процедур.
16. Разница между планом и фактическим освоением средств областного бюджета составляет 246,0 тыс. руб., эти средства законтрактованы, оплата выполненных работ будет произведена в первом квартале 2013 года.
17. Доля средств из консолидированного бюджета Костромской области на софинансирование расходов по Комплексу мер по модернизации системы общего образования Костромской области (далее - Комплекс мер) составила 11,66% (40435,0 тыс. руб.) при плане 11,05% (38344,0 тыс. руб.).
18. Объемы расходования средств из бюджетов всех уровней на модернизацию системы общего образования в разрезе мероприятий представлены в приложении N 3 к настоящему Комплексу мер.
19. Реализация мероприятий по модернизации образования, институциональные преобразования повлекли за собой изменения школьного уклада, что косвенно отразилось на социальном самочувствии всех участников образовательного процесса.
20. Проведенные социологические опросы педагогов показывают, что полностью удовлетворены результатами модернизации образования 11,9% респондентов, частично удовлетворены - 63,5%, не удовлетворены - 11,1%, вариант "затрудняюсь ответить" выбрали 13,5% опрошенных. Таким образом, большинство педагогов отмечают значимость проекта, вместе с тем, почти четверть опрошенных педагогов в той или иной степени неудовлетворена происходящими переменами.
21. Социальное самочувствие учителя, по данным опроса, за два года улучшилось. Увеличилось в среднем за год на 7% количество педагогов, которые удовлетворены своей жизнью (жильем, доходом, работой).
22. Учителя выражают удовлетворенность своей работой и перспективами профессионального роста, при этом 81% опрошенных педагогов отмечают, что за последние два года возросли сложность и интенсивность работы. Общий показатель самооценки учителей составляет 74,2% из 100%. Вместе с тем, 35,8% анкетируемых педагогов отмечают, что статус учителя и престиж профессии остается низким.
23. Анализ результатов опроса социальных заказчиков свидетельствуют о том, что 74,5% родителей, 81,2% учащихся начальной школы и 63,8% старшеклассников считают оптимальным уровень предоставления образовательных услуг. Вариант ответа "Достаточный уровень предоставления услуг общего образования" выбрали 19,2% родителей, 13,1% младших школьников и 20,8% старшеклассников.
24. Вместе с тем, 6,3% родителей и 15,5% учащихся старшей ступени обучения оценили уровень предоставляемых услуг как низкий.
25. Изучение факторов мотивации учащихся к образованию показывает, что преобладают социальные мотивы (8,5 баллов из 10 возможных), при этом мотивы учебной деятельности составляют только 7,8 баллов. Для сравнения, у родителей школьников также преобладают социальные мотивы, которые оцениваются в 9 баллов; показатель заказа родителей на мотивы учебной деятельности составляет 8,1 балла.
26. Данные анкетирования родителей и учащихся за 2011 и 2012 годы показывают, что общая их удовлетворенность образовательными учреждениями не имеет значимых изменений.
27. С учетом мнений социальных заказчиков, а также в связи с ухудшением результатов единого государственного экзамена в 2012 по ряду предметов (математике, физике, биологии, химии, иностранным языкам) остается актуальной проблема доступности качественных образовательных услуг в малокомплектных школах в сельской местности, что напрямую зависит от кадровых, материально-технических и информационных ресурсов.
28. Медленно развивается система профильного образования: за год охват старшеклассников профильным обучением вырос на 2,2% и составил 46,4% от общей численности старшеклассников. В 2012 году охват школьников обучением в дистанционной форме составил 1,2% от общего количества школьников основной и старшей школы. В этом плане сдерживающим является фактор обеспеченности школ высокоскоростным Интернетом. По данным мониторинга "Наша новая школа", в 2012 году только 33,85% учреждений имели скорость доступа в Интернет не менее 2 мегабит в секунду (охват обучающих - 47,12%).
29. В целом, несмотря на достижение плановых показателей реализации проекта в 2012 году, не удалось достигнуть роста качества предоставления образовательных услуг в системе общего образования региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.