Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
13. Программа разработана в соответствии с соглашением о взаимодействии между Федеральным агентством лесного хозяйства и администрацией Костромской области от 22 апреля 2011 года, определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и научно-технического обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Постановлением администрации Костромской области от 9 ноября 2012 г. N 458-а в пункт 14 главы 2 настоящего приложения внесены изменения
14. Леса - один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и рациональное использование являлись стратегически важной задачей.
Вместе с тем, в лесном хозяйстве имеется множество проблем. На сегодняшний день осваивается не более 35 процентов объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки).
Не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения неблагоприятными факторами и, прежде всего, лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины.
Лесное хозяйство Костромской области в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений.
Экстенсивное использование лесов Костромской области в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта.
Интенсификация использования лесов в районах действующих лесопромышленных предприятий и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры в лесах.
В последние годы уменьшилась площадь насаждений хвойных пород. Необходимо предусмотреть комплекс мер по сохранению их биологического разнообразия через экологизацию применяемых технологий и реализацию мероприятий ограничительного характера.
Согласно прогнозам, при сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов, количество лесных пожаров останется на прежнем уровне.
Распространение очагов вредителей и болезней леса на территории Костромской области, хотя не носит массового характера, но и не имеет устойчивой тенденции к снижению (таблица N 1).
Таблица N 1
Площадь очагов вредителей и болезней леса
|
Площадь очагов по годам, га |
||
2009 год |
2010 год |
1-е полуг. 2011 г. |
|
Болезни леса |
1440 |
611 |
520 |
Вредители леса |
333 |
178 |
182 |
Всего очагов |
1773 |
789 |
702 |
Гибель лесов на территории Костромской области в большей своей части (90 - 99%) происходит от воздействия неблагоприятных погодных условий - от лесных пожаров и сильных ветров. По данным причинам погибло лесов на площади 6271 га, что составляет 99,8% от общей площади погибших насаждений за 2009, 2010, 1 полугодие 2011 годов (6280 га). Информация о площадях погибших насаждений в динамике по годам представлена в таблице 2.
Таблица N 2
Распределение площади погибших насаждений за период 2009 год - 1-е полугодие 2011 года
Причины гибели насаждений, в том числе: |
Площадь погибших насаждений по годам, га |
||
2009 |
2010 г |
1-е полуг. 2011 г |
|
от повреждения вредными насекомыми |
0 |
0 |
4 |
от повреждения дикими животными |
0 |
0 |
0 |
от болезней леса |
2 |
3 |
0 |
от воздействия неблагоприятных погодных условий |
166 |
5482 |
132 |
от лесных пожаров |
7 |
478 |
6 |
от антропогенных факторов |
0 |
0 |
0 |
от воздействия промышленных выбросов |
0 |
0 |
0 |
Всего: |
175 |
5963 |
142 |
Остается сложной ситуация с выявлением и привлечением к уголовной ответственности лиц, совершивших незаконную рубку леса. Показатель выявляемости виновников совершения самовольно заготовленной древесины по состоянию на 1 октября 2011 года составляет 63,0%, а выявляемость всех лесонарушений - 95%.
Снижение объемов лесовосстановления (прежде всего, искусственного) и, особенно, его качества несут реальную угрозу продукционному потенциалу лесов будущего, восстановлению экологической обстановки в регионах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет, значительно ухудшаются возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата.
Наличие временных питомников не позволяет обеспечить выход стандартного посадочного материала в требуемых объемах.
Недопустимо низкой остается доля заготовленных семян лесных пород с ценными наследственными свойствами.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования своевременных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В последние 15 - 20 лет отечественное лесоустройство в значительной степени утратило свой производственный и кадровый потенциал. В настоящее время около 98% лесов имеют давность в лесоустройстве более 10 лет, а на площади более 138 тыс. га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе использования современных дистанционных методов зондирования поверхности Костромской области, инновационных разработок по актуализации таксационных и картографических баз данных.
Отсутствие единой системы государственного лесного реестра, разрозненность используемых информационных ресурсов не позволяют осуществить сопоставление получаемых данных с районов. Этот вопрос нуждается в первоочередном решении. Необходимо обеспечить дальнейшее ведение государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного контроля и надзора на местном и региональном уровнях. Непринятие экстренных и целенаправленных мер по усилению системы лесного контроля и надзора, пожарного надзора в лесах приведет к дальнейшему снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению числа случаев нарушения лесного законодательства, объемов нелегальных лесозаготовок.
15. Решение указанных выше проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе областной целевой программы, интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и рационального использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.