Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Малые формы хозяйствования на селе в современных условиях играют важную роль в стабилизации социально-экономического развития агропромышленного комплекса. Являясь полноправными субъектами рыночных отношений, они вносят существенный вклад в обеспечение населения продовольственными товарами, способствуют повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий.
По данным Федеральной службы государственной статистики на территории Костромской области на 1 января 2014 года зарегистрировано 137,0 тысяч семей, ведущих личное подсобное хозяйство, 522 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателя.
2. Общая площадь земель земельных участков, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями в сельском хозяйстве, составляет 42,86 тыс. га, из них площадь сельскохозяйственных угодий - 16,99 тыс. га, посевная площадь - 11,14 тыс. га. Средний размер земельного участка, используемого крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, составляет 82 га, в т.ч. 33 га сельскохозяйственные угодья. Площадь землепользования в крестьянских (фермерских) хозяйствах за последние пять лет увеличилась на 668 тыс. га или на 1,6%. Основная часть посевных площадей хозяйств (71,8%) приходится на кормовые культуры.
За 2013 год поголовье крупного рогатого скота в крестьянских фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах сократилось на 2,3% (к уровню 2012 года) и составило 14,2 тыс. голов, свиней - 7,0 тыс. голов (сократилось к уровню 2012 года на 18,8 %), овец и коз - 16,2 тыс. голов (сократилось на 7,9%). За 2013 год произведено скота и птицы на убой в живом весе - 9,1 тыс. тонн, молока - 33,8 тыс. тонны, яиц - 24,6 млн. шт. Производство молока сократилось на 10,2%, производство скота и птицы на 10,8%.
За 2013 год крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства произвели: 8,0% зерновых культур, 91,0% картофеля, 90,7% овощей, 30,4% мяса и 30,3% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
В 2013 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами Костромской области произведено продукции на сумму 9,3 млрд. рублей, их удельный вес в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составил 57,9%.
Показатели производства продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования по годам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования, млн рублей
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. к 2009 г., % |
Продукция сельского хозяйства |
7462,2 |
8519,9 |
8772,9 |
9072,9 |
9328,2 |
125,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
растениеводство |
4412 |
5255,1 |
5279,8 |
5808,1 |
6088,6 |
138,0 |
животноводство |
3050,2 |
3264,8 |
3493,1 |
3264,8 |
3239,6 |
106,2 |
3. Однако, несмотря на значительные объемы производства сельскохозяйственной продукции, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукции и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. Деятельность личных подсобных хозяйств населения по-прежнему рассматривается только как источник самообеспечения сельских семей продуктами питания. В действительности же данная категория хозяйств имеет существенные излишки производства сельскохозяйственной продукции, которые при благоприятных условиях развития рыночной инфраструктуры (близость рынков сбыта, доступность транспорта и т.п.) реализуются на местных рынках.
Оценка сложившейся ситуации в регионе по развитию субъектов малого предпринимательства показывает, что предпринимательская инициатива на селе ограничена недостаточным развитием производственной материально-технической базы, а также разрушением инфраструктуры сельских поселений. Использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции обусловливается отсутствием достаточных финансовых ресурсов, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора агропромышленного комплекса.
Слабое развитие социальной инфраструктуры, низкий уровень и качество жизни на селе делают непривлекательным фермерское хозяйство среди молодежи, вызывают отток наиболее активной части сельского населения в город, что ведет к дальнейшему спаду сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий. В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи необходим комплекс мер по стимулированию развития начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на территории области.
Наиболее существенным фактором, негативно влияющим на функционирование крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств является реализация продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Учитывая, что формирование крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных финансовых затрат на развитие производственной базы и бытового обустройства, возникает проблема в труднодоступности финансовых ресурсов.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
Приказом департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 28 июля 2015 г. N 145 в пункт 4 внесены изменения
4. Реализация мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015 - 2017 годы" будет способствовать развитию и созданию крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе, повышению уровня жизни и обеспечению занятости сельского населения.
Оказываемая государственная поддержка в форме предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области и поднять престиж начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на селе.
Программа предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в Костромской области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения его устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Реализация мероприятий программы приведет к повышению престижности труда в сельском хозяйстве, привлечению в отрасль квалифицированных кадров, улучшению демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности, развитию транспортной инфраструктуры и жилой застройки, связанной со схемами территориального планирования.
Реализация мероприятий программы будет проходить в комплексе с другими программами, реализуемыми в области.
Ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015 - 2017 годы" является программно-целевым инструментом подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 - 2020 годы", призвана стать инструментом для достижения независимости от ввоза продуктов животноводства, что является частью приоритетных целей развития агропромышленного комплекса, на реализацию которых направлена деятельность департамента агропромышленного комплекса Костромской области.
5. В рамках данной Программы используются следующие понятия:
заявитель - гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства и подающий заявку в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
начинающий фермер - участник ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015 - 2017 годы".
6. Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства, на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Костромской области.
Рассмотренные выше проблемы, с одной стороны, являются источником рисков, с другой, - обладают потенциалом для позитивного развития малых форм хозяйствования в Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.