Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика текущего состояния, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
11. Сельские территории Костромской области обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию.
В ходе реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", а также приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса в Костромской области созданы определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.
Вместе с тем в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в интересах Костромской области потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе. В результате за последние 5 лет численность населения в сельской местности уменьшилась на 9,7 процента.
Одним из основных инструментов решения задачи по повышению уровня и качества жизни на селе должна стать государственная программа Костромской области "Устойчивое развитие сельских территорий Костромской области на 2014 - 2020 годы".
12. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
За последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 50 процентов сельского жилищного фонда. В сельской местности газифицировано 84 процента площади жилых домов, но только одна четвертая этой площади газифицирована сетевым газом.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 48 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
С 1995 года по 2011 год число учреждений культурно-досугового типа в сельской местности сократилось на 43 процента (с 667 до 381), число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось на 25 процентов (с 423 до 318).
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе. Число сельских населенных пунктов за последние десять лет сократилось на 18,1 процента (с 2809 до 2301).
Комплекс накопившихся с 1990-х годов ХХ века производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе по состоянию на 1 января 2013 года составляет 387 человек, в том числе руководителей и специалистов - 118 человек, трактористов-машинистов - 91 человек, рабочих животноводства - 73 человека, прочих кадров - 105 человек.
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2012 году среди руководителей и специалистов, занятых в сельском хозяйстве, среднее профессиональное образование имели 42,4 процента работников, высшее - 41,8 процента; из общей численности рабочих среднее специальное образование имели 19,1 процента работников, высшее - 1,7 процента работников.
13. Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
14. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
15. Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских населенных пунктах, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Перечень населенных пунктов Костромской области, в которых планируется реализовывать мероприятия Программы, определен на основании предложений муниципальных образований Костромской области и представлен в приложении N 4 к Программе.
Указанный перечень составлен на основании:
схемы территориального планирования Костромской области, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 10 октября 2011 года N 372-а "Об утверждении Схемы территориального планирования Костромской области";
схем территориального планирования муниципальных районов, утвержденных собраниями депутатов муниципальных районов Костромской области;
генеральных планов сельских поселений, утвержденных решениями советов депутатов сельских поселений муниципальных районов Костромской области.
16. Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы;
2) потребностью формирования базовых условий социального комфорта для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса;
3) необходимостью привлечения внимания к решению проблем органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.