Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния жилищно-коммунальной сферы Костромской области
10. Стабильность работы и уровень предоставляемых услуг жилищно-коммунального комплекса непосредственно оказывают влияние на качество жизни населения и развитие экономики Костромской области.
11. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Костромской области и в целом Российской Федерации заключалось в нескольких важных этапах, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
12. Осуществленные в 2005 - 2013 годах мероприятия в жилищно-коммунальной сфере Костромской области обеспечили переход от планово-административных методов регулирования к использованию рыночных механизмов при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан.
13. Однако жилищно-коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Нельзя считать решенной задачу обеспечения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
14. Одновременно с этим текущее состояние жилищно-коммунального комплекса является сдерживающим фактором дальнейшего развития населенных пунктов Костромской области. Высокая стоимость эксплуатационных затрат, с одной стороны, и социально обоснованные ограничения роста тарифов на коммунальные услуги, с другой, не позволяют осуществлять компаниям масштабные инвестиции в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для реконструкции, расширения, нового строительства основных фондов систем жизнеобеспечения.
15. Проблемы в сфере управления многоквартирными домами в Костромской области являются одними из наиболее социально острых и социально значимых.
16. На территории Костромской области общая площадь жилищного фонда составляет 16,9 млн. кв. м, из них в аварийном состоянии 149,6 тыс. кв. м, в ветхом 468,1 тыс. кв. м.
Пункт 17 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 439-а
17. Всего на территории Костромской области 7 588 многоквартирных домов, из них 5 372 общей площадью 10,2 млн. кв. м включено в региональную программу капитального ремонта общего имущества. В управлении управляющими организациями находится 51,94 процента многоквартирных домов, товариществ собственников жилья (ТСЖ) - 6,15 процента, в непосредственном управлении находятся 33,97 процента многоквартирных домов.
Пункт 18 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 439-а
18. На территории Костромской области 95 управляющим организациям выданы лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Кроме того, осуществляют деятельность 232 товарищества собственников жилья (ТСЖ).
19. Уровень физического износа жилищного фонда на начало 2013 года составлял:
1) до 30 процентов - 60 процентов (10 075,6 тыс. кв. м),
2) свыше 30 процентов - 40 процентов (6 708,4 тыс. кв. м).
Пункт 20 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 439-а
20. В рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области в период с ноября 2014 года проведен капитальный ремонт в 436 многоквартирных домах общей площадью 240,3 тыс. кв. м, улучшены условия проживания 10,046 тыс. чел. Стоимость выполненных работ составила 428,3 млн. руб.
21. Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях. По состоянию на 1 января 2013 года удельный вес площади всего жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составил 71 процент, канализацией - 63 процента, централизованным отоплением - 66 процентов. В сельской местности удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составил 50 процентов, канализацией - 30 процентов, централизованным отоплением - 31 процент.
22. При этом даже достигнутые объемы работ по капитальному ремонту многоквартирных домов лишь в минимальной степени обеспечены взносами собственников жилых помещений. Практически не применяются кредитные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения энергосервисных контрактов.
23. Недостаточная заинтересованность населения в решении вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства препятствует организации эффективного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
24. Поправками, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Жилищный кодекс Российской Федерации, обязанность по финансированию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов окончательно возложена на собственников помещений в таких домах.
25. Законодательством предусмотрено создание условий для возможности накопления средств собственников, обеспечивающих их сохранность. Аккумулирование накоплений возможно как на специальном банковском счете, открываемом для отдельно взятого многоквартирного дома, так и на счетах специализированной некоммерческой организации, создаваемой субъектом Российской Федерации. При этом в отношении последней субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за все убытки, причиненные собственникам помещений многоквартирного дома как в связи с некачественным управлением средствами, так и в связи с некачественным либо несвоевременно проведенным ремонтом.
26. Особое значение имеет размер минимального взноса, устанавливаемый органами государственной власти субъекта Российской Федерации, который должен обеспечивать необходимый объем накоплений для проведения всего комплекса работ по капитальному ремонту за период действия региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который на территории Костромской области установлен на 30 лет, и в то же время быть доступным для граждан, не приводя к ситуации невозможности осуществления данных накоплений. Учитывая текущее социально-экономическое положение населения, следует признать, что установить экономически обоснованный и необходимый объем такого взноса в ближайшие годы не представляется возможным, следовательно, необходимо прогнозировать недостаточность накоплений на своевременное проведение капитального ремонта за счет взносов собственников, а значит, предусматривать иные дополнительные источники финансирования этих работ.
27. Одновременно с этим существует закрепленная статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления (как бывших наймодателей) выполнять капитальный ремонт домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, сохраняется обязанность государства по финансированию капитального ремонта всех жилых домов, в которых права собственности на жилые помещения возникли в результате приватизации в случае, если такой капитальный ремонт не проведен до даты приватизации первого жилого помещения в данном доме.
28. Вышеизложенное требует предусматривать предоставление мер государственной и муниципальной поддержки для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, что закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации и Законе Костромской области от 25 ноября 2013 года N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области".
29. Основными в жилищной сфере являются следующие проблемы:
1) высокая степень износа жилищного фонда;
2) отсутствие эффективной системы финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и стимулирования собственников к принятию решений, необходимых для своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
3) низкий уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах для совместного решения важных вопросов по управлению многоквартирным домом, формированию платы за жилое помещение (управление, содержание и текущий ремонт), осуществлению контроля за выполнением управляющей организацией своих обязательств по договору управления, контроля качества предоставления коммунальных услуг и формирования платы за коммунальные услуги;
4) низкий уровень благоустройства многоквартирных домов в малых городах и сельских поселениях.
30. Общая протяженность водопроводных и канализационных сетей области составляет 2 980 км и 978 км соответственно, из них нуждается в замене 1 396 км (47 процентов) и 445 км (46 процентов) соответственно. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составила 926 км, из общей протяженности трубопроводов 306 км (33 процента) нуждаются в замене.
31. Физический износ коммунальной инфраструктуры в среднем по Костромской области составляет около 60 процентов, поэтому надежность систем жизнеобеспечения находится на низком уровне.
32. Потери и утечки воды и тепловой энергии значительно превышают допустимый уровень. В среднем по Костромской области неучтенные потери воды (коммерческие и физические) составляют около 28,9 процента от объема воды. Потери тепловой энергии в процессе производства и транспортировки составляют в среднем 14,6 процента. Эти показатели являются одними из самых высоких в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО).
33. Качество сырой воды подземных источников не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к питьевой воде, по содержанию железа, цветности; в отдельных скважинах - по мутности, фтору, окисляемости, сероводороду, нитрату аммония.
34. Основные мощности сооружений сконцентрированы в городах и крупных поселках, тогда как в большинстве сельских населенных пунктов полностью отсутствуют станции водоподготовки. Пропуск воды через очистные сооружения в общем объеме поданной воды в городских поселениях составляет 94 процента, а в сельской местности всего 7 процентов. Эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативное содержание, в первую очередь, железа в очищенной питьевой воде. Системы обеззараживания воды также работают недостаточно эффективно. В городских округах город Буй и город Шарья существующие очистные сооружения водопровода работают с перегрузкой.
35. Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России и Костромской области. Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни. Отсутствие чистой воды является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличивается степень риска возникновения "воднозависимых патологий" и усиливается воздействие на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.
36. Аналогичное положение дел с системами и объектами водоотведения. Пропуск сточных вод через очистные сооружения в процентах к общему пропуску сточных вод составляет 94 процента, в том числе: в городских поселениях - 98 процентов, в сельской местности - 50 процентов.
37. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), сохраняется высокое химическое и особенно микробное загрязнение воды поверхностных водоемов в местах водозаборов, черте населенных мест и зонах рекреаций. Причиной загрязнения поверхностных водных объектов в Костромской области является сброс неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, дренажных вод.
38. В настоящее время в 15 населенных пунктах области требуется реконструкция действующих канализационных очистных сооружений (далее - КОС), качество очистки сточных вод которых не удовлетворяет действующим требованиям. В 11 населенных пунктах (с численностью населения более 1 тыс. чел.) необходимо строительство очистных сооружений.
39. В 2013 году на территории Костромской области снабжение тепловой энергией и горячей водой населения и учреждений (организаций), финансируемых из бюджетов всех уровней, осуществляли 932 котельные суммарной мощностью 1 679 Гкал/ч.
40. Основная часть теплоисточников Костромской области (73,8 процента) работает на твердом виде топлива. На газообразном и жидком топливе работают 18,3 и 0,4 процента источников теплоснабжения соответственно. На других видах топлива (электроэнергия, отходы деревообработки) работают 7,5 процента.
41. Ежегодно в планах мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы муниципальных образований к работе в осенне-зимний период предусматривается замена инженерных сетей не менее 5 процентов от общей протяженности. При этом реализуемые мероприятия позволяют лишь не допустить рост изношенных сетей, а не снизить их количество в целом.
42. Последствиями недофинансирования капитального ремонта инженерных сетей будет рост аварий и инцидентов на них, а также рост количества убыточных организаций коммунального комплекса.
Пункт 43 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 439-а
43. На протяжении ряда лет жилищно-коммунальная отрасль остается убыточной. Несмотря на положительную динамику, чистый убыток деятельности предприятий (жилищные, коммунальные, прочие услуги) по итогам работы за 2013 - 2014 год с учетом финансирования местных бюджетов на возмещение убытков прошлых лет составил 290,6 и 173,7 млн. рублей соответственно.
Пункт 44 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 439-а
44. Убыточность отрасли обусловлена как объективными причинами (наличием недополученных доходов, связанных с превышением плановых объемов реализации услуг над фактическими и превышением себестоимости предоставляемых услуг над установленным тарифом), так и субъективными (низкой эффективностью имеющегося оборудования, значительным его износом и вследствие этого значительными потерями ресурсов, несоответствием (превышением) установленной мощности присоединенным нагрузкам, которое не позволяет учесть в полном объеме необходимые расходы, потерями из-за перерасчета платежей потребителей в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также значительным объемом задолженности потребителей за жилищно-коммунальные услуги).
Пункт 45 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 439-а
45. Ежегодное недополучение значительных объемов денежных средств приводит к ухудшению платежеспособности предприятий, наращиванию задолженности за топливно-энергетические ресурсы, платежам в бюджетную систему Российской Федерации и внебюджетные фонды.
Следствием этого вначале является блокирование операционной деятельности предприятий кредиторами, а затем - введение процедуры банкротства предприятия.
По итогам работы за 2014 год наряду с действующими предприятиями 25 находятся в процедуре банкротства: 1 в процедуре наблюдения и 24 в процедуре конкурсного производства.
Пункт 46 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 439-а
46. Находящиеся в процедуре банкротства предприятия имеют значительные долги за топливно-энергетические ресурсы. Задолженность составляет 49,2 млн. руб. за газ и 195,7 млн. руб. за электроэнергию, при этом возможность для их полного погашения отсутствует. Возврат задолженности осуществляется в соответствии с законодательством о банкротстве, а финансовое состояние предприятий-банкротов не позволяет в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, имущества должников также недостаточно для обеспечения расчетов.
47. Высокая стоимость эксплуатационных затрат, требующая масштабных инвестиций в реконструкцию существующих и строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры, с одной стороны, и социально обоснованные ограничения роста тарифов на коммунальные услуги, с другой, привели к ряду проблем, основными из которых являются:
1) системы коммунальной инфраструктуры имеют значительную степень износа, что влечет за собой большое количество аварийных ситуаций;
2) низкие темпы модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
3) имеющиеся коммунальные ресурсы используются недостаточно эффективно, значительны потери их при транспортировке до потребителей, а также в ходе использования;
4) отсутствие в ряде муниципальных образований схем территориального планирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
5) незначительное количество утвержденных инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций вследствие несовершенства государственного регулирования тарифов на коммунальные ресурсы;
6) дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
7) использование водоисточников и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям, без очистки и обеззараживания, отсутствие зон санитарной охраны источников водоснабжения;
8) неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных сооружений и сетей, низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов канализационными системами.
48. Несмотря на выгодное территориальное положение по отношению к магистральным газопроводам Российской Федерации "Починки - Ярославль", "Починки - Грязовец", "Грязовец - кольцевой газопровод Московской области", природный газ используется только в 7 муниципальных районах Костромской области: Буйском, Галичском, Костромском, Красносельском, Нерехтском, Судиславском и Сусанинском, а также в городских округах г. Буй, г. Волгореченск, г. Галич и г. Кострома.
49. По состоянию на 1 января 2013 года уровень газификации Костромской области составлял 57,4 процента (в городах и поселках городского типа - 68,6 процента, в сельской местности - 24,2 процента). По сравнению с соседними регионами это достаточно низкий показатель. Так, уровень газификации Ярославской области составляет более 72 процентов, Ивановской области - более 73 процентов, Нижегородской области - более 85 процентов. Уровень газификации жилья Костромской области (87,4 процента) выше среднероссийского (69 процентов) и среднего по ЦФО (73 процента). По уровню газификации жилья Костромская область в ЦФО занимает 12 место. Сетевым газом снабжены лишь юго-западные районы Костромской области. Значительная часть территории снабжается сжиженным газом
50. В первую очередь это связано с тем, что строительство газовых сетей и перевод потребителей на природный газ осуществляются низкими темпами в связи с недостаточным финансированием мероприятий по газификации населенных пунктов.
51. Динамика развития газификации Костромской области представлена на рисунке 1.
52. В период 2010 - 2013 годов в населенных пунктах Костромской области за счет средств областного бюджета построено 152,26 км газораспределительных сетей, за счет внебюджетных источников - 117,39 км. Динамика строительства газопроводов в населенных пунктах Костромской области за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников представлена на рисунке 2.
53. Основной проблемой Костромской области является дефицит собственных энергоресурсов. Топливно-энергетические ресурсы формируются в основном за счет поступлений из других регионов Российской Федерации (газ, каменный уголь, мазут, бензин, дизельное топливо) и в очень незначительной степени за счет местных видов топлива (торф, дрова, щепа, опил).
54. Основными потребителями природного газа в области являются промышленные предприятия, предприятия энергетики, организации жилищно-коммунального комплекса. Развитие отрасли в области напрямую связано с обеспечением природным газом населения.
55. В настоящее время большая часть жителей области использует для отопления дрова и уголь. Для приготовления пищи дополнительно используются сжиженный газ в баллонах и электроэнергия. Так как сжиженный газ, поставляемый населению для бытовых нужд, потребляется по цене, которая ниже экономически обоснованной, поставки сжиженного газа убыточны. В связи с этим администрация области вынуждена направлять из областного бюджета значительные средства на компенсацию убытков газоснабжающей организации от реализации сжиженного газа населению по регулируемым ценам.
56. Существующие проблемы выявляют актуальность проведения целенаправленной политики в сфере газификации, улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет создания условий для газификации их домовладений, повышения уровня газификации области.
57. Конечные цели реформы жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение доступности коммунальных ресурсов, нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
58. Без принятия срочных мер правового и институционального характера на государственном, в том числе региональном, уровне переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги не представляется возможным.
58.1. Анализ текущего состояния использования природного газа в качестве газомоторного топлива:
1) до реализации государственной программы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства не использовалась техника, работающая на природном газе (метане);
2) до настоящего времени использование альтернативных видов моторного топлива остается незначительным;
3) затраты на приобретение моторного топлива могут достигнуть более 30 процентов в себестоимости продукции (товаров, услуг). В этой связи использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива для организаций имеет социально-экономическое значение;
4) утратил силу с 28 ноября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 439-а
5) на территории Костромской области газозаправочная инфраструктура представлена сетью автомобильных газонаполнительных компрессионных станций (далее - АГНКС). В настоящее время на территории Костромской области АГНКС находятся только в городском округе город Кострома: одна действующая, одна на консервации;
6) действующая АГНКС имеет загрузку 9 процентов от суммарной проектной производительности в 500 заправок в сутки или 11,6 млн. м3;
7) в связи с ростом объема реализации газа и потребителей необходимо рассматривать вопрос о запуске в эксплуатацию второй АГНКС и создании сервисных центров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.