Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Общая характеристика текущего состояния и основных проблем в сфере социальной защиты населения, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Подпрограммы
11. Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения.
В Костромской области сформирована эффективная система социальной поддержки населения, базирующаяся на принципах адресности и добровольности предоставления мер социальной поддержки, гарантированности исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки.
12. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, определенные законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области включают:
меры социальной поддержки в денежной форме, в том числе ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсиям, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные и единовременные выплаты, выплаты, приуроченные к знаменательным датам, государственную социальную помощь в денежной форме;
меры социальной поддержки в натуральной форме, в т.ч. обеспечение льготного проезда на городском пассажирском и на пригородном транспорте.
13. Предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан предусматривает разграничение полномочий соответствующих расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы.
14. К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки следующих категорий граждан:
1) участников ВОВ, членов семей участников ВОВ, инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, пострадавших от радиационного воздействия, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов ВОВ, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;
2) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части обеспечения жильем;
3) лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
4) граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России";
5) граждан в связи с возникновением у них поствакцинальных осложнений.
6) членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы) а также лицам, которым установлена инвалидность вследствии# военной травмы после увольнения с военной службы и лицам, уволенным с военной службы в связи признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы);
7) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определенных федеральным законодательством.
15. Меры социальной поддержки семей и детей, в связи с их особой функцией, рассматриваются отдельно в рамках Подпрограммы Госпрограммы "Социальная поддержка семьи и детей".
16. К расходным обязательствам Костромской области, финансируемым из областного бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки:
1) ветеранов труда;
2) ветеранов труда Костромской области;
3) тружеников тыла;
4) реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
5) семей с детьми (в том числе многодетных);
6) малоимущих граждан;
7) отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;
8) пенсионеров из числа бывших государственных служащих;
9) лиц, удостоенных региональных почетных званий, имеющих особые заслуги;
10) студентов, учащихся, школьников;
11) других категорий граждан в соответствии с нормативными правовыми актами Костромской области.
17. Перечень мер социальной поддержки, категории лиц, которым оказывается социальная поддержка, размеры денежных выплат, формы предоставления льгот, а также объемы средств, необходимых для реализации принятых решений определяются нормативно-правовыми актами Костромской области.
18. Меры социальной поддержки отдельным категориям гражданам базируются на применении двух подходов:
категориальный подход предоставления мер социальной поддержки - без учета нуждаемости граждан (семей);
адресный подход предоставления мер социальной поддержки гражданам - с учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в Костромской области величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.
19. Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации,), в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), в связи с безупречной государственной службой, продолжительным добросовестным трудом (ветераны труда, труженики тыла). Необходимость дифференциации обусловлена потребностью в наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
20. К установленным федеральными законами мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемым по принципу адресности, с учетом нуждаемости, относятся следующие меры социальной поддержки, являющиеся расходными обязательствами Костромской области:
субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг;
государственная социальная помощь, предоставляемая малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе на основе социального контракта.
21. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан - как "федеральных", так и "региональных" льготников, предоставляются, в основном в виде денежных выплат, как регулярных, так и единовременных.
22. Меры социальной поддержки, установленные федеральным и областным законодательством, предоставляются в Костромской области в полном объеме.
Различными социальными выплатами охвачено около 250 тыс. человек или почти 40% населения области.
Действующая в настоящее время в Костромской области система поддержки социально-незащищенных категорий населения сложилась в условиях ограниченных возможностей бюджетной системы. Это предопределяло незначительные размеры мер социальной поддержки, их предоставление по категориальному признаку, без учета адресности.
В Костромской области в целях гарантированного исполнения принятых социальных обязательств, обеспечения сбалансированности областного бюджета, совершенствования принципа адресности оказания социальной помощи проводится работа по оптимизации расходов областного бюджета. Так, для областных льготников (ветеранов труда, ветеранов труда Костромской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий) установлена ежемесячная социальная выплата, которая выравнивает объем предоставляемых мер социальной поддержки областным льготникам при обеспечении единого подхода к определению суммарного размера мер социальной поддержки и ограничению объема получаемых льгот. Размер ежемесячной социальной выплаты установлен с учетом среднего размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем по области.
23. Социальная поддержка населения направлена на преодоление бедности населения, повышение уровня и качества жизни льготных и малоимущих категорий граждан, в связи с невысокими среднедушевыми доходами населения, так в 2011 году их размер составлял 14 574,3 рубля в месяц, в 2012 году - 15 931,6 рублей.
В структуре среднедушевых денежных доходов наибольшая доля приходится на заработную плату и социальные выплаты (пенсии, пособия).
Удельный вес населения Костромской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам 2012 года составил 15% (в процентах от общей численности населения) и является одним из самых высоких среди областей Центрального Федерального округа Российской Федерации.
Ежегодный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг для многих граждан существенным образом отражается на семейном бюджете.
Гарантией доступности платы граждан за жилищно-коммунальные услуги являются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые рассчитываются исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально-допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В Костромской области региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22 процента.
В связи с увеличением роста тарифов на оплату за жилищно-коммунальные услуги численность получателей субсидий в 2013 году увеличилась на 17,6 процентов по сравнению с 2012 годом.
24. По прогнозным оценкам на период действия государственной программы Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014 - 2020 годы (далее - Госпрограмма) государственная социальная поддержка останется важным инструментом повышения качества и уровня жизни для различных категорий жителей Костромской области. Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет востребована. В целом число получателей мер социальной поддержки сохранится на уровне 2013 года и составит около 250 тыс. человек.
В то же время вследствие естественной убыли произойдут изменения численности отдельных категорий федеральных и региональных льготников.
Прогнозируется сохранение, а по определенным группам населения - возрастание потребности в социальной поддержке и соответствующего увеличения расходов.
Среди категорий региональных льготников прогнозируется уменьшение количества тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда Костромской области, граждан, работающих и проживающих в сельской местности, получающих меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Сохранится тенденция незначительного роста получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, связанная с ростом тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Усиление адресной поддержки граждан в виде предоставления государственной социальной помощи на основе социального контракта позволит в полной мере реализовать потенциал семей по самообеспечению.
Реализация Подпрограммы позволит снизить уровень бедности, будет способствовать сохранению стабильности социального самочувствия различных категорий граждан в Костромской области.
25. Анализ рисков, описание мер управления рисками приведены в общей части государственной программы.
С учетом цели, задачи и мероприятий Подпрограммы будут учитываться, в первую очередь, финансовые и информационные риски.
Финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в экономике, что может привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014 - 2020 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.