Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Общая характеристика текущего состояния и основных проблем в сфере социальной защиты населения, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Подпрограммы
11. Социальная поддержка семьи и детей является важным направлением государственной семейной политики. Социальная поддержка семьи и детей в Костромской области представляет собой самостоятельное направление семейной политики, реализуемой посредством комплекса специальных правовых, экономических, организационных и иных мер.
12. Важнейшие правовые нормы, определяющие семейную политику Костромской области в отношении социальной поддержки семьи и детей, направлены на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
13. Дополнительные нормативно-правовые акты Костромской области, регламентирующие порядок предоставления социальной поддержки семьям с детьми, будут приниматься в процессе реализации Подпрограммы.
14. Основной современной демографической характеристикой Костромской области является устойчивая тенденция сокращения численности постоянного населения, которая наблюдается с начала девяностых годов прошлого века. По сравнению с началом 2010 года численность населения области суммарно снизилась на 14 тыс. человек и на 1 января 2013 года составила 658,9 тыс. человек.
15. Определяющим фактором процесса депопуляции является естественная убыль населения Костромской области. В 2012 году она составила 2,1 тыс. человек или 3,2 человека в расчете на 1000 жителей при 2,5 - в среднем по ЦФО. По сравнению с 2010 годом коэффициент естественной убыли сократился на 2,4 промилле.
16. В то же время, по уровню рождаемости Костромская область занимает 1 место среди регионов Центрального федерального округа (в 2012 году - 12,9 родившихся на 1000 жителей). Подъем рождаемости в области отмечен с 2000 года - за данный период она выросла в 1,6 раза.
17. В Костромской области наблюдается постепенное сокращение уровня смертности населения (по сравнению с 2010 годом он снизился на 9 процентов). Тем не менее, смертность населения в области в 2012 году в 1,2 раза выше, чем в среднем по России.
18. Численность детей в возрасте от рождения до 18 лет в Костромской области по состоянию на 1 января 2013 года составляет 127397 человека, ежегодно количество детей увеличивается на 1,19%, однако, это является сравнительно невысоким показателем для стабилизации демографической ситуации в Костромской области.
19. В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Костромской области ведется целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих право ребенка жить и воспитываться в семье, в том числе по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
20. В результате изменения социальных потребностей региона в настоящее время проводится работа по формированию модели единого социально-реабилитационного пространства по работе с семьями, требующими особой защиты со стороны государства.
21. На территории Костромской области меры социальной поддержки семьи и детей, представляются:
1) в денежной форме - в виде прямых или косвенных социальных выплат;
2) в натуральной форме - путем организации отдыха и оздоровления детей; предоставления одежды и обуви, продуктовых наборов малоимущим семьям, путёвок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям для детей-инвалидов, предоставления лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также технических средств реабилитации;
3) в форме социальных и медицинских услуг;
4) в форме морального поощрения, с целью стимулирования укрепления института семьи, многодетности, ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением.
22. Для укрепления авторитета многодетных семей в Костромской области учреждены медали "Материнская слава" трех степеней и "За верность отцовскому долгу". С 2009 года медали получили 144 многодетные матери Костромской области. В 2010 году один отец награжден медалью "За верность отцовскому долгу".
23. Социальная поддержка семей с детьми в Костромской области осуществляется путем организации их социального обслуживания, в том числе, на базе 25 комплексных центров социального обслуживания населения, 13 социально-реабилитационных центров, 8 детских домов, 26 территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, а также, ГКУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" и ГКУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Добрый дом".
24. С 2010 года отмечается тенденция к увеличению количества многодетных семей в среднем на 8,3% ежегодно. По состоянию на 1 октября 2013 года, на территории Костромской области проживают 3 717 многодетные семьи, в которых воспитывается 12 197 детей, что составляет 10,2 процента от общего количества детского населения Костромской области.
25. В соответствии с действующим законодательством в Костромской области меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат, денежных пособий и ежегодных компенсаций.
26. С 1 января 2009 года в Костромской области при рождении третьего или последующего ребенка предусмотрена единовременная социальная выплата семьям, оформившим ипотечный кредит в банке, на приобретение или строительство жилого помещения в размере до 300 тысяч рублей. По состоянию на 1 октября 2013 года данную выплату получили 729 семей.
27. В целях улучшения демографической ситуации в регионе устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума на третьего и последующего ребенка, рожденного после 31 декабря 2012 года, до достижения им возраста трех лет семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины среднедушевого дохода по Костромской области.
28. Также в Костромской области многодетным семьям бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.
29. Социальная поддержка детей и семей осуществляется путем развития семейнозамещающих форм устройства детей-сирот. Президентом Российской Федерации поставлена цель совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот.
30. В Костромской области проводится последовательная социальная политика, направленная на снижение темпов социального сиротства и развитие семейных форм устройства детей-сирот.
31. Ежегодно в регионе уменьшается количество детей-сирот. В 2009 году число детей-сирот составляло 2 514 детей, в 2010 году - 2 447 детей, в 2011 году - 2 342 ребёнка, в 2012 году - 2 270 детей, в 2013 году - 2 165 детей.
32. Одновременно количество выявленных детей-сирот в регионе ежегодно уменьшается в среднем на 17 процентов.
33. В то же время в 2005 году в Костромской области выявлено наибольшее количество детей, оставшихся без попечения родителей - 730 человек, количество детей, устраиваемых в семейнозамещающие формы, не превышало 50 процентов.
34. В целях преломления кризисной ситуации в регионе была разработана нормативная база, определяющая правовые основы улучшения социально-экономического положения семей с детьми, защиты прав детей-сирот, развитие и укрепление института семейных форм устройства.
35. В 2013 году в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, и развитие семейных форм устройства.
36. Благодаря принимаем мерам количество детей, воспитывающихся в семейнозамещающих формах устройства, увеличилось с 50 до 81 процента. По состоянию на 1 октября 2013 года в 501 приемной семье воспитывается 811 детей, что в 3,5 раза больше аналогичных показателей 2005 года.
37. Проводимая в регионе семейная политика привела к снижению потребности в стационарном обслуживании несовершеннолетних. Количество детей, воспитывающихся в государственных учреждения, ежегодно в среднем сокращается на 10 процентов.
38. В качестве стратегического ответа на складывающуюся ситуацию в регионе было сокращено количество социозащитных учреждений для несовершеннолетних с 30 до 14 единиц, закрыты 2 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот, 2 детских дома.
39. На 1 октября 2013 года система социозащитных учреждений для несовершеннолетних и учреждений для детей-сирот в Костромской области представлена:
1 дом ребенка;
7 детских домов, один из них негосударственный;
2 школы-интерната;
1 дом-интернат для умственно-отсталых детей;
13 социально-реабилитационных центров.
40. В соответствии с программой оптимизации сети учреждений для несовершеннолетних предусмотрено поэтапное перепрофилирование детских домов в Центры содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
41. В настоящее время в детских домах разработаны программы подготовки детей к передаче в замещающие семьи, в соответствии с которыми будут вести свою деятельность Центры содействия семейному устройству.
42. Предполагается перевод детей, оставшихся без попечения родителей, из школ-интернатов в Центры содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и обучение их по месту жительства в общеобразовательных организациях, где будет организовано лицензирование образовательной деятельности по общеобразовательным программам основного общего образования для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья VII - VIII видов. Инклюзивное образование и совместное воспитание детей с различными возможностями здоровья направлены на успешную социализацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
43. В системе государственных учреждений по состоянию на 1 октября 2013 года воспитывается 398 детей (19 процентов от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей).
44. Как альтернатива учреждениям, прекратившим свою деятельность, в регионе организована работа служб сопровождения семьей во всех муниципальных образованиях области. В целях координации их деятельности в 2008 году в области начал работать ресурсный центр по сопровождению замещающих семей.
45. В настоящее время в области осуществляют свою деятельности 23 службы сопровождения замещающих семей, в функции которых входит: обеспечение информированности населения о возможности принять ребенка на воспитание в семью и о детях, нуждающихся в устройстве, консультирование и обучение замещающих родителей, обеспечение психолого-педагогической и социально-правовой помощи замещающим родителям, работа с выпускниками государственных учреждений.
46. Индивидуальная работа с каждым выпускником осуществляется службами сопровождения в рамках реализации постановления администрации Костромской области N 385-а от 31 октября 2011 года "О Программе социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Костромской области на 2011 - 2013 годы".
47. Основными направлениями деятельности специалистов служб по работе с выпускниками являются ведение учета (персонифицированный банк данных выпускников в возрасте 18 - 23 лет, проживающих на территории Костромской области), оказание различных видов помощи (социально-педагогической, психологической, юридической), поддержка в кризисных ситуациях. В работе с выпускниками используются инновационные технологии: "социально-образовательный лифт" и "низкопороговый клуб", что позволяет эффективно расширять клубную деятельность выпускников.
48. Органы власти региона для решения проблем защиты детства активно привлекают к этому направлению деятельности общественность, взаимодействуют с Фондами. За последние годы в области накоплен положительный опыт формирования единого социально-реабилитационного пространства за счет участия в реализации социально-значимых проектов совместно с некоммерческими и благотворительными Фондами: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Костромской филиал некоммерческого благотворительного фонда "Надежда", Общероссийский общественный благотворительный фонд "Российский детский фонд", Некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Будущее сейчас", Благотворительный детский фонд "Виктория", фонд им. Марины Гутерман, "АиФ. Доброе сердце", Благотворительный фонд Святителя Василия Великого.
49. На базе областного государственного казённого учреждения "Ченцовский детский дом" создана опытно-экспериментальная площадка по разработке методик оказания услуг выпускникам учреждений. На базе областного государственного казённого учреждения "Детский дом N 1" реализуется проект "Ты не один!", софинансируемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках данного проекта предусмотрена разработка системы наставничества с привлечением волонтеров-студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова.
50. В целях обеспечения стабильности института замещающей семьи, предотвращения возвратов детей в учреждения с 2005 года в регионе ведётся подготовка граждан, желающих принять ребёнка в семью.
51. Курсовая подготовка в объёме 80 учебных часов проводится на безе 8 служб сопровождения, где имеются наиболее квалифицированные специалисты. Сеть таких школ приёмных родителей постепенно расширяется и к 2015 году обучение будет проводится в каждом муниципальном районе.
52. Костромская область приняла участие в пилотном проекте Министерства образования и науки Российской Федерации по апробации и внедрению программ психологического тестирования кандидатов в замещающие родители. 77 процентов семей, принявших на воспитание детей в 2013 году, прошли психологическое тестирование.
53. В Костромской области сформирована единая система сопровождения семей различных категорий, которая состоит из органов исполнительной власти, организаций разной ведомственной принадлежности, общественных организаций и благотворительных фондов.
54. Для организации эффективной помощи семьям с детьми, нуждающимся в социальной реабилитации, проводятся обучающие семинары и курсы переподготовки и повышения квалификации для специалистов учреждений и сельских поселений, сопровождающих семьи, в том числе по внедрению инновационных технологий и методов реабилитации семей и детей. Активно используются такие инновационные технологии, как раннее вмешательство в кризисную ситуацию в семье, активная поддержка родителей, ответственное родительство.
55. Благодаря данной системе достигается основной результат работы - снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, и увеличение количества детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях в Костромской области.
56. Отдельным звеном необходимо выделить обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, лиц из их числа является проблемой для Костромской области, также как и для ряда других регионов.
57. По состоянию на 1 октября 2013 года в списках детей-сирот, лиц из их числа состоят 734 граждан указанной категории, из них у 443 граждан право на предоставление жилого помещения уже наступило.
58. Количество денежных средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели, в 2013 году в 1,6 раза больше, чем в 2009 году. За период с 2009 по 2012 годы жилыми помещениями обеспечены 190 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
59. С целью временного приюта выпускников учреждений для детей-сирот на период ожидания предоставления им жилой площади в 2014 году в регионе планируется открытие социальной гостиницы на 120 мест.
60. Социальная поддержка детей и семей осуществляется путём развития мер профилактики социального неблагополучия семей. В системе социальной защиты населения в каждом муниципальном образовании созданы службы сопровождения семей, нуждающихся в социальной реабилитации:
24 - при комплексных центрах социального обслуживания населения;
2 - при социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (в городе Костроме и городе Буе).
61. Основными направлениями деятельности специалистов служб является сопровождение семей, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказание адресной социально-правовой и медико-психолого-педагогической помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, группе риска, трудной жизненной ситуации.
62. С целью координации деятельности служб на муниципальном уровне, методического сопровождения их деятельности и оказания семьям комплекса социальных услуг на базе областного государственного казенного учреждения "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Добрый дом" в 2011 году создан Ресурсный центр по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации.
63. Ресурсный центр осуществляет ведение единого персонифицированного банка данных семей, находящихся в социально опасном положении и категории "группа риска, который формируется с учетом оперативной информации всех субъектов системы. Создание банка данных позволило проводить его качественный анализ для принятия своевременных мер оперативного реагирования, осуществлять межведомственное статистическое наблюдение, повысить достоверность сведений.
64. В целях обеспечения научной поддержки деятельности пилотных и опорных площадок, проведения экспертизы методической базы и координации их деятельности при Ресурсном центре функционирует Экспертный совет.
65. За период с 1 января 2010 года по 1 января 2013 года количество семей, нуждающихся в социальной реабилитации, сократилось на 31 процент (с 1207 до 828), количество детей на 28 процентов (с 2108 до 1526).
66. По данным регионального банка данных за 2010 - 2012 годы доля детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, в области снизилась на 1,2 процента (с 1,7 процентов по данным на 1 января 2011 года до 0,5 процентов - на 1 января 2013 года).
67. По состоянию на 1 октября 2013 года на учете в органах социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области состоят 1481 несовершеннолетних из 794 семей, находящихся в социально опасном положении и категории "группа риска", что на 18 процентов меньше, чем в 2011 году (1815 детей из 1026 семей).
68. За 2012 год доля семей, снятых с учета в связи с улучшением обстановки в семье от общего количества семей, прошедших реабилитацию, в Костромской области составляет 35 процентов, что на 10 процентов больше, чем за 2010 год.
69. За 3 года доля детей, возвращенных в кровные семьи после реабилитации в социально-реабилитационных центрах, увеличилась на 9 процентов и составляет 80 процентов, в то время как численность детей, родители которых лишены родительских прав, сократилась за период с 2010 по 2013 годы со 144 до 84 (на 42 процента).
70. Для разработки и апробации технологий реабилитационной и профилактической работы с семьей и детьми, отвечающих социальным потребностям региона, на базе социозащитных учреждений при научной поддержке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова организована деятельность опорных и пилотных площадок.
71. За время работы пилотных площадок количество семей, находящихся в социально опасном положении, на территории которых расположены пилотные площадки, стабильно снижается.
72. Социальная поддержка семей с детьми осуществляется путем обеспечения отдыха и оздоровления детей.
73. В Костромской области проживает 62 335 детей школьного возраста, которые подлежат отдыху и оздоровлению. Вопросы повышения качества отдыха и оздоровления детей и подростков, удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления детей определены как приоритетные направления государственной социальной политики. В регионе ежегодно возрастает количество детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления.
74. Удалось повысить качество отдыха и оздоровления детей и увеличить охват детей, нуждающихся в оздоровлении. Если в 2010 году отдыхом и оздоровлением было охвачено 55,2 процента от общей численности детей школьного возраста, то в 2011 году - 58,4 процента, в 2012 году - 63,7 процентов.
75. Отдых и оздоровление детей в Костромской области осуществляется в санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия на базах 6 санаториев, 11 загородных стационарных оздоровительных лагерей, в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием на базах 14 комплексных центров социального обслуживания населения и общеобразовательных организациях муниципальных образований Костромской области.
76. В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2010 года решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
77. Для реализации возложенных полномочий по обеспечению отдыха детей и их оздоровления в Костромской области определен уполномоченным органом, ответственным за организацию и проведение детской оздоровительной кампании департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Сформирована необходимая нормативная правовая база, установлены категории детей, имеющих право на бесплатное и льготное предоставление путевок в учреждения отдыха и оздоровления детей, определены механизмы финансирования мероприятий по отдыху и оздоровлению детей, стоимость путевок, порядок их предоставления и оплаты.
78. Социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов в Костромской области осуществляется путем предоставления социальных услуг.
79. Государственная политика в области социальной защиты детей-инвалидов и семей их воспитывающих, осуществляется в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами.
80. По состоянию на 1 октября 2013 года на территории Костромской области проживает 2289 детей-инвалидов, что составляет 1,9 процентов от общего количества детей, проживающих на территории Костромской области. С 2010 года количество детей-инвалидов увеличилось на 1,2 процента (2010 год - 2262 ребенка, 2011 год - 2245 детей, 2012 год - 2280).
81. В Костромской области создана адаптивная модель реабилитационной среды, включающая в себя инфраструктуру специализированных учреждений.
82. Во всех учреждениях социальной защиты населения Костромской области ведется активная реабилитационная, образовательная и социокультурная деятельность.
83. В системе социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области функционирует три специализированных учреждения для оказания комплексных социальных услуг детям, указанной категории:
1) Государственное казенное учреждение "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Лесная сказка" (далее - Центр "Лесная сказка");
2) Государственное казенное учреждение "Первомайский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - Первомайский детский дом);
3) Областное государственное казенное учреждение Романовский реабилитационный Центр инвалидов Костромской области (далее - Романовский Центр).
84. В Центре "Лесная сказка" ежегодно проходят реабилитацию более 750 детей, в том числе: 240 детей-инвалидов (нарушения опорно-двигательного аппарата и умственные нарушения), из них 119 детей группы "Мать и дитя" и 510 детей с хроническими заболеваниями.
85. Специалистами Центра "Лесная сказка" внедряются инновационные формы и технологии реабилитации детей-инвалидов, способствующие обеспечению непрерывного процесса реабилитации и оказанию реабилитационных услуг детям в возрасте до 3 лет.
86. Стационарное обслуживание детей-инвалидов в Костромской области осуществляется Первомайским детским домом-интернатом по основным блокам: медицинское обслуживание, воспитание и обучение, социокультурная реабилитация, реабилитация средствами физической культуры.
87. Учреждение рассчитано для проживания 120 детей, имеющих различные заболевания центральной нервной системы, подавляющее большинство которых составляют больные, страдающие выраженной и глубокой умственной отсталостью.
88. Романовский Центр осуществляет реабилитацию инвалидов средствами адаптивной физической культуры на базе 25 филиалов и представительства, основная цель которых - максимально возможное развитие жизненного потенциала человека, имеющего стойкие отклонения в состоянии здоровья за счет обеспечения оптимального режима функционирования физических и духовных возможностей.
89. Также на территории Костромской области семьи, имеющие детей-инвалидов, могут получить социальные услуги по месту жительства. Отделения психолого-педагогической помощи семье и детям при комплексных центрах социального обслуживания населения оказывают услуги детям-инвалидам в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52143 - 2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг".
90. Одним из факторов эффективной организации реабилитационной работы является обеспечение межведомственного взаимодействия органов социальной защиты с учреждениями образования, здравоохранения, культуры, службами занятости и отделениями Пенсионного фонда.
91. В рамках межсекторного партнерства осуществляется сотрудничество департамента с коммерческими организациями, частными предпринимателями; с костромскими региональными (областными) отделениями общероссийских общественных организаций: Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов.
92. Кроме того, к работе с детьми-инвалидами и семьями, их воспитывающими, привлекаются волонтеры из числа студентов высших и средних учебных заведений, что позволяет внедрить в процесс реабилитации инновационные технологии работы.
93. Предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми способствовало решению ряда задач, в том числе, во взаимодействии с иными мерами государственного регулирования, улучшению демографической ситуации в регионе.
94. В то же время, несмотря на достигнутые позитивные результаты, нерешенным остается ряд проблем в семьях с детьми.
1) Сохраняется проблема бедности среди семей с детьми. При этом для многодетных семей и неполных семей характерны наивысшие уровни риска и глубины бедности. Уровень потребительских расходов в многодетных семьях гораздо выше семей, воспитывающих 1 - 2 детей. Требуют особого внимания меры, направленные на экономическую поддержку семей, в том числе адресную помощь;
2) Неукомплектованность кадрового состава специалистов служб, осуществляющих работу с семьями различных категорий; ограниченность территории социального партнерства; недостаточная материально-техническая база учреждений, осуществляющих сопровождение целевой категорией семей и детей; низкий уровень устройства в семьи граждан детей, имеющих инвалидность, братьев и сестёр, детей старше 10 лет;
3) Несмотря на общее снижение с 2011 года показателя доли детей, находящихся в категории "группа риска", по результатам мониторинга 9 месяцев 2013 года, проводимого Ресурсным центром по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации, областного государственного казенного учреждения "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Добрый дом" в 14 службах сопровождения (53 процента) возрастает доля детей, проживающих в семьях категории "группа риска". Среднеобластной показатель увеличился на 0,1 процента;
4) На протяжении последних лет Костромская область занимает одно из первых мест среди регионов Центрального федерального округа по числу родившихся детей на 1000 населения. В условиях роста рождаемости увеличивается спрос на получение услуг по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, преимущественно, в загородных стационарных оздоровительных лагерях в летний период.
При этом в период с 2010 года по 2012 год отмечается отрицательная тенденция развития учреждений детского отдыха и оздоровления.
В 2010 году на территории Костромской области функционировало 402 учреждений отдыха и оздоровления детей, к 2013 году их количество сократилось до 338 объектов. 65 процентов загородных стационарных учреждений нуждаются в капитальной реконструкции зданий, инженерных сетей, расширении инфраструктуры и укреплении ресурсной базы.
В течение последних лет ежегодно регистрируется рост заболеваемости детей. Общая заболеваемость детей и подростков увеличилась в 1,5 раза.
Одной их причин ухудшения детского и подросткового здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Потребность в загородном отдыхе существует уже сегодня, а исходя из тенденции показателей рождаемости, она будет расти.
Необходимо принимать меры для сохранения и развития существующей системы детского отдыха и оздоровления, повышения удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления. Требуют внимания вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического и противопожарного состояния, благоустройства территории.
5) Поставщиками реабилитационных услуг для детей-инвалидов являются отделения психолого-педагогической помощи семье и детям при комплексных центрах социального обслуживания населения во всех муниципальных образованиях области. По результатам мониторинга предоставления социальных услуг детям-инвалидам установлено, что комплексными центрами социального обслуживания населения оказаны услуги для 2 175 человек, что составляет 95 процентов от общего количества детей-инвалидов, проживающих на территории Костромской области. Однако в связи с регулярным увеличением количества детей-инвалидов, проживающих в регионе, обеспечить 100 процентов охват социальными услугами не представляется возможным. В то же время к концу 2020 года планируется охватить услугами 99 процентов детей-инвалидов.
95. Экономическое и социальное положение семей с детьми в Костромской области будет предопределяться параметрами социально-экономического развития региона. Решение основных проблем семей с детьми возможно при эффективном взаимодействии всех социальных институтов и отраслей социальной сферы, в том числе, в рамках Государственных программ Российской Федерации.
96. Прогноз развития ситуации в сфере реализации Подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" на период 2014 - 2020 годы базируется на таких показателях демографического развития, как увеличение численности детского населения Костромской области в среднем на 1000 - 1200 человек (2011 год - 117 814, 2012 год - 119 253), увеличение количества многодетных семей на 200 - 250 в год (2011 год - 3252 семьи, 2012 год - 3504 семьи).
97. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. 96,8 процентов мужчин и 96,9 процентов женщин в возрасте 16 лет и старше состоят в браке. Динамика такого рода позволяет предположить, что в прогнозируемом периоде, в сочетании с сохранением ряда негативных социальных явлений (бедность, инвалидность и пр.) потребности семей и детей в мерах социальной поддержки не только не сократятся, но, наоборот, возрастут, что учитывается в рамках мероприятий подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.