Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Общая характеристика текущего состояния и основных проблем в сфере социальной защиты населения, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Госпрограммы
11. Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей мер социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области, иными нормативными правовыми актами.
12. Госпрограмма разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра.
13. Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 24 июля 1998 года N 124- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и другие.
14. В пределах полномочий на территории Костромской области реализуются законы Костромской области от 3 ноября 2005 года N 313-ЗКО "О социальном обслуживании населения в Костромской области", от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", от 11 ноября 1998 года N 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области", от 21 июля 2008 года N 351-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области", от 10 марта 2009 года N 451-4-ЗКО "Об основах организации и обеспечения отдыха, оздоровления и организации занятости детей в Костромской области" и другие.
15. Указанные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельным категориям граждан гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой в виде социальной поддержки населения.
16. Сложившуюся систему социальной поддержки населения Костромской области определяют особенности демографического, социального и экономического развития, особенности бюджетной обеспеченности.
17. Демографическая ситуация в Костромской области развивается под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения. Количество населения в регионе ежегодно сокращается. В 2010 году численность населения составляла 672938 человек, в 2011 году - 666391 человек, в 2012 году - 661764 человек, на начало 2013 года - 658906 человек. При этом в регионе сохраняется наивысший в Центральном федеральном округе уровень рождаемости. Если в 2010 году рождаемость составляла 11,8 промилле, то в 2011 году рождаемость увеличилась до 12,2, в 2012 году - до 12,8 родившихся на 1000 человек населения (Россия - 13,3, Центральный федеральный округ - 11,4 в 2012 году). Однако современные параметры рождаемости ниже, чем требуется для замещения поколений.
Для улучшения демографической ситуации в Костромской области необходимо продолжать и совершенствовать социальную политику в сфере поддержки семей с детьми. Ее приоритетным направлением становится поддержка семей, в том числе в связи с рождением детей, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
18. Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.
19. Социальная поддержка семей с детьми осуществляется также путем организации ежегодного отдыха и оздоровления детей.
20. В Костромской области действует многопрофильная сеть учреждений социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.
21. Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного возраста и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, отстающим в развитии, беженцам и вынужденным переселенцам и др.
22. Несмотря на принятые на федеральном и региональном уровнях решения по расширению перечня мер и улучшению условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования, результаты функционирования системы социальной поддержки граждан оказываются недостаточно результативными, в том числе с позиций:
1) сокращения материального неблагополучия, бедности, социального и имущественного неравенства;
2) повышения уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, иных категорий населения, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки;
3) сокращения физического неблагополучия, в том числе инвалидности, алкоголизма, наркомании, состояния психического здоровья, социально опасных заболеваний граждан;
4) сокращения социального неблагополучия, преодоления негативных явлений в области семейно-детских отношений, в том числе жестокого обращения, насилия в отношении женщин и детей; социального сиротства, нестабильности семейных отношений, сложности решения жилищных проблем молодых и, особенно, многодетных семей, обеспечения занятости женщин, имеющих малолетних детей др.
23. Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать:
1) вследствие старения населения, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста. Это потребует, прежде всего, увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование;
2) вследствие роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей и необходимости стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации. Это потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей как в денежной форме (в том числе в целях стимулирования рождаемости), так и в форме предоставления социальных услуг и соответствующего увеличения расходов на их финансирование;
3) вследствие сохранения в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся:
материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, бедности (абсолютной и относительной) части населения;
социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством,
физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья, социально опасными заболеваниями граждан.
24. Преодоление последствий этих распространенных явлений потребует:
1) предоставления гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установленных законодательством мер социальной поддержки в денежной и натуральной формах, а также путем оказания социальных услуг и соответствующих расходов на их финансирование;
2) разработки и внедрения мероприятий правового и организационного характера, направленных на профилактику материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей.
25. В то же время, потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:
1) вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, относящегося к категориям так называемых "федеральных" и "региональных" льготников, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;
2) вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей). Эти процессы будут способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной формах и в соответствующих расходах из бюджетов субъектов Российской Федерации.
26. Одной из нерешенных социальных задач остается создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступной среды, в том числе доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. В этой связи формирование безбарьерной среды для МГН является одним из приоритетов развития сложившейся системы социальной поддержки населения.
27. Граждане с ограниченными возможностями здоровья составляют 11,6 процентов населения Костромской области (более 76 тысяч инвалидов). Следует отметить, что в Костромской области наметилась тенденция сокращения числа инвалидов в связи с повышением качества реабилитационных услуг: в 2010 году численность инвалидов составляла 84 тысячи человек, в 2011 году - 82 тысячи человек, в 2012 году - 80 тысяч человек, в 2013 году - 76 тысяч человек.
28. Действующая с 2011 года областная целевая программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы позволила провести работы по адаптации и дооборудованию 194 объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности, отработать механизм паспортизации объектов и формирования доступной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.
29. Решение задачи по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов возможно при комплексном подходе к решению проблемы, т.е. при охвате всех видов инвалидности, при совместном взаимодействии исполнительных органов государственной власти с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, общественными организациями инвалидов с привлечением бюджетов всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.