Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в сфере охраны, защиты, воспроизводства и обеспечения использования лесов, прогноз ее развития
11. Подпрограмма направлена на развитие охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов (ветровалы, буреломы, затопления и др.), которые до настоящего времени являются главными факторами повреждения и гибели лесов в Российской Федерации.
12. Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено высоким уровнем нарушений населением требований пожарной безопасности в лесу. Это зачастую приводит к катастрофическим последствиям. В то же время по итогам мониторинга пожарной ситуации в лесах, осуществляемого Федеральным агентством лесного хозяйства, в последние 3 года субъектам Российской Федерации не удалось окончательно стабилизировать ситуацию с лесными пожарами. Снизилась нормативная кратность осмотра территорий лесного фонда, ухудшилось взаимодействие авиалесоохраны с наземными силами пожаротушения, а также снизился технологический уровень пожаротушения. Кроме того, не решены вопросы эффективного взаимодействия сил и средств при осуществлении мер пожарной безопасности в лесах и пожаротушении на разных уровнях управления.
13. В 2009 году только на землях лесного фонда Костромской области было зарегистрировано 70 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 100 га. Низкую эффективность показала существующая система охраны лесов в критических условиях лесопожарной ситуации 2010 года (тогда огнем было пройдено 820 га леса, общий ущерб от лесных пожаров превысил 10 млн. рублей).
14. Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесных противопожарных служб.
15. При сохранении достигнутого уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и пройденная ими площадь лесов на период до 2018 года останутся на прежнем уровне (в среднем около 60 штук и 200 га соответственно). Не ожидается уменьшение и доли крупных лесных пожаров (2 процента по количеству случаев в 2008 - 2010 годах), охватывающих до 30 процентов пройденной пожарами площади лесов.
16. Общая площадь погибших лесов в Костромской области за период 2008 - 2012 годов (за исключением ветровалов 2010 года) колеблется в переделах от 145 до 282 га, составляя в среднем 259,3 га. Основная причина гибели лесов - неблагоприятные погодные условия: ураганные ветра, вызывающие ветровалы (238 га).
17. В период с 2008 по 2012 годы площадь очагов вредителей и болезней леса в регионе снизилась на 7 813 га, составив 474 га, в том числе требующих мер борьбы снизилась на 1 007 га, составив 134 га.
18. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации основные полномочия в сфере защиты лесов, за исключением лесопатологического мониторинга, переданы субъектам Российской Федерации. На федеральном уровне осуществляется только законодательное и нормативное регулирование лесозащитных мероприятий, а также проведение лесопатологического мониторинга, что обусловливает необходимость развития эффективных координационных мер, обеспечивающих высокий уровень взаимодействия разных уровней государственной власти в области защиты лесов.
19. Таким образом, многофакторность повреждения лесов требует создания многофункциональной системы охраны и защиты лесов, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, контролю лесопатологической ситуации в лесах, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, реабилитации лесных насаждений, ослабленных повреждающими факторами.
20. Реализация подпрограммы направлена также на проведение мероприятий лесоустройства и формирование на их основе данных государственного лесного реестра, информатизацию системы лесного хозяйства.
21. В настоящее время около 70 процентов лесов Костромской области имеют давность лесоустройства более 10 лет. Несмотря на принятые поправки в Лесной кодекс Российской Федерации, при отсутствии целевого финансирования площадь лесов с неприемлемой давностью лесоустройства может увеличиться к 2018 году до 100 процентов, что приведет к недопустимому снижению качества лесного планирования и невозможности проектирования лесопользователями освоения лесов.
22. В сфере реализации подпрограммы до настоящего времени остаются нерешенными такие проблемы, как недостаточная актуализация информационных данных о потенциале лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристиках.
23. Подпрограмма предусматривает осуществление системы мероприятий, направленных на развитие воспроизводства лесов в Костромской области.
Анализ последних двух десятилетий показывает, что площади лесовосстановления в Костромской области сократились почти в 2 раза (с 23,7 тыс. га в 1993 году до 11,7 тыс. га в 2012 году) в связи со снижением объемов заготовки древесины.
Остается значительной доля гибели лесных культур старших возрастов.
Без изменения существующих подходов к лесовосстановлению возможно ухудшение качества лесовосстановительных мероприятий.
Низкой остается доля использования посадочного материала с закрытой корневой системой.
Очевидно, что без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция дальнейшего ухудшения качества воспроизводимых лесов усилится.
24. В целом реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать:
созданию в Костромской области системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, а также предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики;
дальнейшему развитию на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов системы мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, результаты деятельности которой существенно повысят информированность населения, скорость оповещения его и противопожарных служб об угрозе лесных пожаров;
осуществлению комплекса профилактических мероприятий, укреплению кадровой и материально-технической базы противопожарных служб, как следствие, обеспечению на должном уровне оперативности тушения лесных пожаров на уровне лучших в этой сфере зарубежных стран;
осуществлению эффективного планирования и проведения лесозащитных мероприятий;
оперативному выявлению и качественной диагностике лесопатологических факторов;
эффективному осуществлению комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий;
внедрению прогрессивных российских и зарубежных технологий лесозаготовок, обеспечивающих максимальное сохранение лесной среды и биологического разнообразия лесов;
осуществлению лесовосстановительных работ методами естественного, искусственного и комбинированного восстановления лесов, проведению агротехнических уходов за лесными культурами, выращиванию посадочного материала для лесовосстановления с закрытой корневой системой;
развитию и актуализации государственного лесного реестра, формирующего единое информационное пространство в сфере лесных отношений в целях обеспечения информационного взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, лиц, использующих леса, организаций, производящих и использующих информацию о лесном хозяйстве, других государственных и негосударственных структур.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.