Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственная программа
"Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года"
(утв. постановлением администрации Костромской области от 30 апреля 2013 г. N 195-а)
I. Паспорт Программы
Ответственный исполнитель Программы: |
Департамент здравоохранения Костромской области |
Соисполнители Программы |
1) Управление Роспотребнадзора по Костромской области; 2) администрация Костромской области; 3) департамент образования и науки Костромской области; 4) департамент культуры Костромской области; 5) департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области; 6) информационно-аналитическое управление Костромской области; 7) комитет по физической культуре и спорту Костромской области; 8) органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области; 9) областные государственные бюджетные учреждения здравоохранения |
Программно-целевые инструменты Программы |
1) Ведомственные целевые программы: "Снижение смертности населения Костромской области от сосудистых заболеваний на 2012 - 2013 годы"; "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, в 2013 году"; 2) Областные целевые программы: Областная целевая программа "Развитие здравоохранения Костромской области на 2010 - 2014 годы" на 2010 - 2014 годы; Областная целевая программа "Безопасное материнство - здоровье будущей мамы" на 2009 - 2013 гг.; Областная целевая программа "Кадры системы здравоохранения Костромской области на 2013 - 2017 годы". |
Подпрограммы Программы: |
1) "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (приложение N 1 к Программе); 2) "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" (приложение N 2 к Программе); 3) "Развитие государственно-частного партнерства" (приложение N 3 к Программе); 4) "Охрана здоровья матери и ребенка" (приложение N 4 к Программе); 5) "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям" (приложение N 5 к Программе); 6) "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" (приложение N 6 к Программе); 7) "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" (приложение N 7 к Программе); 8) "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" (приложение N 8 к Программе); 9) "Развитие информатизации в здравоохранении" (приложение N 9 к Программе); 10) "Совершенствование системы территориального планирования Костромской области" (приложение N 10 к Программе). |
Цель Программы: |
Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. |
Задачи Программы: |
1) Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; 2) Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; 3) Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины; 4) Повышение эффективности службы родовспоможения и детства; 5) Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; 6) Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей; 7) Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; 8) Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья; 9) Медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения; 10) Обеспечение системности организации охраны здоровья. |
Целевые индикаторы и показатели Программы: |
1) смертность от всех причин; 2) материнская смертность; 3) младенческая смертность; 4) смертность от болезней системы кровообращения; 5) смертность от дорожно-транспортных происшествий; 7) смертность от новообразований (в том числе от злокачественных); 8) смертность от туберкулёза; 9) потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь); 10) распространённость потребления табака среди взрослого населения; 11) распространённость потребления табака среди детей и подростков; 12) заболеваемость туберкулёзом; 13) обеспеченность врачами; 14) соотношение врачей и среднего медицинского персонала; 15) средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское; (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих; предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе; 16) средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе; 17) средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе; 18) ожидаемая продолжительность жизни при рождении. |
Этапы и сроки реализации Программы: |
Программа реализуется в два этапа: 1) 2013 - 2015 год; 2) 2016 - 2020 год. |
Объемы и источники финансирования Программы, тыс. руб. |
Всего: 93 851 082,60 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 18 285 952,84 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 28 973 172,07 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 46 125 937,69 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 400 000,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 66 020,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Всего: 5 563 806,28 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.), в том числе: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 1 066 514,59 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 2 364 685,21 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 2 069 456,48 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 63 150,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Всего: 68 499 882,23 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.) в том числе: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 10 587 291,65 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 21 467 770,15 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 36 442 120,43 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 2 700,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Подпрограмма 3. "Развитие государственно-частного партнерства" Всего: 400 000,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.) в том числе: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 400 000,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Подпрограмма 4. "Охрана здоровья матери и ребенка" Всего: 10 622 891,30 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.) в том числе: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 1 278 499,20 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 1 997 518,04 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 7 346 704,06 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 170,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Всего: 1 048 596,89 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.) в том числе: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 780 940,17 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 267 656,72 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Подпрограмма 6. "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" Всего: 102 428,90 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.) в том числе: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 102 428,90 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Подпрограмма 7. "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" Всего: 1 101 174,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.) в том числе: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 1 101 174,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Всего: 6 166 303,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.) в том числе: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 5 007 647,4 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 1 158 655,6 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Подпрограмма 9. "Развитие информатизации в здравоохранении" Всего: 346 000,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.) в том числе: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 346 000,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.); средства из иных источников по предварительной оценке: 0,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.). Подпрограмма 10. "Совершенствование системы территориального планирования Костромской области" (финансирование Подпрограммы осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области). Ресурсное обеспечение мероприятий Программы приведено в Приложении N 11 к Программе. |
Конечные результаты реализации Программы: |
Ожидаемые результаты к 2020 году: 1) снижение смертности от всех причин до 15,5 случаев на 1000 населения; 2) снижение материнской смертности до 23,0 случаев на 100 тыс. родившихся живыми; 3) снижение младенческой смертности до 7,3 случаев на 1000 родившихся живыми; 4) снижение смертности от болезней системы кровообращения до 643,5 случаев на 100 тыс. населения; 5) снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий 9,8 случаев на 100 тыс. населения; 6) снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 191,0 случаев на 100 тыс. населения; 7) снижение смертности от туберкулеза до 3,6 случаев на 100 тыс. населения; 8) снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 6,9 литров на душу населения в год; 9) снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 36,0%; 10) снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 21%; 11) снижение уровня заболеваемости туберкулезом до 34,0 случаев на 100 тыс. населения; 12) увеличение обеспеченности врачами до 41,5 на 10 тыс. населения; 13) соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1/3,3; 14) увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе; 15) увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе; 16) увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе; 17) увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,6 лет. Сведения о показателях (индикаторах) Программы развития здравоохранения субъекта Российской Федерации приведены в Приложении N 12 к Программе. |
II. Характеристика текущего состояния здравоохранения Костромской области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
Глава 1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития здравоохранения Костромской области
1. Костромская область - субъект Российской Федерации, входит в Центральный федеральный округ.
2. Площадь: 60 211 кв. км.
3. Население: 658 906 чел.
4. Костромская область расположена на северо-востоке Европейской части России. Протяженность с севера на юг - 260 км, с запада на восток - 420 км.
5. Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 658 906 человек. Плотность населения - 10,94 человек на квадратный километр. Городское население - 70,5%.
6. На территории Костромской области проживает более 114 национальностей, значительную часть составляют русские - 96,6%. Трудоспособное население составляет около 59,8%, моложе трудоспособного - 15,7%, старше трудоспособного - 24,5%. Средний возраст населения - 37,8 года.
7. Костромская область имеет выгодное транспортно-географическое положение.
8. Расположение Костромской области в центре европейской части Российской Федерации является предпосылкой для превращения области в центр, обеспечивающий межрегиональное и международное взаимодействие по ряду аспектов: экономическому, информационному, транспортному, коммуникационному, социальному, культурному и другим.
9. Через территорию Костромской области проходят основные железнодорожные (связывающие г. Москву с г. Владивостоком), водные и автомобильные магистрали, соединяющие северо-западные направления Российской Федерации.
10. Костромская область относится к промышленно-аграрным регионам. Традиционной производственной ориентацией Костромской области является лесное и сельское хозяйство, электроэнергетика и машиностроение, текстильная промышленность.
11. Основной отраслью экономики Костромской области является промышленность, которая формирует более 30% ВРП. На втором месте по удельному весу - торговля и общественное питание (14,1%), затем сельское хозяйство (11,0%), транспорт и связь (9,5%). Область обладает богатыми лесосырьевыми ресурсами и является самой лесообеспеченной территорией Центрального федерального округа, и занимает 6 место по запасам древесины в европейской части Российской Федерации. Общий запас древесины составляет более 700 млн. куб. м. В общей структуре промышленного производства Костромской области продукция лесопромышленного комплекса занимает второе место после энергетики. На территории региона существуют готовые отраслевые территориальные производственные комплексы, имеющие хороший конкурентный потенциал во всероссийском, а по отдельным направлениям - в международном масштабе.
12. К числу таких комплексов относятся: ювелирный центр в с. Красное-на-Волге и г. Костроме; центр химической промышленности в г. Буе; машиностроительный комплекс в г. Костроме, г. Галиче; судостроительный комплекс в г. Костроме; мясомолочные комплексы на западе и юге Костромской области; лесной и лесоперерабатывающий комплексы на востоке Костромской области.
13. Предприятия Костромской области являются лидерами в России по производству нефтегазового и грузоподъемного оборудования, деталей цилиндропоршневой группы, элементов микропроцессорной системы управления двигателем, продукции судостроения, пряжи хлопчатобумажной, тканей льняных и полульняных, пиломатериалов, древесно-волокнистых (ДВП) и древесно-стружечных плит (ДСП), фанеры, ламинированных половых и настенных плит.
14. Здравоохранение Костромской области по состоянию на 1 января 2013 года включает в себя 67 юридических лиц, включающих в состав 42 учреждения стационарного типа, 95 амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений), 18 офисов врача общей практики, 35 врачебных амбулаторий, 330 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, 80 домовых хозяйств. Развернуты 5605 коек стационара, 1125 коек дневного стационара, 151 койка стационара на дому. Кроме того, жителям Костромской области в рамках программы ОМС оказывают бесплатную медицинскую помощь 9 частных и ведомственных медицинских организаций.
15. Определяющим фактором в формировании неблагоприятной демографической ситуации в Костромской области на протяжении многих лет остается естественная убыль населения. Однако в результате происходящих демографических процессов, мероприятий социальной политики естественная убыль населения области планомерно сокращается. Так, с 2003 года она сократилась в 3,8 раза. По итогам 2012 года естественная убыль населения составила 2099 человек, или 3,2 на 1000 жителей, при 2877 человек, или 4,4 на 1000 жителей, в 2011 году (в 2010 году естественная убыль составила 5,6 на 1000 жителей).
Рисунок N 1
Динамика рождаемости (количество случаев на 1000 населения)
16. Начиная с 2000 года Костромская область среди регионов ЦФО по рождаемости занимает лидирующие позиции, а с 2003 - находится на 1 месте. В 2012 году показатель рождаемости составил 12,8 на 1000 жителей.
17. Показатель общей смертности в Костромской области имеет устойчивую, с незначительными колебаниями, тенденцию к снижению. За период с 2003 года его значение сократилось на 35,6% и составило 16,0 случаев на 1000 жителей в 2012 году.
18. Основными причинами в структуре общей смертности населения области остаются:
1) болезни системы кровообращения;
2) злокачественные новообразования;
3) травмы и отравления.
Рисунок N 2
Общая смертность на 1000 жителей
19. За 2012 год зарегистрировано снижение смертности от болезней системы кровообращения, травм и отравлений. К сожалению, вырос показатель смертности от злокачественных новообразований.
В 2012 году он составил 234,9 на 100 тыс. населения, что на 5,6% выше показателя 2011 года (222,3 на 100 тыс. населения). По структуре смертности первые места занимают злокачественные новообразования легких и бронхов (17,6%), желудка (12,1%), ободочной кишки (8,5%). Пятилетняя выживаемость больных онкологического профиля остается на уровне 2011 года и превышает общероссийский показатель (51,3%).
20. В 2012 году в соответствии с Соглашением между Минздравом Российской Федерации, администрацией Костромской области поступили средства из федерального бюджета в сумме 469 668,5 тыс. рублей и из областного бюджета 41198,99 тыс. рублей на совершенствование онкологической помощи, однако в областном диспансере имелись значительные проблемы с работой целого ряда специализированного оборудования, до настоящего времени в области нет линейного ускорителя. К сожалению, не удается решить вопрос о завершении строительства нового корпуса.
21. Смертность от болезней кровообращения снизилась в 2012 году по отношению к 2011 году на 2,6% и составила 980,0 на 100 тыс. населения, что выше среднероссийского в 1,3 раза и выше аналогичного показателя по ЦФО в 1,2 раза.
22. В 2012 году в соответствии с Соглашением между Минздравом Российской Федерации, администрацией Костромской области поступили средства из федерального бюджета в сумме 109 999,9 тыс. рублей и из областного бюджета 26399,98 тыс. рублей на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Департаментом здравоохранения Костромской области, учреждениями проведена работа по организации сосудистого центра (определено место его размещения, маршруты движения пациентов, установлена отчетность в соответствии с требованиями Минздрава Российской Федерации). Надеемся, что его открытие позволит снизить смертность от болезней системы кровообращения.
23. Смертность населения от травм и отравлений в 2012 году снизилась на 14,6% и составила 140,9 на 100 000 населения, но остается выше показателя по Российской Федерации (125,5 на 100 000 населения) и по ЦФО (106,9 на 100 000 населения).
Смертность от туберкулеза по сравнению с 2011 годом снизилась на 19% и составила 3,8 на 100 тыс. населения, что ниже среднероссийского уровня (2011 год, РФ - 14,2 на 100 тыс. населения).
24. Уровень смертности населения в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. населения) снизился на 5,4% с 225,7 в 2011 году до 213,6 в 2012 году.
25. В структуре смертности в трудоспособном возрасте первые ранговые места занимают:
1) болезни системы кровообращения - 2,14 на 1 тыс. населения (в 2011 году - 2,26 на 1 тыс. населения);
2) травмы и отравления - 1,67 на 1 тыс. населения (в 2011 году - 1,92 на 1 тыс. населения);
3) злокачественные новообразования - 1,05 на 1 тыс. населения (в 2011 году - 0,84 на 1 тыс. населения).
26. В 2012 году отмечается небольшой рост младенческой смертности, данный показатель составил 7,8% (в 2011 году - 7,1%), но при этом остается значительно ниже 2009 года, когда показатель был 10,4%. В структуре причин младенческой смертности в Костромской области первые ранговые места на протяжении многих лет занимают:
1 место - отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (42,2%);
2 место - врожденные аномалии (28,1%);
3 место - болезни органов дыхания (12,5%);
4 место - пищеварение (4,7%).
27. В Костромской области в 2012 году первичная заболеваемость среди всего населения уменьшилась на 6,0% с 796,1 на 1 тыс. населения в 2011 году до 748,7 на 1 тыс. населения в 2012 году (РФ - 797,4 на 1 тыс. населения, ЦФО - 735,6 на 1 тыс. населения в 2011 году). Основное место в структуре первичной заболеваемости населения области всех возрастов занимают болезни органов дыхания, на их долю приходится 50,8%, на втором месте - травмы и отравления - 12,4%, на третьем месте - болезни кожи и подкожной клетчатки - 4,6%.
28. Общая заболеваемость всего населения снизилась на 3,3% к уровню 2011 года: с 1491,5 на 1 тыс. населения в 2011 году до 1441,9 на 1 тыс. населения в 2012 году (РФ - 1 604,0 на 1 тыс. населения, ЦФО - 1 493,8 на 1 тыс. населения в 2011 году).
29. Анализ заболеваемости со стойкой утратой трудоспособности в 2012 году свидетельствует о снижении на 1,4% количества лиц, впервые признанных инвалидами, среди всего населения.
30. Показатель зарегистрированной заболеваемости туберкулезом среди постоянного населения области в 2012 году составил 34,5 на 100 тыс. населения против 28,6 случаев на 100 тыс. населения в 2011 году (в РФ в 2011 году - 66,7 на 100 тыс. населения). Увеличилась выявляемость туберкулеза при профилактических осмотрах на 8% в сравнении с 2011 годом. Процент охвата флюорографическим обследованием населения старше 15 лет в Костромской области остается стабильным (2011 год - 70,26%, 2012 год - 69,1%). Закупаемый в 2013 году мобильный флюорографический комплекс будет способствовать увеличению охвата обследованием.
31. Заболеваемость злокачественными новообразованиями так же выросла на 13%. Надо отметить рост удельного веса больных с 1-2 стадией заболевания и снижение удельного веса больных с 4 стадией заболевания.
32. В 2012 году зарегистрировано 18444 лиц с наркологическими расстройствами, т.е. 2,7% общей численности населения. По сравнению с 2011 годом распространенность психических и поведенческих расстройств в Костромской области снизилась на 3,7%.
33. В 2012 году в Костромской области зарегистрировано 1 272 больных наркоманией, или 190,8 на 100 тыс. населения (РФ - 237,5 на 100 тыс. населения). По сравнению с 2011 годом этот показатель снизился на 1,5%.
34. В результате реализации организационных, профилактических и медицинских мероприятий в рамках Федеральной и областной целевых программ "Вакцинопрофилактика" в 2012 году удалось сдержать наиболее негативные тенденции в развитии эпидемической ситуации.
35. Снизилась заболеваемость острыми вирусными гепатитами B и C, соответственно на 38,9% и 26,7%, не зарегистрированы эти заболевания среди детей от 0 до 17 лет включительно. Не выявлено носительство возбудителя вирусного гепатита B среди детского населения. Регистрировались единичные случаи заболевания краснухой среди населения, в т.ч. 1 случай среди детского населения.
36. В результате проводимой иммунизации в целом по области достигнуты нормативные показатели по охвату прививками детского населения, возрос охват прививками взрослого населения.
Охват прививками детей 1-го года жизни составил:
1) при дифтерии - 96,8%;
2) при полиомиелите - 97,4%;
3) при гепатите B - 97,0%;
4) при краснухе - 95,5%.
Увеличился охват возрастными ревакцинациями против кори с 94,0% до 95,7%, при эпидемическом паротите - с 94,2% до 95,7%, при краснухе - с 94,5% до 95,4%.
37. За 2012 год зарегистрировано 168 ВИЧ-инфицированных (в 2011 году - 157 человек). Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил в 2012 году - 25,39 (168 случаев), а в 2011 году составлял 22,81 (157 случаев), отмечается рост на 12% (или рост на 11 случаев) в 2012 году по сравнению с 2011 годом.
38. Таким образом, показатели здоровья населения Костромской области требуют продолжения целенаправленной работы по повышению качества оказания медицинской помощи, развития системы профилактики, формирования у населения приверженности к здоровому образу жизни.
39. Данные меры предусмотрены в государственной программе развития здравоохранения Костромской области до 2020 года.
40. На сегодняшний день сеть учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь, состоит из 3 центральных районных больниц, 16 районных больниц, 4 участковых больниц, 35 врачебных амбулаторий, 18 кабинетов ОВП, 4 самостоятельных поликлиник, в т.ч. 3 - стоматологических. В поликлинических отделениях развернуты 36 кабинетов неотложной помощи. Общая мощность поликлинических отделений - 14625 посещений в смену. В 32 учреждениях здравоохранения первичного звена развернуты кабинеты медицинской профилактики.
41. Первичную доврачебную медицинскую помощь сельское население получает на 330 ФАПах.
42. Учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на амбулаторном этапе, в связи с дефицитом врачебных кадров (участковых врачей, узких специалистов) и изношенной материально-технической базой остаются функционально перегруженными и недостаточно эффективными. Это связано с высокой численностью населения, прикрепленного к одному амбулаторному участку, расширением объемов работы специалистов поликлиник, невозможностью соблюдения санитарных норм.
43. Материально-техническая база первичного звена имеет износ 60-70%, недостаточен и также с большим сроком износа - парк санитарных автомобилей, находящихся на балансе учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь.
44. В части развития первичной помощи особое внимание уделено укреплению материально-технической базы сельских учреждений здравоохранения, организации выездной работы.
Сеть стационарных коек первичного звена на 30% представлена небольшими больничными учреждениями на 10-15 коек, оснащение которых не позволяет обеспечить качественное оказание медицинской помощи, выполнить стандарты. Это стационары, расположенные в небольших муниципальных образованиях, в основном в сельской местности.
45. В Костромской области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, однако она не может функционировать эффективно в связи с отсутствием четких маршрутов движения пациентов, недооснащением небольших больничных учреждений необходимым оборудованием для выполнения стандартов, недостаточным количеством санитарного автотранспорта, который бы позволил обеспечить транспортировку пациентов в межмуниципальные и региональные центры, недостаточно эффективной службой санитарной авиации. Низкое качество дорог, нерегулярное автобусное сообщение, дороговизна билетов снижают доступность медицинской помощи, особенно сельским жителям.
46. В проекте программы по данному направлению предусмотрены следующие мероприятия:
1) укрепление материальной базы учреждений здравоохранения, значительные средства запланированы на ремонт ФАПов, участковых больниц, приобретение оборудования для них;
2) укомплектование имеющихся учреждений здравоохранения первичного звена медицинскими кадрами: фельдшерами, врачами ОВП;
3) приобретение мобильных комплексов для организации выездной работы.
Глава 2. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
47. При реализации поставленных в Программе задач осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных Программой конечных результатов.
48. К рискам относятся:
1) макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция могут негативно повлиять на функционирование системы здравоохранения, а также затормозить структурные преобразования в ней;
2) финансовые риски.
Отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках Программы может привести к снижению обеспеченности и качества оказываемой медицинской помощи населению Костромской области, и, как следствие, целевые показатели не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе - демографические показатели могут измениться в отрицательную сторону.
Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования отрасли, а также путем дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков;
3) организационные риски.
Преодоление таких рисков может быть осуществлено путем усиления методической и кадровой работы с исполнителями мероприятий Программы.
49. Кроме того, преодолению рисков будет способствовать усиление организационно-методической работы департамента здравоохранения Костромской области с медицинскими учреждениями, участвующими в реализации Программы.
III. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
50. Цель Программы - обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
51. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
2) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
3) повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
4) развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;
медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения;
обеспечение системности организации охраны здоровья.
52. Государственная программа "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года" реализуется в два этапа:
первый этап: структурные преобразования, 2013 - 2015 годы;
второй этап: развитие инновационного потенциала в здравоохранении, 2016 - 2020 годы.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы (расшифровка по главным распорядителям)
66. Всего: 93 851 082,60 тыс. руб., из них:
средства федерального бюджета по предварительной оценке: 18 285 952,84 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);
средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предварительной оценке: 28 973 172,07 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);
средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 46 125 937,69 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);
средства юридических лиц по предварительной оценке: 400 000,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);
средства из иных источников по предварительной оценке: 66 020,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
V. Механизм реализации Программы
67. Формы и методы реализации Программы определяются государственным заказчиком - администрацией Костромской области.
68. Координатор Программы:
1) осуществляет текущее управление и координацию деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию финансовых средств;
2) осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы, организует ведение отчетности по Программе и обеспечивает ее предоставление соответствующим органам государственной власти;
3) обеспечивает подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы на очередной финансовый год;
4) осуществляет мониторинг результатов реализации Программы;
5) подготавливает проекты постановлений администрации Костромской области о внесении изменений в Программу;
6) проводит оценку эффективности реализации Программы.
69. Исполнители Программы в ходе реализации:
1) обеспечивают согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, представляют в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
2) предоставляют координатору Программы отчетность о ходе реализации программных мероприятий;
3) несут ответственность за ненадлежащее и несвоевременное исполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств;
4) вносят предложения по совершенствованию механизма реализации Программы.
70. Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежит уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета. При изменении объемов бюджетного финансирования координатор в установленном порядке уточняет объем финансирования по каждому мероприятию, а также количество и перечень мероприятий Программы. Исполнение Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на ее реализацию в бюджете Костромской области на соответствующий год.
71. Выбор поставщиков, товаров и услуг производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и иными нормативными правовыми актами в сфере государственных и муниципальных закупок.
VI. Методика оценки эффективности Программы
72. При высоком уровне эффективности - нижняя граница интервала значений показателя не может быть ниже 95% планового значения показателя на соответствующий год.
73. При удовлетворительном уровне эффективности - нижняя граница интервала значений показателя не может быть ниже 75% планового значения показателя на соответствующий год.
74. Оценка эффективности реализации государственной программы проводится департаментом здравоохранения Костромской области ежегодно, в установленные сроки.
75. Программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности в следующих случаях:
1) значения 95% и более целевых индикаторов и показателей Программы и ее подпрограмм входят в установленный интервал значений для отнесения Программы к высокому уровню эффективности;
2) не менее 95% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
76. Программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности в следующих случаях:
1) значения 80% и более показателей Программы и ее подпрограмм входят в установленный интервал значений для отнесения Программы к высокому уровню эффективности;
2) не менее 80% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
77. Если реализация Программы не отвечает указанным критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.