Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз её развития
10. Разработка Подпрограммы обусловлена необходимостью выработки комплексного подхода развития жилищного строительства на территории Костромской области.
11. Основные направления жилищной политики на территории региона до 2014 года определяла областная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Костромской области на 2011 - 2015 годы" (далее - программа), утвержденная постановлением администрации Костромской области от 11 июня 2011 года N 211-а "Об утверждении областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Костромской области на 2011 - 2015 годы" и прекращающая свое действие в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с 1 января 2014 года как долгосрочная целевая программа.
Реализация программы позволила закрепить взятый ориентир на освоение земельных участков комплексной застройкой и обеспечить по итогам 2012 - 2013 годов выполнение установленного регионального показателя по вводу жилья в объеме 200 тыс. кв. метров и 212 тыс. кв. метров соответственно.
12. В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" на территории Костромской области необходимо разработать комплексный подход к развитию жилищного строительства и повышению качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению.
Для успешной реализации государственной жилищной политики необходимо решить ряд проблем, существующих в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области.
13. Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования.
При планируемом строительстве объектов капитального строительства регионального и местного значений, в том числе объектов жилищного строительства, строительство которых предусмотрено федеральными, региональными и местными программами социально-экономического развития, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, иными программами социально-экономического развития, необходимо своевременное внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, разработка проектов планировки территории в части отображения инвестиционных площадок, объектов капитального строительства в указанных документах для планирования деятельности строительного комплекса и оптимальной реализации инвестиционных проектов на территории области.
В Костромской области 24 муниципальных района, 6 городских округов, 12 городских поселений, 137 сельских поселений, в состав которых входят 3489 населенных пунктов.
Разработка документов территориального планирования Костромской области осуществлялась в соответствии с областной целевой программой "Разработка проектов нормативных правовых актов в сфере градостроительства и документов территориального планирования Костромской области на период 2006 - 2012 годы", утвержденной постановлением Костромской областной Думы от 8 ноября 2006 года N 1066.
В соответствии с областной целевой программой в Костромской области сформирована нормативно-правовая база в части подготовки и разработки документов территориального планирования.
Разработаны и утверждены постановлением администрации Костромской области от 1 октября 2010 года N 344-а "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области" региональные нормативы градостроительного проектирования Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от 10 октября 2011 года N 372-а утверждена схема территориального планирования Костромской области.
В 2011 - 2012 годах завершено утверждение схем территориального планирования всех 24 муниципальных районов, генеральных планов 6 городских округов и 12 городских поселений и 136 сельских поселений.
В 2012 - 2013 годах утверждены правила землепользования и застройки 147 сельских поселений.
Приоритетными задачами в данной сфере деятельности становится реализация принятых документов территориального планирования, организация разработки документации по планировке территории и программ комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Разработка документации по планировке территории находится в полномочиях органов местного самоуправления, которым для создания качественной градостроительной документации необходима методическая и финансовая помощь. На территориях муниципальных образований области имеются земельные участки, пригодные для жилищного строительства, но не осваиваемые в связи с отсутствием бюджетных средств на разработку документации по планировке территории.
Подготовка данных проектов позволит определить территории общего пользования и участки для коммерческого использования, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Таким образом, возможно наилучшим образом спланировать будущую территорию жилого района для обеспечения благоприятных условий проживания населения. При этом на аукцион, в аренду или для бесплатного предоставления выставляются сформированные участки с определенными параметрами (выполненными всеми необходимыми расчетами и показателями) по обеспечению инженерной и социальной инфраструктурами, указанными местами расположения инфраструктурных объектов (точками подключения).
Это необходимый шаг для реализации муниципальных документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также достижения поставленных перед органами местного самоуправления показателей ввода в эксплуатацию нового жилья и, как следствие, достижения показателей, установленных перед Костромской областью.
14. Отсутствие земельных участков для массового жилищного строительства, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, эффективных механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство объектов, а также обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры являются существенным препятствием для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства.
Всего за 2011 - 2013 годы на территории Костромской области предоставлено в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам для жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство и комплексное освоение в целях жилищного строительства, 1448 земельных участков общей площадью 187,6 га, в том числе для индивидуального жилищного строительства - 1351 земельный участок (93 процентов от общего количества земельных участков, предоставленных для жилищного строительства) общей площадью 138,4 га (74 процента от общей площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства). При этом ежегодно в органы местного самоуправления поступает около 1000 заявлений граждан на предоставление земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. Данный факт обуславливает необходимость опережающего формирования земельных участков в границах населенных пунктов или поиск новых площадок для дальнейшего их формирования и предоставления гражданам - заявителям.
Иная ситуация происходит в городах и крупных районных центрах, где ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан.
Это требует вовлечения в оборот новых земель из пригородной зоны, как правило, земель сельскохозяйственного назначения. Проблема усугубляется еще и фактором инфраструктурной неразвитости малых городов и поселений, которая ведет к миграции населения в крупные города.
Выход на освоение площадок в пригородной зоне порождает, прежде всего, инфраструктурные проблемы - необходимо решение вопросов подведения к районам застройки магистральных инженерных сетей и автомобильных дорог, на что у органов местного самоуправления нет достаточных ресурсов. Если же решение этих вопросов перекладывать на самих застройщиков, то существенно возрастает себестоимость строящегося жилья, а, следовательно, снижается его доступность для населения и проект становится убыточным уже в начальной стадии его реализации.
Эти же факторы сдерживают и застройку территорий, которые были в последние годы включены в границу населенных пунктов области с целью дальнейшего развития строительства. Но помимо отсутствия технической и финансовой возможности обеспечить новые территории коммуникациями, отсутствует как таковой и системный контроль за использованием земель на уровне органов местного самоуправления.
В целях формирования организованной системы контроля за использованием земель в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке региональных программ развития жилищного строительства, утвержденными Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22 мая 2013 года N 180/ГС составлен региональный адресный перечень земельных участков, включающий по состоянию на 01 ноября 2013 года 147 земельных участков площадью более 1850 га. В состав регионального адресного перечня вошли:
земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для их последующего предоставления в установленном законодательством Российской Федерации порядке в целях жилищного строительства и размещения объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;
земельные участки, предоставленные из земель, находящихся в государственной собственности, в муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, для целей жилищного строительства и для строительства объектов инфраструктуры, в том числе в соответствии на основании договоров аренды, договоров безвозмездного срочного пользования о развитии застроенных территорий, и (или) находящихся в частной собственности.
Региональный адресный перечень земельных участков приведен в приложении N 1 к настоящей Подпрограмме.
С учетом ежегодной корректировки настоящей государственной программы региональный адресный перечень земельных участков подлежит уточнению. Включенные в региональный адресный перечень земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, также будут корректироваться с участием Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства при принятии Правительственной комиссией соответствующих решений по конкретным участкам (порядок, сроки и форма составления таких графиков установлены Соглашением, заключенным между Костромской областью и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства).
Одной из проблем для органов местного самоуправления является отсутствие финансовых возможностей произвести градостроительную подготовку территорий, земельных участков для аукциона, то есть действия по формированию земельных участков (производству землеустроительных работ), проведению государственного кадастрового учета подготовленных и сформированных земельных участков, переводу земельных участков из состава земель иных категорий в земли населенных пунктов (при необходимости), обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, проведению аукционов по предоставлению подготовленных и сформированных земельных участков в целях комплексного освоения. Строительство сетей и объектов инженерно-технического обеспечения за пределами земельного участка является затратным, что препятствует освоению новых территорий.
Отсутствие инженерно обеспеченных территорий влияет на спрос на земельные ресурсы не только со стороны потенциальных инвесторов - организаций застройщиков, но и со стороны лиц, имеющих право на получение земельных участков для строительства в безвозмездное срочное пользование - многодетные семьи и другие категории и жилищно-строительные кооперативы.
15. Наличие "административных барьеров" в строительстве при получении исходно-разрешительной документации на строительство, заключения государственной экспертизы на проектную документацию, технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию снижает эффективность строительного сектора.
16. Несмотря на растущие темпы жилищного строительства, рост доходов населения Костромской области и снижение коэффициента доступности жилья, уровень цен на рынке жилья продолжает оставаться высоким.
Средние цены на рынке жилья в Костромской области представлены на рисунке 1.
Основной задачей на пути снижения стоимости продажи жилья является стимулирование строительства жилья экономического класса - строительство малоэтажных и многоквартирных жилых домов, отвечающих стандартам и требованиям, определенным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 года N 303 "Об утверждении методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса".
17. Рост стоимости строительства является основным фактором увеличения цен на первичном рынке жилья.
Одним из факторов увеличения стоимости строительства является удорожание строительно-монтажных работ и строительных материалов и конструкций, используемых строительными организациями для основного производства.
В 2011 - 2013 годах цены на строительную продукцию увеличились в среднем в 1,1 раза.
18. Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов является существенным фактором развития экономики, строительного комплекса и социальной сферы Костромской области.
Основные задачи в сфере развития отрасли промышленности строительных материалов коррелируют с основными направлениями развития, определяемыми проектом Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и Концепцией промышленной политики Костромской области до 2020 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 31 августа 2009 года N 279-ра "Об утверждении Концепции промышленной политики Костромской области до 2020 года".
Основные направления развития строительной индустрии отражены в Программе "Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Костромской области на 2012 - 2015 годы в перспективе до 2020 года", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 28 декабря 2011 года N 529-а.
Костромская область обладает развитой базой промышленности строительных материалов, которая включает в себя 87 предприятий, в том числе 14 крупных заводов по производству железобетона, товарного бетона и раствора, стеновых материалов, а также 9 предприятий по производству быстровозводимого жилья из местных строительных материалов.
Строительство промышленных и гражданских объектов, а также производство строительных материалов нераздельно связано с добычей полезных ископаемых (глина, песок, щебень, известь). Для обеспечения строительной отрасли данными ископаемыми необходима разработка новых месторождений полезных ископаемых, при этом нельзя забывать о рациональном использовании существующих месторождений и рекультивации отработанных карьеров.
В Костромской области Государственным балансом учтено и разведано 122 месторождения общераспространенных полезных ископаемых (строительные материалы), в том числе:
суглинков и глин - 22 месторождения (запас 41188.9 тыс. м3);
песчано-гравийного материала - 26 месторождений (запас 210258.6 тыс. м3);
песка - 70 месторождений (запас 88 993,4 тыс. м3);
известняков - 1 месторождение (запас 12 620,5 тыс. м3).
Следует отметить, что, несмотря на большой запас инертных строительных материалов, в песке, добываемом в карьерах Костромской области, содержится большое количество илистых и глинистых примесей (8 - 11 процентов), что не соответствует требованиям ГОСТ (3 процента). Применение песка в производстве строительных материалов и приготовлении растворов и бетонов без предварительной обработки (промывка, шихтовка, обогащение) не представляется возможным.
Щебень, добываемый на территории Костромской области, не отвечает требованиям по прочности: Столбовское месторождение марка 600 и Кузнецовское месторождение марка 800 МПа отличаются повышенной лещедностью, что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции. Для многих строительных работ и производства строительных материалов марка по прочности должна быть не менее 1200 - 1400 МПа. Щебень с данными прочностными характеристиками завозится в основном из Ленинградской и Карельской областей речным и железнодорожным транспортом.
К большинству карьеров, где ведется добыча полезных ископаемых, нет подъездных железнодорожных веток. Доставка готовой продукции осуществляется автомобильным транспортом, износ автотранспорта и техники используемой при разработке карьеров составляет от 80 - 90 процентов. Для содержания техники в рабочем состоянии требуются значительные капитальные вложения на ремонт, что тоже сказывается на себестоимости готовой продукции.
Местоположение области, обеспеченность лесными ресурсами предопределяет высокую долю деревянного домостроения в общем объеме вводимого жилья (25 процентов). На территории региона действуют средние и малые предприятия, осуществляющие выпуск готовых домокомплектов суммарной мощностью 90 - 100 тыс. кв. м и деталей к ним, изготавливаемых из местных строительных материалов.
Анализируя текущее состояние промышленности строительных материалов Костромской области за 2012 год, можно говорить о том, что промышленность обеспечивает потребности региона:
по стеновым материалам на 217 процентов;
по конструкциям и деталям сборным железобетонным на 137 процентов;
по панелям и другим конструкциям для крупнопанельного домостроения на 150 процентов;
по нерудным строительным материалам (щебень, гравий, песок и др.) на 75 процентов;
по теплоизоляционным материалам но основе вспененных полимеров на 94 процентов;
по материалам мягким кровельным на 178 процентов;
по металлочерепице и другим металлическим кровельным материалам на 96 процентов.
Промышленность строительных материалов Костромской области обеспечивает потребности строительного комплекса в полном объеме - по бетону, раствору, бетонным и железобетонным конструкциям, стеновым материалам, материалам мягким кровельным. Полностью потребности области покрываются импортом из других регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья в следующих материалах и изделиях: портландцемент, белый и цветные цементы, стальная арматура для железобетонных изделий, профильная и листовая сталь, стекло оконное и витринное, изделия теплоизоляционные на основе минерального волокна, керамические и керамогранитные плиты для отделки стен и устройства полов, огнеупорные и кислотоупорные материалы и изделия, керамические санитарно-технические изделия, полимерные отделочные материалы и изделия, акустические плиты, пигменты.
В области из-за недостатка или отсутствия сырьевых ресурсов не производятся такие строительные материалы, как цемент, асбестоцемент, профильная, листовая и арматурная сталь, стекло, ряд других. Ввоз в область значительных объемов строительных материалов и изделий приводит к удорожанию строящихся зданий и сооружений. В связи с этим основными целями развития промышленности строительных материалов является обеспечение строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией и продукцией других регионов, обеспечивать снижение стоимости строительства объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах необходимой надёжности и долговечности.
В рамках реализации программы по развитию промышленности строительных материалов рассмотрен вопрос строительства завода по производству цемента М-500 на базе ОАО "Солигаличский известковый комбинат" с использованием в качестве сырья существующих отвалов. В настоящее время инвесторами ведется подготовка бизнес-плана.
ЗАО "Межрегион Торг Инвест" в настоящее время реализует инвестиционный проект по реконструкции завода по производству цементно-стружечных плит. Завод успешно сочетает два производства: производство цементно-стружечных плит и изготовление строганой продукции и пиломатериалов.
ООО "Костромской завод строительных материалов" введена в эксплуатацию линия по производству сэндвич-панелей мощностью 90 тыс. м2/год. Предприятие в настоящее время производит стеновые блоки из ячеистого бетона автоклавного твердения (газосиликатные блоки), сэндвич панели с утеплителем из минеральной ваты на основе базальтового волокна, профнастил (оцинкованный и с полимерным покрытием) и металлочерепицу "Монтеррей" всех цветов по каталогу RAL.
В таблице 1 приведены мощности по производству основных видов строительных материалов по состоянию на 1 января 2013 года, объемы их производства за последние два года.
Таблица 1
Мощности предприятий
промышленности строительных материалов Костромской области
N |
Наименование продукции |
Ед. изм |
Мощность |
2011 г. |
2012 г. |
1. |
Стеновые материалы |
млн шт. |
455,5 |
2,0 |
72,1 |
2. |
Конструкции и детали сборные железобетонные |
тыс. м3 |
161,2 |
43,2 |
87,5 |
3. |
Панели и др. конструкции для крупнопанельного домостроения |
тыс. м2 |
120 |
20 |
18,9 |
4. |
Изделия теплоизоляционные на основе вспененных полимеров |
тыс. м3 |
40 |
25 |
22,6 |
5. |
Материалы мягкие кровельные |
тыс. м2 |
7500 |
1734 |
3960 |
6. |
Металлочерепица и др. металлические кровельные материалы |
тыс. тонн |
6 |
1,8 |
1,7 |
Средняя загруженность предприятий промышленности строительных материалов составляет 50 - 60 процентов мощности. Большая доля строительных материалов и конструкций вывозится за пределы области ввиду небольших объемов строительства в настоящее время. Продукция поставляется в Ярославскую, Ивановскую, Владимирскую, Московскую, Вологодскую, Ленинградскую и др. области, город Сочи (для олимпийских объектов).
Предприятия промышленности строительных материалов области в основном обеспечивают строительную отрасль и удовлетворяют рыночный спрос в основных строительных материалах, хотя развитие производства основных строительных материалов является наиболее сложным и проблемным, нуждающимся в господдержке.
19. Существенной проблемой, препятствующей современному развитию жилищного строительства на территории области, является низкая энергетическая эффективность эксплуатации существующего жилищного фонда.
Низкое качество и надежность услуг по энергоснабжению жилищного фонда объясняется низкой платежной дисциплиной потребителей энергоресурсов, обусловленной дезорганизацией хозяйственного механизма. Это приводит, в первую очередь, к недостаточности на предприятиях - теплоисточниках средств на приобретение топлива и необходимости снижения его текущего расхода, что, в свою очередь, ведет к снижению температуры сетевой воды в подающей магистрали. "Недотоп" на теплоисточнике означает сознательное ухудшение качества теплоснабжения подключенных потребителей, а также ведет к перерасходу топлива на единицу отпущенного тепла.
В системах холодного водоснабжения отмечены нарушения гидравлического режима и недостаточное давление холодной воды на вводах в здания. Подобные нарушения в энергоснабжении не позволяют получить ожидаемый эффект от ресурсосберегающих мероприятий в системах теплоснабжения и системах холодного водоснабжения.
Плохое состояние систем отопления, отсутствие приборов учета по воде и теплу обуславливают низкую эффективность использования энергии населением.
Высокая степень износа внутридомовых систем энергоснабжения (занос отложениями труб, отопительной аппаратуры, арматуры) приводит к частым отказам, повреждениям и необоснованно завышенным расходам энергоносителей.
Отсутствие приборов учета на объектах жилищного фонда также является отрицательным фактором.
Коммунально-бытовое хозяйство является на сегодня крупным потребителем топлива и энергии.
Самыми крупными потребителями электроэнергии в коммунально-бытовом хозяйстве являются жилые дома. В них ежегодно расходуется в среднем 400 кВт-ч. на человека, из которых примерно 280 кВт-ч. потребляется внутри квартиры на освещение и бытовые приборы различного назначения и 120 кВт-ч. - в установках инженерного оборудования и освещения общедомовых помещений. Внутриквартирное потребление электроэнергии составляет примерно 900 кВт-ч. в год в расчёте на "усреднённую" городскую квартиру с газовой плитой и 2000 кВт-ч. - с электрической плитой.
Согласно статистическим данным, около 20 процентов населения превышает норматив потребления горячей воды (120 литров в сутки) примерно в 1,5 раза.
Энергоэффективность ЖКХ на сегодняшний день нельзя считать удовлетворительной. Удельное потребление тепла на 1 человека также в 2 - 3 раза превышает соответствующие показатели европейских стран.
Большая часть тепловой энергии отопительной системы идет на то, чтобы перекрыть потери тепла. Они в жилище с центральным отоплением и водоснабжением выглядят следующим образом:
потери из-за неутепленных окон и дверей - 40 процентов;
потери через оконные стекла - 20 - 26 процентов;
потери через стены - 20 - 24 процентов;
потери через потолки и полы - 7 процентов;
потери при пользовании горячей воды - 14 процентов;
потери тепла происходят при его транспортировке:
теплопотери, связанные с отсутствием или разрушением тепловой изоляции трубопроводов (~55 процентов);
потери, связанные с разрегулировкой системы теплоснабжения, в результате чего расходы сетевой воды в циркуляционном контуре превышают расчетные в 1,5 - 1,7 раза, а многие потребители, не имеющие на вводе достаточных параметров теплоносителя, вынуждены сливать его в канализацию (~30 процентов);
теплопотери, связанные с нарушением нормативов эксплуатации зданий и понижением теплофизических свойств их конструктивных элементов.
20. На современном этапе развития Костромской области особую остроту приобретает проблема обеспечения отраслей и секторов региональной экономики (прежде всего - базовых) квалифицированными кадрами. Это обусловлено тем, что состояние трудовых ресурсов и системы профессионального образования области не отвечает требованиям растущей экономики; не обеспечивает, а затрудняет достижение стратегических ориентиров социально-экономического развития региона.
В Костромской области 12 образовательных учреждений, которые выпускают специалистов по направлению "строительство и архитектура", в том числе 1 высшее учебное заведение, 9 - среднего профобразования и 2 - начального.
Разработана ведомственная программа "Кадровое обеспечение задач строительства на территории Костромской области в 2012 - 2014 годах".
В 2013 году образовательные учреждения подготовили 464 специалиста строительного профиля. Потребность в кадрах рабочих специальностей в 2013 году составила 873 человека.
Учитывая прогнозируемое наращивание объемов вводимого жилья, необходимость проектирования и строительства объектов социального и культурно-бытового назначения, инженерной инфраструктуры на участках жилой застройки, ожидается увеличение количества мест для обучения по основным строительным специальностям в учебных заведениях области.
Выпуск учебными заведениями специалистов по основным строительным специальностям при 100-ном трудоустройстве в полной мере способен обеспечить строительный комплекс Костромской области квалифицированными кадрами.
При этом фактически после окончания заведений с начальным и средним профессиональным образованием на стройку по разным специальностям идет работать только 60 процентов молодых специалистов, 17 процентов призывается в армию, продолжают обучение в ВУЗах 3 процента, свободное трудоустройство у 20 процентов выпускников. Таким образом, складывается ситуация, когда количества специалистов рабочих строительных специальностей, выпускаемых региональными учебными заведениями, недостаточно для удовлетворения потребности в кадрах, предъявляемой организациями строительного комплекса области.
В настоящее время в связи с развитием монолитного строительства требуются профессиональные бетонщики, арматурщики, опалубщики, владеющие современными методами работы. Существует потребность в электро- и газосварщиках; не хватает механизаторов, в том числе крановщиков.
Острая потребность существует и в узких специалистах - геодезистах, конструкторах и проектировщиках инженерных коммуникаций (отопления, вентиляции, кондиционирования, электрического освещения и слаботочных систем), которых региональные учебные заведения выпускают в недостаточном количестве.
Вместе с тем, в строительной отрасли недостает высокопрофессиональных, хорошо подготовленных кадров в управлении строительством и в сфере девелопмента. Отсутствие института девелоперов, необходимого количества грамотных управленцев зачастую приводит к стратегическим просчетам в экономике и менеджменте организаций, что, в свою очередь, приводит их на порог финансово нестабильной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.