Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз её развития
9. Разработка Подпрограммы обусловлена необходимостью повышения уровня доступности жилья и сохранения существующих и привлечение дополнительных трудовых ресурсов на территорию области.
10. В настоящее время жилищный вопрос является серьезной проблемой для большинства российских семей. Около 60 процентов семей не удовлетворены своими жилищными условиями, при этом около 70 процентов граждан с учетом уровня доходов не могут приобрести жилье в собственность даже с использованием современных механизмов ипотечного кредитования. Объемы строительства государственного и муниципального жилищного фонда в целях предоставления по договору социального найма установленным законодательством категориям граждан явно недостаточны.
Таким образом, существующие инструменты государственной жилищной политики не позволяют в полной мере решить проблему жилищного обеспечения граждан, в связи с чем одним из основных приоритетов политики становится развитие различных форм удовлетворения жилищных потребностей граждан и строительства различных типов жилья в зависимости от доходов, стадии жизненного цикла и места проживания семей, а также с учетом перспектив социально-экономического развития регионов, городов и других поселений. В рамках данного приоритета одним из основных направлений является развитие наемного (арендного) жилья в целях повышения мобильности населения, доступности жилья для граждан, доходы которых не позволяют им приобрести жилье в собственность за счет собственных и заемных средств. Арендное жилье будет доступно населению на праве постоянного проживания. Условие проживания - ежемесячная выплата арендодателям фиксированной суммы. Расширение рынка арендного жилья может положительно сказаться на решении проблемы доступности жилья, увеличит налоговые поступления в бюджет.
11. Жилищный фонд Костромской области по состоянию на 1 января 2013 года составляет 16933,4 тыс. квадратных метров, из них 14393,4 тыс. квадратных метров (85,3 процента) находятся в частной собственности, 13614,5 тыс. квадратных метров (80,4 процентов) находятся в собственности граждан. Таким образом, частный жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, который может быть ими использован для сдачи в аренду, составляет 705,3 тыс. квадратных метров (4,2 процента от общей площади жилищного фонда). Эти данные свидетельствуют об отсутствии цивилизованного рынка арендного жилья.
12. Перед администрацией Костромской области в числе первоочередных стоят задачи повышения обеспечения граждан качественным благоустроенным жильём и качественными комфортными условиями проживания.
На 1 января 2013 года 19 193 семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Из них к категориям граждан, имеющим право на участие в социальных программах, относятся 5528 семей (28,8 процентов), 13665 семей (71,2 процента от общего числа нуждающихся) не имеют возможности улучшения жилищных условий по государственным программам.
Для решения поставленных задач областью приняты и реализуются жилищные программы, однако важнейшей проблемой остаётся предоставление жилья в социальный наём малоимущим гражданам, срок ожидания предоставления составляет около 20 лет.
Потенциальными потребителями услуг по аренде жилья могут быть:
молодые семьи, не имеющие возможности и (или) желания приобретать жилье;
мобильное работающее население: менеджеры, специалисты, привлекаемые при создании новых производств;
специалисты, работающие в учреждениях социальной сферы области;
семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но не имеющие возможности участия в государственных программах, собственных средств и достаточных доходов для получения ипотечных кредитов.
13. В настоящее время существует ряд факторов, препятствующих развитию бизнеса по сдаче в аренду жилья:
1) высокий уровень рентабельности в сфере строительства жилья (30 процентов). Застройщик за 1,5 - 3 года получает полный оборот вложенных средств от реализации жилья и прибыль. При строительстве жилья для сдачи в аренду окупаемость проекта будет составлять 15 и более лет с рентабельностью (10 процентов) в 3 раза ниже, чем при продаже квартир.
2) высокая стоимость кредитных ресурсов, привлекаемых для строительства жилья. Ставка кредитования составляет около 18 процентов годовых, такие значительные средства невозможно привлекать на длительный срок.
3) отсутствие практики управления многоквартирными домами, квартиры в которых сдаются в аренду. Правовая неопределенность вопросов выселения жителей в случаях нарушения условий эксплуатации и (или) оплаты наемного жилья.
14. В условиях сохранения значительного уровня естественной убыли населения (за 2012 год - 2099 человек) и, имея режим воспроизводства, характеризующийся превышением уровня смертности над уровнем рождаемости, регион нуждается в притоке населения извне для компенсации потерь трудоспособного населения. Вместе с тем миграционная обстановка в Костромской области остается отрицательной: по данным органов статистики на протяжении последних лет отмечается миграционная убыль населения на уровне 20 человек на 10000 населения в 2011 - 2012 годах. Костромская область одна из немногих регионов ЦФО, имеющих миграционную убыль. Большинство выбывших - трудоспособное население в возрасте 17 - 40 лет - потенциальные инвесторы арендного жилья.
15. Администрацией Костромской области в рамках деятельности Совета по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата Костромской области проводится целенаправленная работа по привлечению инвестиций в экономику региона.
Перечень наиболее крупных инвестиционных проектов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень
наиболее крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Костромской области
Инвестиционный проект |
Инвестор |
Срок реализации |
Место реализации |
Количество планируемых к созданию рабочих мест |
Создание подразделения по производству 8,5 тыс. тонн полиэстеровой ленты в год |
ООО "Волга-Страп" |
2013 - 2022 годы |
г. Кострома |
40 мест |
Организация производства труб среднего диаметра |
ОАО "Газпромтрубинвест" |
2012 - 2026 годы |
г. Волгореченск |
560 мест |
Организация производства буровых установок |
ООО "НОВ-Кострома" |
2012 - 2018 годы |
г. Волгореченск |
300 мест |
Организация производства деталей цилиндропоршневой группы |
ЗАО "Костомской# завод автокомпонентов" |
2012 - 2020 годы |
г. Кострома |
620 мест |
Организация производства бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения |
ООО "Восход" |
2011 - 2020 годы |
г. Кострома |
239 мест |
Создание лесоперерабатывающего предприятия по производству пилет |
ООО "РусГран - Кострома" |
2013 - 2020 годы |
Галичский муниципальный район |
40 мест |
Строительство завода по производству итальянских сыров |
ООО "Фромаджерия" |
2013 - 2019 годы |
г. Волгореченск |
22 места |
Организация цементного производства |
ОАО "Московский индустриальный банк" (соглашение о намерениях) |
2014 - 2020 годы |
Солигалический муниципальный район |
800 мест |
Ввиду роста производства предприятия заинтересованы в развитии рынка арендного жилья, так как это снимет большую часть проблем, связанных с обеспечением работников компании доступным жильем и созданием благоприятных условий для жизни.
В то же время опрос инвесторов, экспертов, представителей бизнеса свидетельствует о возможности возникновения острой проблемы по обеспечению новых производств высококвалифицированными кадрами.
Источниками комплектования новых производств высококвалифицированными специалистами могут быть специалисты, привлеченные из других регионов, молодые специалисты, проживающие на территории Костромской области, а также участники государственной подпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
16. Необходимость развития рынка арендного жилья в Костромской области обусловлена следующими факторами:
значительная часть населения не имеет возможности приобрести жилье в собственность;
современная экономическая модель стимулирует высокую мобильность населения;
развитие экономики предполагает постоянный приток трудовой миграции (дефицитных высококвалифицированных специалистов) в Костромскую область;
сложившийся на сегодня рынок арендного жилья в значительной степени не соответствует потребностям государства, бизнеса и населения в данном сегменте жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.