Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз её развития
10. Разработка Подпрограммы обусловлена необходимостью поддержки отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья.
По данным Костромастата, на конец 2012 года число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 19193 семьи, из них:
11662 семьи или 61 процент от общего количества очередников состоят в очереди на получение жилья 10 и более лет;
3545 семей или 18,5 процентов от общего количества очередников проживают в коммунальных квартирах;
177 семей или 0,9 процентов от общего количества очередников проживают в общежитиях;
1000 семей или 5,2 процента от общего количества очередников проживают в ветхом и аварийном жилфонде.
11. Ежегодное количество семей, улучшающих жилищные условия за счет государственной поддержки в 2011 году составило 1462 семьи (7,7% от числа очередников), в 2012 году - 1178 семей (6,1% от числа очередников).
Анализ форм приобретения жилья в 2012 году показал, что 58,4 процента семей из указанного выше числа приобрели жилье в рамках жилищных программ и мероприятий, реализуемых в Костромской области, 41,6 процента по социальному найму и 4 процента в рамках ипотечного кредитования. Только 18,8 процентов семей приобрели жилье на первичном рынке.
Значительные объемы поддержки на обеспечение жильем граждан, перед которыми в соответствии с законодательством есть обязательства Российской Федерации, выделялись из федерального бюджета по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан" федерльной# целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
За 2011 - 2013 годы за счет средств федерального бюджета улучшили жилищные условия 954 семей, в том числе:
747 ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны";
88 ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
30 граждан, уволенных с военной службы;
реализовано 89 государственных жилищных сертификатов.
При этом на конец 2013 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях будет состоять 1258 граждан.
12. Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важным направлением жилищной политики администрации Костромской области.
В 2012 году по категории "молодая семья" состояло на учете 1554 семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" в составе федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В целях реализации подпрограммы в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 19 апреля 2011 года N 125-а утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2013 годы".
В 2011 - 2013 годах за счет всех источников финансирования подпрограммы улучшили жилищные условия 303 семьи-участников программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2013 годы".
Таким образом, существующие механизмы обеспечивают доступ к мерам государственной поддержки лишь небольшой части молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
13. Существенную поддержку в улучшении жилищных условий семей оказывает реализация Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области за период с 1 января 2010 года по 1 января 2013 года в Костромской области количество выданных государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал составило 10 371 и увеличилось с 3506 в 2010 году до 3700 в 2012 году. Существенная часть средств направлена на улучшение жилищных условий.
Таблица 1
Информация
о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (перечисленные средства)
Годы |
В случае их использования для погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам, включая ипотечные, на приобретение (строительство) жилого помещения |
Улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств (покупка у физических лиц, индивидуальное строительство (реконструкция) без привлечения строительной организации и компенсация) |
||
количество |
сумма (руб.) |
количество |
сумма (руб.) |
|
2010 |
853 |
261 648 856,40 |
313 |
95 399 515,32 |
2011 |
1300 |
416 101 781,64 |
1331 |
395 719 804,10 |
2012 |
1526 |
539 096 573,57 |
1633 |
497 296 582,11 |
14. Анализ состояния жилого фонда показывает высокую степень его износа.
По состоянию на 1 января 2013 года площадь ветхого и аварийного жилья в Костромской области составляет 617,7 тыс. кв. метров жилья или 3,6 процентов от всего жилищного фонда области.
В соответствии с региональными адресными программами переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2008 - 2011 годов переселено 2 047 человек из 846 помещений площадью 31,8 тыс. кв м., снесено 197 аварийных дома.
Общий объем финансовых затрат на реализацию мероприятий составил 898,9 млн. рублей.
В рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Костромской области на 2011 - 2012 годы" предусмотрено переселить 636 человек из 240 жилых помещений, площадью 9 тысяч квадратных метров, снести 45 аварийных многоквартирных дома. Общая сумма предусмотренных программой средств составляет 260,0 млн. руб., в том числе средства Фонда - 177,3 млн. руб., средства областного бюджета - 60,8 млн. руб., дополнительное финансирование - 21,9 млн. руб. (средства местного бюджета - 13 млн. руб., средства области 8,9 млн. рублей - участие в дополнительном софинансировании затрат на строительство энергоэффективного дома в г. Костроме).
В настоящее время завершено строительство всех 9 МКД: 4-х домов в г. Костроме; 2-х домов в г. Мантурово; 1 дома в г. Шарье, 2-х домов в Буе. Основные мероприятия реализации программы завершены, в настоящее время не переселены 4 человека (1 помещение, семья Разгуляевых, проживают Дзержинского 9, площадь 25 метров квадратных), по причине возникновения судебных споров в городском округе город Кострома.
В рамках региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2012 года планируется переселить 268 человек из 115 жилых помещений, площадью 4,1 тысяч квадратных метров, снести 26 аварийных многоквартирных дома.
В настоящее время завершено строительство всех 10 МКД: 3-х домов в г. Галич; 1-го дома в г. Мантурово; 2-х домов в г. Шарье, 3-х домов в Буе, 1-го дома в Костромском муниципальном районе.
По состоянию на 1 декабря 2013 года в городском округе город Галич переселено 33 человека из 18 помещений, снесено 7 аварийных домов, в городском округе город Шарья переселено 38 человек из 16 помещений, в г. Буй переселено 80 человек из 31 помещения, г. Мантурово, а также Костромском муниципальном районе ведется переселение жителей и оформление документов (договоров социального найма и свидетельств на право собственности).
В настоящее время в сводном реестре аварийных домов числится 539 строений общей площадью 81,87 тысяч квадратных метров. Мероприятия по расселению граждан, проживающих в аварийных жилых домах планируется продолжить.
15. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа является одной из острых проблем в Костромской области.
В 2012 году на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в областном бюджете предусмотрено 34223,9 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета 18 152,5 тыс. рублей).
На указанные денежные средства приобретено 37 жилых помещений (в 2011 году - 66 жилых помещений). Кроме того, по инвестиционной программе дополнительно выделено 10 квартир.
С 1 января 2013 года в связи изменением законодательства расширился круг лиц, которые будут иметь право на включение в список нуждающихся.
На 1 октября 2013 года в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, состоит 734 человека, из которых основания на предоставление жилья наступили у 443.
16. Важной проблемой является предоставление жилья в социальный наем малоимущим гражданам. Обязательства по предоставлению жилья социального использования по состоянию на конец 2012 года имеются перед 13,7 тыс. граждан. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления в социальный наем.
17. Анализ современного состояния жилищной сферы показывает, что преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами и вне рамок государственной жилищной политики остаются группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья.
18. С учетом сложившегося на конец 2012 года количества граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, потребность в строительстве социального жилья составляет 998,7 тысяч квадратных метров жилья.
Потребность в строительстве жилья для граждан Костромской области, состоящих в списках нуждающихся в жилых помещениях, представлена в приложении N 1 к настоящей Подпрограмме.
За счет бюджетных средств финансируется строительство жилья только для отдельных категорий граждан, установленных федеральным и областным законодательством, - это дети-сироты, многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, уволенные с военной службы, и т.д. С учетом количества граждан указанных категорий, включенных в те или иные федеральные и областные программы и мероприятия, за счет бюджетных средств может быть профинансировано строительство 312,12 тысяч квадратных метров жилья. Расчетные данные по формированию спроса на строительство жилья в Костромской области в 2014 - 2020 годах представлены в приложении N 2 к настоящей Подпрограмме.
19. Объединение мер государственной поддержки граждан в улучшении жилищных условий в рамках Подпрограммы позволит в долгосрочной перспективе перейти к:
созданию электронной системы формирования государственного заказа в целях координации государственного спроса и предложений по строительству жилья экономического класса на территориях муниципальных образований Костромской области;
передаче специализированной организации (единому оператору) функций по организации размещения государственного заказа на приобретение (самостоятельное строительство) от лица всех государственных заказчиков жилых помещений, расположенных на территории одного муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.