Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния сферы образования и государственной молодежной политики Костромской области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
11. Государственная программа Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы" представляет систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, а также инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации полномочий департамента образования и науки Костромской области достижение приоритетов и целей региональной государственной политики в сфере образования.
12. Программа сформирована во взаимосвязи с Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 702-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы".
Программа является организационной основой государственной политики администрации Костромской области в сфере образования и молодежной политики.
13. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года стратегическими целями развития Костромской области являются повышение уровня благосостояния и качества жизни жителей области и выстраивание конкурентоспособной модели экономики области. Для достижения стратегических целей развития отрасль образования призвана обеспечить высокое качество и доступность предоставляемых услуг с учетом тенденций постиндустриального развития общества, а также долгосрочных потребностей экономики в кадрах специалистов и квалифицированных рабочих.
14. Факторами, обеспечивающими соответствие системы образования требованиям инновационного развития региона, являются:
наличие актуальной нормативной правовой базы в сфере образования региона;
оптимальная сеть образовательных организаций, обеспечивающая доступность образования на всех уровнях;
опыт использования в управлении образованием программно-целевых и проектных методов, механизмов нормативно-бюджетного финансирования, государственно-общественного управления; независимой оценки качества образования;
сложившаяся система государственной поддержки образовательных организаций и педагогических работников, демонстрирующих инновационные образовательные практики.
15. Система образования Костромской области представлена развитой сетью из 786 организаций дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе 705 организаций - в сфере образования. В регионе обеспечено стабильное функционирование системы образования, обеспечивающей доступность образовательных услуг на разных уровнях образования, и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
16. Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей оказывают демографические тенденции. В связи с ростом рождаемости в Костромской области сохраняется потребность в услугах дошкольного образования.
В 2012 году показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях в Костромской области составил 70,3 процента, в Российской Федерации - 63,7 процента.
17. Программа дошкольного образования в Костромской области реализуется в 264 дошкольных образовательных организациях (260 муниципальных организаций, 3 негосударственных организации, 1 государственная организация), а также в 162 дошкольных группах при общеобразовательных организациях, 23 группах кратковременного пребывания, 3 семейных группах.
18. С 2008 года было создано 2878 дополнительных мест для детей дошкольного возраста за счет возврата типовых зданий детских садов, оптимизации площадей образовательных организаций и инвентаризации мест, развития вариативных форм дошкольного образования. В результате показатель охвата детей услугами дошкольного образования увеличился с 67 процентов в 2008 году до 77,9 процента в 2012 году.
19. Законом Костромской области от 28 сентября 2011 года N 111-5-ЗКО "О размере компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" предусмотрены меры поддержки семей с детьми дошкольного возраста.
Размер компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях составляет на первого ребенка - 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Костромской области, на второго ребенка - 50 процентов такой платы, на третьего ребенка и последующих детей - 70 процентов такой платы.
20. Органами местного самоуправления формируется нормативная правовая база, обеспечивающая создание финансово-экономических условий создания негосударственных дошкольных организаций. Опыт использования механизмов частно-государственного партнерства для обеспечения доступности дошкольного образования показывает, что для расширения сети дошкольных образовательных организаций необходимо обеспечить привлечение инвесторов к строительству объектов образования, что позволит создать дополнительные места для детей дошкольного возраста и расширить спектр услуг негосударственного сектора.
21. В настоящее время существующие организационные формы дошкольного образования не в полной мере удовлетворяют потребности населения области, особенно в сфере раннего развития и предшкольного образования.
22. Развитие системы общего образования Костромской области осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики через реализацию целевых программ, мероприятий приоритетного национального проекта "Образование".
23. Сеть общего образования Костромской области представляют 332 дневных общеобразовательных организаций, в том числе 14 государственных, 316 муниципальных и 2 негосударственные, а также 7 вечерних (сменных) общеобразовательных школ (1 государственное и 6 муниципальных организаций).
В 2013 - 2014 учебном году контингент учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных организаций составил 62420 человек, негосударственных общеобразовательных организаций - 221 школьника. В вечерних школах обучаются 961 человек, кроме того, в 33 общеобразовательных организациях организованы классы очно-заочного обучения для 171 учащихся.
24. 71 процент дневных общеобразовательных организаций составляют сельские школы, из них 33 процента - малокомплектные. Вместе с тем, на селе обучается только 26 процентов от общего числа учеников области.
25. Система общего образования Костромской области предоставляет 18 процентам школьников образовательные услуги по основным и дополнительным общеобразовательным программам (лицеи, гимназии).
По программам профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями обучаются 46,4 процента старшеклассников области, что ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (47,67 процента). Вместе с тем, именно профильное образование, основанное на деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологиях, позволяет формировать современные образовательные компетенции школьников.
26. За последние годы проведена модернизация сети общеобразовательных организаций в сельской местности путем их интеграции. В 27 процентах сельских школ реализуются основные образовательных программы дошкольного, общего и дополнительного образования.
27. Получили развитие базовые школы, расположенные в районных центрах муниципальных образований, обеспечена транспортная доступность сельских, в том числе базовых, школ для детей из близлежащих населенных пунктов.
28. В целях создания единой информационной образовательной среды с 2006 года открыт портал "Образование Костромской области", на котором размещены сайты всех образовательных организаций, развернута система дистанционного обучения. Существенно улучшилось обеспечение школ области современным информационно-технологическим оборудованием. На 40 процентов обновилась информационно-технологическая среда общеобразовательных организаций, показатель обеспеченности школьников компьютерной техникой вырос с 16 чел. на 1 компьютер в 2010 году до 8 чел. в 2013 году.
Все школы области подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), из них 48,2 процента имеют широкополостный доступ к сети "Интернет" со скоростью не менее 2 Мб/с (в Российской Федерации - 27,43 процентов). Ограничения в скорости доступа к сети "Интернет" являются неблагоприятным фактором развития информатизации общего образования.
29. Существенно улучшилась инфраструктура общего образования, с 2011 года выделяются целевые средства из федерального и областного бюджетов на приобретение оборудования и учебников, транспортных средств, энергосбережение, капитальный, текущий ремонт и реконструкцию зданий. Это позволило увеличить показатель доли школьников, обеспеченных основными базовыми условиями обучения, с 26,4 процентов в 2010 году до 59 процентов в 2012 году (аналогичный мониторинговый показатель по Российской Федерации- 58,73 процентов).
Вместе с тем, сохраняется межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры современным требованиям. В рамках программных мероприятий необходимо целенаправленно улучшать инфраструктуру общего образования и привести ее в соответствие с современными требованиями к организации обучения школьников.
30. С 2011 года в системе общего образования региона начался поэтапный переход на новые федеральные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС). Ежегодное увеличение количества школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы, направленной на формирование в школах современной учебно-материальной базы, а также обновление фонда школьных учебников и учебно-методических пособий.
31. В соответствии с Законом Костромской области от 18 ноября 2009 года N 537-4-ЗКО "О воспитании и обучении детей-инвалидов на дому в Костромской области" в 2009 - 2012 годах в общеобразовательных организациях создана система дистанционного обучения на дому, охват детей-инвалидов дистанционными формами образования составляет 82,7 процента от общего числа детей-инвалидов, которым это показано (в Российской Федерации - более 70 процентов). В дальнейшем предстоит качественно обновить деятельность Регионального центра дистанционного образования детей-инвалидов, а также 29 базовых школ, оказывающих услуги дистанционного образования.
32. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22 июля 2011 года N 269-а "Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы формируется "безбарьерная" среда для организации совместного обучения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих отклонений в развитии. С 2011 года оборудованы 16 базовых школ (5 процентов от общего количества). До 12 процентов в 2012 году увеличилась доля общеобразовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования.
В целях дальнейшего расширения возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо продолжить работу по адаптации общеобразовательных организаций к безбарьерной среде.
33. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 10 октября 2012 года N 408-а "О региональной стратегии действий в интересах детей Костромской области на 2012 - 2017 годы" разработан план мероприятий по созданию условий для охраны и укрепления здоровья школьников, индивидуализации образовательного процесса и оказания услуг медико-психологической помощи.
34. В связи с недостаточностью мер по охвату двухразовым горячим питанием обучающихся в общеобразовательных организациях необходимо дальнейшее совершенствование организации школьного питания.
35. В соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области от 28 декабря 2010 года N 2671 "Об утверждении региональной Концепции развития одаренных детей" действует система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. Сформирован электронный банк данных "Одаренные дети Костромской области" (свыше 4 тысяч учащихся). Костромская область обеспечивает высокий процент участников школьных (массовых) этапов олимпиады - 51 процент (аналогичный показатель в Российской Федерации - 38,6 процентов).
36. Факторами дальнейшего совершенствования и развития системы выявления, поддержки и последовательного сопровождения одаренных детей являются: нормативное оформление и закрепление экономических механизмов обеспечения работы с одаренными детьми; инструктивно-методическое обеспечение.
37. Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества. В рамках региональной системы оценки качества общего образования осуществляется работа по внедрению независимых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников основной и средней (полной) школы в форме ЕГЭ и ГИА-9; проводится мониторинг качества предоставления общеобразовательных услуг.
Результаты международных исследований в области математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS), проведенных в 2011 году среди учащихся 4 классов, показали, что уровень подготовки школьников области несколько ниже общероссийского: средний балл по математике в Костромской области составляет 58 баллов, в Российской Федерации - 61; средний балл по чтению в Костромской области - 65, в Российской Федерации- 69.
По итогам международного исследования PISA, проведенного в 2012 году среди учащихся 9 классов, средние результаты тестирования старшеклассников также оказались ниже общероссийских показателей: результат по Костромской области- 43 процента выполнения теста, по Российской Федерации- 48 процентов.
38. По результатам единого государственного экзамена за 2010 - 2012 годы 39 процентов средних общеобразовательных школ продемонстрировали средние результаты по математике ниже средних результатов по региону; 37 процентов школ - по русскому языку. 26 процентов школ стабильно показывают средние результаты, как по математике, так и русскому языку, ниже средних результатов по области.
Наличие школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты, в которых образование перестает выполнять функцию социального лифта, закрепляет социальную и культурную дифференциацию, является серьезной проблемой региональной системы общего образования.
Тем самым сохраняются риски неравенства в доступе к качественному образованию в сельских территориях с малокомплектными школами, в городских округах - в школах, работающих со сложным контингентом обучающихся.
Для повышения качества общего образования необходимо обеспечить государственную поддержку общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях; а также повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях перехода на ФГОС.
39. Качество предоставления образовательных услуг напрямую зависит от кадрового потенциала системы общего образования региона.
В системе общего образования региона сохраняется возрастной и гендерный дисбаланс: высокой остается доля учителей пенсионного возраста (Костромская область - 19,3 процента, Российская Федерация - 18 процентов); доля школьных учителей в возрасте до 30 лет составляет 8,7 процентов (в Российской Федерации -12 процентов); доля педагогов-мужчин - 9,5 процентов (в Российской Федерации - более 12 процентов).
40. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также распоряжением администрации Костромской области от 28 февраля 2013 года N 42-ра "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" предусмотрено дальнейшее повышение заработной платы педагогических работников. С 2011 года обновлены подходы к аттестации педагогических кадров, внедрена модель непрерывного, персонифицированного повышения квалификации.
41. В Костромской области предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку молодых педагогов, в том числе: выплата единовременного пособия выпускникам организаций профессионального образования, приступившим к работе в сельских школах, в размере 100 тыс. рублей; грантовая поддержка молодых педагогов в рамках конкурсного отбора лучших учителей области (5 грантов в размере 50 тыс. рублей); оказание государственной поддержки молодым учителям в приобретении жилья с использованием ипотечных кредитов в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 30 августа 2012 года N 352-а "Об утверждении Порядка возмещения части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных организаций ипотечного кредита".
К 2012 году численность молодых учителей в возрасте до 30 лет за год увеличилась на 1 процент (в Российской Федерации - на 10 процентов), масштабы обновления кадрового потенциала системы общего образования очевидно недостаточны. Для обеспечения ее стабильного развития доля молодых учителей должна составлять к 2020 году не менее 24 процентов. В этой связи необходимо использовать новые подходы в кадровой политике.
42. Важнейшим инструментом региональной политики являются субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных полномочий в области общего образования. Использование механизмов бюджетного финансирования направлено на обеспечение прозрачности и открытости процедуры распределения бюджетных финансовых средств, на повышение экономической самостоятельности общеобразовательных организаций.
В настоящее время в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню самостоятельности школ (совокупный показатель доли школ, перешедших в автономный статус, размещающих публичный доклад в сети "Интернет", осуществляющих взаимодействие с родителями посредством постоянно-действующих реальных и виртуальных переговорных площадок, перешедших на электронный документооборот, электронный дневник, электронный журнал, предоставляющих некоторые образовательные услуги в электронном виде) Костромская область занимает 65 место (39,46 баллов из 100).
43. В целях преодоления неблагоприятных тенденций в сфере общего образования необходимо принятие адекватных мер в региональной образовательной политике, направленных на решение задачи обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства, на обновление кадрового ресурса системы, организацию предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде.
44. Услугами дополнительного образования в Костромской области в настоящее время пользуются 67,7 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет; в Российской Федерации- 49,1 процента. Услуги дополнительного образования детям предоставляет:
61 организация в сфере образования, в том числе 8 государственных и 53 муниципальных; в которых обучаются 44958 детей;
58 организаций в сфере культуры, в том числе 1 государственная и 57 муниципальных, с контингентом 9887 чел.;
13 организаций в сфере спорта, в том числе 4 государственных и 9 муниципальных, с контингентом 4978 чел.;
4 негосударственных организации.
За последние годы проявилась тенденция сокращения сети организаций дополнительного образования детей, при этом численность занимающихся в них учащихся сохранилась практически на прежнем уровне, а показатель охвата обучающихся услугами дополнительного образования вырос с 46 процентов в 2000 году до 72 процентов в 2012 году.
45. Система дополнительного образования обеспечивает внешкольную занятость и успешную социализацию детей, в том числе посредством создания интегрированных моделей общего и дополнительного образования в целях реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов.
46. Материальная база организаций дополнительного образования детей нуждается в существенном обновлении, здания 12 организаций дополнительного образования детей (20 процентов от общего количества) требуют капитального ремонта.
47. Современная сеть организаций профессионального образования на территории Костромской области представлена 36 профессиональными образовательными организациями, из них 29 организаций находятся в ведении департамента образования и науки Костромской области, и 4 образовательными организациями высшего образования, а также 5 филиалами образовательных организаций высшего образования (в том числе 1 - реализующий программы среднего профессионального образования - Красносельское училище художественной обработки металлов) и 7 филиалами профессиональных образовательных организаций.
Всего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования обучается 33381 студентов, в том числе: в образовательных организациях высшего образования - 19249 человек, обучающихся по 126 образовательным программам высшего образования (в т.ч. 46 направлениям подготовки бакалавриата, 13 - магистратуры и 67 специальностям); в профессиональных образовательных организациях - 14132 человека, обучающихся по 67 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена и 65 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
48. Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) реализуют две государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, подведомственные департаменту образования и науки Костромской области: ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" и ОГБОУ ДПО "Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников промышленности и жилищно-коммунального хозяйства".
Кроме того, все профессиональные образовательные организации реализуют программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы на платной основе - по договорам с юридическими и физическими лицами, по направлениям центров занятости населения. Ежегодно по всем формам обучения проходят подготовку около 7 тысяч чел. из числа различных категорий взрослого населения.
49. С 2008 года сеть областных государственных организаций профессионального образования, подведомственных департаменту образования и науки Костромской области, сократилась с 49 до 36 организаций (на 27 процентов).
Оптимизация сети проводилась в условиях передачи 8 организаций с федерального на региональный уровень подчинения без достаточных вложений в развитие их инфраструктуры, а также без учета потребностей регионального рынка труда в подготовке кадров.
50. С 2008 года число обучающихся в профессиональных образовательных организациях по программам начального профессионального образования сократилось на 23,9 процента, по программам среднего профессионального образования - на 7,5 процента. Численность студентов организаций высшего профессионального образования за последние четыре года сократилась на 13,6 процента.
51. Проблемами текущего состояния системы профессионального образования являются:
недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики области в кадрах рабочих и специалистов для установления объема и структуры приема в областные государственные организации профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
отсутствие четкого заказа со стороны работодателей на подготовку кадров, в том числе, на условиях целевой контрактной подготовки;
малоэффективные механизмы социального партнёрства, недостаточное участие работодателей в организации образовательного процесса, совершенствовании содержания профессионального образования в соответствии с требованиями производства, развитии учебно-материальной базы образовательных организаций;
трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной профессии (специальности), закрепляемость их на предприятиях области;
недостаточное взаимодействие образовательных организаций всех уровней профессионального образования в вопросах формирования системы непрерывной подготовки кадров;
несоответствующая новым федеральным государственным образовательным стандартам материально - техническая база организаций: износ основных фондов составляет 64 процента, а процент ежегодного обновления основных фондов - 14 процентов, что явно недостаточно для обеспечения реализации содержания образовательных программ и технологий образования;
недостаточное участие образовательных организаций высшего образования в инновационном развитии региона.
52. Государственная молодежная политика в Костромской области направлена на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, формирование необходимых социальных условий инновационного развития региона.
Численность молодежи Костромской области за последние 4 года снизилась до 146 730 человек, в том числе: на 01.01.2008 года - 178 273 чел., на 01.01.2009 года - 174 391 чел., на 01.01.2010 года - 152 829 чел., на 01.01.2011 года - 169 591 чел., на 01.01.2012 года - 146 730 чел., (что составляет 22 процента трудоспособного населения страны). В дальнейшем ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности российских трудовых ресурсов.
53. В настоящее время ситуация в молодежной среде характеризуется достаточно высокой социальной активностью: действуют 352 неформальные детские и молодежные общественные организации и объединения, из которых 306 - в муниципальных образованиях Костромской области.
При государственных исполнительных и законодательных органах власти региона работают Молодежное правительство Костромской области, Молодежная общественная палата при Костромской областной Думе, Совет молодых ученых и специалистов Костромской области, Координационный комитет по молодежной политике при губернаторе Костромской области, Совет детских и молодежных общественных организаций и объединений.
54. Вместе с тем, в настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества (социально экономическое положение молодежи Костромской области в целом соответствует общероссийским показателям):
снижается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами;
ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения; общая заболеваемость молодежи в возрасте до 18 лет за последние годы увеличилась на 29,4 процента;
сохраняются трудности в адаптации молодежи к современной экономической ситуации, в реализации своих профессиональных устремлений, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в Костромской области составляет 18,2 процента;
молодые люди не стремятся активно участвовать в бизнесе и предпринимательстве: доля молодых предпринимателей составляет 5,6 процента от численности молодежи Костромской области, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;
происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;
слабо развивается культура ответственного гражданского поведения; у значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления;
кадровый состав и материально-техническая база работающих с молодежью государственных организаций не соответствует современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.
55. В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.