Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в сфере профессионального образования и прогноз ее развития
1. Система профессионального образования в Костромской области представлена 40 образовательными организациями (36 профессиональных образовательных организаций, 4 организации высшего образования), а также 5 филиалами образовательных организаций высшего образования (в том числе 1 - реализующий программы среднего профессионального образования - Красносельское училище художественной обработки металлов) и 7 филиалами профессиональных образовательных организаций. 29 профессиональных образовательных организаций находится в ведении департамента образования и науки Костромской области.
В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования обучается 33381 студентов, в том числе: в образовательных организациях высшего образования - 19249 человек, обучающихся по 126 образовательным программам высшего образования (в т.ч. 46 направлениям подготовки бакалавриата, 13 - магистратуры и 67 специальностям); в профессиональных образовательных организациях - 14132 человека, обучающихся по 67 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена и 65 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
2. Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) реализуют две государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, подведомственные департаменту образования и науки Костромской области: ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" и ОГБОУ ДПО "Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников промышленности и жилищно-коммунального хозяйства".
Кроме того, все профессиональные образовательные организации реализуют программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы на платной основе - по договорам с юридическими и физическими лицами, по направлениям центров занятости населения. Ежегодно по всем формам обучения проходят подготовку около 7 тысяч чел. из числа различных категорий взрослого населения.
3. С 2008 года сеть областных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования сократилась с 49 до 36 учреждений (на 27 процентов). Оптимизация сети проводилась в условиях передачи с федерального на региональный уровень 3 учреждений начального профессионального образования (с 1 января 2010 года) и 8 учреждений среднего профессионального образования (с 1 января 2012 года). Передача образовательных учреждений осуществлялась без достаточных вложений в развитие их инфраструктуры, а также без учета потребностей регионального рынка труда в подготовке кадров.
4. Для кадрового обеспечения отраслей экономики области, формирование системы непрерывного профессионального образования созданы 10 многоуровневых, многопрофильных профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку различных категорий населения. На базе профессиональных образовательных организаций функционируют 9 ресурсных центров различной отраслевой направленности, реализуется пилотный проект по созданию многофункционального центра прикладных квалификаций (ОГБОУ СПО "Костромской техникум торговли и питания").
5. В Костромской области разработаны механизмы формирования прогноза отраслей экономики и социальной сферы в кадрах рабочих и специалистов. Прогноз формируется на 5 лет и ежегодно корректируется.
Начала меняться структура распределения бюджетных мест в профессиональных образовательных организациях в пользу приоритетных для социально-экономического развития региона профессий и специальностей, проведена оптимизация объемов и профилей подготовки кадров. В 2012 году доля лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям и специальностям, составила 74 процента. Ежегодно по заказам работодателей открывается от 4 до 10 новых профессий и специальностей. Начиная с 2012 года формирование контрольных цифр приема по программам среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе. Формируется государственное задание профессиональным образовательным организациям на подготовку рабочих кадров и специалистов.
6. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования имеют около 700 договоров о сотрудничестве и совместной деятельности с предприятиями, в том числе, 30 процентов из них включают широкий спектр взаимодействия сторон (организация практики, целевой контрактной подготовки, стажировки мастеров производственного обучения, трудоустройство выпускников). В 2012 - 2013 учебном году на основе договоров целевой контрактной подготовки обучалось 2328 человек (9 процентов от общего количества обучающихся).
7. Острые вопросы, связанные с демографической ситуацией, недостаточной информированностью выпускников школ, низким престижем рабочих профессий, привели к необходимости выделения роли системы профориентации и трудоустройства. При всех профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования созданы структурные подразделения (Центры, службы) содействия трудоустройству выпускников. Доля занятых выпускников с учетом продолживших обучение, призванных в армию, также иных видов занятости, составляет 99 процентов. По состоянию на 31 декабря 2012 года на учете в центрах занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 26 выпускников учреждений профессионального образования 2012 года (0,4 процента от выпуска).
8. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования перешли на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, построенных на компетентностном подходе. Это обусловливает необходимость обновления системы оценки результатов освоения и качества реализации образовательных программ. При этом значимым фактором развития профессионального образования становится объективная, публичная, понятная система мониторинга и контроля качества образования, включающая наряду с государственной внешнюю независимую систему оценки качества образовательных организаций, программ и результатов образования. В этой связи в Костромской области реализуются пилотные проекты по формированию региональной системы оценки качества среднего профессионального образования (ОГБОУ СПО "Костромской колледж бытового сервиса") и региональной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ (ОГБОУ СПО "Костромской торгово-экономический колледж"). Планируется развитие региональной системы сертификации профессиональных квалификаций (реализуется 5 пилотных проектов по их созданию).
9. Указанные мероприятия заложили базу для обновления системы профессионального образования Костромской области в соответствии с новыми экономическими реалиями и перспективами. Однако остаются нерешенными следующие проблемы:
1) недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики области в кадрах рабочих и специалистов и перечни востребованных профессий и специальностей, на основе которого должны формироваться объем и структура приема в областные профессиональные образовательные организации в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
2) реальный механизм формирования регионального заказа (задания) на подготовку кадров, как регулятор спроса и предложения на рынке труда выпускников, действует только для областных профессиональных образовательных организаций, для федеральных образовательных организаций высшего образования согласование объема и структуры приема носит лишь рекомендательный характер;
3) большинство работодателей не стремятся к заключению долгосрочных соглашений на целевую подготовку кадров, ограничиваются сотрудничеством в организации практики обучающихся, участием в государственной (итоговой) аттестации;
4) необходимо создание условий для активного участия работодателей в формировании и оценке качества образовательных программ, организации общественно-профессиональной аккредитации и сертификации квалификаций выпускников на основе профессиональных стандартов.
В настоящее время результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности. Попечительские и наблюдательные советы с участием работодателей в настоящее время не получили должного развития;
5) учебно-материальная база большинства профессиональных образовательных организаций отстает от требований современной экономики и не в полной мере соответствующая новым федеральным государственным образовательным стандартам: (износ основных фондов составляет 64 процента, а коэффициент ежегодного обновления основных фондов - 0,14, что явно недостаточно для обеспечения реализации содержания образовательных программ и технологий образования;
6) недостаточно результативна система профориентационной работы, обеспечивающая взаимодействие педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, работодателей, родителей. Недостаточно эффективно организована система информирования населения о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях и специальностях;
7) достаточно низок уровень взаимодействия образовательных организаций всех уровней в вопросах формирования системы непрерывной подготовки кадров;
8) подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров для системы образования недостаточно сориентированы на задачи развития региональной системы профессионального и общего образования, реализацию федеральных государственных стандартов нового поколения;
9) отсутствие четкого перспективного планирования научных работ, выполняемых в интересах области, слабое участие образовательных организаций высшего образования в инновационном развитии региона.
В целом, проблемы профессионального образования указывают на то, что существующая организация ресурсов профессионального образования недостаточно эффективна и слабо ориентирована на социально-экономическое развитие отдельных муниципальных образований и региона в целом. К настоящему времени не завершен поиск эффективной модели развития региональной системы профессионального образования Костромской области, медленно усиливается роль местных сообществ и работодателей в развитии этой системы.
10. На перспективу в прогнозируемом периоде:
1) объем и структура приема в профессиональные образовательные организации будут максимально приближены к потребностям регионального рынка труда. Не менее 80 процентов абитуриентов будут поступать на востребованные профессии и специальности. При этом как минимум 50 процентов обучающихся будут заключать договоры целевого обучения, гарантирующие прохождение практики и трудоустройство. К 2020 году удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности составит как минимум 60 процентов;
2) в общей структуре приёма в профессиональные образовательные организации будет увеличиваться доля лиц из числа взрослого населения и составит 23 - 24 процента. В этой связи опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышения профессиональной квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни. К 2020 году охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы составит не менее 55 процентов.
3) Дальнейшее развитие профессионального образования будет осуществляться в следующих направлениях:
развитие сети многоуровневых профессиональных образовательных организаций (колледжей) - центров практикоориентированного образования перспективных кластеров, актуализация содержания образования через переход на модульные профессиональные образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. При этом ведущую роль будут играть ресурсные центры профессионального образования, осуществляющие сетевое взаимодействие с однопрофильными организациями, а также многофункциональные центры прикладных квалификаций;
выстраивание системы профессионального образования через формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров на основе потребности рынка труда с учетом Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года;
интеграция образования и производства, развитие системы государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров и оценки качества образования.
11. Указанные проблемы, стоящие перед профессиональным образованием Костромской области, и векторы его дальнейшего развития требуют решения через совокупность комплексных и взаимосвязанных мероприятий подпрограммы, в том числе, ведомственной целевой программы "Развитие профессионального образования Костромской области на 2014 - 2016 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.