Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика текущего состояния сферы поддержки органов местного самоуправления, описание основных проблем и прогноз ее развития
11. По состоянию на 1 января 2014 года, в Костромской области образовано 179 муниципальных образований, в том числе:
24 муниципальных района;
6 городских округов;
12 городских поселений;
137 сельских поселений.
В 2010 - 2012 годах проведено масштабное преобразование муниципальных образований Костромской области. Всего преобразовано 187 сельских поселений в 63, в результате количество сельских поселений в регионе уменьшилось с 261 до 137, или на 53%. Ежегодно органами местного самоуправления выдвигаются инициативы о преобразовании муниципальных образований, образовании или упразднении населенных пунктов, иных изменениях административно-территориального устройства.
Основной проблемой является своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты по преобразованию муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области. В дальнейшем планируется продолжение оптимизации территориальной организации местного самоуправления, что приведет к повышению управляемости и сокращению расходов на содержание муниципальных органов.
12. В целях реализации статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Костромской области действует постановление губернатора Костромской области от 21 февраля 2006 года N 190 "Об областном конкурсе на лучшую организацию работы территориального общественного самоуправления среди муниципальных образований Костромской области и среди органов территориального общественного самоуправления Костромской области". В соответствии с данным постановлением губернатора Костромской области общий призовой фонд конкурса составляет 4 305 тыс. рублей.
В настоящее время органы ТОС имеются в каждом муниципальном образовании Костромской области. По состоянию на 1 января 2013 года, на территории Костромской области создано и успешно работает 928 органов ТОС, которые объединяют 382,4 тыс. человек.
Премии победителям перечисляются в виде субсидий, порядок предоставления которых определен постановлением администрации Костромской области от 27 октября 2009 года N 369-а "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов (городских округов) Костромской области по решению отдельных вопросов местного значения".
Администрация Костромской области оказывает органам ТОС методическую и информационную поддержку. Ежегодно в Костромской области проводятся региональные конференции органов территориального общественного самоуправления, где активисты ТОС могут встретиться с коллегами, обсудить и решить проблемы, возникшие в деятельности, обменяться опытом работы и сформировать планы дальнейшего развития.
Главными проблемами на сегодняшний день остаются привлечение наибольшего количества жителей в органы ТОС, а также образование и регистрация действующих органов ТОС в качестве юридических лиц.
По итогам реализации мероприятий подпрограммы прогнозируется повышение гражданской активности населения, в том числе путем привлечения жителей к решению вопросов местного значения и поддержке за счет средств областного бюджета местных инициатив.
13. Органами местного самоуправления всех муниципальных районов Костромской области подготовлены и утверждены муниципальные программы развития административных центров сельских поселений Костромской области. В качестве основных мероприятий указанных программ предусмотрены:
ремонт автомобильных дорог местного значения внутри населенных пунктов;
реконструкция, капитальный и косметический ремонт зданий;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры, образования, здравоохранения, органов местного самоуправления;
ремонт и реконструкция систем водоснабжения и укрепление материально-технической базы объектов жилищно-коммунального хозяйства;
благоустройство и озеленение территорий.
Реализация муниципальных программ в основном рассчитана на 5 лет - с 2011 по 2015 годы.
В целях стимулирования работы органов местного самоуправления по комплексному развитию административных центров сельских поселений Костромской области и распространения положительного опыта работы среди муниципальных образований Костромской области постановлением губернатора Костромской области от 9 сентября 2011 года N 128 утверждено положение о проведении областного конкурса на лучшую организацию работы по развитию административных центров сельских поселений Костромской области. Конкурс проводится в 2 номинациях: среди муниципальных районов и среди сельских поселений Костромской области.
Премии победителям перечисляются в виде субсидий, порядок предоставления которых определен постановлением администрации Костромской области от 21 февраля 2012 года N 74-а "О порядке предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Костромской области на реализацию муниципальных программ развития административных центров сельских поселений Костромской области".
Данный конкурс направлен на решение главной проблемы - развитие инфраструктуры административных центров сельских поселений, сохранение материально-технической базы и поддержание ее в надлежащем состоянии.
В случае продолжения оказания помощи за счет средств областного бюджета прогнозируется повышение активности органов местного самоуправления по переходу на комплексное развитие административных центров сельских поселений.
14. По состоянию на 1 января 2013 года, численность работников органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области составляет 2 042 штатные единицы, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы. Из них высшее образование имеют 77,9%, среднее специальное - 20,6%, среднее - 1,42%. Средний возраст указанных работников составляет 41 год. В составе кадров органов местного самоуправления преобладают специалисты с экономическим, педагогическим, техническим, сельскохозяйственным образованием. Анализ качественного состава кадрового потенциала органов местного самоуправления указывает на ряд проблем, которые необходимо решать незамедлительно.
Первая проблема - недостаточно высокий образовательный уровень. Если высшее образование имеют все главы муниципальных районов, городских округов и городских поселений Костромской области, то среди глав сельских поселений высшее образование только у 70%, среднее специальное более чем у 25%, среднее образование у 4%.
Вторая проблема - несоответствие образовательного уровня профилю выполняемой служебной деятельности, профессиональной компетентности. Только 5,2% работников органов местного самоуправления имеют образование по специальности "Государственное и муниципальное управление".
Третья проблема - увеличение среднего возраста работников органов местного самоуправления. Особую озабоченность вызывает возрастной состав должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих. Возраст основного состава глав муниципальных образований составляет 50 - 60 лет. Такой же возраст имеют в муниципальных районах 31,7% муниципальных служащих, в городских поселениях - 34,5%, в сельских поселениях - 50%. При этом приток молодых специалистов в органы местного самоуправления невелик. Невысокая заработная плата работников органов местного самоуправления, отсутствие в сельских поселениях благоустроенного жилья создают определенные проблемы для привлечения на работу квалифицированных специалистов, выпускников вузов.
Решение указанных проблем возможно через работу с резервом кадров органов местного самоуправления.
По итогам реализации плана мероприятий по развитию муниципальной службы в Костромской области, подготовленного в рамках реализации подпрограммы, прогнозируется повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет повышения квалификационных знаний и навыков муниципальных служащих органов местного самоуправления.
15. В связи с ограниченностью ресурсов и недостаточным кадровым обеспечением органы местного самоуправления испытывают определенные трудности при формировании нормативной базы и оперативном приведении ее в соответствие с действующим законодательством.
С целью оказания методической и правовой помощи органам местного самоуправления в администрации Костромской области на постоянной основе организована работа по разработке модельных муниципальных правовых актов и методических рекомендаций.
Ежегодно утверждаются планы разработки модельных муниципальных правовых актов и методических рекомендаций в сфере бюджетных, имущественных отношений, в области транспорта и дорожного хозяйства, по реализации административной реформы в муниципальных образованиях, по организации муниципальной службы, в сфере градостроительной деятельности, в сфере молодёжной политики, физической культуры и спорта, в области культуры, а также разъяснения и рекомендации о порядке применения нормативных правовых актов Российской Федерации и Костромской области.
Однако правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в особенности сельских поселений, по-прежнему остается на недостаточно высоком уровне. Требуется и дальнейшая методическая поддержка со стороны исполнительных органов государственной власти Костромской области.
По итогам оказания методической и консультационной помощи прогнозируется повышение правовой культуры работников органов местного самоуправления, в том числе сокращение актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты.
16. Основными причинами, сдерживающими развитие местного самоуправления в Костромской области, являются:
низкая активность граждан по участию в решении вопросов местного значения;
нехватка кадров органов местного самоуправления, недостаточно высокий профессиональный уровень;
отсутствие комплексного подхода к решению вопросов местного значения;
недостаточное правовое регулирование местного самоуправления.
17. Реализация подпрограммы позволит:
увеличить активность граждан, в том числе путем вовлечения в деятельность ТОС;
повысить образовательный уровень муниципальных служащих органов местного самоуправления;
обеспечить эффективную информационную и методическую поддержку органов местного самоуправления;
повысить уровень правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.