Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в сфере недропользования, прогноз ее развития
11. Подпрограмма разработана в целях обеспечения рационального использования недр, воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы Костромской области для удовлетворения текущих и перспективных потребностей промышленного, социального развития и экологической безопасности Костромской области.
12. На территории Костромской области выявлено и разведано 1156 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), из них 514 месторождений строительных материалов, 614 месторождений торфа и 28 - сапропеля.
13. Костромская область обеспечена разведанными запасами строительных материалов: песчано-гравийного материала - более 209,0 млн. м3; строительных песков - около 92,0 млн. м3; глин и суглинков - более 46,0 млн. м3; карбонатных пород для производства цемента с запасами 90,9 млн. тонн;
14. На учете в Костромской области находится 498 месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
из них 127 - строительных материалов, 358 - торфа, 13 - сапропеля в том числе:
суглинков и глин для производства обыкновенного кирпича - 22 месторождения с запасами 41 220,8 тыс. м3, из них 5 месторождений находятся в распределенном фонде с запасами - 8 660,6 тыс. м3;
суглинков для производства керамзита - 3 с запасами - 5 255,8 тыс. м3, из них разрабатывается 2 с запасами - 2333,8 тыс. м3;
валунно-гравийно-песчаного материала - 29 месторождений, с запасами - 212 649,7 тыс. м3, из них разрабатывается 8 с запасами - 85 290,6 тыс. м3;
песка строительного - 72 месторождения с запасами - 86 027,3 тыс. м3, из них разрабатывается 16 с запасами - 17 075,1 тыс. м3;
1 месторождение известняков для производства извести и известковой муки "Бединское" с запасами 12 145,8 тыс. м3, месторождение разрабатывается.
15. Торф. Разведанные запасы по 614 месторождениям торфа на территории области составляют 454,9 млн. тонн.
Разрабатывается четыре месторождения с запасами 8 570,7 тыс. тонн.
К наиболее перспективным месторождениям торфа на территории области относятся - 358, в промышленных границах 73,35 тыс. га, с запасами 311 205 тыс. тонн.
16. Сапропель. На территории Костромской области расположено 28 озерных месторождений сапропеля площадью 12 313,9 га с общими геологическими запасами сапропеля 303,15 млн. тонн.
17. Минерально-сырьевая база играет большую роль в социально-экономическом развитии Костромской области. Обеспечение ее рационального использования, должной охраны и воспроизводства возможно только при наличии у органов исполнительной власти Костромской области актуальной, своевременной и качественной информации о состоянии недр и их использовании.
18. Основные месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории области были выявлены в пятидесятых - семидесятых годах двадцатого века. Часть месторождений отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экологическим и экономическим причинам.
19. Прогнозируемый рост промышленного производства сопровождается неуклонным ростом добычи и потребления минерального сырья, увеличением спроса на многие виды полезных ископаемых. Это влечет за собой необходимость укрепления минерально-сырьевого комплекса региона, увеличения добычи полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях и выявления новых проявлений полезных ископаемых.
20. Современный минерально-сырьевой комплекс Костромской области может быть охарактеризован как малоэффективный, недостаточно развитый сектор экономики, значение которого как одного из базовых компонентов для социально-экономического развития территории недооценено.
21. Одним из факторов экономического развития региона должно стать развитие и рациональное использование минерально-сырьевого комплекса территории, добыча и переработка ресурсов недр.
22. Современное состояние предприятий горнодобывающего комплекса Костромской области характеризуется следующими проблемными аспектами:
1) невысокая производительность предприятий минерально-сырьевого комплекса и малые объемы выпускаемой продукции. Отсутствие в регионе предприятий минерально-сырьевого комплекса с оптимальными объемами производства 500 - 1000 и более тыс. м3/год. Только 1 предприятие области имеет годовой объем добычи в среднем около 500 тыс. м3. Большинство горнодобывающих предприятий в регионе относятся к малым и микропредприятиям;
2) высокая степень изношенности в отрасли основных фондов. На большинстве горнодобывающих предприятий износ фондов достигает 70 - 75% и более, износ оборудования еще выше;
3) технологическая отсталость и финансовая неустойчивость предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, обусловленная использованием морально устаревших технологических схем и процессов производства, за исключением единичных организаций. Предприятия отрасли не имеют достаточной обеспеченности собственными оборотными средствами, большинство из них утратили автономию и находятся в крайне нестабильном финансовом положении;
4) значительная составляющая рынка инертных материалов области привозные строительные материалы. Вместе с тем потенциальные возможности собственной минерально-сырьевой базы позволяют сократить зависимость от внешних поставок ряда видов минерального сырья;
5) неравномерное, зачастую нерациональное размещение объектов недропользования по территории области и значительная их удаленность от объектов строительства. В ряде административных районов Костромской области отсутствуют подготовленные для использования местными строительными и автодорожными предприятиями месторождения местных строительных материалов;
6) низкие темпы прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых, отсутствие работ на перспективных площадях по обнаружению месторождений полезных ископаемых за счет бюджетных средств по принципу возвратных расходов в составе разовых платежей при проведении открытых аукционов на право пользования участками недр местного значения;
7) необходимость проведения работ по ревизии и подготовке документации на получение права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые в составе Перечня участков недр местного значения. Отсутствуют документы по географическим привязкам угловых точек месторождений. Отсутствует оперативная информация по использованию земельных участков над месторождениями;
8) недостаток достоверных данных, отражающих реальное современное положение дел в пользовании недрами. Ситуация на отдельных объектах недропользования значительно изменилась, и они стали недоступны для отработки из-за застройки территории, появления на участках недр инженерных сооружений (линии электропередач, газопроводы, лесопосадки и другие объекты), по иным причинам. Актуальны работы по ревизионному обследованию месторождений нераспределенного фонда всех видов полезных ископаемых;
9) комплексным проблемным направлением является недооценка инвестиционного потенциала минерально-сырьевого комплекса Костромской области. Относительно слабая информированность потенциальных инвесторов об имеющихся ресурсах и запасах общераспространенных полезных ископаемых.
23. Важной проблемой для органов государственной власти Костромской области является выстраивание эффективной системы управления процессом недропользования на территории области. Данное направление характеризуется следующими проблемными аспектами:
1) в настоящее время в недостаточном объеме выполнены геолого-экономические оценки объектов нераспределенного фонда общераспространенных полезных ископаемых области;
2) территориальный фонд геологической информации Костромской области находится в стадии формирования, отсутствуют цифровые банки данных геологической информации, картографические и графические материалы, другие данные по месторождениям и проявлениям полезных ископаемых.
24. В целом проблемы минерально-сырьевого комплекса Костромской области носят комплексный характер. Эффективное развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы Костромской области не может быть достигнуто набором мероприятий, а требует программно-целевого подхода: взаимно увязанных последовательных действий, организации единого механизма реализации и эффективного управления этим процессом, координации действий исполнителей и полноценного финансового обеспечения контроля за эффективностью проводимых мероприятий и получением ожидаемых результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.