Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в сфере охраны окружающей среды
11. Подпрограмма разработана в целях обеспечения организации природоохранной деятельности на территории Костромской области в рамках установленных полномочий департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
12. Костромская область является одним из уникальнейших регионов России по разнообразию своего географического положения, природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, видов растительного и животного мира, качеству состояния природной среды. Уникальность природных ресурсов имеет непосредственную потенциальную ценность для настоящего и будущего всего региона, его населения.
13. Задачи, стоящие перед экономикой Костромской области, социальные процессы, происходящие на ее территории, постоянно усложняются и приобретают комплексный, взаимосвязанный характер. Оценка и исследование природных объектов и ресурсов, поиск путей оптимизации управления природопользованием и экологической безопасностью на уровне региона являются актуальными и важными проблемами.
14. Костромская область входит в число 18 субъектов Центрального федерального округа (далее - ЦФО). Общая масса выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников по ЦФО составила в 2011 году 1597,811 тыс. тонн, при этом доля Костромской области - 3,15%.
15. По вкладу в суммарные выбросы ЗВ от стационарных источников Костромская область занимает 9 позицию из 18 субъектов РФ в ЦФО.
Загрязнение атмосферного воздуха в городах области вызвано в основном выбросами загрязняющих веществ (далее - ЗВ) от автомобильного транспорта и от предприятий производства и распределения электроэнергии и теплоэнергии, от предприятий обрабатывающих производств (прежде всего, деревообработки, а также производства неметаллических минеральных продуктов) и предприятий транспорта и связи.
В совокупности предприятия электротеплоэнергетики, деревообработки, производства минпродуктов, транспорта и связи дают более 90% массы выбросов ЗВ от стационарных источников (по данным статистического наблюдения).
За последние 5 лет, по которым имеются данные (2007 - 2011 годы), вклад электротеплоэнергетики в выбросы ЗВ от стационарных источников составил в среднем 52%.
16. Второй (по вкладу в выбросы ЗВ от стационарных источников) группой экономической деятельности являются предприятия обрабатывающих производств, и среди них - предприятия по переработке древесины. Средний за 2007 - 2011 годы, вклад предприятий деревообработки составил 28,5% (минимум - 23%, максимум - 35%).
Вклад предприятий производства неметаллических минеральных продуктов в указанный период составлял около 4%.
Предприятия группы экономической деятельности транспорт и связь давали вклад около 1,5% от общей массы выбросов ЗВ от стационарных источников.
17. В последние годы численность автомобильного транспорта интенсивно увеличивается. При этом проблемы надлежащего содержания дорог, их низкой пропускной способности (не соответствующей существующему количеству автотранспорта) остаются актуальными. В целом по России относительная доля автотранспорта в общих антропогенных выбросах составляет около 40%. Для Костромской области за последние 5 лет (2007 - 2011 годы) этот показатель стабильно превышает 50%, и в 2011 году составил 52%.
18. Постоянный контроль состояния загрязненности атмосферного воздуха с определением среднесуточных концентраций ЗВ осуществляется на стационарных постах наблюдения гидрометеорологической службы (ГУ Костромской ЦГМС) в городе Костроме (4 поста) и в городе Волгореченске (1 пост).
19. В других наиболее промышленно развитых городах области контроль осуществляется передвижными пунктами региональной наблюдательной сети с определением максимально разовых концентраций ЗВ.
20. В рамках ведения гигиенического мониторинга ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" контролирует состояние воздушной среды на 8 маршрутных постах в зоне влияния промышленных предприятий и на магистралях с интенсивным движением транспорта. Лабораториями промышленных предприятий осуществляется аналитический контроль над уровнями загрязнения атмосферного воздуха в пределах санитарно-защитных зон. Ежегодно выполняется до 15 тысяч исследований атмосферного воздуха. В атмосферном воздухе определяются около 30 ЗВ, в том числе: оксиды азота, диоксид серы, сероводород, взвешенные вещества, оксид углерода, аммиак, фенол, формальдегид, бензапирен, ацетон, тяжелые металлы и др. Доля проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов в последние годы стабильно не превышает 1%.
21. Система особо охраняемых природных территорий занимает около 1,8% процента от площади региона при оптимальном для поддержания экологического баланса уровне 10 - 15%. Создание новых особо охраняемых природных территорий позволит повысить эффективность мер по охране биологического разнообразия, сохранению редких видов животных и растений, организации экологического и познавательного туризма.
22. Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Указанные территории имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
23. В период 2001 - 2008 годов на территории Костромской области был реализован проект "Развитие сети особо охраняемых природных территорий Костромской области". В работах приняли участие ученые и специалисты НИАНО "Международный институт леса", Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, ученые и студенты Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Биологического факультета Нижегородского университета, Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Координатором проекта выступил департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
24. В ходе реализации проекта, на основании материалов лесоустройства, результатов экспедиций на территории области, анализа картографического материала (ландшафтные карты области, космические снимки Landsat) проведена полная инвентаризация охраняемых территорий области и разработана научно-обоснованная схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Костромской области, представляющая в настоящее время экологический каркас области.
25. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и утверждена постановлением администрации Костромской области от 16 июня 2008 года N 172-а.
26. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации указанная Схема является элементом территориального планирования, в связи с чем, особо охраняемые природные территории регионального значения отражены на схемах территориального планирования Костромской области, муниципальных районов и сельских поселений.
27. По состоянию на 1 декабря 2012 года, природно-заповедный фонд Костромской области составляет около 300 тыс. га (6% от общей пощади области) - представлен двумя территориями федерального значения и 79 территориями регионального значения (53 заказника, 18 памятников природы и 8 туристско-рекреационных местностей) и 1 территорией местного значения. Информация о природно-заповедном фонде Костромской области приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Природно-заповедный фонд Костромской области
N п/п |
Статус |
Наименование категории ООПТ |
Количество |
Площадь, га |
1. |
Федеральный |
Заповедники |
1 |
58939,6 |
Федеральный |
Заказники |
1 |
36 176,0 |
|
2. |
Региональный |
Государственные природные заказники, в том числе: |
53 |
200 786,9 |
комплексные |
43 |
184 569,0 |
||
гидрологические |
5 |
3 219,8 |
||
ботанические |
3 |
2 343,8 |
||
зоологические |
2 |
10 654,3 |
||
Региональный |
Памятники природы |
18 |
3 979,0 |
|
Региональный |
Туристско-рекреационные местности |
9 |
5 631,9 |
|
3. |
Местный |
Территории рекреационного назначения |
1 |
23,0 |
|
Всего |
82 |
305 536,4 |
28. В целях сохранения уникальных природных объектов, на территориях заказников и памятников природы постоянно или временно запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность, если она может причинить вред природным комплексам или компонентам, то есть устанавливается режим особой охраны территории.
29. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника или памятника природы определяются положением о нем или соответствующим паспортом, утверждаемым органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
30. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий относятся к ограниченным в обороте. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
31. В целях соблюдения требований Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", особо охраняемые природные территории подлежат постановке на кадастровый учет и относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
32. Одной из функций территориальной формы охраны природных комплексов является сохранение местообитаний редких видов, нуждающихся в охране. Перечень видов, занесенных в Красную книгу, включает 280 видов живых организмов, в том числе: 86 - позвоночных животных, 38 - беспозвоночных животных, 141 - высших растений, 13 - мхов, 1 - лишайников, 1 - водорослей. В региональную Красную книгу включены 23 вида, поименованных в Списках видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе:
1) млекопитающие: обыкновенная выхухоль, европейская норка;
2) птицы: черный аист, гусь-пискулька, краснозобая казарка, сапсан, беркут, обыкновенный змееяд, белохвостый орлан, скопа, обыкновенный кулик-сорока, малая крачка, белая куропатка, филин, серый сорокопут, белая лазоревка;
3) рыбы: стерлядь, европейский хариус, обыкновенный подкаменщик;
4) насекомые: Мнемозина;
5) растения, грибы, лишайники: надбородник безлистный, неоттианте клобучковая, офрис насекомоносная, лобария легочная.
Работы над созданием Красной книги Костромской области завершены в 2009 году.
33. Значительна роль особо охраняемых природных территорий в формировании экологического мировоззрения населения, в организации образовательного процесса в школах, бережного отношения подрастающего поколения к природе. При этом большое значение должно отводиться изданию типографской продукции, содержащей информацию о природно-заповедном фонде родного края, создаваемых и функционирующих
34. Таким образом, решение вопросов, связанных с организацией природоохранной деятельности на территории Костромской области в рамках установленных полномочий департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области не может быть достигнуто набором мероприятий, и требует программно-целевого подхода: взаимно увязанных последовательных действий, организации единого механизма реализации и эффективного управления этим процессом, полноценного финансового обеспечения, контроля за эффективностью проводимых мероприятий и получением ожидаемых результатов.
35. Реализация подпрограммы будет способствовать установлению режима особой охраны на особо охраняемые природные территории, совершенствованию планомерной и целенаправленной работы по сохранению уникальных природных территорий, улучшению среды обитания редких и исчезающих растений и животных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.