Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы занятости населения, социально-трудовых отношений и охраны труда
11. В 2012 - 2013 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения и дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Костромской области.
Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2013 году стали 38,8 тыс. человек (в 2012 году - 39,2 тыс. человек), из которых 25,4 тыс. человек (в 2012 году 27,6 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. В 2013 году при содействии органов службы занятости трудоустроено 17,5 тыс. человек (в 2012 году - 18,5 тыс. человек), или 68,8% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2012 году - 67,1%).
12. В 2012 - 2013 годах была продолжена реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Костромской области, в рамках которых 151 гражданин, относящийся к категории инвалидов, был трудоустроен на оснащенные рабочие места.
13. Реализация программ содействия занятости в 2012 - 2013 годах оказала положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан в 2013 году в сравнении с 2012 годом незначительно увеличилась на 1,7% (на 295 человек) и составила 17,1 тыс. человек.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в среднем за год, снизилась на 20,9% (с 3 619 до 2 861 человека).
Количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями в органы службы занятости в 2012 - 2013 годах, составило 31,6 и 32,6 тысяч соответственно. Рост числа заявленных вакансий способствовал снижению коэффициента напряженности (отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, к числу вакантных рабочих мест).
Среднегодовое значение коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда в Костромской области снизилось в 2013 году на 0,2 пункта в сравнении с 2012 годом и составило 0,5 человек на одну заявленную в службу занятости вакансию.
14. В результате улучшения ситуации на областном рынке труда уменьшилась численность граждан, обратившихся за предоставлением услуг в центры занятости населения.
Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в поиске подходящей работы, в 2013 году составила 25,4 тыс. человек, что на 8% меньше, чем в 2012 году (27,6 тыс. человек). Из числа лиц, обратившихся в органы службы занятости в поиске подходящей работы, признаны безработными 6,7 тыс. человек (в 2012 году - 7,9 тыс. человек, на 15,6% меньше).
15. Количество работников, находящихся под угрозой увольнения, за 2013 год уменьшилось на 5,5% и составило на 1 января 2014 года - 361 человек.
Положительные тенденции на рынке труда Костромской области соответствуют общероссийским.
16. Несмотря на положительные тенденции в целом на рынке труда Костромской области существует ряд серьезных проблем:
1) сокращение численности населения трудоспособного возраста и сокращение доли трудоспособного населения в общей численности населения.
C 2008 года численность трудоспособного населения Костромской области сократилась на 11,7%, и на 1 января 2013 года составила 382,2 тыс. человек. Доля трудоспособного населения в общей численности населения уменьшилась на 4,1 процентных пункта. Согласно прогнозу социально-экономического развития области данная тенденция будет сохраняться.
Численность населения в трудоспособном возрасте не компенсируют миграционные процессы. Численность граждан, прибывших на постоянное место жительства в Костромскую область, в 2012 году на 8,4% меньше количества выбывших.
Снижение численности населения трудоспособного возраста приводит к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов, что становится существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста. Уже на сегодняшний день регион испытывает дефицит трудовых ресурсов, особенно по рабочим профессиям. На регистрируемом рынке труда спрос по рабочим профессиям в 2013 году в 1,6 раза превышает предложение;
2) территориальная несбалансированность трудовых ресурсов Костромской области.
Наблюдается недостаток трудовых ресурсов в одних муниципальных образованиях Костромской области при переизбытке в других.
Одной из причин сохранения данной дифференциации является низкая территориальная мобильность рабочей силы. Основной причиной низкой территориальной мобильности российских граждан является отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения).
Распределение производительных сил характеризуется концентрацией спроса и предложения рабочей силы, прежде всего, в крупных городах области. Значительная часть вакансий (около 70%) сосредоточена в крупных городах Костромской области с населением свыше 16 тыс. человек, в то время как рабочая сила в отдаленных от центра территориях остается невостребованной;
3) слабая диверсификация экономики муниципальных образований в Костромской области также содержит в себе ряд потенциальных угроз. При модернизации производства в доминирующих отраслях происходит неизбежное высвобождение работников, что при отсутствии секторов экономики муниципального образования, способных принять избыток рабочей силы, а также территориальной и межотраслевой мобильности рабочей силы, может привести к социальным конфликтам;
4) несоответствие профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям рынка труда.
Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.
Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей (швеи, каменщики, штукатуры, маляры, повара, пекари и др.).
Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).
17. Таким образом, дезинтеграционные процессы на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях Костромской области обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в ряде муниципальных образований Костромской области для реализации планируемых инвестиционных проектов наблюдается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной.
18. Итоги выборочных обследований населения Костромской области по проблемам занятости фиксируют разрыв между численностью безработных, определяемых в соответствии с методологией МОТ, и численностью безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. В органах службы занятости регистрируются граждане, ищущие работу и готовые приступить к ней, а по методологии МОТ учитываются все неработающие граждане.
19. Существует проблема трудоустройства граждан, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда (женщины, имеющие малолетних детей, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
20. В сфере охраны и условий труда в Костромской области, несмотря на сложившуюся в последние годы тенденцию сокращения производственного травматизма, его уровень остается значительным и превышает показатели по Центральному федеральному округу и Российской Федерации. Так, в 2012 году численность пострадавших на производстве в расчете на 1 000 работающих в Костромской области составила 2 человека, в то время как в среднем по Российской Федерации этот показатель составил 1,9 человека, по Центральному федеральному округу - 1,6 человека.
21. Серьезной проблемой для Костромской области является высокая доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которая в 2012 году составила 34,5%, в то время как в среднем по Российской Федерации этот показатель составил 31,8%, по Центральному федеральному округу - 24,0%.
Наличие рабочих мест с вредными или опасными для здоровья условиями труда отрицательно влияет на рождаемость и, соответственно, на демографическую ситуацию в регионе.
22. Ежегодно порядка 7,2 тыс. человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда. При этом резерв восполнения трудовых ресурсов в силу неблагоприятной демографической ситуации в области практически исчерпан, выбытие граждан трудоспособного возраста уже сейчас приводит к дефициту рабочей силы по ключевым для экономики области специальностям.
23. Необходимость разработки Программы на предстоящие 2015 - 2020 годы обусловлена необходимостью решения существующих проблем на рынке труда в целях его дальнейшего развития и эффективного функционирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.