Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
1. Ведомственная целевая программа "Охрана окружающей среды Костромской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) разработана в целях обеспечения организации природоохранной деятельности на территории Костромской области в рамках установленных полномочий департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
2. Костромская область является одним из уникальнейших регионов России по разнообразию своего географического положения, природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, видов растительного и животного мира, качеству состояния природной среды. Уникальность природных ресурсов имеет непосредственную потенциальную ценность для настоящего и будущего всего региона, его населения.
3. Задачи, стоящие перед экономикой Костромской области, социальные процессы, происходящие на ее территории, постоянно усложняются и приобретают комплексный, взаимосвязанный характер. Оценка и исследование природных объектов и ресурсов, поиск путей оптимизации управления природопользованием и экологической безопасностью на уровне региона являются актуальными и важными проблемами.
4. Костромская область входит в число 18 субъектов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) Российской Федерации. Общая масса выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее - ЗВ) от стационарных источников по ЦФО составила в 2011 году 1597,811 тыс. тонн, при этом доля Костромской области - 3,15%.
5. По вкладу в суммарные выбросы ЗВ от стационарных источников Костромская область занимает 9 позицию из 18 субъектов РФ в ЦФО.
Загрязнение атмосферного воздуха в городах области вызвано в основном выбросами ЗВ от автомобильного транспорта и от предприятий производства и распределения электроэнергии и теплоэнергии, от предприятий обрабатывающих производств (прежде всего, деревообработки, а также производства неметаллических минеральных продуктов) и предприятий транспорта и связи.
В совокупности предприятия электротеплоэнергетики, деревообработки, производства минпродуктов, транспорта и связи дают более 90% массы выбросов ЗВ от стационарных источников (по данным статистического наблюдения).
За последние 5 лет, по которым имеются данные (2007 - 2011 годы), вклад электротеплоэнергетики в выбросы ЗВ от стационарных источников составил в среднем 52%.
6. Второй (по вкладу в выбросы ЗВ от стационарных источников) группой экономической деятельности являются предприятия обрабатывающих производств, и среди них - предприятия по переработке древесины. Средний за последние 5 лет (2007 - 2011 годы) вклад предприятий деревообработки составил 28,5% (минимум - 23%, максимум - 35%).
Вклад предприятий производства неметаллических минеральных продуктов в указанный период составлял около 4%.
7. Предприятия группы экономической деятельности "транспорт и связь" давали вклад около 1,5% от общей массы выбросов ЗВ от стационарных источников.
8. В последние годы численность автомобильного транспорта интенсивно увеличивается. При этом проблемы надлежащего содержания дорог, их низкой пропускной способности (не соответствующей существующему количеству автотранспорта) остаются актуальными. В целом по России относительная доля автотранспорта в общих антропогенных выбросах составляет около 40%. Для Костромской области за последние 5 лет (2007 - 2011 годы) этот показатель стабильно превышает 50% и в 2011 году составил 52%.
9. Постоянный контроль состояния загрязненности атмосферного воздуха с определением среднесуточных концентраций ЗВ осуществляется на стационарных постах наблюдения гидрометеорологической службы (ГУ Костромской ЦГМС) в городе Костроме (4 поста: ул. Заволжская, ул. Индустриальная, ул. Коммунаров, пр-д Березовый) и городе Волгореченске (1 пост: ул. Пионерская).
В других наиболее промышленно развитых городах области контроль осуществляется передвижными пунктами региональной наблюдательной сети с определением максимально разовых концентраций ЗВ.
10. Преобладающими ЗВ, выбрасываемыми в атмосферный воздух на территории Костромской области, являются:
- от стационарных источников - оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, взвешенные вещества;
- от передвижных источников - оксид углерода, оксиды азота, углеводороды.
11. Оценка состояния загрязнения атмосферного воздуха на стационарных постах наблюдения осуществляется по следующим ЗВ:
- в городе Костроме - взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, фенол, формальдегид, хлор, аммиак, бензапирен, тяжелые металлы;
- в городе Волгореченске - взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, бензапирен, тяжелые металлы.
12. По результатам наблюдений за состоянием загрязнения атмосферного воздуха на стационарных постах в 2012 году получены следующие результаты:
1) в городе Костроме случаев высокого и экстремально высокого загрязнения не наблюдалось. Уровень загрязнения воздуха повышенный по значениям ИЗА 5 = 6,1 (бензапирен, фенол, формальдегид, диоксид азота и оксид углерода) и СИ = 4,5. Приоритетная примесь - бензапирен. За последние 6 лет (2007 - 2012 годы) среднее значение ИЗА 5 составило 5,3 (ни в один год не достигая 7). Средняя годовая концентрация формальдегида составила 1 ПДК; фенола - 0,7 ПДК. Средние за год концентрации диоксида азота и оксида углерода допустимых норм не превышали. По сравнению с 2011 годом уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Костроме существенно не изменился;
2) в городе Волгореченске случаев высокого и экстремально высокого загрязнения не наблюдалось. Уровень загрязнения воздуха низкий по значению ИЗА 5 = 3,0 (бензапирен, диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества и диоксид серы) и СИ = 2,8. Приоритетная примесь - бензапирен. За последние 6 лет (2007 - 2012 годы) среднее значение ИЗА 5 составило 3,7 (ни в один год не достигая 7). Средняя годовая концентрация диоксида азота, оксида углерода, взвешенных веществ и диоксида серы не превышали 1 ПДК. По сравнению с 2011 годом уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Волгореченске не изменился.
13. В рамках ведения гигиенического мониторинга ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" контролирует состояние воздушной среды на 8 маршрутных постах в зоне влияния промышленных предприятий и на магистралях с интенсивным движением транспорта. Лабораториями промышленных предприятий осуществляется аналитический контроль над уровнями загрязнения атмосферного воздуха в пределах санитарно-защитных зон. Ежегодно выполняется до 15 тысяч исследований атмосферного воздуха. В атмосферном воздухе определяются около 30 ЗВ, в том числе: оксиды азота, диоксид серы, сероводород, взвешенные вещества, оксид углерода, аммиак, фенол, формальдегид, бензапирен, ацетон, тяжелые металлы и др. Доля проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов в последние годы стабильно не превышает 1%.
14. Система особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) занимает около 1,8% процента от площади региона при оптимальном для поддержания экологического баланса уровне 10 - 15%. Создание новых особо охраняемых природных территорий позволит повысить эффективность мер по охране биологического разнообразия, сохранению редких видов животных и растений, организации экологического и познавательного туризма.
15. Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. ООПТ имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
16. В период 2001 - 2008 годов на территории Костромской области был реализован проект "Развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Костромской области". В работах приняли участие ученые и специалисты НИАНО "Международный институт леса", Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, ученые и студенты географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, биологического факультета Нижегородского университета, Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Координатором проекта выступил департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
17. В ходе реализации проекта, на основании материалов лесоустройства, результатов экспедиций на территории области, анализа картографического материала (ландшафтные карты области, космические снимки Landsat) проведена полная инвентаризация охраняемых территорий области и разработана научно-обоснованная схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Костромской области, представляющая в настоящее время экологический каркас области.
18. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и утверждена постановлением администрации Костромской области от 16.06.2008 N 172-а.
19. В соответствии с Градостроительным кодексом схема ООПТ является элементом территориального планирования, в связи с чем особо охраняемые природные территории регионального значения отражены на схемах территориального планирования Костромской области, муниципальных районов и сельских поселений.
20. По состоянию на 01.12.2012 природно-заповедный фонд Костромской области составляет около 300 тыс. га (6% от общей площади области) - представлен двумя территориями федерального значения и 79 территориями регионального значения (53 заказника, 18 памятников природы и 8 туристско-рекреационных местностей) и 1 территорией местного значения.
Таблица 1
Природно-заповедный фонд Костромской области
N п/п |
Статус |
Наименование категории ООПТ |
Количество |
Площадь, га |
1. |
Федеральный |
Заповедники |
1 |
58939,6 |
Федеральный |
Заказники |
1 |
36 176,0 |
|
2. |
Региональный |
Государственные природные заказники, в том числе: |
53 |
200 786,9 |
комплексные |
43 |
184 569,0 |
||
гидрологические |
5 |
3 219,8 |
||
ботанические |
3 |
2 343,8 |
||
зоологические |
2 |
10 654,3 |
||
Региональный |
Памятники природы |
18 |
3 979,0 |
|
Региональный |
Туристско-рекреационные местности |
9 |
5 631,9 |
|
3. |
Местный |
Территории рекреационного назначения |
1 |
23,0 |
|
ВСЕГО |
82 |
305 536,4 |
21. В целях сохранения уникальных природных объектов на территориях заказников и памятников природы постоянно или временно запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность, если она может причинить вред природным комплексам или компонентам, то есть устанавливается режим особой охраны территории.
22. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника или памятника природы определяются положением о нем или соответствующим паспортом, утверждаемым органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
23. Значительна роль ООПТ в формировании экологического мировоззрения населения, в организации образовательного процесса в школах, бережного отношения подрастающего поколения к природе. При этом большое значение должно отводиться изданию типографской продукции, содержащей информацию о природно-заповедном фонде родного края, создаваемых и функционирующих заказниках и памятниках природы, редких видах растений и животных.
24. Таким образом, решение вопросов, связанных с организацией природоохранной деятельности на территории Костромской области в рамках установленных полномочий департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области не может быть достигнуто набором мероприятий и требует программно-целевого подхода: взаимно увязанных последовательных действий, организации единого механизма реализации и эффективного управления этим процессом, полноценного финансового обеспечения, контроля за эффективностью проводимых мероприятий и получением ожидаемых результатов.
25. Реализация Программы будет способствовать установлению режима особой охраны на ООПТ, совершенствованию планомерной и целенаправленной работы по сохранению уникальных природных территорий, улучшению среды обитания редких и исчезающих растений и животных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.