Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общее описание "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Костромской области"
1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Костромской области" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
2. Численность населения Костромской области на 01 января 2012 года составляет 661 764 человека, в том числе от 0 до 17 лет - 119 253 человека.
3. Медицинская помощь населению Костромской области оказывается сетью учреждений здравоохранения в амбулаторных, стационарных, стационарозамещающих условиях, а также в условиях скорой медицинской помощи. На 01 января 2013 года сеть здравоохранения Костромской области включает в себя 67 юридических лиц, включающих в состав 38 учреждений стационарного типа, 147 амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений), 15 офисов врача общей практики, 35 врачебных амбулаторий, 330 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, 81 домовое хозяйство. Развернуты 5600 коек стационара, 1125 коек дневного стационара, 151 койка стационара на дому.
Несмотря на проводимую в течение ряда лет реструктуризацию сети, она продолжает оставаться неэффективной, ресурсоемкой, характеризующейся завышенным количеством коек круглосуточного стационара и дефицитом амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи.
4. Из всей структуры здравоохранения Костромской области 38 учреждений оказывают первичную медико-санитарную помощь. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на амбулаторном этапе, в связи с дефицитом врачебных кадров (участковых врачей, узких специалистов) и изношенной материально-технической базой остаются функционально перегруженными и недостаточно эффективными. Это связано с высокой численностью населения, прикрепленного к одному амбулаторному участку, расширением объемов работы специалистов поликлиник, невозможностью соблюдения санитарных норм.
5. В значительном количестве муниципальных образований Костромской области режим работы поликлиник центральных районных больниц определен до 16.00 часов, что обусловлено наличием специалистов в единственном числе, высоким коэффициентом совместительства и графиком движения общественного внутримуниципального транспорта. Это снижает доступность оказания медицинской помощи жителям Костромской области. Работа дежурной службы в субботние дни организована только в ряде крупных городов. В 36 учреждениях первичного звена открыты кабинеты неотложной помощи, которые не могут обеспечить полноценную работу, так как укомплектованы на 67% совместителями. Недостаточно развита организация первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики. В области работают 15 врачей общей практики при потребности в 45. Отсутствие врачебных кадров не позволяет в должной мере развить данное направление работы. До 2012 года офисы врачей общей практики не были оснащены необходимым оборудованием, предусмотренным табелем оснащения. Только в результате реализации программы модернизации здравоохранения Костромской области на 2011 - 2012 годы были приобретены 28 комплектов оборудования.
6. Отсутствуют взаимодействие и преемственность в работе отдельных подразделений первичной медико-санитарной и скорой помощи, что приводит к недостаточной эффективности работы в целом.
7. Географические особенности Костромской области (большая протяженность области с запада на восток - 420 км, низкая плотность населения - 11,4 на км2), значительный процент сельского населения (23%) обусловливают необходимость развития выездных форм работы. До 2012 года в области имелся единственный передвижной флюорограф. В 2012 году приобретены 2 мобильных диагностических комплекса (потребность - 5).
8. Недоработки амбулаторно-поликлинического звена приводят к повышению нагрузки на скорую медицинскую помощь. В области работают 1 станция скорой медицинской помощи и 25 отделений, входящих в состав больниц.
При этом специалисты скорой медицинской помощи зачастую обслуживают вызовы без должного оснащения и медикаментов. Врачебными кадрами укомплектованы учреждения скорой помощи только в 3 из 26 подразделений скорой помощи. В связи с дефицитом водителей, фельдшеров, врачей в областном центре при нормативе 27 ежедневно на линии работают 22 бригады. В ряде отделений скорой помощи нет возможности укомплектовать все бригады вторым фельдшером. Отсутствует единая диспетчерская служба. Несмотря на то что населению, проживающему на отдаленных территориях, этот вид медицинской помощи малодоступен, фактически на тысячу жителей области осуществлено 322 вызова при нормативном показателе 318 на тысячу жителей. Сельскому населению помощь в экстренных ситуациях оказывают фельдшеры фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов.
9. В настоящее время имеются разрозненные элементы реабилитационной службы и отсутствует стройная система восстановительного лечения и медицинской реабилитации, особенно на амбулаторном уровне. Неразвита патронажная служба, недостаточно активно работают "стационары на дому", что не обеспечивает преемственности в лечении между стационаром и поликлиникой. Не удовлетворяются потребности значительной части населения области в восстановительном лечении и реабилитации, особенно в неврологии.
Существующие кабинеты восстановительного лечения и реабилитации имеют недостаточную материально-техническую базу, оснащены устаревшим медицинским оборудованием.
Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы (врачей и инструкторов по лечебной физкультуре, физиотерапевтов, логопедов, нейропсихологов, медицинских психологов, трудотерапевтов, социальных работников и др.).
10. В системе оказания медицинской помощи существует дисбаланс, характеризующийся низкой доступностью медицинской помощи на амбулаторном этапе, избыточной деятельностью скорой медицинской помощи без соответствующего уровня оказания медицинской помощи, сохранением избыточного числа коек круглосуточного пребывания, необоснованно высоким уровнем госпитализации. Сеть стационаров круглосуточного пребывания на 30% представлена небольшими больничными учреждениями на 10 - 15 коек, оснащение которых не позволяет обеспечить качественное оказание медицинской помощи, выполнить стандарты. Это стационары, расположенные в небольших муниципальных образованиях. В области отсутствуют медицинские учреждения, имеющие лицензию на высокотехнологичную медицинскую помощь.
11. В ходе модернизации здравоохранения в 2011 - 2012 годах сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению Костромской области. По уровням оказания медицинской помощи населению учреждения здравоохранения Костромской области подразделяются следующим образом:
1) первый уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью (44 учреждения);
2) второй уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме (10 учреждений);
3) третий уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (13 учреждений).
12. Сформированная трехуровневая система не может функционировать эффективно в связи с отсутствием четких маршрутов движения пациентов, недооснащением небольших больничных учреждений необходимым оборудованием для выполнения стандартов, недостаточным количеством санитарного автотранспорта, который позволил бы обеспечить транспортировку пациентов в межмуниципальные и региональные центры, недостаточно эффективной службой санитарной авиации.
13. Одной из основных проблем в Костромской области является высокая, по сравнению с другими регионами и Российской Федерацией в целом, смертность населения по основным причинам смерти: болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, внешним причинам.
14. По итогам 2012 года, смертность от заболеваний системы кровообращения превышает аналогичный показатель по Российской Федерации в 2011 году на 30,3% и составляет 980 случаев на 100 тысяч населения.
До настоящего времени в Костромской области не построена эффективная система оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Только в 2012 году Костромская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, получающих средства федерального бюджета на открытие сосудистых центров, срок открытия которого в области - 2 полугодие 2013 года. К сожалению, только с 2012 года внедрена в практику работы тромболизисная терапия на станции скорой помощи г. Костромы, которая может повлиять на реальное снижение смертности от сосудистой патологии. В отделениях скорой помощи тромболизисная терапия до сих пор не используется. Отсутствует возможность выполнения рентгенэндоваскулярных вмешательств на коронарных артериях в лечении пациентов с острым коронарным синдромом, а также кардиохирургическая помощь.
15. Недостаточен уровень оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях. Показатель смертности от злокачественных новообразований в Костромской области в 2012 году превысил аналогичный показатель Российской Федерации в 2011 году на 17% и составляет 234,9 случаев на 100 тысяч жителей. Основной проблемой организации онкологической службы региона является недостаточный объем внедрения современных технологий скрининга и своевременной диагностики новообразований на ранних стадиях опухолевых процессов. Укомплектованы врачами-онкологами только 9 первичных онкологических кабинетов при потребности в 20. Требует совершенствования и материально-техническая база медицинских учреждений области, оснащение их современным оборудованием, в частности, службы лучевой терапии. Необходима организация телекоммуникационной системы, которая позволит передавать информацию в ведущие онкологические клиники для получения консультаций по диагностике и лечению онкологических пациентов региона. Практически отсутствует система организации восстановительного лечения больных онкологического профиля, в первую очередь, детей.
16. Смертность от травм и отравлений в Костромской области в 2012 году составляет 140,2 случаев на 100 тысяч населения, что на 5,7% больше аналогичного показателя по Российской Федерации в 2011 году.
17. Среди внешних причин смертности, значительно влияющих на демографическую ситуацию в Костромской области, необходимо выделить показатель смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, который по итогам 2012 года составил 14,7 случаев на 100 тысяч населения, что меньше 2011 года на 2,0%, однако превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (14,2 случаев на 100 тыс. населения).
18. Высокий показатель смертности объясняется преобладанием тяжелых дорожно-транспортных происшествий, в результате которых значительное количество пострадавших погибало на месте дорожно-транспортного происшествия до прибытия скорой медицинской помощи (65 в 2012 году). В то же время в 2012 году на 5,3% уменьшилась смертность от дорожно-транспортных происшествий пациентов, доставленных в медицинские учреждения области, за счет своевременной эвакуации больных в медицинские учреждения, оперативной работы специалистов санитарной авиации, повышения уровня оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием. Среди умерших от дорожно-транспортного происшествия в медицинских учреждениях практически все имели тяжелые черепно-мозговые травмы, сочетанные комбинированные или политравмы, не совместимые с жизнью. В 2012 году началось формирование областного травматологического центра на базе одной из городских больниц, который получил современное оборудование в рамках Программы модернизации здравоохранения Костромской области в 2011 - 2012 годах.
19. Костромская область в 2013 году включена в реализацию мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, что позволит повысить качество медицинской помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий.
20. Для Костромской области характерна недостаточная доступность специализированной медицинской помощи, особенно для сельских жителей, что, помимо проблем отрасли здравоохранения, обусловлено проблемами транспортной доступности, дороговизны билетов на внутриобластной общественный транспорт, низким уровнем социальной материальной обеспеченности большой части населения.
21. С целью реализации "Дорожной карты" планируется провести мероприятия по следующим направлениям:
1) привлечение в отрасль здравоохранения Костромской области врачебных кадров, в т.ч. путем реализации целевой программы, предусматривающей меры социальной поддержки специалистов с высшим медицинским образованием;
2) совершенствование материальной базы медицинских учреждений: проведение ремонтов, приобретение современного оборудования в соответствии с табелями оснащения, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, за счет всех источников финансирования;
3) построение эффективной трехуровневой системы организации медицинской помощи с конкретизацией маршрутов направления больных по различным профилям;
4) совершенствование медицинской помощи больным, страдающим заболеваниями, являющимися основными причинами смертности населения: открытие сосудистых центров (регионального и первичных), модернизация онкологической службы и службы оказания помощи пострадавшим от травм (развитие областного травматологического центра, получение лицензии на высокотехнологичные виды помощи);
5) развитие системы первичной медико-санитарной помощи, включающей строительство и ремонт фельдшерско-акушерских пунктов, открытие врачебных амбулаторий, организацию выездных форм работы, в первую очередь в сельскую местность, укрепление взаимодействия со стационарами, скорой медицинской помощью, создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи, совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы для проведения активных посещений к хроническим больным на дому;
6) повышение доступности специализированной медицинской помощи на межмуниципальном и региональном уровнях путем внедрения новых технологий и четкой маршрутизации потоков больных;
7) развитие профилактического направления в отрасли, включающего реализацию программы профилактики, проведение диспансеризации населения;
8) развитие реабилитации, санаторно-курортного лечения, в т.ч. в рамках действующих целевых программ;
9) продолжение реализации целевых программ, в т.ч. Программы модернизации здравоохранения Костромской области, "Развитие здравоохранения Костромской области в 2010 - 2014 годах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.