Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Важнейшая задача сельского хозяйства страны - обеспечение ее продовольственной безопасности. Основой сельскохозяйственного производства, призванного обеспечить эту безопасность, являются земли сельскохозяйственного назначения.
Земельная реформа, начавшаяся в 1991 году, установила введение в регионе, как и в России, частной собственности на землю и наделение всех жителей села землей. В ходе ее реализации были реорганизованы крупные коллективные сельскохозяйственные предприятия, а их работники и ряд других категорий жителей села получили право собственности на земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения реорганизуемых хозяйств.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" колхозы и совхозы должны были наделить членов реорганизуемых хозяйств земельными паями (долями), которые в свою очередь могли распорядиться полученными паями. Однако длительный процесс принятия Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", плохая информированность сельского населения, отсутствие должной государственной поддержки проведения земельной реформы и другие причины не позволили полностью реализовать поставленную задачу.
Через двадцать лет после начала земельной реформы в целом по России из 12 млн. собственников земельных долей, владеющих 115 млн. га сельскохозяйственных угодий, только 1,4 млн. этих собственников, владеющих 18 млн. га, прошли кадастровый учет и государственную регистрацию своих прав на землю, выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или передали их в уставные капиталы (фонды) сельскохозяйственным организациям.
На 1 января 2015 года общая площадь оформленных и зарегистрированных в Росреестре прав на земельные участки выделенных в счет земельных долей составило 167,8 тыс. га, неоформленных, то есть в земельных долях осталось 411,6 тыс. га.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области по состоянию на 1 января 2014 года площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, составляет 36,0 тыс. га, сельхозугодий 19,4 тыс. га, из них пашня занимает 15,3 тыс. га, сенокосы и пастбища - 3,8 тыс. га.
Однако значительное количество субъектов малого предпринимательства используют земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также из приобретенных или арендованных с правом выкупа земельных долей без регистрации на них права собственности. В результате отсутствия государственной регистрации складывается такая ситуация, когда ни собственник земельной доли, ни фактический пользователь земельных участков, образованных в счет земельных долей, не несут ответственности за эффективное использование земельных участков. Кроме того, немалое количество земельных долей являются невостребованными, и земельные участки, состоящие из них, вообще не используются по целевому назначению.
Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, состоящих из невостребованных земельных долей, приводит к потере значительного количества сельскохозяйственной продукции и непоступлению земельных платежей в бюджеты всех уровней.
Субъекты малых форм хозяйствования в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году произвели: 7,6% зерновых культур, 88,3% картофеля, 90,9% овощей, 32,6% мяса и 28,2% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
В 2014 году субъектами малых форм хозяйствования Костромской области произведено продукции сельского хозяйства (в фактически действующих ценах) на 11661,6 млн. руб. Удельный вес субъектов малых форм хозяйствования в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет 61,0%.
Таблица 1
Производство
продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования
Показатели |
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2014 г. к 2012 г. % |
Продукция сельского хозяйства, в том числе: |
млн. руб. |
9072,9 |
10106,9 |
11661,6 |
128,5 |
растениеводство |
млн. руб. |
5808,1 |
6802,2 |
8450,0 |
145,5 |
животноводство |
млн. руб. |
3264,8 |
3304,7 |
3211,6 |
0,98 |
Многие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем. Очень часто эти хозяйства создаются на единовременные пособия по безработице с регистрацией главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Формирование крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных финансовых затрат как на развитие производственной базы и бытовое обустройство, так и на приведение земельных отношений в соответствие с действующим законодательством.
Снижение затрат на оформление прав собственности на используемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения позволит фермерам активнее использовать земли в качестве залога при кредитовании. Земля в условиях высокой закредитованности и отсутствия залоговой базы у многих хозяйств является единственным доступным инвестиционным ресурсом.
Без решения всех перечисленных проблем крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в сфере агропромышленного комплекса не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
Оказываемая государственная поддержка, в форме предоставления субсидий на возмещение части затрат крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям в сфере агропромышленного комплекса при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области, расширить возможности использования земли в качестве залога.
Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства оформлять в собственность используемые ими земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Рассмотренные выше проблемы, с одной стороны, являются источником рисков, с другой, - обладают потенциалом для позитивного развития малых форм хозяйствования в Костромской области.
Данная Программа является программно-целевым инструментом подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 - 2020 годы" и вносит вклад в увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.