Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы
12. Система профессионального образования в Костромской области представлена 40 учреждениями (8 учреждений начального профессионального образования, 28 учреждений среднего профессионального образования, 4 учреждения высшего профессионального образования), а также 5 филиалами ВУЗов (в том числе 1 - реализующий программы среднего профессионального образования - Красносельское училище художественной обработки металлов) и 7 филиалами учреждений начального и среднего профессионального образования. 29 учреждений начального и среднего профессионального образования находится в ведении департамента образования и науки Костромской области.
В настоящее время две трети учреждений реализуют программы среднего профессионального образования.
13. В учреждениях профессионального образования обучается 33381 учащихся и студентов, в том числе: в вузах - 19249 чел. по 126 основным профессиональным образовательным программам (в т.ч. 46 направлениям подготовки бакалавриата, 13 - магистратуры и 67 специальностям), в УСПО - 12310 чел., в УНПО - 1822 чел. по 67 основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и 65 программам начального профессионального образования.
С 2008 года число обучающихся в учреждениях начального профессионального образования сократилось на 23,9%, в учреждениях среднего профессионального образования - на 7,5%. Численность студентов учреждений высшего профессионального образования за последние четыре года сократилась на 8,1%.
14. Программы дополнительного профессионального образования взрослых реализуют два государственных образовательных учреждения дополнительного профессионального образования: ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" и ОГБОУ ДПО "Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников промышленности и жилищно-коммунального хозяйства". Кроме того, все учреждения профессионального образования реализуют программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации на платной основе - по договорам с юридическими и физическими лицами, по направлениям центров занятости населения. Ежегодно по всем формам обучения проходят подготовку около 7 тысяч чел. из числа различных категорий взрослого населения.
15. С 2008 года сеть областных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, сократилась с 49 до 36 учреждений (на 27 %). Оптимизация сети проводилась в условиях передачи с федерального на региональный уровень 3 учреждений начального профессионального образования (с 1 января 2010 года) и 8 учреждений среднего профессионального образования (с 1 января 2012 года). Передача образовательных учреждений осуществлялась без достаточных вложений в развитие их инфраструктуры, а также без учета потребностей регионального рынка труда в подготовке кадров.
16. Проблемами текущего состояния системы начального и среднего профессионального являются:
1) недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики области в кадрах рабочих и специалистов и перечни востребованных профессий, на основе которого должны формироваться объем и структура приема в областные учреждения начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
2) реальный механизм формирования регионального заказа (задания) на подготовку кадров, как регулятор спроса и предложения на рынке труда выпускников, действует только для областных учреждений, для федеральных учреждений высшего профессионального образования согласование объема и структуры приема носит лишь рекомендательный характер;
3) большинство работодателей не стремятся к заключению долгосрочных соглашений на целевую подготовку кадров, ограничиваются сотрудничеством в организации практики обучающихся, участием в государственной (итоговой) аттестации;
4) необходимо создание условий для активного участия работодателей в формировании и оценке качества образовательных программ, организации общественно-профессиональной аккредитации учреждений профессионального образования и сертификации квалификаций выпускников на основе профессиональных стандартов. В настоящее время результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности. Попечительские и наблюдательные советы с участием работодателей в настоящее время не получили должного развития;
5) учебно-материальная база большинства учреждений профессионального образования отстает от требований современной экономики и не в полной мере соответствующая новым федеральным государственным образовательным стандартам: (износ основных фондов составляет 64%, а коэффициент ежегодного обновления основных фондов - 0,14, что явно недостаточно для обеспечения реализации содержания образовательных программ и технологий образования;
6) недостаточно результативна система профориентационной работы, обеспечивающая взаимодействие педагогических работников школ и профессиональных учебных заведений, работодателей, родителей. Недостаточно эффективно организована система информирования населения о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях и специальностях;
7) достаточно низок уровень взаимодействия образовательных учреждений всех уровней профессионального образования в вопросах формирования системы непрерывной подготовки кадров. Профильные учреждения системы профессионального образования, обеспечивающие кадрами приоритетные секторы экономики области (НПО, СПО, ВПО), не имеют преемственных связей по уровням образования, сопряженных программ профессиональной подготовки;
8) остро стоит вопрос повышения доступности профессионального образования для различных категорий населения, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан пожилого возраста;
9) подготовка кадров в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов требует обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию, в том числе через радикальное обновление системы практик, через вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом.
10) подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров для системы образования недостаточно сориентированы на задачи развития региональной системы профессионального и общего образования, реализацию федеральных государственных стандартов нового поколения;
11) отсутствие четкого перспективного планирования научных работ, выполняемых в интересах области, слабое участие ВУЗов в инновационном развитии региона.
17. В целом, проблемы профессионального образования указывают на то, что существующая организация ресурсов профессионального образования недостаточно эффективна и слабо ориентирована на социально-экономическое развитие отдельных муниципальных образований и региона в целом. К настоящему времени не завершен поиск эффективной модели развития региональной системы профессионального образования Костромской области, медленно усиливается роль местных сообществ и работодателей в развитии этой системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.