Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния здравоохранения Костромской области
Разработка подпрограммы обусловлена продолжающейся естественной убылью населения от предотвратимых причин, отсутствием у жителей мотивации к ведению здорового образа жизни, большой распространенностью таких факторов образа жизни, как злоупотребление алкоголем, нерациональное (нездоровое) питание, низкая физическая активность.
С 01.01.2007 по 01.01.2012 года численность население уменьшилось на 40,4 тыс. человек, что составляет 6,7% (по Российской Федерации численность выросла на 0,5%, по ЦФО выросла на 3,3%). На 01.01.2011 года численность постоянного населения составила 666,4 тыс. человек, на 01.01.2012 - 661,8 тыс. человек.
Коэффициент общей смертности в Костромской области составил в 2011 году 16,6 случаев на 1000 населения, что существенно выше аналогичного показателя в Российской Федерации - 13,5 случаев на 1000 населения.
Структура смертности населения в Костромской области сходна с таковой в Российской Федерации и по итогам 2011 года на 68% обусловлена неинфекционными заболеваниями, в первую очередь, болезнями системы кровообращения (60,7%), злокачественными новообразованиями (13,4%), внешними причинами, болезнями органов дыхания, сахарным диабетом. В структуре смертности в трудоспособном возрасте эти же заболевания играют ведущую роль.
К развитию факторов риска прогрессирования неинфекционных заболеваний, таких, как артериальная гипертония, дислипидемия, избыточная масса тела, ожирение, сахарный диабет приводят поведенческие факторы образа жизни по отдельности или в сочетании.
За 2011 году отмечается рост общей заболеваемости взрослого населения на 1,2% (с 1 234,7 на 1 тыс. жителей в 2010 году до 1 249,1 на 1 тыс. жителей в 2011 году), частично за счет роста первичной заболеваемости с 496,1 на 1 тыс. населения в 2010 году до 496,5 на 1 тысячу в 2011 (рост составил 0,2%). В структуре общей заболеваемости взрослого населения на первых ранговых местах находятся:
1 место - болезни органов системы кровообращения - 20,4%;
2 место - болезни органов дыхания - 15,6%;
3 место - болезни костно-мышечной системы - 8,8%;
4 место - болезни мочеполовой системы - 7,2%;
5 место - травмы и отравления - 7,2%.
Причины этих заболеваний лежат в деструктивно изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения. Существенным негативным фактором риска, влияющим на состояние здоровья населения, являются привычные и хронические интоксикации: наркомания, алкоголизм, табакокурение.
В 2011 году отмечается рост на 61,5% ожирения среди детей, показатель составил 12,6 на 1000 детского населения. Такая тенденция с чуть меньшей интенсивностью прослеживается и у подростков.
Продолжает оставаться напряженной ситуация по распространению наркомании и заболеваемости алкоголизмом. Из общего числа, состоящих на учете потребителей психоактивных веществ 2,3% составляют несовершеннолетние; 77,5% - мужчины, 22,5% - женщины. По сравнению с 2010 годом удельный вес женщин - потребителей психоактивных веществ вырос на 1,9%.
На 1 января 2012 года на учете с синдромом алкогольной зависимости и психическими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, состоит 15201 человек, что больше, чем на 01.01.2011 года, на 1008 человек. Из общего числа лиц, состоящих на учете, 20% составляют женщины.
На протяжении многих лет на лидирующих позиция в структуре первичной заболеваемости детей стоят заболевания органов дыхания (в 2011 году - 75,3%). Последние 3 года на втором месте у детей заболеваемость, связанная с травмами и отравлениями (в 2011 году - 4,7%), на третьем - инфекционные и паразитарные болезни (в 2011 году - 4,1%).
Первые ранговые места в структуре подростковой первичной заболеваемости, как и у детей, занимают болезни органов дыхания (60,9%), травмы и отравления (12,3%), однако большую значимость в этой возрастной группе приобретают болезни кожи и подкожной клетчатки (5,4%), занимающие в структуре 3 место, болезни мочеполовой (3,5%; 4 место в структуре), патология органов зрения (3,1%; 5 ранговое место).
Основным содержанием подпрограммы должны стать действия, направленные на сохранение здоровья, выявление и коррекцию факторов образа жизни и окружающей среды, которые увеличивают риск развития неинфекционных заболеваний у всего населения, выявление и снижение уровней факторов риска у лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, выявление лиц со скрытым течением неинфекционных заболеваний и их своевременное лечение (профилактика в рамках стратегии высокого риска), ранняя диагностика неинфекционных заболеваний и лечение людей с установленными такими заболеваниями для предупреждения прогрессирования и преждевременной смерти (вторичная профилактика неинфекционных заболеваний).
Эффективным механизмом решения задач по сохранению здоровья нации, снижению уровня смертности, увеличению продолжительности жизни людей является борьба с инфекционными болезнями.
Проводимые в последние годы масштабные социально-экономические преобразования позволили добиться значительного улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.
В 2012 году снижение инфекционной заболеваемости в Костромской области произошло по 13 нозологическим формам, по 11-ти показатели заболеваемости ниже средних по Российской Федерации. Наиболее существенное снижение отмечено по группе инфекций, управляемых средствами специфической профилактики. Этому способствовало осуществление программных мероприятий по обеспечению высокого, до 95 - 97% охвата детей профилактическими прививками.
В 2012 году в Костромской области не регистрировались случаи заболевания дифтерией, эпидемическим паротитом, в течение 2-х лет среди детского населения не выявлены случаи заболеваний вирусным гепатитом В и краснухой, не зарегистрированы случаи заболеваний острым паралитическим полиомиелитом, в т.ч. ассоциированные с вакциной.
За период 2006 - 2012 гг. в рамках реализации приоритетного национального проекта дополнительно привито против ВГВ - 300 тыс. детей, подростков, взрослых, не болевших и ранее не привитых, против краснухи - 90 тыс. детей, девушек и женщин в возрасте до 25 лет, против кори ежегодно прививается 2 - 2,5 тыс. взрослого населения в возрасте 18 - 35 лет, не болевших, не привитых ранее или привитых однократно, против гриппа детей и декретированных групп населения - 105 - 110 тыс. человек ежегодно.
Дополнительная иммунизация населения позволила добиться снижения заболеваемости ВГВ в области в 3,3 раза, краснухой с 68,4 до 0,5 на 100 тыс. населения.
Охват населения, прежде всего детей первых лет жизни, профилактическими прививками в целом по Костромской области достиг рекомендуемых критериев 95 - 97 %.
Вместе с тем, эпидемиологическая ситуация в Российской Федерации и области остается напряженной.
Аномальные природно-климатические явления, общее потепление климата, радикальные изменения глобальных тенденций в эпидемиологической ситуации, "вновь возвращающиеся старые" и "новые" инфекции, возврат "забытых" тропических болезней, коренное изменение возбудителя гриппа, возможный завоз "дикого" полиовируса (3 страны Афганистан, Пакистан, Нигерия остаются эндемичными по заболеваемости
паралитическим полиомиелитом) определяют обострение эпидемиологической обстановки.
В связи с ухудшением ситуации в зарубежных странах по кори, практически в 2 раза увеличилось число завозных случаев кори на территории Российской Федерации и требует увеличения объема противоэпидемических и профилактических мероприятий. В связи с этим программа ВОЗ по элиминации кори в Европейском регионе перенесена с 2010 года на 2015 год.
Трудовая миграция и туристические поездки способствуют глобализации распространения инфекционных заболеваний.
Совершенствование организации и повышение эффективности вакцинопрофилактики предусматривается через совершенствование эпидемиологического надзора и внедрение современных технологий в системе учета, отчетности и оценки привитости населения.
Многолетняя повседневная практика работы лечебно-профилактических учреждений области подтверждает целесообразность и жизненную необходимость постоянного неснижаемого наличия средств экстренной специфической иммунопрофилактики при возникающих тяжелых инфекционных и неотложных клинических состояниях, в т.ч. и при чрезвычайных ситуациях.
Прежде всего, это специфические иммуноглобулины, сыворотки, бактериофаги, медицинские иммунобиологические препараты для иммунизации по эпидемическим показаниям, прежде всего, среди социально незащищенных групп населения (дети, пенсионеры, неработающее население и др.).
Нестабильна ситуация по природно-очаговым инфекциям (туляремии, клещевому энцефалиту, клещевому боррелиозу, геморрагическим лихорадкам), для профилактики которых используют вакцины и специфические иммуноглобулины, не оплачиваемые из федерального бюджета.
Существующая эпидемиологическая ситуация по заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом и прогноз на ближайшую перспективу неудовлетворительные, требующие внесения корректив в планы иммунизации в сторону расширения прививаемых категорий населения и увеличения охвата прививками против клещевого энцефалита, в первую очередь детей начальных классов, с той целью, чтобы до окончания хотя бы неполной средней школы (9 классов) дети успели получить законченный курс вакцинации, состоящий из 3-х инъекций в течение года и хотя бы 1-ю ревакцинацию через 3 года однократно.
Особую тревогу вызывают инфекции с внутриклеточным паразитированием возбудителя (герпетическая, гемофильная, цитомегаловирусная, хламидийная и др. инфекции).
Регистрация случаев бешенства у диких животных создает угрозу переноса инфекции домашним животным и населению и требует проведения экстренной специфической профилактики.
С 2014 года планируется введение в календарь профилактических прививок вакцинации против пневмококковой инфекции, являющейся особенно актуальной ввиду высокой ее распространенности, тяжести течения, высокой угрозы инвалидизации и смертности, особенно у детей первых пяти лет жизни и пожилых лиц.
Обеспечение лабораторий современным оборудованием и диагностическим препаратами позволит обеспечить организацию и осуществление комплекса мер, обеспечивающих условия проведения прививок, лабораторную диагностику, изучение иммунного статуса, проведение скрининговых обследований различных групп населения, обследование больных и контактных в очагах.
Важнейшее значение среди мероприятий по эффективной и безопасной иммунизации имеет работа по обеспечению функционирования "холодовой цепи", т.е. обеспечение медицинских учреждений холодильным оборудованием для хранения и транспортировки МИБП в достаточном количестве, его исправность и своевременная замена, а также приобретение термоиндикаторов для постоянного контроля качества вакцин на этапе транспортировки, хранения и использования вакцин.
Имеются научные данные, свидетельствующие о том, что инфекционная патология приобретает важное значение в онкологии, гепатологии, сердечно-сосудистой патологии, акушерстве и гинекологии, в развитии других неинфекционных (соматических) заболеваний.
Важнейшими блоками реализации мероприятий по специфической профилактике заболеваний являются совершенствование подготовки медицинских кадров и организация систематической целенаправленной работы с населением.
Система подготовки медицинских кадров включает:
ежегодное проведение кустовых семинаров - совещаний с различными категориями медицинских работников по актуальным и неотложным вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
тематическое усовершенствование на базе Центра повышения квалификации медицинских работников;
заочно-очное обучение на центральных базах усовершенствования;
выездные циклы обучения.
Проведение разъяснительной работы среди различных социальных и профессиональных групп достигается организацией выступлений и интервью на каналах телевидения и радиовещания, опубликования статей в городских, областных и районных газетах, организацией работы телефонов "горячей линии" и "телефонов здоровья", разработкой и размещением на сайтах информационных сообщений, аналитических материалов, обзоров, пресс-релизов.
Эпидемиологическая ситуация в Костромской области, как и в целом в Российской Федерации, остается напряженной и далека от эпидемиологического благополучия по заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В эпидемиологический процесс вовлечено население трудоспособного возраста от 20 до 40 лет, которое составляет 82,1% от всех заболевших ВИЧ-инфекцией. В связи с активизацией полового пути передачи ВИЧ-инфекции в эпидемиологический процесс активно вовлекается женское население репродуктивного возраста, вследствие чего отмечается рост числа детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями. Растет количество умерших ВИЧ-инфицированных жителей Костромской области, в том числе и от ВИЧ-инфекции. В последнее время эпидемия инфекционных заболеваний всё больше затрагивает социально адаптированные слои населения, что может явиться предопределяющим фактором генерализации эпидемии в Костромской области.
Обеспечение эффективной работы в области профилактики ВИЧ-инфекции позволит улучшить эпидемиологическую обстановку в регионе, улучшить качество оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным вирусными гепатитами В и С, снизить уровень смертности.
Первичная медико-санитарная помощь населению Костромской области оказывается сетью учреждений здравоохранения в амбулаторных, стационарных, стационарозамещающих условиях, а также в условиях скорой помощи. На 01.01.2013 сеть здравоохранения включает в себя 67 юридических лиц, включающих с состав 38 учреждений стационарного типа, 147 амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений), 18 офисов врача общей практики, 35 врачебных амбулаторий, 330 ФАПов и ФП, 80 домовых хозяйств. Из всей структуры здравоохранения 44 учреждения оказывают первичную медико-санитарную помощь (Рисунок N 1).
Рисунок N 1
Учреждения первого уровня оказания медицинской помощи на территории Костромской области
Участковая сеть области состоит из 285 терапевтических участков, 201 педиатрических и 28 участков врача общей практики. Первичную врачебную медико-санитарную помощь населению оказывают 166 участковых терапевтов, 113 участковых педиатров, 13 врачей общей практики.
В 2012 году оказана первичная медико-санитарная помощь в амбулаторном звене в объеме 6 361 602 посещений на сумму 982,6 млн. рублей, в стационарах замещения в объеме 320 700 пациенто-дней на сумму 73,6 млн. рублей, в стационарах в объеме 932 350 койко-дня на сумму 1 161,5 млн. рублей.
В целях развития профилактической направленности в работе первичного звена в 28 амбулаторно-поликлинических учреждениях области организованы кабинеты медицинской профилактики, как основные структурные элементы процесса выявления факторов риска неинфекционных заболеваний у населения.
В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в медицинских организациях Костромской области созданы 36 кабинетов неотложной помощи. В 2012 году в лечебно-профилактических учреждениях оказана неотложная помощь в 137 242 случаях на сумму 18,9 млн. рублей.
Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на амбулаторном этапе, в связи с дефицитом врачебных кадров (участковых врачей, узких специалистов) и изношенной материально-технической базой остаются функционально перегруженными и недостаточно эффективными. Это связано с высокой численностью населения, прикрепленного к одному амбулаторному участку, расширением объемов работы специалистов поликлиник, невозможностью соблюдения санитарных норм.
В значительном количестве муниципальных образований режим работы поликлиник центральных районных больниц определен до 16 часов, что обусловлено наличием специалистов в единственном числе, высоким коэффициентом совместительства и графиком движения общественного внутримуниципального транспорта. Это снижает доступность оказания медицинской помощи жителям. Работа дежурной службы в субботние дни организована только в ряде крупных городов. В 36 учреждениях первичного звена открыты кабинеты неотложной помощи, которые не могут обеспечить полноценную работу, так как укомплектованы на 67% совместителями. Недостаточно развита организация первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики. В области работают 13 врачей общей практики при потребности 28. Отсутствие врачебных кадров не позволяет в должной мере развить данное направление работы. До 2012 годы офисы врачей общей практики не были оснащены необходимым оборудованием, предусмотренным табелем оснащения. Только в результате реализации программы модернизации здравоохранения в 2011 - 2012 годах были приобретены 28 комплектов оборудования.
Отсутствуют взаимодействие и преемственность в работе отдельных подразделений первичной медико-санитарной и скорой помощи, что приводит к недостаточной эффективности работы в целом.
Географические особенности Костромской области (большая протяженность области с Запада на Восток 420 км, низкая плотность населения - 11,4 на км2), значительный процент сельского населения (23%) обусловливает необходимость развития выездных форм работы. До 2012 года в области имелся единственный передвижной флюорограф. В 2012 году приобретены 2 мобильных диагностических комплекса при минимальной потребность в 5.
Материально-техническая база первичного звена имеет износ 60 - 70%, недостаточен и также с большим сроком износа парк санитарных автомобилей, находящихся на балансе учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь.
Оснащение амбулаторно-поликлинических подразделений первичного звена не позволяет выполнить стандарты лечения пациентов и порядки оказания медицинской помощи при различных заболеваниях. В значительном количестве учреждений первичного звена отсутствует оборудование для организации диспансеризации населения (аппараты для
бесконтактной тонометрии, флюорографы, маммографы, в некоторых учреждениях - биохимические анализаторы).
Фактором, влияющим на доступность медицинской помощи, является низкая укомплектованность учреждений здравоохранения врачебными кадрами. В учреждениях первичного звена имеется дефицит терапевтов участковых, педиатров участковых, врачей ОВП, эндокринологов, окулистов, отоларингологов, неврологов и др. Зачастую время ожидания планового приема врача-специалиста превышают 14 дней и доходит до 40 - 60 дней.
Снижает доступность первичной медико-санитарной помощи низкое качество внутриобластных дорог, нерегулярное автобусное сообщение между населенными пунктами муниципальных районов.
Недоработки амбулаторно-поликлинического звена приводят к повышению нагрузки на скорую медицинскую помощь. В области работают 1 станция скорой медицинской помощи и 25 отделений, входящих в состав больниц.
При этом специалисты скорой медицинской помощи зачастую обслуживают вызовы без должного оснащения и медикаментов. Врачебными кадрами укомплектованы учреждения скорой помощи только в 3 из 26 подразделений скорой помощи. В связи с дефицитом водителей, фельдшеров, врачей в областном центре при нормативе 27 ежедневно на линии работают 22 бригады. В ряде отделений скорой помощи нет возможности укомплектовать все бригады вторым фельдшером из-за отсутствия физических лиц. Отсутствует единая диспетчерская служба. Несмотря на то, что населению, проживающему на отдаленных территориях, этот вид медицинской помощи малодоступен, фактически на тысячу жителей области осуществлено 322 вызова при нормативном показателе 318 на тысячу жителей. Сельскому населению помощь в экстренных ситуациях оказывают фельдшера ФАП и ФП.
Сеть стационарных коек первичного звена на 30% представлена небольшими больничными учреждениями на 10 - 15 коек, оснащение которых не позволяет обеспечить качественное оказание медицинской помощи, выполнить стандарты. Это стационары, расположенные в небольших муниципальных образованиях.
В ходе модернизации здравоохранения в 2011 - 2012 годах сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению Костромской области. По уровням оказания медицинской помощи населению учреждения здравоохранения Костромской области подразделяются следующим образом:
1 уровень представлен учреждениями, обеспечивающими население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью (44 учреждения);
2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме (10 учреждений);
3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (13 учреждений).
Однако сформированная трехуровневая система не может функционировать эффективно в связи с отсутствием четких маршрутов движения пациентов, недооснащением небольших больничных учреждений необходимым оборудованием для выполнения стандартов, недостаточным количеством санитарного автотранспорта, который бы позволил обеспечить транспортировку пациентов в межмуниципальные и региональные центры, недостаточно эффективной службой санитарной авиации.
Для того чтобы остановить неблагоприятные тенденции - депопуляцию, высокую смертность, необходимо создание инфраструктуры, чьи функции должны быть шире, чем просто оказание медицинской помощи. Необходимо развитие профилактических методов, развитие системы специализированной подготовки кадров, поддержка медицинских учреждений и организаций, работающих в области первичной медицинской профилактики и в сфере укрепления здоровья населения.
Кроме того, проблематика формирования здорового образа жизни - это проблематика формирования мировоззрения и соответствующих принципов социального поведения. При этом побудительными мотивами к здоровому образу жизни могут стать духовность, нравственность и самодостаточность.
В свою очередь, круг общения и соответствующие жизненные приоритеты являются стержневой, принципиальной основой здорового образа жизни, основой содержательной качественной личности. Поэтому улучшение состояния здоровья населения требует межведомственного подхода к здоровью с точки зрения широкого понимания и учёта всех факторов, определяющих здоровье: образ жизни, социальное благополучие, психологический климат, физико-химические факторы окружающей среды, физическое состояние человека.
Необходимы более жёсткое и чёткое смещение акцентов от лечебных к комплексным профилактическим мероприятиям и пересмотр самого подхода к здоровью, включая участие в реализации программы организаций и учреждений, представляющих различные ведомства: образование, социальную защиту, экономику, физическую культуру, спорт, молодежную политике, средства массовой информации, объединение работодателей, общественные организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.