Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Структурные преобразования сети медицинских организаций Костромской области Текущее состояние отрасли и принятые меры по оптимизации сети здравоохранения
63. Медицинская помощь населению Костромской области оказывается 64 медицинскими учреждениями, коечная мощность которых составляет 5 362 койки круглосуточного стационара, 1 063 койки дневного стационара, в том числе 135 коек на дому.
64. С 2008 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" администрацией Костромской области проведена значительная работа по сокращению неэффективных расходов в учреждениях здравоохранения. Так, с 2008 по 2014 год сокращены в медицинских учреждениях области 3 099 коек круглосуточного пребывания с 8 469 до 5 370, 726 штатных единиц прочего персонала с 2 910 до 2 184. Работа койки при этом изменилась с 273 до 318,8 дней в году.
65. Одновременно с реструктуризацией коечного фонда происходила оптимизация сети учреждений здравоохранения, проявившаяся в объединении медицинских учреждений в одно юридическое лицо с сохранением функций по месту их территориального расположения. В результате за 6 лет количество юридических лиц в государственном здравоохранении Костромской области уменьшилось на 14 и к 2014 году составило 64 юридических лица. Это позволило сократить расходы на содержание административно-хозяйственного аппарата учреждений, повысить эффективность управления.
66. В ходе модернизации здравоохранения в 2011 - 2012 годах сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению Костромской области, основанная на медицинских округах, с концентрацией кадровых и материально-технических ресурсов в медицинских учреждениях 2 уровня (межрайонные многопрофильные больницы) и 3 уровня (специализированные учреждения), разработкой четкой маршрутизации больных по профилям. Преимущественно учреждения 3 и 2 уровня в ходе программы модернизации здравоохранения Костромской области в 2011 - 2012 году были оснащены современным дорогостоящим оборудованием.
67. С целью оптимизации структуры отрасли здравоохранения за последние годы проведена реорганизация ряда отделений одинаковых профилей в учреждениях одинакового уровня. В частности, 2 урологических отделения в городских больницах г. Костромы реорганизованы в одно на 30 коек с госпитализацией населения всего г. Костромы, 2 ревматологических отделения были реорганизованы в одно на базе ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" с наделением его полномочиями специализированного отделения 3 уровня, из 2-х травматологических отделений создан один травматологический центр 3 уровня на 60 коек на базе ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы".
Сеть государственных медицинских учреждений представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
Сеть государственных медицинских организаций в 2008 - 2014 годах
Название показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
% 2014 к 2008 |
Количество учреждений здравоохранения (юридических лиц) |
78 |
78 |
77 |
70 |
67 |
65 |
64 |
82,0 |
Количество коек круглосуточного пребывания |
8 469 |
6 943 |
5 940 |
5 678 |
5 600 |
5 379 |
5 370 |
63,4 |
Количество коек дневного пребывания, всего |
1 872 |
1 638 |
1 326 |
1 217 |
942 |
1 079 |
1 063 |
56,8 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
при поликлинике |
556 |
377 |
351 |
591 |
845 |
875 |
875 |
157,4 |
при стационаре |
1 123 |
1 111 |
892 |
581 |
69 |
69 |
53 |
4,7 |
на дому |
193 |
150 |
83 |
45 |
28 |
135 |
135 |
69,9 |
Работа койки круглосуточного пребывания |
273 |
291 |
312 |
322 |
322 |
318,8 |
- |
|
За последние годы увеличилось количество коек стационаров замещения при поликлиниках и, соответственно, объем помощи в них. Планируется дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий, в том числе за счет открытия коек дневного пребывания с одновременным предоставлением услуг социальных гостиниц.
68. В области в 2013 году открыты социальные гостиницы на базе 4-х учреждений здравоохранения (Шарьинская, Галичская окружные больницы, Парфеньевская и Межевская районные больницы), где за небольшую плату сельские жители, проходящие амбулаторное обследование или лечение в дневном стационаре, могут временно проживать, получать питание. В 2013 году услугой социальных гостиниц воспользовались 92 человека. Планируется распространение этого опыта в других муниципальных образованиях.
69. Часть функций учреждений здравоохранения уже сейчас передана на аутсорсинг. В настоящее время ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1", ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" осуществляют стирку белья силами сторонней организации, ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер", ОГБУЗ "Сусанинская районная больница" передали на аутсорсинг функцию по приготовлению пищи, охрана всех государственных бюджетных учреждений здравоохранения в течение ряда лет осуществляется лицензированными охранными предприятиями.
70. С 2013 года реализуется пилотный вариант государственно-частного партнерства на примере передачи полномочий по организации помощи пациентам нефрологического профиля и гемодиализа частному учреждению "Нефрологический экспертный совет" при сохранении государственной собственности. Благодаря вложенным частным инвестором финансовым средствам в области уже открыто отделение в г. Шарье и г. Галиче, полностью соответствующее современным европейским требованиям, в ближайшее время такое же отделение заработает и в г. Костроме. В настоящее время осуществляется анализ перспектив внедрения государственно-частного партнерства в скорой медицинской помощи и в развитии службы общей врачебной практики, лабораторной службы.
71. На сегодняшний день количество коек круглосуточного стационара практически соответствует нормативному значению. Незначительное превышение (40 коек) обусловлено необходимостью сохранения круглосуточных стационаров в небольших районных больницах, расположенных на большом расстоянии от областного центра и других медицинских организаций. Низкая плотность населения (11 чел. на 1 кв. км), большая протяженность области с запада на восток (более 600 км), низкое качество автомобильных дорог приводят к необходимости сохранения этих небольших стационаров. Кроме того, больницы в небольших муниципальных районах являются практически градообразующими предприятиями, любые изменения в которых сопровождаются широким общественным обсуждением. Сокращение коек или закрытие стационаров приведет к негативному социальному эффекту.
В 2014 году работа по оптимизации структуры отрасли продолжается. С 1 января 2014 года ОГБУЗ "Рождественская участковая больница" присоединена к ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница им. В.Ф. Каверина".
План структурных преобразований сети медицинских организаций Костромской области представлен в таблице N 2.
Таблица N 2
План структурных преобразований сети медицинских организаций Костромской области
N п/п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Мероприятия по реструктуризации и оптимизации коечного фонда | ||
1. |
Анализ основных показателей деятельности государственных учреждений здравоохранения Костромской области (работа койки, средняя длительность лечения, оборот койки) с целью принятия нормативных актов по повышению их эффективности |
Ежеквартально |
2. |
Внесение изменений в приказ департамента здравоохранения от 13 мая 2014 года N 321 "О коечной мощности государственных учреждений здравоохранения Костромской области" с учетом представленных предложений и анализа эффективности использования коечного фонда |
Май 2014 года, далее - по мере необходимости |
3. |
Анализ причин необоснованной госпитализации по данным проверок территориального фонда ОМС и результатам ведомственного контроля качества оказания медицинской помощи |
Постоянно |
4. |
Совершенствование системы ведомственного и вневедомственного контроля качества оказания медицинской помощи в части выявления случаев необоснованной госпитализации и принятия мер (наложение дисциплинарных взысканий, штрафных санкций) по их недопущению |
Постоянно |
5. |
Сохранение и развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению за счет сохранения и развития фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий |
Постоянно |
6. |
Развитие службы общей врачебной практики (укомплектование 14 учреждений первичного звена врачами общей практики) |
2014 - 2016 годы |
Развитие стационарозамещающих технологий | ||
7. |
Увеличение количества коек стационаров замещения, развитие стационаров на дому |
Постоянно |
8. |
Продолжение работы по разработке клинико-статистических групп для дневных стационаров по профилям с целью совершенствования оплаты медицинской помощи |
Постоянно |
Развитие службы неотложной медицинской помощи | ||
9. |
Укомплектование кабинетов неотложной помощи в государственных учреждениях здравоохранения средними медицинскими работниками и повышение эффективности их работы |
Постоянно |
Внедрение новых методик лечения, в том числе из списка N 1 и N 2 приказа Минздрава РФ от 10.12.2013 N 916н "О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи" | ||
10. |
Получение государственными медицинскими организациями лицензий на высокотехнологичные виды медицинской помощи по профилям: - сердечно-сосудистая хирургия, - травматология-ортопедия, - онкология, - нейрохирургия, - ревматология |
2014 год 2015 год 2014 год 2014 год 2015 год |
Иные мероприятия | ||
11. |
Расширение в области системы реабилитации, предусматривающей открытие реабилитационных коек круглосуточного стационара на базе государственных учреждений здравоохранения, лицензирование данного вида деятельности |
2014 год |
Мероприятия, направленные на снижение неэффективных расходов в сфере здравоохранения | ||
12. |
Реорганизация путем объединения ОГБУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр Костромской области" и ОГБУЗ "Центр финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения" |
1 октября 2014 года |
13. |
Реорганизация путем объединения ОГБУЗ "Спасская участковая больница" и ОГБУЗ "Мантуровская окружная больница" |
2015 год |
14. |
Реорганизация путем объединения ОГБУЗ "Гавриловская участковая больница" и ОГБУЗ "Буйская городская больница" |
2015 год |
15. |
Реорганизация путем объединения ОГБУЗ "Стоматологическая поликлиника г. Нерехты" и ОГБУЗ "Нерехтская центральная районная больница" |
2015 год |
16. |
Реорганизация путем объединения ОГБУЗ "Костромской областной кардиологический диспансер" и ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница" |
1 июля 2014 года |
17. |
Открытие филиалов скорой медицинской помощи в Заволжском районе, м/р-не Давыдовский г. Костромы |
2015 год |
18. |
Проработка вопроса об объединении 2-х эндокринологических отделений в медицинских организациях г. Костромы |
2014 год |
19. |
Перевод детского ортопедического отделения из ОГБУЗ "Костромской областной госпиталь для ветеранов войн" в ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" |
2015 год |
20. |
Продолжение работы по передаче отдельных функций учреждений здравоохранения на аутсорсинг (обеспечение питанием и мягким инвентарем, клининговые услуги) |
Постоянно |
21. |
Создание централизованных лабораторий для государственных учреждений здравоохранения |
2015 год |
|
по территориальному принципу |
|
Мероприятия по совершенствованию кадровой политики | ||
22. |
Совершенствование внедренной системы оплаты труда медицинских работников на основе эффективного контракта |
Постоянно |
Развитие выездных форм организации медицинской помощи | ||
23. |
Продолжение выездной работы медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в отдаленные населенные пункты |
Постоянно в соответствии с графиком учреждений |
24. |
Продолжение выездной работы диагностических мобильных комплексов и передвижного флюорографа |
Постоянно в соответствии с графиком учреждений |
Внедрение дистанционных цифровых телемедицинских технологий | ||
25. |
Разработка и внедрение порядка оказания телемедицинских консультаций в медицинских организациях Костромской области |
2014 год |
26. |
Продолжение работы системы транстелефонной передачи ЭКГ |
Постоянно |
27. |
Совершенствование системы электронной записи на прием к врачам |
Постоянно |
28. |
Расширение границ государственно-частного партнерства: детальная проработка вопроса о внедрении механизма государственно-частного партнерства в скорой медицинской помощи и в развитии службы общей врачебной практики |
2014 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.