Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
12. Программа ориентирована на обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования детей, соответствующего требованиям социально ориентированного развития Костромской области.
13. Сеть общего образования в Костромской области представляют 334 дневных общеобразовательных организаций, а также 8 вечерних (сменных) общеобразовательных организаций. 18% школьников Костромской области обучаются в учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии, школа с углубленным изучением иностранного языка, кадетская школа-интернат).
71% дневных общеобразовательных организаций Костромской области составляют сельские школы, из них 33% - малокомплектные. В результате оптимизации сети сельских общеобразовательных организаций в 27% школ реализуются образовательных программы дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Получили развитие базовые школы, расположенные в районных центрах муниципальных образований Костромской области, обеспечена транспортная доступность базовых школ для детей из близлежащих населенных пунктов.
За последние 2 года наблюдаются следующие тенденции:
рост контингента учащихся дневных общеобразовательных организаций на 1,8 % (1115 человек) в 2012 году.
Оптимизация сети общеобразовательных организаций проводится путем интеграции, создаются модели основной школы, реализующей программы дошкольного и дополнительного образования (19 % от общего количества школ); а также начальные школы - детские сады, (4 % от общего числа школ); базовые школы дистанционного обучения детей-инвалидов (9 %), школы - "социокультурные комплексы" (1 % от общего числа школ);
14. Все школы Костромской области подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", из них 33,85 % имеют широкополосный "Интернет" со скоростью не менее 2 Мб/с (аналогичный средний мониторинговый показатель по Российской Федерации - 27,43 %). С использованием информационного портала "Образование Костромской области" создана система дистанционного обучения.
На 40 % обновилась информационно-технологическая среда образовательных организаций, показатель обеспеченности школьников компьютерной техникой вырос с 16 человек на 1 компьютер в 2010 году до 10 человек на 1 компьютер в 2012 году.
15. Вместе с тем, улучшилась инфраструктура общего образования. С 2011 года выделяются целевые средства из федерального и областного бюджетов на приобретение оборудования и учебников, транспортных средств, энергосбережение, капитальный, текущий ремонт и реконструкцию зданий. Это позволило увеличить показатель доли школьников, обеспеченных основными базовыми условиями обучения, с 26,4;% в 2010 году до 59 % в 2012 году (аналогичный средний мониторинговый показатель по Российской Федерации - 58,73 %). Проявилась позитивная динамика значений статистического показателя "Число учреждений, имеющих все виды благоустройства": доля школ, обеспеченных базовыми условиями получения общего образования, увеличилась с 67,5% в 2011 году (в том числе, по городу - 88,5 %, по селу - 59%) до 78 % в 2012 году (в том числе, по городу - 94 %, по селу - 71,4 %). Показатель "Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями в общем количестве школьников" вырос с 41,28 % в 2011 году до 45 % в 2012 году.
16. В общеобразовательных организациях действуют современные финансово-экономические и организационно-управленческие механизмы.
17. Средняя заработная плата учителей доведена до средней заработной платы в регионе.
18. В Костромской области обеспечивается поэтапное введение новых федеральных государственных образовательных стандартов в 1 и 2 классах во всех школах; в 5 классах в 22 пилотных школах. В 2012 году показатель доли школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников увеличился с 12% до 23,4%.
19. В 5% школ создана "безбарьерная" среда для организации совместного обучения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих отклонений в развитии.
Охват детей-инвалидов дистанционными формами образования достиг 82,7 % (аналогичный средний мониторинговый показатель по Российской Федерации - более 70 %); до 12 % в 2012 году увеличилась доля общеобразовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования.
20. Услуги специального (коррекционного) образования для детей с особыми образовательными запросами предоставляют 12 областных государственных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (2,3 % от общего количества школьников Костромской области) и дети-сироты (0,33% от общего количества школьников или 8,2 % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
21. Формируется система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. Сформирован электронный банк данных "Одаренные дети Костромской области" (свыше 4 тысяч учащихся). Костромская область обеспечивает высокий процент участников школьных (массовых) этапов олимпиады - 51 % (аналогичный средний мониторинговый показатель по Российской Федерации - 38,6 %).
22. Услуги дополнительного образования детям предоставляет 61 образовательная организация, в том числе 8 государственных и 52 муниципальных; в которых обучаются 44958 детей.
Всего услугами дополнительного образования в Костромской области в настоящее время пользуются 67,7 % детей в возрасте от 5 до 18 лет (средний показатель по Российской Федерации - 49,1 %).
Система дополнительного образования Костромской области обеспечивает внешкольную занятость и социализацию детей, в том числе посредством создания интегрированных моделей общего и дополнительного образования в целях реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов.
23. Результаты анализа современного состояния образования Костромской области свидетельствуют о том, что региональная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Основная проблема, на решение которой направлены мероприятия Программы, - преодоление неравных условий доступности качественного современного образования для различных категорий граждан.
24. В системе общего образования первоочередной является проблема обеспечения качества образовательных услуг. Сегодня сохраняются риски неравенства в доступе к качественному образованию в сельских территориях с малокомплектными школами, в городских округах - в школах, работающих со сложным контингентом обучающихся.
По результатам единого государственного экзамена за 2010 - 2012 годы 26 % школ стабильно показывают средние результаты, как по математике, так и по русскому языку, что ниже средних результатов по Костромской области. Наличие сегмента школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты, в которых образование перестает выполнять функцию "социального лифта", закрепляет социальную и культурную дифференциацию, свидетельствует о необходимости принятия комплексных программных решений.
Программа нацелена на преодоление разрыва в образовательных результатах между общеобразовательными организациями - лидерами и аутсайдерами. Поддержка школ, работающих со сложным контингентом обучающихся, позволит улучшить результаты сдачи единого государственного экзамена выпускниками этих школ.
25. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
26. Необходимо повысить эффективность в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, создать систему педагогического и научно-методического сопровождения талантливых и одарённых детей.
27. Использование в образовании информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов недостаточно эффективно. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования находится в начальной стадии формирования.
28. Необходима модернизация организационно-экономических механизмов работы образовательных организаций дополнительного образования.
29. Качество предоставления образовательных услуг напрямую зависит от кадрового потенциала системы общего образования региона. В 2012 году в школы области пришли работать 97 учителей - предметников, из них 24 человека - в сельские школы Костромской области.
30. Существующие проблемы регионального образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к их решению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.