Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
24. Мероприятия подпрограммы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих развитие здравоохранения Костромской области.
25. Основное мероприятие 10. "Совершенствование системы территориального планирования Костромской области".
Финансовое обеспечение медицинской помощи осуществляется в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области, в том числе перечисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, межбюджетного трансферта из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области в рамках преимущественно одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования.
26. Мероприятие 10.1. "Перечисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
В рамках данного мероприятия осуществляется перечисление в медицинские организации области страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
27. Мероприятие 10.2. "Одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования".
Данные мероприятия предусматривают развитие амбулаторно-поликлинических подразделений, службы неотложной помощи, стационарозамещающих технологий, скорой и стационарной медицинской помощи.
28. Развитие амбулаторно-поликлинических подразделений.
29. Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи (таблица N 1):
1) Первый уровень представлен поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая: фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты; участковую терапевтическую и педиатрическую службы; врачей-специалистов; кабинет неотложной помощи; кабинет онколога; первичный кабинет нарколога; кабинет (отделение) профилактики, имеющий в составе смотровой кабинет, флюорографию, рентгенографию, электрографию; Школы здоровья, дневной стационар, лабораторную диагностику и Центры здоровья. Перечень специалистов определяется по необходимости в соответствии со структурой и уровнем заболеваемости. Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров на первом уровне позволяет значительно активизировать профилактическую работу, деятельность Центров здоровья.
2) Второй уровень представлен поликлиниками межрайонных центров, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи.
3) Третий уровень - консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах. В центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических медицинских организаций. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные медицинские организации несут организационно-методическую функцию.
30. В целях приближения медицинской помощи жителям муниципальных районов в Костромской области широко развиты выездные формы работы. Ежегодно врачами выездных бригад медицинская помощь оказывается более 30 тысячам сельских жителей.
31. Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.
Планируется увеличение доли расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе с профилактической целью.
Таблица N 1
Основные показатели оказания амбулаторно-поликлинической помощи
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество обращений по заболеванию на 1 жителя |
2,1 |
2,15 |
2,201 |
2,257 |
2,3 |
2,310 |
2,320 |
2,330 |
Количество посещений с профилактической целью на 1 жителя |
3,568 |
3,631 |
3,685 |
3,700 |
3,705 |
3,710 |
3,715 |
3,720 |
Расходы на медицинскую помощь в амбулаторных условиях (за исключением расходов на неотложную помощь), млн. рублей |
1 509,7 |
1 771,4 |
2 216,5 |
2 407,8 |
2 601,5 |
2 770,5 |
2 918,5 |
3 112,3 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, % |
27,6 |
32,2 |
32,4 |
32,6 |
33,0 |
33,2 |
33,3 |
33,3 |
32. Развитие службы неотложной медицинской помощи.
В 2010 году открыто 13 отделений неотложной помощи в муниципальных образованиях, где в 2009 году было превышено значение показателя объема скорой медицинской помощи.
С 1 января 2013 года отделения и/или кабинеты неотложной медицинской помощи открыты во всех медицинских организациях (подразделениях), оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Все отделения (кабинеты) неотложной медицинской помощи укомплектованы необходимым набором медикаментов и медицинского оборудования (наборы для терапии анафилактического шока, противосудорожного синдрома, кардиогенного шока, иммобилизационные средства).
Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 31 декабря 2010 года N 537 "Об оказании населению неотложной медицинской помощи" утвержден порядок организации работы кабинетов (отделений) неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических организациях, поликлинических подразделениях и отделениях, в которых предусмотрено обучение медицинских работников (врачей и среднего медицинского персонала), порядок передачи информации между диспетчерским пунктом медицинской организации и бригадой неотложной медицинской помощи медицинской организации, диспетчерским пунктом медицинской организации и отделениями/станциями скорой медицинской помощи.
Планируется, что объем посещений по неотложной медицинской помощи на 1 жителя области достигнет к 2020 году 0,96 посещений в год (в 2013 году - 0,36 посещений на 1 жителя в год), что позволит сократить число вызовов и время доезда скорой медицинской помощи (таблица N 2).
Таблица N 2
Основные показатели оказания неотложной помощи
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество посещений по неотложной медицинской помощи на 1 жителя |
0,362 |
0,46 |
0,6 |
0,75 |
0,86 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
Расходы на неотложную помощь, млн. рублей |
75,28 |
114,41 |
168,73 |
217,43 |
277,83 |
338,71 |
364,8 |
383,0 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, % |
1,4 |
1,5 |
1,9 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
33. Развитие стационарозамещающих технологий.
Оказание медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области в дневных стационарах как менее затратной форме лечения осуществляется с 1998 года. В настоящее время медицинскую помощь в дневных стационарах оказывают 42 медицинские организации, осуществляющие первичную и специализированную медицинскую помощь.
С 2010 года структура типов дневных стационаров претерпела изменения: осуществляется развитие медицинской помощи в дневных стационарах при поликлинике. Так, число мест в дневных стационарах при стационаре сократилось с 892 до 134, при этом увеличилось число мест в дневных стационарах при поликлинике с 351 до 1 122.
С 2009 года дневные стационары имеют двухсменный график работы.
В последние годы в связи с развитием мер, направленных на выявление заболеваний на ранних стадиях (проведение нескольких видов диспансеризаций, функционирование Центров здоровья и т.п.), наблюдается рост заболеваемости населения. В большинстве случаев достаточно проведения лечения в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара.
В целях повышения доступности и качества оказания медицинской помощи планируется дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий и увеличение объемов оказания медицинской помощи на 1 жителя до 0,8 пациенто-дня на 1 жителя в год, а доля расходов увеличится с 2,8% в 2012 году до 8,0% в 2020 году (таблица N 3).
Таблица N 3
Основные показатели оказания медицинской помощи в дневных стационарах
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество пациенто-дней медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах на 1 жителя |
0,76 |
0,763 |
0,768 |
0,773 |
0,780 |
0,790 |
0,795 |
0,800 |
Расходы на медицинскую помощь в дневных стационарах, млн. рублей |
346,49 |
442,31 |
582,87 |
644,23 |
715,62 |
781,65 |
820,8 |
909,8 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в дневных стационарах от всех расходов на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, % |
6,3 |
5,1 |
5,9 |
6,9 |
7,5 |
7,9 |
8,0 |
8,0 |
34. Развитие скорой медицинской помощи.
35. Планируется продолжить реализацию мероприятий, направленных на обеспечение доступности и повышение качества оказания скорой медицинской помощи, снижение летальности больных при угрожающих жизни состояниях (таблица N 4):
1) оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим силами фельдшерских бригад, прошедших обучение, и эвакуация в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
2) постепенное расширение объема скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, с сохранением врачебных бригад интенсивной терапии и при необходимости других узкоспециализированных бригад;
3) повышение роли и эффективности использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии;
4) обучение основам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи работников государственной инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной охраны, полиции, водителей всех видов транспорта;
5) совершенствование и реорганизация службы скорой медицинской помощи в Костромской области с централизацией её управления (с помощью навигационной системы ГЛОНАСС).
Таблица N 4
Основные показатели оказания скорой медицинской помощи
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество вызовов скорой медицинской помощи на 1 жителя |
0,318 |
0,317 |
0,316 |
0,315 |
0,314 |
0,313 |
0,313 |
0,313 |
Расходы на скорую медицинскую помощь, млн. рублей |
337,69 |
374,6 |
429,49 |
442,91 |
446,21 |
442,93 |
456,0 |
478,8 |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи от всех расходов на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, % |
6,2 |
6,8 |
6,5 |
6,1 |
5,6 |
5,5 |
5,4 |
5,4 |
36. Развитие стационарной медицинской помощи.
37. Сеть стационарных медицинских организаций представлена 42 медицинскими организациями коечной мощностью 5 605 коек. Обеспеченность койками составила 84,6 на 10 000 населения, работа койки 321,7 койко/дня.
С 2005 года проведена инвентаризация сети круглосуточных стационаров, реструктуризированы круглосуточные койки в медицинских организациях, не имеющих ресурсов для организации медицинской помощи в соответствии с утверждёнными порядками. На сегодняшний день структура и мощность коечного фонда медицинских организаций приведены в соответствие с федеральными нормативами, сбалансированы объемы амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Для приведения в соответствие с действующим законодательством видов и профилей оказываемой медицинской помощи в медицинских организациях проведено поэтапное перепрофилирование коечного фонда. Проведена поэтапная реструктуризация коечного фонда, количество коек сокращено с 9 902 до 5 605 в 2013 году. Обеспеченность населения койками с 2005 года снизилась с 138,0 до 84,6 на 10 000 населения.
Планомерной работой по усилению контроля и соблюдением стандартов лечения, интенсификации лечения позволила сократить в 2012 году среднее число дней пребывания больного на койке по сравнению с 2005 года с 15,5 до 13,4. К 2013 году планируется дальнейшее снижение среднего пребывания больного на койке до 12,01 дней, увеличение оборота койки и уменьшение простоя.
38. Анализ эффективности работы коек по профилям показал, что проведенная реструктуризация коечного фонда была успешна. В настоящее время не наблюдается большой разбросанности показателей в работе коек, хотя стоит отметить, что все еще остаются высокими показатели по таким профилям, как гематологический, кардиологический, пульмонологический, гастроэнтерологический.
Достигнутая в ходе реструктуризации обеспеченность круглосуточными койками отвечает потребностям населения Костромской области в стационарной помощи.
Малочисленные узкоспециализированные койки выведены из структуры маломощных медицинских организаций и переведены в межмуниципальные медицинские центры, где созданы полноценные профильные отделения и оказывается медицинская помощь в соответствии со стандартами и порядками.
39. Межмуниципальные медицинские центры равномерно распределены по территории Костромской области. Выбор медицинских организаций, на базе которых организованы межмуниципальные медицинские центры, основан на возможностях оказания недостающих видов медицинской помощи в прикрепленных муниципальных образованиях, мощности медицинской организации, наличия соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения. Также важнейшим критерием выбора медицинских организаций для организации межмуниципальных медицинских центров является наличие дорог, регулярного движения межмуниципального транспорта и расстояние от сельских медицинских организаций до межмуниципального медицинского центра.
К каждому из межмуниципального медицинского центра прикреплены близлежащие муниципальные районы, где не имеется возможности оказания медицинской помощи, которые представлены в центре.
40. Дальнейшее развитие стационарной медицинской помощи будет направлено на внедрение порядков оказания медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также оснащение медицинских организаций современным медицинским оборудованием.
41. Планируется дальнейшее сокращение объемов стационарной медицинской помощи и расходов на ее оказание с одновременным развитием стационарозамещающих технологий (таблица N 5).
Таблица N 5
Основные показатели оказания стационарной медицинской помощи
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество койко-дней стационарной медицинской помощи на 1 жителя |
2,585 |
2,558 |
2,45 |
2,361 |
2,332 |
2,323 |
2,320 |
2,310 |
Расходы на стационарную медицинскую помощь (включая прочие виды помощи), млн. рублей |
3 204,7 |
3 646,4 |
4 271,8 |
4 350,5 |
4 390,0 |
4 352,2 |
4 560,2 |
4 692,4 |
Доля расходов на оказание стационарной медицинской помощи (включая прочие виды помощи) от всех расходов на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, % |
58,5 |
54,4 |
53,3 |
52,2 |
51,6 |
51,0 |
50,8 |
50,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.