Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общая характеристика текущего состояния и основных проблем сферы реализации муниципальной программы
1. Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в социально-экономической структуре Шарьинского муниципального района. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики. Деятельность малого и среднего предпринимательства оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие района: создает конкурентную рыночную среду, обеспечивает занятость населения, смягчая социальные проблемы.
По итогам 2013 года в Шарьинском районе зарегистрировано 224 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе: 37 - малых предприятий, и 173 - индивидуальных предпринимателей.
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике области составляет 34,4%. С 2011 года отмечается снижение среднесписочной численности работающих на средних предприятиях. Принимая во внимание значительное увеличение аналогичного показателя на малых и микропредприятиях, можно сделать вывод об имеющейся тенденции к дроблению бизнеса.
Основные показатели оценки уровня развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Шарьинском муниципальном районе
N |
Показатели |
Значение показателей |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, всего |
224 |
224 |
224 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
- малых предприятий, ед. |
34 |
35 |
37 |
|
- индивидуальных предпринимателей, чел. |
171 |
175 |
173 |
|
- крестьянских (фермерских) хозяйств, ед. |
18 |
13 |
13 |
|
- средних предприятий, ед. |
1 |
1 |
- |
2 |
Число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей |
22,2 |
22,5 |
22,5 |
3 |
Численность занятых в малом и среднем бизнесе - всего, чел. |
1312 |
1320 |
1200 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
- работающих на малых предприятиях, чел. |
572 |
570 |
560 |
|
- работающих в найме у предпринимателей, чел. (в том числе ИП) |
601 |
605 |
627 |
|
- работающих в крестьянских (фермерских) хозяйствах, чел. |
18 |
13 |
13 |
|
- работающих на средних предприятиях, чел. |
121 |
132 |
- |
4 |
Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике муниципального образования, % |
34,3 |
34,3 |
34,4 |
5 |
Оборот субъектов малого предпринимательства, млн. руб. (оборот индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств определяется расчетно) |
295,9 |
380,3 |
398,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
- отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. руб. |
113,6 |
187,3 |
192,0 |
|
- продано товаров несобственного производства, млн. руб. |
182,3 |
193,0 |
206,0 |
6 |
Оборот субъектов среднего предпринимательства, млн. руб. |
197,5 |
215,6 |
- |
7 |
Удельный вес объема производства в малом бизнесе в общем объеме производства, % |
31,6 |
46,5 |
47,0 |
8 |
Поступление налогов и сборов от субъектов малого предпринимательства в местный бюджет - всего, тыс. руб. |
20454,9 |
20668,3 |
21492,5 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
- единого налога на вмененный доход, тыс. руб. |
2260,8 |
2835,3 |
2942,7 |
|
- налога по упрощенной системе налогообложения, тыс. руб. |
1484,5 |
- |
3653,2 |
|
- единого сельскохозяйственного налога, тыс. руб. |
58,9 |
173,8 |
77,9 |
|
- налога на доходы физических лиц, тыс. руб. |
4884,1 |
6640,0 |
6400,0 |
|
- арендная плата за использование недвижимого имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, тыс. руб. |
5966,5 |
6819,2 |
6118,7 |
|
- другие налоги и сборы, тыс. руб. |
5800,1 |
4200,0 |
2300,0 |
9 |
Удельный вес поступления налогов и сборов от субъектов малого предпринимательства в собственных доходах бюджета муниципального образования, % |
48,8 |
50,0 |
50,0 |
10 |
Размер средств, предусмотренных на поддержку малого и среднего предпринимательства в местном бюджете, тыс. руб. |
147,0 |
157,0 |
167,0 |
11 |
Размер средств, фактически направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства из местного бюджета, тыс. руб. (указать конкретные мероприятия, на реализацию которых направлены средства, с объемом финансирования по каждому мероприятию) |
147,0 |
157,0 |
167,0 |
12 |
Удельный вес расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства в общих расходах муниципального образования, % |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
13 |
Инвестиции в основной капитал малых предприятий, тыс. руб. |
118538,7 |
119700 |
130050 |
14 |
Размер предоставленных в аренду субъектам малого предпринимательства площадей недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, кв. м. |
465 |
238,6 |
238,6 |
15 |
Площадь предоставленных в аренду субъектам малого предпринимательства земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, тыс. кв. м. |
8348 |
9566,7 |
9566,7 |
2. За 2013 год поступления налогов по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет района составили 6,7 млн. руб., что в 2,2 раза выше показателя предыдущего года.
Оборот малых предприятий (в том числе микропредприятий) в 2013 году составил 398 млн. руб. с ростом к 2012 году на 4,6.
3. Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности на протяжении ряда лет существенно не меняется. Это предприятия и индивидуальные предприниматели, занятые обрабатывающим производством, сельхозпроизводством и в сфере розничной торговли.
Реализуемые в рамках муниципальной целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства меры стимулируют предпринимательскую инициативу.
Несмотря на наличие положительной динамики развития субъектов малого и среднего предпринимательства в районе, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
В настоящий момент развитие сдерживается по следующим причинам:
ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и высокой стоимостью банковских кредитов;
недостаточность собственного капитала и оборотных средств у субъектов предпринимательской деятельности, необходимых для технического перевооружения и повышения производительности труда;
высокий уровень арендной платы за используемые производственные помещения;
высокая кадастровая стоимость земельных участков, что приводит к высокому уровню арендной платы за землю и высокому земельному налогу;
недостаток рабочих кадров на рынке труда, а также высококвалифицированных специалистов в сельских поселениях района;
изменение федерального законодательства, связанного с увеличением налоговых отчислений для индивидуальных предпринимателей.
4. Необходимость разработки муниципальной программы на предстоящие 2014 - 2020 годы и решения задач по развитию предпринимательства обусловлены рядом объективных факторов:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их решения путем разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
имеющимся положительным опытом, накопленным при реализации муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Шарьинском муниципальном районе" на 2010 - 2013 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.