Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния жилищно-коммунальной сферы Костромской области
10. Стабильность работы и уровень предоставляемых услуг жилищно-коммунального комплекса непосредственно оказывают влияние на качество жизни населения и развитие экономики Костромской области.
11. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Костромской области и в целом Российской Федерации заключалось в нескольких важных этапах, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
12. Осуществленные в 2005 - 2013 годах мероприятия в жилищно-коммунальной сфере Костромской области обеспечили переход от планово-административных методов регулирования к использованию рыночных механизмов при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан.
13. Однако жилищно-коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Нельзя считать решенной задачу обеспечения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
14. Одновременно с этим текущее состояние жилищно-коммунального комплекса является сдерживающим фактором дальнейшего развития населенных пунктов Костромской области. Высокая стоимость эксплуатационных затрат, с одной стороны, и социально обоснованные ограничения роста тарифов на коммунальные услуги, с другой, не позволяют осуществлять компаниям масштабные инвестиции в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для реконструкции, расширения, нового строительства основных фондов систем жизнеобеспечения.
15. Проблемы в сфере управления многоквартирными домами в Костромской области являются одними из наиболее социально острых и социально значимых.
16. На территории Костромской области общая площадь жилищного фонда составляет 16,9 млн. кв. м, из них в аварийном состоянии 149,6 тыс. кв. м, в ветхом 468,1 тыс. кв. м.
17. Всего на территории области 34 312 многоквартирных домов, общей площадью 11,8 млн. кв. м. В управлении управляющими организациями находится 22,5 процента многоквартирных домов, товариществ собственников жилья (ТСЖ) - 4,9 процента, в непосредственном управлении находятся 66,5 процента.
18. На территории Костромской области осуществляют деятельность 82 управляющих организации (78 - частной формы собственности, 4 - муниципальной формы собственности), 379 товариществ собственников жилья (ТСЖ).
19. Уровень физического износа жилищного фонда на начало 2013 года составлял:
1) до 30 процентов - 60 процентов (10 075,6 тыс. кв. м),
2) свыше 30 процентов - 40 процентов (6 708,4 тыс. кв. м).
20. В рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на территории Костромской области с 2008 года проведен капитальный ремонт в 1 865 многоквартирных домах общей площадью 3,5 млн. кв. м, улучшены условия проживания 1 58,4 тыс. чел. Стоимость выполненных работ составила 1 533 млн. руб. Как правило, капитальный ремонт осуществлялся в минимально необходимых объемах, в лучшем случае - с частичной модернизацией. При капитальных ремонтах не ставилась задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и, тем более, повышения уровня благоустройства дома.
21. Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях. По состоянию на 1 января 2013 года удельный вес площади всего жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составил 71 процент, канализацией - 63 процента, централизованным отоплением - 66 процентов. В сельской местности удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составил 50 процентов, канализацией - 30 процентов, централизованным отоплением - 31 процент.
22. При этом даже достигнутые объемы работ по капитальному ремонту многоквартирных домов лишь в минимальной степени обеспечены взносами собственников жилых помещений. Практически не применяются кредитные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения энергосервисных контрактов.
23. Недостаточная заинтересованность населения в решении вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства препятствует организации эффективного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
24. Поправками, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Жилищный кодекс Российской Федерации, обязанность по финансированию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов окончательно возложена на собственников помещений в таких домах.
25. Законодательством предусмотрено создание условий для возможности накопления средств собственников, обеспечивающих их сохранность. Аккумулирование накоплений возможно как на специальном банковском счете, открываемом для отдельно взятого многоквартирного дома, так и на счетах специализированной некоммерческой организации, создаваемой субъектом Российской Федерации. При этом в отношении последней субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за все убытки, причиненные собственникам помещений многоквартирного дома как в связи с некачественным управлением средствами, так и в связи с некачественным либо несвоевременно проведенным ремонтом.
26. Особое значение имеет размер минимального взноса, устанавливаемый органами государственной власти субъекта Российской Федерации, который должен обеспечивать необходимый объем накоплений для проведения всего комплекса работ по капитальному ремонту за период действия региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который на территории Костромской области установлен на 30 лет, и в то же время быть доступным для граждан, не приводя к ситуации невозможности осуществления данных накоплений. Учитывая текущее социально-экономическое положение населения, следует признать, что установить экономически обоснованный и необходимый объем такого взноса в ближайшие годы не представляется возможным, следовательно, необходимо прогнозировать недостаточность накоплений на своевременное проведение капитального ремонта за счет взносов собственников, а значит, предусматривать иные дополнительные источники финансирования этих работ.
27. Одновременно с этим существует закрепленная статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления (как бывших наймодателей) выполнять капитальный ремонт домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, сохраняется обязанность государства по финансированию капитального ремонта всех жилых домов, в которых права собственности на жилые помещения возникли в результате приватизации в случае, если такой капитальный ремонт не проведен до даты приватизации первого жилого помещения в данном доме.
28. Вышеизложенное требует предусматривать предоставление мер государственной и муниципальной поддержки для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, что закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации и Законе Костромской области от 25 ноября 2013 года N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области".
29. Основными в жилищной сфере являются следующие проблемы:
1) высокая степень износа жилищного фонда;
2) отсутствие эффективной системы финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и стимулирования собственников к принятию решений, необходимых для своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
3) низкий уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах для совместного решения важных вопросов по управлению многоквартирным домом, формированию платы за жилое помещение (управление, содержание и текущий ремонт), осуществлению контроля за выполнением управляющей организацией своих обязательств по договору управления, контроля качества предоставления коммунальных услуг и формирования платы за коммунальные услуги;
4) низкий уровень благоустройства многоквартирных домов в малых городах и сельских поселениях.
30. Общая протяженность водопроводных и канализационных сетей области составляет 2 980 км и 978 км соответственно, из них нуждается в замене 1 396 км (47 процентов) и 445 км (46 процентов) соответственно. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составила 926 км, из общей протяженности трубопроводов 306 км (33 процента) нуждаются в замене.
31. Физический износ коммунальной инфраструктуры в среднем по Костромской области составляет около 60 процентов, поэтому надежность систем жизнеобеспечения находится на низком уровне.
32. Потери и утечки воды и тепловой энергии значительно превышают допустимый уровень. В среднем по Костромской области неучтенные потери воды (коммерческие и физические) составляют около 28,9 процента от объема воды. Потери тепловой энергии в процессе производства и транспортировки составляют в среднем 14,6 процента. Эти показатели являются одними из самых высоких в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО).
33. Качество сырой воды подземных источников не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к питьевой воде, по содержанию железа, цветности; в отдельных скважинах - по мутности, фтору, окисляемости, сероводороду, нитрату аммония.
34. Основные мощности сооружений сконцентрированы в городах и крупных поселках, тогда как в большинстве сельских населенных пунктов полностью отсутствуют станции водоподготовки. Пропуск воды через очистные сооружения в общем объеме поданной воды в городских поселениях составляет 94 процента, а в сельской местности всего 7 процентов. Эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативное содержание, в первую очередь, железа в очищенной питьевой воде. Системы обеззараживания воды также работают недостаточно эффективно. В городских округах город Буй и город Шарья существующие очистные сооружения водопровода работают с перегрузкой.
35. Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России и Костромской области. Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни. Отсутствие чистой воды является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличивается степень риска возникновения "воднозависимых патологий" и усиливается воздействие на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.
36. Аналогичное положение дел с системами и объектами водоотведения. Пропуск сточных вод через очистные сооружения в процентах к общему пропуску сточных вод составляет 94 процента, в том числе: в городских поселениях - 98 процентов, в сельской местности - 50 процентов.
37. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), сохраняется высокое химическое и особенно микробное загрязнение воды поверхностных водоемов в местах водозаборов, черте населенных мест и зонах рекреаций. Причиной загрязнения поверхностных водных объектов в Костромской области является сброс неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, дренажных вод.
38. В настоящее время в 15 населенных пунктах области требуется реконструкция действующих канализационных очистных сооружений (далее - КОС), качество очистки сточных вод которых не удовлетворяет действующим требованиям. В 11 населенных пунктах (с численностью населения более 1 тыс. чел.) необходимо строительство очистных сооружений.
39. В 2013 году на территории Костромской области снабжение тепловой энергией и горячей водой населения и учреждений (организаций), финансируемых из бюджетов всех уровней, осуществляли 932 котельные суммарной мощностью 1 679 Гкал/ч.
40. Основная часть теплоисточников Костромской области (73,8 процента) работает на твердом виде топлива. На газообразном и жидком топливе работают 18,3 и 0,4 процента источников теплоснабжения соответственно. На других видах топлива (электроэнергия, отходы деревообработки) работают 7,5 процента.
41. Ежегодно в планах мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы муниципальных образований к работе в осенне-зимний период предусматривается замена инженерных сетей не менее 5 процентов от общей протяженности. При этом реализуемые мероприятия позволяют лишь не допустить рост изношенных сетей, а не снизить их количество в целом.
42. Последствиями недофинансирования капитального ремонта инженерных сетей будет рост аварий и инцидентов на них, а также рост количества убыточных организаций коммунального комплекса.
43. На протяжении ряда лет жилищно-коммунальная отрасль остается убыточной. За 2013 год финансовым результатом работы отрасли (жилищные, коммунальные, прочие услуги) является убыток в сумме 350 млн. руб. (по итогам 9 месяцев 2013 года убыток от основных видов деятельности "доходы-расходы" 336,1 млн. руб.). Кроме действующих предприятий ещё 28 находятся в процедуре банкротства: 3 в процедуре наблюдения и 25 в процедуре конкурсного производства.
44. Убыточность отрасли обусловлена низкой эффективностью имеющегося оборудования, значительным его износом и вследствие этого значительными потерями ресурсов, несоответствием (превышением) установленной мощности присоединённым нагрузкам, которое не позволяет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.